Некоторые особенности пользования политическими правами военнослужащими

(Соколова П. В.) («Юридический мир», 2011, N 2)

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПРАВАМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ <*>

П. В. СОКОЛОВА

——————————— <*> Sokolova P. V. Some peculiarities of use of political rights by military men.

В статье рассматриваются вопросы пользования политическими правами военнослужащими, прежде всего такими, как свобода слова, свобода собраний, право на объединение. Особое внимание уделяется проблеме ограничения политических прав военнослужащих. Обосновывается тезис о том, что ограничения политических прав военнослужащих, закрепленные законодательством Российской Федерации, соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права и международным обязательствам Российской Федерации.

Ключевые слова: военнослужащие, политические права, свобода слова, Конституция Российской Федерации.

The article considers the issues of use of political rights by military men, primary of such as freedom of speech, freedom of meetings and right to association. The special attention is drawn to the problem of limitation of political rights of military men. The author substantiates the thesis that limitation of political rights of military men consolidated in the legislation of the Russian Federation corresponds to the generally-recognized principles and norms of international law and international obligations of the Russian Federation.

Key words: military men, political rights, freedom of speech, Constitution of the Russian Federation.

Конституция Российской Федерации <1> (ст. 29) гарантирует каждому свободу мысли и слова при условии недопущения пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Конкретизируя указанное конституционное право применительно к военнослужащим, п. 1 ст. 7 Федерального закона N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» <2> устанавливает, что военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира. ——————————— <1> Российская газета. N 237. 1993. 25 декабря. <2> Собрание законодательства РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.

Такие ограничения не противоречат Конституции РФ и международным обязательствам Российской Федерации. Так, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. <3>, закрепляя за каждым человеком право на свободное выражение своего мнения (п. 2 ст. 19), в то же время специально оговаривает, что пользование предусмотренными в п. 2 ст. 19 правами «налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: ——————————— <3> Ведомости ВС СССР. 1976. N 17. Ст. 291.

a) для уважения прав и репутации других лиц; b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения». Согласно п. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Тем самым Основной Закон требует, чтобы использование свободы слова осуществлялось строго в пределах, устанавливаемых законодательством, и содержит запрет (хотя и не прямой) на разглашение сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, закреплен в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» <4>. Статья 26 Закона РФ «О государственной тайне» вводит прямой запрет на разглашение государственной тайны, устанавливая, что должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством. ——————————— <4> Собрание законодательства РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 — 8235.

Ограничение свободы слова запретом на разглашение служебной тайны (одним из видов которого является военная тайна) вытекает также из положений Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» <5>, ст. 10 которого обязывает государственного служащего хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. Можно также отметить, что разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашение персональных данных другого работника, является основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя (ст. 81 ТК РФ <6>). Кроме того, на военнослужащих распространяются положения ст. 17 и 18 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: ——————————— <5> Собрание законодательства РФ. 1995. N 31. Ст. 2990. <6> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

— запрещающие разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей; — требующие не допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности; — требующие соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации. Таким образом, можно заключить, что ограничение свободы слова военнослужащих требованием не разглашать государственную и военную тайну не есть специфическое ограничение прав исключительно военнослужащих. Аналогичные ограничения свободы слова российское законодательство вводит и в отношении других граждан, как государственных служащих, так и не являющихся таковыми. Специфическим ограничением свободы слова военнослужащих является законодательный запрет на обсуждение и критику приказов командира. Эта норма закона конкретизируется п. 39 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации <7>, согласно которому обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы. При этом Устав (п. 41) предъявляет определенные требования к приказу: приказ (приказание) должен соответствовать федеральным законам, общевоинским уставам и приказам вышестоящих командиров (начальников). Отдавая приказ (приказание), командир (начальник) не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения. Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания), не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. Командиры (начальники), отдавшие такие приказы (приказания), привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. ——————————— <7> Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации) // Собрание законодательства РФ. 2007. N 47 (ч. 1). Ст. 5749.

Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться являются основными принципами единоначалия (п. 9 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации). Однако запрет на обсуждение и критику приказа не означает автоматической обязанности военнослужащего исполнить незаконный приказ. Согласно ч. 2 ст. 42 УК РФ неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность. Алгоритм поведения подчиненного в случае получения им заведомо незаконного приказа командира (начальника) в общевоинских уставах прямо не предусмотрен, на что обращалось внимание в юридической литературе <8>. Представляется, что исходя из смысла положений п. 106 Дисциплинарного устава и п. 21 Устава внутренней службы военнослужащий в случае получения им заведомо незаконного приказа должен, не исполняя такой приказ, обратиться к вышестоящему командиру (начальнику). В то же время представляется целесообразным: ——————————— <8> См.: Сидоренко В. Н. Неисполнение какого приказа уголовно наказуемо? // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 2.

1) дополнить Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации пунктом 21.1 следующего содержания: «В случае получения заведомо незаконного приказа (приказания) военнослужащий должен, не исполняя такой приказ, обратиться к вышестоящему командиру (начальнику)»; 2) дополнить п. 106 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации абзацем четвертым следующего содержания: «Военнослужащий, который получил заведомо незаконный приказ (приказание), обязан доложить об этом вышестоящему командиру (начальнику). Заведомо незаконный приказ (приказание) не выполняется». Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ). В отношении военнослужащих реализация этого права ограничивается рядом условий (п. 2 ст. 7 ФЗ «О статусе военнослужащих»): 1) законодатель допускает участие военнослужащих в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании только в свободное от исполнения обязанностей военной службы время; 2) военнослужащим, участвующим в указанных мероприятиях, запрещено иметь при себе оружие; 3) запрещено проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование на территории воинской части. Следует также согласиться с мнением М. И. Петрова, что «к числу ограничений в реализации права на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании можно добавить и условие их проведения. Допуск к участию военнослужащих в такого рода публичных мероприятиях будет возможным, если проведение последних не преследует политической цели и не наносит ущерба интересам военной службы» <9>, поскольку военнослужащие не вправе состоять в общественных объединениях, преследующих политические цели. ——————————— <9> Петров М. И. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих» (постатейный). М., 2008.

Право граждан на объединения закреплено в ст. 30 Конституции РФ. Что касается военнослужащих, то они, исходя из положений п. 2 ст. 9 ФЗ «О статусе военнослужащих», могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Ограничение пользования правом на объединение допускается и нормами международного права. Так, ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозглашая право каждого человека на свободу ассоциации с другими (п. 1), одновременно допускает законодательное ограничение этого права. В п. 2 указанной статьи особо оговаривается: «Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции». Таким образом, ограничения политических прав военнослужащих, закрепленные законодательством Российской Федерации, соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права и международным обязательствам Российской Федерации.

——————————————————————