Реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на альтернативную гражданскую службу

(Федосеева Н. Н., Чугунов Н. А.) («Конституционное и муниципальное право», 2010, N 9)

РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ <*>

Н. Н. ФЕДОСЕЕВА, Н. А. ЧУГУНОВ

——————————— <*> Fedoseeva N. N., Chugunov N. A. Realization by citizens of the Russian Federation of constitutional right to alternative civil service.

Федосеева Н. Н., старший преподаватель кафедры государственных и международных правовых дисциплин Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета, соискатель Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний России, юрисконсульт.

Чугунов Н. А., студент Муромского института Владимирского государственного университета.

Понятие реализации гражданами права на альтернативную гражданскую службу можно рассматривать в широком и узком смысле. В узком смысле это юридический факт (обстоятельство), связанный с реализацией конституционного права, в широком — альтернативная гражданская служба рассматривается как совокупность правоотношений между субъектами, урегулированных на основе норм права в отношении блага, находящегося в распоряжении управомоченной стороны и охраняемого государством, посредством осуществления субъективных прав и выполнения юридических обязанностей.

Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, реализация конституционного права, право на альтернативную гражданскую службу, защита Отечества.

The concept of realization by the citizens of the right to alternative civil service can be considered in wide and narrow sense. In a narrow sense it is a juridical fact (circumstance) related to realization of the constitutional right, in a wide sense — alternative civil service is considered as an aggregate of legal relations between subjects regulated on the basis of legal norms related to benefit being in disposal of empowered party and protected by the state by execution of subjective rights and juridical obligations.

Key words: rights and freedoms of man and citizen, realization of constitutional right, right to alternative civil service, defense of Fatherland.

Защита Отечества — это его оборона в случае возможной агрессии против него или его союзников, с которыми страна связана договорами о взаимной помощи или обороне. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации <1>. В случае если убеждениям гражданина или его вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях гражданин имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой <2>. ——————————— <1> Часть 1 ст. 59 Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. N 237. 1993. 25 декабря. <2> Часть 3 ст. 59 Конституции РФ.

Россия была первым в мире государством, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от военной службы по религиозным убеждениям стало практиковаться в России еще в XVIII в. В 1762 — 1763 гг. по приглашению Екатерины II в Россию из Пруссии переселились представители Протестантской церкви — менониты, убежденные пацифисты, которые помимо общих протестантских принципов спасения и всеобщего священства проповедовали отказ от любых клятв (в том числе от присяги) и воинской службы. Россия была заинтересована в привлечении этих трудолюбивых людей, и в 1787 г. императорским Указом им была предоставлена льгота — освобождение от военной службы. Введение в России в 1874 г. всеобщей воинской повинности вызвало массовые отказы от военной службы, особенно со стороны представителей ряда конфессий, в первую очередь менонитов. Когда все без исключения колонисты в России были признаны подлежащими воинской повинности, это было истолковано менонитами как требование, несовместимое с их религиозными убеждениями. По этой причине около 15 тысяч человек выехали за рубеж. Экономические последствия дальнейшей эмиграции членов этой большой и богатой религиозной общины вынудили Правительство пойти на компромисс: в Устав о воинской повинности были внесены изменения, согласно которым менониты, поселившиеся в Российской империи до 1 января 1874 г., освобождались от ношения оружия и отбывали сроки обязательной службы во вневойсковых командах. В дальнейшем льгота по освобождению от военной службы была пожалована духоборам, молоканам и последователям других сект. В начале XX в. среди отказников числились евангелисты, баптисты, адвентисты седьмого дня и последователи учения Льва Толстого. Отказы от военной службы случались не только по религиозным мотивам. В октябре 1876 г. «Московские ведомости» сообщали о массовом отказе ссыльных уральских казаков служить в армии. До революции отказников в большинстве случаев осуждали на лишение свободы. С начала Первой мировой войны (1914 г.) до апреля 1917 г. было осуждено 837 человек. После революции 1917 г. Советская Россия наряду с Великобританией (1916 г.) и Данией (1917 г.) стала одной из первых стран, признавших в XX в. право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести. 4 января 1919 г. был издан Декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям», позволявший альтернативную службу по религиозным убеждениям (санитары в госпиталях или другая общественно полезная работа) и даже предусматривавший возможность полного освобождения от военной службы. Этот Декрет стал первым законодательным актом Советской республики, дающим реальное право на освобождение верующих от военной службы. Приняв его, Россия обратила на себя внимание мировой прессы и общественности, заслужив положительные отзывы. Летом 1923 г. был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, содержавший специальную главу «Об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям», регулировавшую порядок судебного производства. Суды с участием экспертов, используя заключения различных религиозных и светских учреждений и лиц, скрупулезно определяли, действительно ли человек придерживается тех религиозных взглядов, которые дают основание освободить его от военной службы. Суды определяли также, какая именно работа назначается взамен воинской службы, куда и в какой срок должен явиться освобожденный для выполнения этой работы. В сентябре 1925 г. принят Закон «Об обязательной военной службе». Круг лиц, которые могли воспользоваться правом на отказ от военной службы, был значительно сужен. Было исключено полное освобождение призывника от военной службы. В начале 30-х годов в СССР проводились различные эксперименты по замене воинской службы трудовой повинностью. Так, Законом об обязательной воинской службе в редакции 1930 г. вводился новый вид воинской повинности — военно-производственная служба. Согласно ему часть призываемых рабочих, инженеров и техников вместо воинских частей направлялась на заводы и фабрики оборонной промышленности (авиационной, судостроительной, химической и др.), где и работали до окончания срока своей службы (два года). Таким образом, предполагалось восполнить кадры квалифицированных рабочих и техников на оборонных предприятиях. Однако это нововведение встретило большие трудности и в общем привело к отрицательным результатам. И в итоге военно-производственная служба Постановлением ЦИКа СНК от 30 июня 1931 г. была отменена. Институт альтернативной службы просуществовал в СССР до 1939 г., хотя после передачи кураторства над церковью НКВД он стал чистой формальностью. И только спустя более пятидесяти лет Россия вновь возвратилась к вопросам альтернативной гражданской службы <3>. ——————————— <3> Пономарев С. В. Становление альтернативной гражданской службы в России // URL: http:// www. polit. ru/ research/ 2004/ 04/ 08/ civil_service. html.

Основой выделения замены военной службы альтернативной гражданской службой в самостоятельный объект и предметом исследования является одна из объективных закономерностей, которая связана с прохождением военной службы и конституционным правом на ее замену альтернативной гражданской службой, а также ее неизменным атрибутом — реализацией данного права. Альтернативная гражданская служба оформляется в систему качественных общественных отношений. Часть этих отношений опосредуется нормами права, совокупность которых, по существу, является правовым выражением указанной закономерности <4>. ——————————— <4> Кузнецов В. А. К вопросу о расширении практики применения института альтернативной гражданской службы на предприятиях оборонно-промышленного комплекса // За права военнослужащих. 2007. N 5. С. 25 — 30.

В силу специфики общественных отношений важно проанализировать теоретико-правовое понятие «альтернативная гражданская служба», его сущность и содержание. Это позволит сформулировать правовое понятие альтернативной гражданской службы. 28 июня 2002 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». После его одобрения Советом Федерации 10 июля 2002 г. и подписания Президентом России 25 июля 2002 г. этот Закон был впервые официально опубликован 30 июля 2002 г. в «Российской газете» и вступил в силу с 1 января 2004 г. Субъектами альтернативной гражданской службы являются гражданин и должностные лица, которые имеют определенные субъективные права и несут те или иные юридические обязанности. Объектом альтернативной гражданской службы является такое благо, по поводу которого субъекты, реализующие право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, вступают в юридические связи и на что направлены их права и обязанности. В содержании реализации гражданами права на альтернативную гражданскую службу как совокупности правоотношений существует две стороны: юридическая и фактическая. Юридическое содержание права граждан на альтернативную гражданскую службу — это возможность, необходимость или запрещенность определенных действий управомоченного или обязанного лица. Фактическое же содержание реализации гражданами права на альтернативную гражданскую службу включает в себя сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое содержание шире фактического, так как включает в себя неопределенное количество возможностей, тогда как фактическое — только один из возможных вариантов реализации субъективного права <5>. ——————————— <5> Шарафутдинова Р. А. Альтернативная гражданская служба // Законность. 2006. N 7. С. 3 — 5.

С правовой точки зрения о реализации гражданами конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой можно говорить как об особом институте реализации гражданами конституционного права, поскольку термин «институт» означает совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, которые образуют самостоятельную обособленную группу, проникнуты внутренним единством и охватывают все существенные моменты регулирования соответствующего участка общественных отношений. Главная функция правового института состоит в обеспечении цельного, относительно законченного регулирования в пределах конкретного участка общественных отношений данного вида. В ч. 1 ст. 1 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» дано определение альтернативной гражданской службы, под которой понимается особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Из данного определения можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства: во-первых, это осуществление трудовой деятельности в интересах общества и государства; во-вторых, несение альтернативной гражданской службы происходит взамен военной службы по призыву. В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации формой выполнения гражданином долга и обязанности по защите Отечества является, в частности, прохождение альтернативной гражданской службы. Таким образом, по смыслу указанной нормы Конституции Российской Федерации альтернативная гражданская служба призвана в мирное время подготовить соответствующую часть населения к выполнению функций, реализация которых во время войны создаст благоприятные условия для успешного выполнения военнослужащими своих непосредственных обязанностей по защите Отечества. Следует подчеркнуть, что положения российского законодательства полностью соответствуют международным пактам по правам человека. В частности, в п. «c» ч. 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах специально оговаривается, что какая бы то ни была служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, не относится к принудительному или обязательному труду, принуждение к которому запрещается Пактом. Интересен тот факт, что еще в 2000 г., по данным Генерального штаба Вооруженных Сил России, желание выбрать альтернативную службу изъявили 1996 человек, из которых 506 человек были призваны на военную службу и направлены в войска, а 621 обжаловали в суде решение о призыве. Решениями судов 193 жалобы были удовлетворены <6>. В г. Муром заявления о замене военной службы альтернативной осенью 2009 г. подали всего лишь трое человек. ——————————— <6> Гаврюшенко П. И. Все об альтернативной гражданской службе. Научно-практический справочник // Подготовлен для системы «КонсультантПлюс». 2005.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом РФ с учетом особенностей, предусмотренных иными федеральными законами. С учетом этого трудовая деятельность лица, проходящего альтернативную гражданскую службу, начинается с заключения с ним срочного трудового договора. Срок действия такого договора не должен превышать срок альтернативной гражданской службы <7>. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет: а) для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 г., — 42 месяца; б) для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 г. включительно, — 31,5 месяца; в) для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, — 21 месяц; г) для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, — 21 месяц. ——————————— <7> Васильев В. А. Защита трудовых прав граждан при прохождении альтернативной гражданской службы // Трудовое право. 2007. N 9. С. 17 — 21.

Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет: а) для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 г., — 36 месяцев; б) для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 г. включительно, — 27 месяцев; в) для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, — 18 месяцев; г) для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, — 18 месяцев <8>. ——————————— <8> Статья 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ (в ред. от 9 марта 2010 г.) «Об альтернативной гражданской службе» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3030.

Необходимо учитывать, что заключаемый срочный трудовой договор с гражданином, признанным годным для прохождения альтернативной гражданской службы, отличается от срочного трудового договора, заключаемого с работником в соответствии с общими положениями, предусмотренными Трудовым кодексом РФ. Так, в соответствии с ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» сторонами такого договора выступают гражданин России в возрасте от 18 до 27 лет и признанный призывной комиссией годным к прохождению такой службы и организация (работодатель), которая определяется указанной комиссией с учетом плана специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Гражданин признается годным к прохождению альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Степень годности к выполнению какой-либо трудовой деятельности определяется медицинским освидетельствованием, которое проводится на основании решения призывной комиссии о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места его работы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах. Следует отметить, что право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не ставится в зависимость от принадлежности к какой-либо религиозной организации. Тем самым законодатель принял во внимание Постановление Конституционного Суда РФ от 23 ноября 1999 г., в котором Конституционный Суд РФ указал, что право на альтернативную службу является непосредственно действующим, притом именно индивидуальным правом, т. е. связанным со свободой вероисповедания в ее индивидуальном, а не коллективном аспекте. Оно должно обеспечиваться независимо от того, состоит гражданин в какой-либо религиозной организации или нет <9>. ——————————— <9> Ходусов А. А. Альтернативная гражданская служба в мирное и военное время // За права военнослужащих. 2006. N 5. С. 4 — 10.

Перед заключением срочного трудового договора гражданин получает под расписку предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы. Этот документ выдается военным комиссаром в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти. На основании предписания работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для трудоустройства, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации, и в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация. Статус гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, определен ст. 18 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». Статус включает в себя совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также их обязанностей и ответственности, установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации, в том числе и Трудовым кодексом РФ. Вместе с тем в отличие от общих прав и обязанностей работников, закрепленных в ст. 21 Трудового кодекса РФ, статус лица, проходящего альтернативную гражданскую службу, включает ряд дополнительных трудовых обязанностей. В соответствии со ст. 21 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не вправе: 1) отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором; 2) занимать руководящие должности; 3) участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций; 4) совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях; 5) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться льготами; 6) покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя; 7) прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе; 8) оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности <10>. ——————————— <10> Гаврюшенко П. И. Указ. раб.

Вместе с тем в трудовом договоре с работником, направленным для прохождения альтернативной гражданской службы, необходимо предусмотреть и ряд дополнительных гарантий. Среди них целесообразно предусмотреть следующие: 1) продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно; 2) гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, имеет право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год) за счет средств работодателя; 3) гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, имеет право на гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом, если совмещает работу с обучением. Однако при этом ему не может быть установлена (установлено) сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время). Кроме вышеперечисленных гарантированных прав ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» называет и другие, которые характеризуют статус гражданина, проходящего альтернативную службу, и предусмотрены трудовым законодательством для всех работников. Время прохождения гражданином службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности. Следует также отметить, что за гражданином, работавшим до направления на альтернативную гражданскую службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения с такой службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии — на другую равноценную работу (должность) в той же организации. Причем оплата труда осуществляется в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда без каких-либо ограничений и дополнительных удержаний <11>. ——————————— <11> Голенко Е. Н. О трудовой деятельности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 3. С. 11 — 21.

Прекращение трудовых правоотношений между гражданином и работодателем по их инициативе является невозможным. Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы: 1) по истечении срока альтернативной гражданской службы; 2) в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе; 3) в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ, а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе; 4) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы <12>. ——————————— <12> Белов В. К. Служить бы рад… Альтернативно лучше! // Право в Вооруженных Силах. 2002. N 10. С. 24 — 33.

Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается должностными лицами, определяемыми руководителем федерального органа исполнительной власти или руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу. Решение должностного лица соответствующего федерального органа исполнительной власти либо должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу. Работодатель производит соответствующую запись в трудовой книжке гражданина о причинах прекращения срочного трудового договора и выдает ее гражданину в день увольнения (последний день работы) <13>. ——————————— <13> Снежко О. А. Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности // Юрист. 2003. N 7. С. 23 — 29.

К сожалению, на сегодняшний день общественное мнение сводится к тому, что альтернативная гражданская служба никакого отношения к защите Отечества не имеет. Считается, что она должна представлять собой гуманитарную деятельность по выполнению чисто «гражданских» трудовых функций. Причем некоторые граждане рассматривают альтернативную гражданскую службу в качестве легального способа уклонения от военной службы. Согласиться с таким положением дел не представляется возможным, даже исходя из того, что подобная трактовка сущности альтернативной гражданской службы на деле означала бы признание неравенства обязанностей граждан Российской Федерации по защите Отечества. На самом деле защита Отечества является обязанностью каждого гражданина Российской Федерации: одни ее выполняют с оружием в руках, а другие — создают благоприятные условия для выполнения своей обязанности первыми. По мнению автора, законодатель не совсем правильно обозначил задачи, выполняемые гражданами, проходящими альтернативную службу, и органы власти, которым они подчиняются согласно Федеральному закону «Об альтернативной гражданской службе». А. А. Ходусов предлагает включить в законодательные акты, регулирующие вопросы прохождения альтернативной гражданской службы, следующие положения. «Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, в мирное время заключается в следующем (при условии, что граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, проходят ее в учреждениях и на объектах Министерства обороны Российской Федерации): 1) выполнение хозяйственных работ, включающих в себя уборку территории и помещений объекта (учреждения); несение нарядов, не связанных с боевым дежурством по охране военных объектов (складов с боеприпасами и т. д.); 2) обеспечение учебного процесса; 3) тыловое обеспечение, включающее в себя финансовую службу; медицинскую службу; противопожарную службу; продовольственную службу; автомобильную службу (транспортные, учебные машины); 4) выполнение дополнительных работ, не связанных с боевой подготовкой (военной деятельностью)». Безусловно, одной из основных характеристик альтернативной гражданской службы является место ее прохождения. От того, в каких сферах, в каких организациях и на каких должностях граждане будут проходить альтернативную гражданскую службу, зависит не только сохранение (повышение) ими своей квалификации или приобретение новой специальности, но и эффективность использования труда этих граждан в целом <14>. ——————————— <14> Ходусов А. А. Указ. соч. С. 146 — 153.

Международный опыт альтернативной гражданской службы был адаптирован для России без учета нашего общественного уклада и социально-экономических условий. Поэтому изначально планировалось задействовать «альтернативщиков» исключительно в социальной сфере и здравоохранении. Хотя потенциал этой службы может помочь в решении кадровых проблем целого ряда отраслей российской экономики, нуждающихся в государственной поддержке, таких, как: оборонно-промышленный комплекс, образование, строительство, сельское хозяйство, система ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и др. Причем не следует ограничиваться должностями, не требующими высокой квалификации и образования не выше начального профессионального, ведь на альтернативную гражданскую службу пойдут и выпускники вузов <15>. ——————————— <15> Кузнецов В. А. К вопросу о расширении практики применения института альтернативной гражданской службы на предприятиях оборонно-промышленного комплекса // За права военнослужащих. 2007. N 5. С. 25 — 30.

Таким образом, понятие реализации гражданами права на альтернативную гражданскую службу можно рассматривать в широком и узком смысле. В узком смысле это юридический факт (обстоятельство), связанный с реализацией конституционного права, в широком — альтернативная гражданская служба рассматривается как совокупность правоотношений между субъектами, урегулированных на основе норм права в отношении блага, находящегося в распоряжении управомоченной стороны и охраняемого государством, посредством осуществления субъективных прав и выполнения юридических обязанностей.

——————————————————————