Указ указов

(Бойко Е.)

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 18)

УКАЗ УКАЗОВ

Е. БОЙКО

Елена Бойко, юрист, г. Москва.

Германия и СССР подписали договор о ненападении, предусматривающий обязательства сторон «воздержаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга». Но 22 июня 1941 года советские граждане узнали о вероломном вторжении гитлеровской Германии на территорию Советского Союза.

Внезапное вторжение Германии на территорию СССР повергло людей в панику, растерянность, наступила общая дестабилизация. В сложившейся ситуации от руководства страны требовалось принятие незамедлительных мер по упорядочиванию действий каждого гражданина в суровых условиях военного времени.

На момент начала Великой Отечественной войны право Советов не отвечало требованиям наступившего времени. В связи со сложившейся обстановкой руководству страны пришлось внести определенные изменения в законодательство. Делалось это не прямым вводом норм в существующие законы, а через принятие постановлений и указов.

Так, уже 22 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении». Интересно, что он был краток по содержанию и состоял всего из десяти пунктов. Об этом ставшем легендой Указе мы не раз слышали из рассказов участников войны, фильмов, мемуаров, однако, что он конкретно представлял собой и какой силой обладал, мало кто знает до сих пор.

Война внесла свои коррективы в организацию и порядок работы государственного аппарата страны, претерпели значительные изменения функции и полномочия исполнительных органов государственной власти. Необходимость оперативно и своевременно принимать решения на местах привела к тому, что была произведена децентрализация органов власти и управления, многие их функции были переданы местным органам государственной власти.

В соответствии с требованиями Указа в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежали военным советам фронтов, армий, военных округов. А где их не было — военным советам. В местностях, объявленных на «военном положении», военным властям предоставлялось право в соответствии с действующими законами и постановлениями правительства привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщения, сооружений и других важнейших объектов, для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и со стихийными бедствиями. Также военные власти могли устанавливать военно-квартирную обязанность для расквартирования воинских частей и учреждений. Помимо прочего, они имели право объявлять трудовую повинность для военных надобностей; производить изъятие транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества как у предприятий и организаций, так и у отдельных граждан; регулировать время работы учреждений и предприятий, в том числе театров и кино. Могли запрещать появление на улице после определенного времени, ограничивать уличное движение, а также производить в необходимых случаях обыски и задержание подозрительных лиц. В случае же невыполнения требований любой гражданин страны, в том числе и должностное лицо, мог быть оштрафован или лишен свободы сроком до 6 месяцев.

За неподчинение военным властям жестоко наказывали — как говорили в те годы — по законам военного времени. Формулировки Указа очень четко показывают это. За невыполнение распоряжений и приказов военных властей, а также за преступления, совершенные в местностях, объявленных на военном положении, виновные подлежали уголовной ответственности.

Все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передавались на рассмотрение военных трибуналов. К таким преступлениям относили дела о государственных преступлениях, дела о преступлениях, направленных против охраны социалистической собственности, дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, дела о разбое, об умышленных убийствах, дела о насильственном освобождении из домов заключения и из-под стражи, дела об уклонении от исполнения всеобщей воинской обязанности и о сопротивлении представителям власти, дела о незаконной покупке, продаже и хранении оружия, а также о хищении оружия. И это не весь список. Военным властям предоставлялось право передавать на рассмотрение военных трибуналов дела о спекуляции, злостном хулиганстве и об иных преступлениях, предусмотренных уголовными кодексами союзных республик, если командование признавало это необходимым по обстоятельствам военного положения.

Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора. Что в условиях войны являлось крайне редким случаем, особенно в первые военные годы, когда Красная Армия терпела поражение на фронтах.

Кстати, сила этого Указа распространялась и на местность, где в силу чрезвычайных обстоятельств отсутствовали местные органы государственной власти и государственного управления СССР. А это прежде всего оккупированные территории, где функции органов власти исполняли подпольные обкомы партии и командиры партизанских соединений.

Сегодня, спустя 70 лет с начала Великой Отечественной войны, мы можем по-разному оценивать произошедшие в те годы изменения действующего законодательства, вызванные суровыми условиями того времени. Но надо помнить об одном: какие бы действия ни предпринимались в то страшное время, все они были направлены на достижение одной-единственной цели — сохранить свою независимость.

——————————————————————