Актуальные проблемы по выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения гражданину Российской Федерации, уволенному с военной службы после 1 января 2005 года, и членам его семьи

(Ефремов А. В., Чередниченко Ю. В., Очков А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2010, N 6)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ВЫПЛАТЕ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАЕМ (ПОДНАЕМ) ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ГРАЖДАНИНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УВОЛЕННОМУ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПОСЛЕ 1 ЯНВАРЯ 2005 ГОДА, И ЧЛЕНАМ ЕГО СЕМЬИ

А. В. ЕФРЕМОВ, Ю. В. ЧЕРЕДНИЧЕНКО, А. В. ОЧКОВ

Военные законы должны иметь социальную направленность.

Председатель Комитета Государственной Думы по обороне В. Заварзин

Ефремов А. В., старший юрисконсульт военного комиссариата Чувашской Республики, подполковник юстиции.

Чередниченко Ю. В., старший юрисконсульт военного комиссариата Республики Марий Эл, майор юстиции.

Очков А. В., старший юрисконсульт военного комиссариата Республики Мордовия, майор юстиции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 утверждены Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей и Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей. Установлено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее — денежная компенсация) военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту (далее — военнослужащие), гражданам Российской Федерации (далее — граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем: — в городах Москве и Санкт-Петербурге — 15000 руб.; — в других городах и районных центрах — 3600 руб.; — в прочих населенных пунктах — 2700 руб. Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50% при следующих условиях: — совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, проживают три и более членов семьи; — семья военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, или гражданина, уволенного с военной службы, вставшего на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях и погибшего (умершего) после увольнения с военной службы, состоит из четырех и более человек. Выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, осуществляется ежемесячно за счет и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба. Выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. Финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы. Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей определяет порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы. В случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих и членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров <1>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих» (постатейный) (под ред. А. В. Кудашкина, К. В. Фатеева) включен в информационный банк согласно публикации — «За права военнослужащих», 2005 (4-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— <1> Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих». 5-е изд., перераб. и доп. М., 2009.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 г. принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 г. принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 вышеназванного Федерального закона. В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. Такой порядок определен в Положении о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909. На практике нередки случаи, когда военнослужащие, уволенные после 1 января 2005 г. с их согласия без предоставления им жилой площади, но вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях в муниципальных образованиях до 1 января 2005 г., не получают денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. При этом суды выносят противоречивые решения при рассмотрении соответствующих споров. В основу решений одних судей положено толкование п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», что условиями для выплаты денежной компенсации являются не только постановка на учет нуждающихся до 1 января 2005 г., но и увольнение из Вооруженных Сил Российской Федерации до этого срока. Другие судьи полагают, что достаточно, чтобы постановка на учет в муниципальных образованиях была осуществлена до 1 января 2005 г. В настоящей статье авторы предлагают рассмотреть на примере решения мирового судьи данные вопросы, которые являются достаточно актуальными для военнослужащих, уволенных после 1 января 2005 г. Гражданин А. обратился к мировому судье с иском к военному комиссариату о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения, указывая на то, что он уволен из Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с организационно-штатными мероприятиями 22 декабря 2006 г., имеет общую продолжительность военной службы 14 лет. Уволен с военной службы с зачислением в запас без предоставления жилого помещения, с оставлением в очереди на получение жилья с последующим правом на получение и реализацию государственного жилищного сертификата. Истец с 1997 г. состоит на учете в администрации г. Ш. на получение жилой площади. Истец со своей семьей снимает квартиру с оплатой найма согласно договору. С января 2007 г. выплата денежной компенсации за наем жилого помещения истцу не производится, в результате образовалась задолженность в размере 18000 руб. Истец просил взыскать указанную задолженность 18000 руб. с военного комиссариата, а также обязать военный комиссариат в дальнейшем, до получения жилой площади, выплачивать денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в размере 18000 руб. в месяц. В судебном заседании истец в соответствии со ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования и просил обязать военный комиссариат выплатить истцу денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в размере 18000 руб. в месяц за период с января по октябрь 2007 г., а также обязать военный комиссариат выплачивать истцу денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в размере 18000 руб. в месяц с 1 ноября 2007 г. до фактического предоставления жилого помещения либо фактического предоставления субсидии по государственному жилищному сертификату в размере, предусмотренном договором найма, но не более установленного размера в соответствии с действующим законодательством. Представитель ответчика военного комиссариата Щ., действующая на основании доверенности от 4 апреля 2007 г., исковые требования не признала, пояснив суду, что Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей» и утвержденное указанным Постановлением Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей распространяется только на лиц, уволенных с военной службы и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях. А., хотя и встал на учет до 1 января 2005 г., однако уволен с военной службы после 1 января 2005 г., а именно 22 декабря 2006 г., следовательно, действие упомянутого выше Постановления Правительства Российской Федерации на истца не распространяется. Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, оценив доказательства по делу в совокупности, мировой судья пришел к следующему. Судом установлено, что 22 декабря 2006 г. истец уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеет продолжительность военной службы, т. е. выслугу лет в календарном исчислении, 14 лет, что подтверждается выпиской из приказа военного комиссара от 22 декабря 2007 г. А. с 21 июля 1997 г. администрацией г. Ш. включен в список очередников на получение жилых помещений, что подтверждается соответствующей выпиской. Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами и не оспариваются сторонами по делу. Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. Согласно ст. ст. 15 и 18 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина являются непосредственно действующими, они определяют содержание и применение законов. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» является законом прямого действия; поскольку указанный Федеральный закон не содержит оснований для отказа лицам, уволенным с военной службы после 1 января 2005 г., в реализации права на выплату денежной компенсации за наем жилья, то доводы представителя военного комиссариата о нераспространении действия Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 на А. суд посчитал необоснованными. Поскольку право А. на получение денежной компенсации за наем жилья до обеспечения жилым помещением либо до фактического предоставления субсидии по государственному жилищному сертификату гарантировано п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», суд признал доводы истца обоснованными, а его исковые требования — подлежащими удовлетворению. На момент написания настоящей статьи Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и изучает жалобу Г., который досрочно уволился из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации в 2007 г. по состоянию здоровья без предоставления жилого помещения с его согласия, снимает жилое помещение и состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, по вопросу невыплаты ему денежной компенсации за поднаем жилого помещения. Конституционный Суд Российской Федерации, изучая материалы дела, проверяет, соответствуют ли Конституции Российской Федерации положения абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и п. 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей. Остается надеяться на то, что Конституционный Суд Российской Федерации раз и навсегда поставит точку в данном вопросе. Однако остается нерешенным вопрос: почему военнослужащие, уволенные после 1 января 2005 г. и оставленные в списках нуждающихся в жилых помещениях в воинских частях (в том числе на получение жилых помещений по избранному месту жительства), не обеспеченные жилыми помещениями по месту службы, лишены права на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения?

——————————————————————