Изменения внесли — вопросы остались? (к вопросу о нововведениях в Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации)

(Трощенко Р. А.) («Право в Вооруженных Силах», 2010, N 9)

ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕСЛИ — ВОПРОСЫ ОСТАЛИСЬ? (К ВОПРОСУ О НОВОВВЕДЕНИЯХ В ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

Р. А. ТРОЩЕНКО

Трощенко Р. А., преподаватель Краснодарского ВВАУЛ, подполковник.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2009 г. N 1101 «О внесении изменений в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80» <1> (далее — Приказ N 1101) п. п. 25 и 41 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее — Инструкция) были изложены в новой редакции, вызвавшей немедленный резонанс на страницах журнала «Право в Вооруженных Силах» <2>. ——————————— <1> Право в Вооруженных Силах. 2010. N 1. С. 117. <2> Кудашкин А. В. Предпосылки для коррупционных проявлений в вопросах жилищного обеспечения военнослужащих созданы // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 1. С. 20 — 23.

Следует отметить, что внесенные в Инструкцию изменения подверглись резкой критике еще до своего вступления в силу — после размещения проекта этих изменений на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации <3>. Не обошли критики стороной и решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 июня 2009 г. N ВКПИ 09-69 <4>, которое, собственно, и послужило основанием для издания Приказа N 1101 <5>. ——————————— <3> См., напр.: Выскубин А. А. Изменения, планируемые к внесению в Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствуют созданию условий для проявления коррупции // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 11. С. 82 — 85. <4> Судебная практика Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 1. С. 47. <5> Трофимов Е. Н. Практические аспекты реализации статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 11. С. 71 — 73.

Не вызывает сомнений то, что дискуссия по поводу указанных изменений будет продолжаться. Достаточно интригующей представляется и дальнейшая судебная практика по данному вопросу. Итак, новая редакция п. 25 Инструкции предписывает при решении вопроса о постановке военнослужащих на учет нуждающихся в получении жилых помещений руководствоваться учетными нормами площади жилого помещения, установленными органами местного самоуправления. Эти положения не вызывают, в общем-то, сомнений. Однако достаточно странным является то обстоятельство, что законодатель, установив в ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее — Закон) единые нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма (далее — нормы предоставления), не установил одновременно с этим и единую учетную норму площади (далее — учетная норма). Как будет показано ниже, такие нормы могли бы быть установлены в подзаконном акте, например в той же Инструкции. Причем для этого, по мнению автора, не является обязательным «предварительное» закрепление этих норм на уровне закона. Достаточно интересными являются новые нормы абз. 1 п. 25 Инструкции, согласно которым военнослужащие, обеспечиваемые в соответствии со ст. 15 Закона служебными жилыми помещениями (жилыми помещениями в общежитии), признаются нуждающимися в получении служебных жилых помещений <6> (жилых помещений в общежитиях) по основаниям, определенным Законом. ——————————— <6> Здесь и далее выделено мной. — Р. Т.

Итак, лед тронулся. Наконец-то де-юре появилась категория военнослужащих, нуждающихся в получении служебных жилых помещений. Насколько известно автору, до настоящего времени жилищное законодательство не упоминало о такой категории граждан и не содержало такого понятия, как нуждаемость в получении служебного жилого помещения (специализированного жилого помещения). Юристы из Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации, разработавшие проект Приказа N 1101, стали своего рода первопроходцами. Вот только введением новой дефиниции дело и ограничилось, поскольку никаких четко определенных оснований нуждаемости в специализированных жилых помещениях Закон, на который ссылается Инструкция, в действительности не содержит. Ни указанных оснований, ни в целом порядка обеспечения специализированными жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации до сегодняшнего дня не установлено <7>. ——————————— <7> См. подр.: Трощенко Р. А. Вновь к вопросу о порядке обеспечения служебными жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 12.

Перейдем теперь к анализу новой редакции абз. 3 п. 41 Инструкции, который изложен в следующем виде: «Размер предоставляемого жилого помещения должен быть не менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления (органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), но не более нормы предоставления площади жилого помещения, установленной ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», с учетом льгот, установленных законодательством». С учетом нового нормативного содержания п. 25 Инструкции, а также исходя из того, что ее третья глава, определяющая общий порядок предоставления жилых помещений, не содержит иных норм предоставления площади жилых помещений, кроме как предусмотренных п. 41 Инструкции, по мнению автора, можно утверждать, что предоставление служебных жилых помещений военнослужащим и их постановка на учет нуждающихся в получении таких помещений (нуждающихся в улучшении жилищных условий в служебном жилом помещении <8>) должны производиться исходя из тех же норм площади, что и при предоставлении жилых помещений по договору социального найма. Таким образом, положительный момент в новой редакции Инструкции есть — снята неопределенность в отношении учетных норм и норм предоставления общей площади служебных жилых помещений. ——————————— <8> Такая категория военнослужащих предполагается исходя из содержания таблицы 4 приложения N 5 к Инструкции.

На страницах нашего журнала неоднократно поднимался вопрос и об очередности предоставления указанных помещений <9>. ——————————— <9> См., напр.: Воробьев Е. Г. О влиянии жилищного обеспечения военнослужащих на их воинскую дисциплину // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 11. С. 74 — 82.

Действительно, Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ) не содержит норм, предписывающих обеспечивать граждан служебным или иным специализированным жильем в порядке очередности. В соответствии со ст. 15 Закона военнослужащие — граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Из буквального толкования данной нормы следует, что Закон предписывает соблюдать очередность при обеспечении жилыми помещениями, предоставляемыми на условиях договора социального найма, поскольку постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий или, в соответствии с терминологией ЖК РФ, на учет нуждающихся в жилых помещениях — это именно постановка на учет для получения жилых помещений по договору социального найма. Тем не менее, согласно п. 40 Инструкции, предоставление жилых помещений военнослужащим должно производиться в порядке очередности, с учетом норм и льгот, установленных жилищным законодательством, в соответствии с правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, установленными действующим законодательством и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого дислоцирована воинская часть. Нет оснований утверждать, что приведенные нормы регулируют исключительно порядок предоставления жилых помещений на условиях договора социального найма. Следовательно, предоставление любых жилых помещений военнослужащим должно производиться в порядке очередности. Теперь о самом «больном» — о «вилочной» норме предоставления, предусмотренной вышеприведенным абз. 3 п. 41 Инструкции. Автор согласен с тем, что она создает мощный коррупциогенный потенциал, для устранения которого требуется немедленное вмешательство компетентного органа. Однако справедливости ради следует отметить, что этот потенциал существовал в общем-то изначально. Что собственно произошло в указанном абзаце Инструкции с учетом изменений, внесенных Приказом N 1101? Вместо норм предоставления и учетных норм, предусмотренных жилищным законодательством субъектов Российской Федерации, теперь предписано руководствоваться нормами предоставления, предусмотренными ст. 15.1 Закона, и учетными нормами органов местного самоуправления. Но «вилочная» норма предоставления появилась в Инструкции не в связи с внесенными изменениями — она была всегда. И повод для обсуждения ее законности имелся и ранее. Поясним этот момент более подробно. Редакция п. 41 Инструкции с момента введения последней в действие в 2000 г. оставалась неизменной до издания Приказа N 1101. При этом в тот же период времени, например, п. 42 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335, содержал запрет на предоставление жилого помещения менее социальной нормы площади жилья (далее — социальная норма), размер которой устанавливался самостоятельно каждым субъектом Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» социальная норма площади жилья — это размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг, т. е. размер социальной нормы — это всегда некий размер общей площади жилого помещения. Из вышеизложенного следует, что до введения в действие ЖК РФ размер общей площади жилого помещения по договору социального найма, предоставляемого гражданам, на одного человека должен был быть не менее социальной нормы. Поэтому, если жилищным законодательством субъекта Российской Федерации размер нормы предоставления устанавливался в метрах общей площади жилого помещения, размер предоставляемого жилого помещения должен был быть не менее именно размера социальной нормы площади, установленного этим же субъектом. Например, в соответствии со ст. 12 Закона г. Москвы от 11 марта 1999 г. N 6 «Основы жилищной политики города Москвы» (в настоящее время утратил силу) норма предоставления жилого помещения по договору социального найма составляла 18 квадратных метров общей площади на одного человека (социальная норма). Правда, в соответствии с той же статьей гражданин был вправе получить жилое помещение по договору социального найма меньшего размера, но не менее 16 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи. А к примеру, ст. 1 Закона Саратовской области от 12 марта 1997 г. N 12-ЗСО «О предоставлении жилья в Саратовской области» содержала четкий запрет на предоставление жилого помещения менее социальной нормы, установленной в размере 18 квадратных метров. При этом ст. 10 данного Закона была установлена учетная норма — 10 квадратных метров общей площади. Соответственно, на территории той же Саратовской области возможно было, согласно прямым требованиям абз. 3 п. 41 Инструкции, предоставить жилое помещение исходя из любого значения нормы предоставления, не выходящего за пределы 10 — 18 квадратных метров, а возможно было, в соответствии с отсылочными нормами п. 40 той же Инструкции, — из расчета не менее 18 квадратных метров, поскольку последние предписывают руководствоваться жилищным законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого дислоцирована воинская часть. Такой дуализм не способствовал единому подходу при решении вопроса о размерах предоставляемого жилого помещения. Однако здесь следует отметить, что, строго говоря, абз. 3 п. 41 Инструкции необходимо рассматривать в системной связи с абз. 1 и абз. 2 того же п. 41. Из чего следует, что речь в абз. 3 п. 41 Инструкции идет о размере жилого помещения, предоставляемого членам семьи военнослужащего, убывшего к новому месту службы, взамен другого сдаваемого ими жилого помещения большей площади, полученного ими ранее вместе с военнослужащим по прежнему месту службы, т. е. порядок предоставления жилого помещения, предусмотренный абз. 3 п. 41 Инструкции, есть частный случай применительно к ситуации, описанной первыми двумя абзацами того же пункта Инструкции. Распространять «вилочные» нормы предоставления на порядок предоставления жилых помещений военнослужащим в целом вряд ли допустимо. Первые два абзаца п. 41 Инструкции как были, так и остались после издания Приказа N 1101. Правда, и при таком подходе возникает ряд вопросов. Например, как члены семьи, не убывшие вместе с самим военнослужащим к новому месту его службы, могут считаться проживающими совместно с ним? Или почему в отношении членов семьи военнослужащего с их письменного согласия допускается предоставление жилого помещения менее норм предоставления, а при предоставлении жилого помещения самому военнослужащему с учетом тех же членов семьи такое предоставление вроде как не допускается? Ведь логично было бы предположить, что если при предоставлении жилого помещения военнослужащему и членам его семьи недопустимо предоставлять площадь менее норм предоставления, то и в случае предоставления жилья членам семьи без учета «доли» самого военнослужащего порядок предоставления должен быть таким же. Если же, согласно Инструкции, жилое помещение в принципе допустимо предоставлять по нормам менее норм, предусмотренных ст. 15.1 Закона, то такой порядок следует считать в равной мере применимым как к самому военнослужащему, так и к членам его семьи. Кроме того, если рассматривать предоставление жилого помещения менее норм, предусмотренных ст. 15.1 Закона, только как частный случай в отношении членов семьи военнослужащего, оставшихся проживать по прежнему месту его службы, то тогда, в общем-то, нет и особых поводов для «беспокойства». Такое предоставление, как следует из п. 41 Инструкции, допустимо только с письменного согласия всех членов семьи военнослужащего. Но многочисленные публикации на страницах нашего журнала с критикой Приказа N 1101 говорят о том, что юридическое сообщество как раз исходит из того, что предоставление жилья по «вилочной» норме, указанной в абз. 3 п. 41 Инструкции, воспринимается ими не как вышеуказанный частный случай, а как общее правило предоставления жилья военнослужащим. Причем такое предоставление определяется усмотрением соответствующего должностного лица, что, собственно, и является основным коррупциогенным фактором. Таким образом, «вопросы» к положениям абз. 3 п. 41 Инструкции назрели давно. Тем не менее, даже если исходить из того, что указанные положения носят общий характер (далее в рассуждениях будем исходить из того, что так оно есть), т. е. распространяются на военнослужащих при обеспечении их жилыми помещениями, выводы об их незаконности <10> представляются все же спорными. И эта спорность может быть мотивирована следующими доводами. ——————————— <10> Как отметил А. В. Кудашкин, абз. 3 п. 41 Инструкции в редакции Приказа Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2009 г. N 1101 является незаконным и, следовательно, не может применяться, несмотря на соблюдение всех формальных процедур при его принятии. См.: Кудашкин А. В. Указ. соч. С. 22.

Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма установлены гл. 7 ЖК РФ. Этот порядок и основания, как отмечает А. В. Кудашкин, разработаны для регулирования жилищных правоотношений преимущественно на муниципальном уровне <11>, т. е. с участием малоимущих граждан. И с этим нельзя не согласиться. Таким образом, например, норма ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, запрещающая предоставление гражданам жилых помещений по договору социального найма менее нормы предоставления, распространяется изначально на малоимущих граждан и должна применяться в отношении иных граждан, подлежащих обеспечению такими помещениями, если в отношении таких иных граждан не установлен иной порядок предоставления указанных помещений. ——————————— <11> Кудашкин А. В. Указ. соч. С. 21.

В очередной раз вспомним, что в соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным названным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с ч. ч. 3 и 4 ст. 50 ЖК РФ нормативными правовыми актами того же уровня могут быть установлены иные нормы предоставления и иные учетные нормы. Одним из таких нормативных правовых актов является Закон, в соответствии со ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, т. е. Закон, прямо не регулируя иной порядок предоставления военнослужащим жилых помещений на условиях договора социального найма, допускает установление такого порядка иными подзаконными актами. Таким актом, по мнению автора, является Инструкция. Следовательно, нормы Инструкции, устанавливающие иной, отличный от гл. 7 ЖК РФ, порядок предоставления жилых помещений на условиях договора социального найма, в том числе и допускающий предоставление таких помещений по нормам менее норм предоставления, не противоречат Закону, соответствуют ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, а значит, являются законными. Именно такая логическая цепочка прослеживается в мотивировочной части решения Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2008 г. N ВКПИ08-5 по делу о признании противоречащим Закону п. 12 Инструкции. В резолютивной части названного решения Верховный Суд, в частности, указал, что Инструкция в оспариваемой части регламентирует порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду Российской Федерации, закрепленному за Министерством обороны Российской Федерации, что фактически является реализацией Министром обороны Российской Федерации своих полномочий, установленных ч. 6 ст. 12 ЖК РФ и п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», не противоречит ЖК Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы военнослужащих. Такой вывод вполне может быть ожидаемым и при оспаривании в судебном порядке положений абз. 3 п. 41 Инструкции. Либо положения могут быть признаны законными как раз потому, что регулируют порядок предоставления жилого помещения членам семьи военнослужащего, не убывшим вместе с ним к новому месту службы. И поскольку предоставление им жилого помещения менее норм, предусмотренных ст. 15.1 Закона, допустимо, согласно п. 41 Инструкции, только при их соответствующем волеизъявлении, то нет оснований утверждать о нарушении указанными нормами Инструкции их прав, а тем более прав военнослужащих. Исходя из вышеизложенного и возвращаясь к вопросу отсутствия единых учетных норм, можно утверждать, что их численные значения могут быть установлены на уровне подзаконного акта и без их предварительной «прописки» в самом Законе. Достаточно того, что Закон через свои отсылочные нормы ст. 15 «позволяет» их на указанном уровне устанавливать. Относительно вопроса распределения жилья площадью менее норм предоставления следует отметить, что действительно, как справедливо отмечает А. А. Выскубин, возможность предоставления жилого помещения менее таких норм Законом не предусмотрена <12>. Но, с другой стороны, Закон, в отличие от ЖК РФ, не содержит и прямого запрета на такое предоставление. При наличии такого запрета можно было бы определенно утверждать о несоответствии норм абз. 3 п. 41 Инструкции именно Закону. ——————————— <12> Выскубин А. А. Указ. соч. С. 85.

Кроме того, с учетом вышеизложенного допустимо говорить о непредусмотренности предоставления жилья менее норм предоставления именно прямыми нормами права (нормами прямого действия) ст. 15 Закона. Последнее, однако, не означает такой непредусмотренности в отсылочных нормах этой же статьи. К тому же, как отмечалось выше, нормы п. 41 Инструкции, по мнению автора, подлежат применению и в отношении служебных жилых помещений, а нормы предоставления, предусмотренные ст. 15.1 Закона, изначально установлены законодателем в отношении жилых помещений, предоставляемых на условиях договора социального найма. Согласиться с тем, что жилые помещения не должны предоставляться менее норм предоставления, предусмотренных ст. 15.1 Закона, — значит сделать такой вывод и в отношении служебных жилых помещений, что вряд ли обоснованно. Конечно, ситуация, в которой военнослужащему жилое помещение по договору социального найма предоставляется менее норм предоставления в отличие от малоимущих граждан, представляется нелогичной. Но следует оговориться — может предоставляться или должно предоставляться? Допуская предоставление жилья площадью менее норм предоставления, конструкция абз. 3 п. 41 Инструкции сама по себе Закону не противоречит, но, к сожалению, не дает ответа на вопрос, на кого возложено право принятия такого «допуска». По мнению автора, дефект указанной нормы Инструкции заключается, прежде всего, в том, что распределение жилого помещения по нормам менее норм предоставления не поставлено четко в зависимость от волеизъявления будущего нанимателя, что должно быть отражено непосредственно в абз. 3 п. 41 Инструкции. Нормы права не должны служить препятствием в реализации законных прав и интересов граждан, для чего должны обладать достаточной гибкостью. Поэтому, например, запрет на предоставление жилья по нормам менее норм предоставления независимо от волеизъявления гражданина вряд ли можно считать оправданным. Вполне допустима ситуация, когда военнослужащий по тем или иным причинам согласен на получение жилого помещения меньшей площади. Особенно если речь идет о нехватке каких-нибудь полутора квадратных метров и возникает альтернатива — дать согласие на получение либо ждать еще годы. Решение в данном случае должно оставаться за очередником. Поэтому автор не согласен с позицией Е. Н. Трофимова, по мнению которого жилищная комиссия не вправе принять такое решение даже в случае наличия нотариально удостоверенного согласия военнослужащего и членов его семьи на получение жилого помещения менее установленных норм предоставления <13>. ——————————— <13> Трофимов Е. Н. Указ. соч. С. 73. Судебная практика придерживается позиции, аналогичной высказанной Е. Н. Трофимовым.

Рядом законодательных актов прямо предусмотрено право граждан на получение жилья менее норм предоставления при наличии на то их согласия, оформленного в установленном порядке <14>. ——————————— <14> См., например: ст. 3 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 г. N 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области».

В данном случае обязательность такого согласия становится универсальной нормой, с одной стороны, защищающей от произвола должностных лиц при распределении жилья, с другой стороны, позволяющей оставлять за собой право выбора. Рассмотрим простейшую ситуацию. Распределяется квартира, например, площадью 53 квадратных метра. Военнослужащему с составом семьи три человека отказывается в ее предоставлении по мотиву несоответствия требованиям ч. 5 ст. 57 ЖК РФ (18 квадратных метров x 3 = 54 квадратных метра) ввиду недостающего одного метра площади. На «законных основаниях» указанное жилье распределяется другому очереднику, гораздо позже вставшему на учет, с составом семьи два человека, но имеющему право на дополнительную площадь в размере от 15 до 25 квадратных метров. А как же основополагающий принцип очередности? Обманутый военнослужащий говорит: «Я устал ждать и согласен на площадь одним метром меньше». «Нет, — отвечает жилищная комиссия. — По закону не положено». Как в данном случае не вспомнить, что наряду с законностью есть еще и такая категория, как справедливость. Тем более неприемлемой представляется ситуация, в которой военнослужащим, сохраняющим право на получение жилых помещений по договору социального найма при обеспечении их специализированными жилыми помещениями любой площади, отказывается в предоставлении служебных жилых помещений по мотиву несоответствия площади последних нормам предоставления, предусмотренным ст. 15.1 Закона. А ведь в приведенном примере с очередниками можно решить ситуацию и по-другому: на основании как раз абз. 3 п. 41 Инструкции предоставить квартиру ранее принятому на учет военнослужащему. К сожалению, и в том и в другом случае решение соответствующего должностного лица о том, чем ему руководствоваться в подобной ситуации — нормами Инструкции или непосредственно нормами ЖК РФ, может предопределяться не законностью, не справедливостью, а отсутствием и того и другого вместе с совестью, и вообще отсутствием каких-либо норм морали, что наряду с изъянами норм права и является одной из причин коррупции. Недопустимой представляется и ситуация, противоположная вышеприведенной, когда военнослужащему, не желающему получать жилье площадью менее норм предоставления, должностными лицами на основании тех же норм Инструкции будут предлагаться только такие помещения, а отказ в их получении будет расцениваться как якобы незаконный. В связи с последним отметим, что если жилищным законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации предусмотрено обязательное согласие на получение жилого помещения меньшей площади, то, ссылаясь на это законодательство «через» п. 40 Инструкции, можно мотивировать свой отказ в получении такого жилья. Другой довод в защиту — это ссылка на то, что предоставление жилья по «вилочной» норме есть частный случай, подробно рассмотренный выше. Однако для устранения коррупционной составляющей норм абз. 3 п. 41 Инструкции автором предлагается изложить его в следующей редакции: «Жилые помещения предоставляются в порядке очередности по нормам, установленным ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», с учетом льгот, установленных законодательством. При согласии военнослужащих и (или) членов их семей получить жилое помещение менее норм предоставления, предусмотренных ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», размер предоставляемого жилого помещения должен быть не менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления (органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга)». В заключение отметим, что поскольку положениями п. 43 Инструкции до настоящего времени предусмотрено обеспечение жилыми помещениями за счет Министерства обороны Российской Федерации и гражданских лиц, то представляется необходимым уточнение порядка такого обеспечения, в том числе в части норм площади жилого помещения. Указанные положения, предписывающие предоставлять таким лицам жилые помещения в соответствии с действующим жилищным законодательством, представляются весьма нечеткими.

——————————————————————