Изменение военнослужащим размера надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы ранее периода, на который она установлена, при изменении условий военной службы

(Выскубин А. А.) («Право в Вооруженных Силах», 2010, N 7)

ИЗМЕНЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ РАЗМЕРА НАДБАВКИ ЗА СЛОЖНОСТЬ, НАПРЯЖЕННОСТЬ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ РАНЕЕ ПЕРИОДА, НА КОТОРЫЙ ОНА УСТАНОВЛЕНА, ПРИ ИЗМЕНЕНИИ УСЛОВИЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

А. А. ВЫСКУБИН

Выскубин А. А., кандидат юридических наук, подполковник юстиции.

Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размерах и порядке, определяемых Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, до 120% оклада по воинской должности. С 1 октября 2006 г. действует Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200 (с последующими изменениями и дополнениями), которым утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. В числе других выплат указанным нормативным правовым актом регулируется порядок выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы. Вопросы выплаты указанной надбавки уже многократно рассматривались на страницах журнала «Право в Вооруженных Силах». Однако до сих пор практика применения указанных норм судами неоднозначна. Согласно Обзору судебной практики рассмотрения гарнизонными военными судами Московского окружного военного суда гражданских дел за второе полугодие 2009 г., доведенному для изучения судьями и учета в судебной работе до гарнизонных военных судов указанием председателя Московского окружного военного суда от 19 января 2010 г. N 36/275, размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим может быть изменен ранее периода, на который она установлена, при изменении условий военной службы. Приведем пример судебной практики из вышеназванного Обзора. Военный прокурор Воронежского гарнизона обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов О. В. Брезжунова, в котором указал, что с 1 апреля 2009 г. последний был выведен в распоряжение военного комиссара Левобережного и Железнодорожного районов г. Воронежа и приказом названного должностного лица от 1 апреля 2009 г., с учетом изменений, внесенных приказом того же должностного лица от 14 мая 2009 г., ему была установлена с 1 апреля того же года выплата надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере 50% от оклада по воинской должности. Полагая права Брезжунова нарушенными, военный прокурор просил суд вышеуказанные приказы должностного лица признать незаконными и их отменить, обязав его выплатить Брезжунову надбавку с 1 апреля по 31 августа 2009 г. в размере 115%. Удовлетворяя указанные требования, суд положил в основу своего решения то обстоятельство, что в период с апреля по август 2009 г. заявитель находился на военной службе, а также то, что Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» не содержит указаний об утрате военнослужащим права на получение денежного довольствия в связи с нахождением в распоряжении. При этом, удовлетворяя в указанной части требования, суд первой инстанции со ссылками на п. 109 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, пришел к ошибочному выводу о том, что условия военной службы в период нахождения в распоряжении изменены не были и в приказах отсутствуют указания об этом. Однако гарнизонный военный суд не учел, что в соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, выплачивается ежемесячная надбавка в размерах и порядке, определяемых Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), до 120% оклада по воинской должности. Согласно п. п. 108 — 109 вышеназванного Порядка надбавка выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы; в частности, для старших офицеров — в размере до 120% оклада по воинской должности, а конкретные размеры надбавки устанавливаются приказом командира воинской части не более чем на один год. По решению соответствующих командиров (начальников) размер надбавки военнослужащим может быть изменен ранее периода, на который она установлена, при изменении условий военной службы. По окончании периода, на который была установлена надбавка, командиром воинской части принимается решение о продлении выплаты надбавки или изменении ее размера, о чем издается приказ по воинской части. Как видно из материалов дела, приказом должностного лица от 1 апреля 2009 г. с внесенными в него изменениями приказом от 14 мая 2009 г. Брезжунову как находящемуся в распоряжении установлена надбавка в размере 50% оклада по воинской должности. При таких обстоятельствах сам факт нахождения в распоряжении и отстранения заявителя в связи с этим от выполнения возложенных на него ранее должностных обязанностей явился законным основанием для изменения размера надбавки и издания приказа о вышеизложенном должностного лица, поскольку изменились условия прохождения военной службы. Более того, должностное лицо, чьи действия обжалуются, установив надбавку в размере 50%, действовало в пределах предоставленных ему полномочий и не допустило их превышения. Кроме того, ссылка суда первой инстанции об отсутствии указаний в оспариваемых заявителем приказах об основаниях произведенных изменений не свидетельствует о незаконности действий должностного лица, так как Порядок, который регламентирует установление и выплату надбавки, не содержит требования об обязательном указании в приказе об основаниях изменения размера надбавки. Однако в суде должностное лицо обязано доказать причину изменения размера надбавки. В суде первой инстанции представитель должностного лица обосновал необходимость изменения надбавки тем, что в связи с выводом в распоряжение у заявителя круг обязанностей значительно уменьшился, что является изменением условий службы. Судебная коллегия в связи с неправильным применением норм материального права решение суда в этой части отменила и, не передавая дело на новое рассмотрение, приняла новое решение об отказе в требованиях заявителя. Однако с данным выводом суда, на взгляд автора настоящей статьи, нельзя согласиться по следующим основаниям. Ранее проверка законности вышеуказанного пункта в несколько иной редакции являлась предметом судебного разбирательства в Верховном Суде Российской Федерации. Рассмотрев гражданское дело по заявлению К. В. Галанина, суд вынес решение от 20 марта 2007 г. N ВКПИ07-18 <1>, которое вступило в законную силу. В мотивировочной части данного судебного постановления суд указал следующее. ——————————— <1> Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2007 г. N КАС07-270 указанное решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации оставлено без изменения.

На основании ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и в связи с необходимостью компенсации утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся военнослужащим в натуральной форме, п. 4 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был изложен в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2005 г. Согласно указанной редакции п. 4 ст. 13 Федерального закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размерах и порядке, определяемых Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), до 120% оклада по воинской должности. Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы отдельным категориям военнослужащих в зависимости от места проживания и прохождения военной службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения военнослужащих в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму. Основываясь на нормах закона, Правительство Российской Федерации 31 января 2005 г. приняло Постановление N 47, которым установило, что для возмещения фактических затрат по проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), уплате земельного налога и налогов на имущество физических лиц военнослужащим, проходящим службу (военную службу по контракту) в городах Москве и Санкт-Петербурге, в Московской и Ленинградской областях, производится выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) в увеличенных размерах. При этом Правительство Российской Федерации в своем Постановлении установило только предельные повышенные размеры ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы для перечисленных категорий военнослужащих и предоставило соответствующим руководителям федеральных органов исполнительной власти право самим определять порядок выплаты указанной ежемесячной надбавки и ее конкретный размер. Таким образом, исходя из приведенных нормативных правовых норм на законодательном уровне четко определено, что выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы производится в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения ими военной службы. Кроме того, согласно выводам, указанным в решении Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 2007 г. N ВКПИ06-94 <2>, к условиям производства выплаты указанной надбавки относятся только состав военнослужащих и местность прохождения ими военной службы. В этой связи, несмотря на сохранение старого названия данной надбавки, поменялось ее существо и одновременно были четко определены критерии для ее выплаты. Законодатель, отменяя для всех категорий военнослужащих льготы в натуральной форме, предусмотрел их компенсацию для всех категорий военнослужащих (в том числе и находящихся в распоряжении) в виде увеличения надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, одновременно изменив ее сущность и основания выплаты. ——————————— <2> Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 15 марта 2007 г. N КАС07-66 указанное решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации оставлено без изменения.

Местность прохождения военной службы привязывается к административно-территориальному делению. Составы военнослужащих установлены в ст. 46 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Кроме того, исходя из преамбулы и ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, а также из абз. 2 п. 4 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», одной из целей производства ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы явилась компенсация утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся военнослужащим в натуральной форме. Одновременно Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и Постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 г. N 47 определяют только предельные размеры надбавки и делегируют полномочия по установлению порядка ее выплаты и конкретного размера с учетом перечисленных двух оснований Министерству обороны Российской Федерации. Во исполнение возложенного на него полномочия Министр обороны Российской Федерации 30 июня 2006 г. издал Приказ N 200, которым утвердил Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Порядок). Пунктом 108 Порядка определены размеры ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. При этом сами размеры надбавки установлены исходя из составов военнослужащих согласно штатному воинскому званию по занимаемой воинской должности и места прохождения военной службы, что согласуется с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ. Пункт 110 Порядка фактически дублирует содержание Постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 г. N 47, предусматривает возможность выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в увеличенных размерах и устанавливает порядок выплаты надбавки в увеличенном размере. Конкретные размеры повышенной надбавки также ставятся в зависимость от состава военнослужащих, местности прохождения военной службы и имеют целью компенсацию утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся военнослужащим в натуральной форме, т. е. п. 110 Порядка, как и п. 108, полностью основан на положениях федерального законодательства. В п. 109 Порядка установлены правила производства выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы отдельно взятому военнослужащему. Согласно указанному пункту конкретные размеры надбавки устанавливаются приказом командира воинской части (для командира, начальника — приказом вышестоящего командира, начальника) не более чем на один год. По решению соответствующих командиров (начальников) размер надбавки военнослужащим может быть изменен ранее периода, на который она установлена, при изменении условий военной службы. Пункт 4 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 г. N 47 предоставляют право Министерству обороны Российской Федерации определять только конкретные размеры надбавки, исходя из состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, а также порядок ее выплаты. Устанавливая в п. 108 Порядка конкретный размер надбавки различным категориям военнослужащих в зависимости от их состава и местности прохождения военной службы, а в п. 109 — возможность его изменения при изменении условий военной службы (что возможно при изменении состава военнослужащих либо местности прохождения военной службы), Министр обороны Российской Федерации не вышел за рамки предоставленных ему полномочий. Таким образом, законодатель в п. 109, определяя возможность его изменения при изменении условий военной службы, под этим изменением имел в виду изменение состава военнослужащих либо местности прохождения военной службы, а не изменение у военнослужащего круга обязанностей в связи с зачислением его в распоряжение ближайшего начальника. Данный вывод суда подтверждается и решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. N ВКПИ08-75 по заявлению К. о признании абз. 1 п. 109 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, незаконным и недействующим с момента вступления в силу <3>. ——————————— <3> Справка о судебном решении и отдельных определениях, вынесенных Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в ноябре 2008 года. Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».

Рассмотрев гражданское дело, Военная коллегия отказала в удовлетворении заявления по следующим основаниям. Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размерах и порядке, определяемых Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, до 120% оклада по воинской должности. Таким образом, вопреки мнению заявителя, федеральным законом Министру обороны Российской Федерации предоставлено право определять не только порядок, но и размеры указанной надбавки. Ранее проверка законности вышеуказанного пункта в несколько иной редакции являлась предметом судебного разбирательства в Верховном Суде Российской Федерации. На основании вступившего в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 20 марта 2007 г. N ВКПИ07-18 Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. N 367 «О внесении изменений в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200» в п. 109 внесены изменения, которые оспариваются заявителем в части слов «при изменении условий военной службы». Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. N 367 зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 октября 2007 г. за N 10262, официально опубликован и соответствует требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам. Утверждение заявителя о несоответствии вышеназванному Федеральному закону данной редакции абз. 1 п. 109 Порядка в части слов «при изменении условий военной службы» является безосновательным, поскольку под изменениями условий военной службы в контексте данного Приказа с учетом выводов, указанных в решении Верховного Суда Российской Федерации от 20 марта 2007 г. N ВКПИ07-18, понимается изменение состава военнослужащих или местности прохождения военной службы, что полностью соответствует требованиям п. 4 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Что же касается возможности выплаты данной надбавки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в период нахождения в распоряжении командиров (начальников), то она положительно разрешена в п. 46 Порядка. Абзац 1 п. 109 этого нормативного акта вопреки мнению заявителя как в целом, так и в части слов «при изменении условий военной службы» не противоречит Федеральному закону «О статусе военнослужащих». Таким образом, исходя из выводов судебных постановлений Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации правом на получение надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы обладают все военнослужащие в связи с отменой ряда льгот, ранее предоставлявшихся в натуральном выражении. Согласно п. п. 10, 12 ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ с 1 января 2005 г. военнослужащие были лишены льгот по проезду на общественном транспорте городского, пригородного и местного сообщения, льгот по уплате земельного налога и налогов на имущество физических лиц, а также ряда иных льгот. При этом утрата данных льгот произошла у всех категорий военнослужащих, как у проходящих военную службу на должностях, так и у зачисленных в распоряжение командиров (начальников). Следовательно, все военнослужащие обладают правом на компенсацию соответствующих льгот. Объем данной компенсации может различаться только в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения ими военной службы, что обусловлено размером фактических затрат военнослужащих, возникших в связи с утратой льгот. При установлении военнослужащим, зачисленным в распоряжение ближайшего командира (начальника), указанной надбавки в пониженном размере в связи с изменением круга обязанностей у последних по сравнению с другими военнослужащими уменьшается совокупный объем финансирования утраченных льгот, а условия предоставления соответствующих гарантий ухудшаются. Таким образом, по нашему мнению, снижение надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы отдельным категориям военнослужащих, в то время как иные военнослужащие, относящиеся к тому же составу и проходящие военную службу в той же местности, будут ею обеспечены, противоречит действующему законодательству.

——————————————————————