Новый порядок жилищного обеспечения военнослужащих и некоторые проблемы реализации военнослужащими жилищных прав и преимуществ, гарантированных действующим законодательством

(Трофимов Е. Н.) («Право в Вооруженных Силах», 2011, N 2)

НОВЫЙ ПОРЯДОК ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ И ПРЕИМУЩЕСТВ, ГАРАНТИРОВАННЫХ ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

Е. Н. ТРОФИМОВ

Е. Н. Трофимов, соискатель института философии и права Уральского отделения РАН, подполковник юстиции в запасе.

Рассмотрены проблемы реализации некоторых жилищных прав и преимуществ военнослужащих, гарантированных действующим законодательством.

Ключевые слова: военнослужащий, жилищное обеспечение, новый порядок.

The new order of housing for military personnel… E. N. Trofimov

The problems of implementing some of the housing rights and benefits of military guaranteed by existing legislation.

Key words: military, housing, new order.

29 октября 2010 г. «Российская газета» опубликовала Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договорам социального найма и служебных жилых помещений». Необходимость такого приказа назрела давно, ведь ранее действовавший Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, изданный в период действия Жилищного кодекса, несмотря на внесенные в него изменения, не отвечал современным реалиям. Многие военнослужащие надеялись, что с изданием нового приказа Министра обороны Российской Федерации, определяющего порядок предоставления жилья, наконец-то закончатся их мытарства и на деле, а не на словах будут реализованы жилищные гарантии и преимущества, определенные Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Но анализ Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договорам социального найма и служебных жилых помещений» позволяет сделать вывод, что большей частью такие надежды оказались тщетны. Названный Приказ Министра обороны Российской Федерации не только не устраняет назревшие проблемы в реализации жилищных прав и гарантий военнослужащих и членов их семей, но и по многим положениям еще более их усугубляет. Проблемам реализации некоторых жилищных прав и преимуществ военнослужащих, гарантированных действующим законодательством, в свете Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 и посвящена настоящая статья. Следует отметить, что общая тенденция централизации решения многих вопросов прохождения военной службы, обеспечения видами довольствия, а также предоставления социальных гарантий и преимуществ, коснулось теперь и жилищного обеспечения военнослужащих. Плохо это или хорошо, покажет время. Несомненно, новая система жилищного обеспечения военнослужащих имеет определенные «плюсы». Видится, что централизованная система жилищного обеспечения военнослужащих позволит снизить до минимума, а то и вовсе изжить коррупцию и злоупотребления в сфере жилищного обеспечения военнослужащих, а введение единого реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, наконец, восстановит справедливость в очередности предоставления жилья военнослужащим. В соответствии с ранее действовавшими нормами военнослужащий, прибывший на новое место военной службы, мог быть признан нуждающимся в получении жилья лишь с момента признания таковым жилищной комиссией соответствующей воинской части. При этом военнослужащий, имеющий общую продолжительность военной службы 20 — 30 лет, оказывался в очереди на получение жилья позже, чем молодые военнослужащие, прибывшие в данную воинскую часть ранее его. В то же время анализ Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 и утвержденных данным Приказом инструкций показывает, что не все так гладко. Многие положения инструкций о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений ставят военнослужащих и членов их семей в менее социально защищенное положение, нежели это было ранее. На некоторых из них хотелось бы остановиться ниже. 1. К сожалению, в новом Приказе Министра обороны Российской Федерации так и не нашел отражения порядок реализации военнослужащими права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства. Так, в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями военнослужащих — граждан Российской Федерации, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Фактически указанные военнослужащие имели возможность получить жилое помещение только в тех населенных пунктах, в которых Министерство обороны Российской Федерации осуществляло строительство или покупку жилья для военнослужащих, в остальных населенных пунктах реализовать право на получение жилья по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства военнослужащие могли лишь посредством получения государственного жилищного сертификата, денежное выражение которого не всегда позволяло приобрести жилье, соответствующее установленным нормам предоставления жилого помещения. По всей видимости, и в дальнейшем военнослужащим придется выбирать: либо согласиться на жилое помещение, которое будет им предлагаться, хотя оно и будет находиться не в том населенном пункте, где в будущем военнослужащие планируют проживать, либо довольствоваться государственным жилищным сертификатом и приобрести жилье хоть и меньшей площади, но по избранному после увольнения с военной службы месту жительства. В связи с порядком обеспечения жильем военнослужащих по избранному после увольнения с военной службы месту жительства следует отметить еще одно обстоятельство. Так, в соответствии с п. 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, при предоставлении жилого помещения военнослужащему и оформлении соответствующих документов на вселение допускалось удержание совершеннолетними членами семьи военнослужащего ранее предоставленного жилого помещения. При этом оформлялись соответствующие обязательства об освобождении ими после получения жилого помещения ранее занимаемой жилой площади. Данное условие позволяло военнослужащим и членам их семей достаточно комфортно осуществлять переезд в новую квартиру. Теперь же в п. 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, предусматривается, что с военнослужащим не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи ранее предоставленного жилья. В связи с этим встает резонный вопрос: где военнослужащему и членам его семьи проживать в период после сдачи имеющегося жилья и до заключения договора социального найма на вновь предоставляемое жилое помещение? Этот вопрос особенно актуален, когда вновь получаемое жилое помещение находится не по прежнему месту жительства военнослужащего и членов его семьи. 2. Особого внимания заслуживает то, что в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 не предусматривается предоставление жилья во внеочередном порядке военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающимся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Ранее такая правовая гарантия была установлена п. 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80. В связи с вышесказанным у многих военнослужащих, имевших право на получение жилья во внеочередном порядке на основании п. 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, возникает вопрос: сохранится ли за ними данное право в связи с отменой Приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80? Исходя из принципа действия закона во времени («Закон обратной силы не имеет»), следует отметить, что за военнослужащими, которые приобрели право на получение жилья во внеочередном порядке до вступления в силу нового приказа Министра обороны Российской Федерации, определяющего порядок предоставления жилья военнослужащим, такое право должно сохраняться. Аналогичная позиция содержится и в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в котором отмечено, что ч. 1 ст. 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие <1>. Но как это будет осуществляться в связи с введением нового порядка обеспечения жильем военнослужащих, сказать трудно. Наиболее оптимальным в данной связи было бы включение таких военнослужащих в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, с учетом их права на получение жилья во внеочередном порядке, исходя из времени возникновения у них такого права. ——————————— <1> URL: http://www. legis. ru/misc/doc/6289/

3. В Приказе Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 не определен порядок предоставления жилья военнослужащим и членам их семей в общежитиях, а также в жилых помещениях маневренного фонда воинских частей и учреждений, которые, в соответствии со ст. 92 ЖК РФ, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. При отсутствии порядка предоставления указанных жилых помещений военнослужащие могут столкнуться с произволом со стороны должностных лиц, в чьем ведении находятся такие помещения. В целях разрешения данной проблемы следует дополнить рассматриваемый Приказ Министра обороны Российской Федерации еще одним приложением, определяющим порядок предоставления жилых помещений в общежитиях и жилых помещений маневренного фонда военнослужащим и членам их семей. 4. Новый порядок жилищного обеспечения военнослужащих несколько усложняет процедуру защиты жилищных прав военнослужащих. Так, в соответствии со ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных названным Кодексом, другим федеральным законом. Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что дела по жилищным спорам рассматриваются в судах на основании исковых заявлений (заявлений) заинтересованных лиц, по заявлению прокурора, поданному на основании и в порядке, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ, либо по заявлению лиц, указанных в ст. 46 ГПК РФ. До настоящего момента единого подхода к рассмотрению жилищных споров с участием военнослужащих не было. С учетом того, что чаще всего военнослужащими оспаривались решения жилищных комиссий и действия командиров воинских частей (организаций) по утверждению таких решений, такого рода дела рассматривались военными судами преимущественно в порядке гл. 25 ГПК РФ. В связи с тем что жилищные споры с участием военнослужащих, как правило, затрагивают интересы других граждан — членов семей военнослужащих, чьи интересы также нарушаются при нарушении жилищных прав военнослужащих, видится правомерным рассмотрение таких споров в порядке искового производства. Именно такая процедура рассмотрения жилищных споров позволяет привлечь на стороне истца третьих лиц, которыми будут выступать члены его семьи. Рассмотрение жилищных споров в порядке гл. 25 ГПК РФ процессуально не предусматривает возможность привлечения к участию в деле третьих лиц, следовательно, не позволяет в полной мере обеспечить судебную защиту их жилищных прав. Таким образом, учитывая изложенное, следует ожидать, что возможные жилищные споры с участием военнослужащих, с учетом положений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» все же будут рассматриваться в порядке искового производства. В таком случае в соответствии со ст. 28 ГПК РФ военнослужащие, не согласные с решением уполномоченного органа, обязаны подавать исковые заявления по месту нахождения такого органа, т. е. в городе Москве. При возникновении жилищного спора, связанного со служебным жилым помещением, исковое заявление может быть подано по месту нахождения структурного подразделения уполномоченного органа, так как в этом случае именно структурное подразделение уполномоченного органа наделено соответствующими полномочиями. Но и в этом случае структурное подразделение уполномоченного органа может находиться на достаточно большом удалении от места жительства и службы военнослужащего и членов его семьи. Все изложенное может создать дополнительные препятствия для всесторонней и полной защиты жилищных прав военнослужащих, прежде всего связанные с личным участием военнослужащих и членов их семей в судебном процессе. 5. Не до конца ясна также подведомственность судам предполагаемых жилищных споров с участием военнослужащих и членов их семей. Так, ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» применительно к данной теме предусматривает, что военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. В том случае, если уполномоченные Министром обороны Российской Федерации орган и (или) структурное подразделение уполномоченного органа можно отнести к органам военного управления, жилищные споры с участием военнослужащих, связанные с действиями этих органов, на вполне законном основании могут рассматриваться в военных судах. В противном случае такие споры будут подсудны судам общей юрисдикции. В настоящей статье вниманию читателей представлены лишь некоторые наиболее ярко проявившиеся проблемы реализации военнослужащими жилищных прав в свете Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, но даже их достаточно для того, чтобы прийти к выводу, что инструкции, утвержденные данным Приказом, далеко не совершенны и требуют доработки.

——————————————————————