Внутригосударственный механизм имплементации международного гуманитарного права

(Мельникова М. И.)

(«Военно-юридический журнал», 2010, N 8)

ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

М. И. МЕЛЬНИКОВА

Мельникова М. И., Казанский ГУ им. В. И. Ульянова-Ленина, юридический факультет.

В настоящее время существует сильный контраст между разработанными положениями гуманитарного права и периодическими их нарушениями во время конфликтов по всему миру. Основную ответственность за соблюдение норм международного гуманитарного права (МГП) несут сами государства, они обязаны обеспечивать соблюдение и выполнение норм.

Центральным обязательством в комплексе мер внутригосударственного характера, предусматриваемых для выполнения норм МГП, является обязательство по введению в действие уголовного законодательства, предназначенных для наказания лиц, виновных в совершении серьезных нарушений его норм.

Процесс имплементации МГП обладает рядом существенных особенностей, предопределяемых его протеканием в двух правопорядках: международном и национальном. Возникающие в связи с заключением международного договора международные правоотношения регулируются непосредственно нормами, зафиксированными в договоре. Внутригосударственные правоотношения, возникающие вследствие принятия государством международных обязательств, регулируются национальными нормами права.

Важнейшим документом на национальном уровне в Российской Федерации является проект Наставления по применению норм международного гуманитарного права в Вооруженных Силах РФ, над апробацией которого работает наша конференция.

Длительное время принципы суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние дела обусловливали самостоятельность определения данными субъектами международных обязательств, средств обеспечения их реализации, структуры и полномочий государственных органов по реализации предписаний, вытекающих из норм международного права.

Вместе с тем в последние десятилетия наблюдается тенденция к расширению взаимодействия двух систем права. Влияние международного права на содержание внутригосударственного механизма имплементации его норм выражается в воздействии на содержание норм национальных актов вновь принятых международных актов.

Этот механизм можно определить как совокупность национальных правовых средств, применяемых государством — участником международных договоров в области защиты жертв вооруженных конфликтов, и государственных органов, уполномоченных на реализацию международных обязательств, вытекающих из норм этих договоров и осуществляющих правообеспечительную деятельность, формирование национальной правоприменительной практики в соответствии с требованиями международно-правовых норм в данной сфере.

Основными элементами механизма имплементации норм МГП на национальном уровне, присущими любому государству, являются:

а) правовые средства обеспечения реализации международных обязательств по защите жертв войны на внутригосударственном уровне. К ним относятся:

— нормативные правовые акты общего характера, регулирующие вопросы соотношения международного и внутригосударственного права, заключения, исполнения и прекращения действия международных договоров, нормотворческой деятельности, компетенцию государственных органов в области имплементации международного права;

— национальные правовые акты, принимаемые в целях обеспечения реализации международных обязательств по конкретным международным договорам;

— правообеспечительная деятельность государственных органов, связанная с имплементацией на внутригосударственном уровне предписаний, содержащихся в нормах международного гуманитарного права;

— национальная правоприменительная практика.

б) система государственных органов, уполномоченных на реализацию международных обязательств, вытекающих из международного гуманитарного права. Государства в законодательном порядке устанавливают систему специальных органов имплементации, в общих чертах регламентируют обязанности по имплементации всех государственных органов, в чью компетенцию входят вопросы, регулируемые международными договорами, обычно это главы государств, парламенты, правительства.

Система органов имплементации, как правило, нормативно определяется конституцией государства, а также иными актами законодательства, регулирующими отношения по заключению, исполнению и денонсации международных договоров, осуществлению правотворческой деятельности, определяющими юридический статус государственных органов и т. д.

Именно поэтому он в той или иной мере пронизывает содержание всех элементов внутригосударственного механизма имплементации международного гуманитарного права.

——————————————————————