Значение учетной нормы площади жилого помещения при оценке права военнослужащего на получение жилья по избранному после увольнения с военной службы месту жительства

(Трофимов Е. Н.) («Право в Вооруженных Силах», 2013, N 12)

ЗНАЧЕНИЕ УЧЕТНОЙ НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЬЯ ПО ИЗБРАННОМУ ПОСЛЕ УВОЛЬНЕНИЯ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

Е. Н. ТРОФИМОВ

Трофимов Е. Н., юрист, подполковник юстиции в запасе.

В статье приводится краткий анализ действующего законодательства о применении учетной нормы площади жилого помещения в отношении военнослужащих, а также теоретические и практические аспекты применения учетной нормы площади жилого помещения в пространстве при избрании военнослужащим после увольнения с военной службы постоянного жительства отличного от последнего места военной службы.

Ключевые слова: военная служба, военнослужащий, жилое помещение, учетная норма площади жилого помещения, место военной службы, избранное место жительства, орган местного самоуправления.

Value of registration norm of the area of premises at the estimation of the right of the military man on habitation reception on the selected works after dismissal of military service to the residence E. N. Trofimov

In article the short analysis of the current legislation about application of registration norm of the area of premises concerning military men, and also theoretical and practical aspects of application of registration norm of the area of premises in space is resulted at election as the military man after dismissal from military service of a constant residence of distinct from last place of military service.

Key words: military service, the military man, premises, registration norm of the area of premises, place of the military service, the selected residence, local government.

Учетная норма площади жилого помещения в соответствии с ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определяется как минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях <1>. ——————————— <1> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=148664.

Учетная норма площади жилого помещения является юридически значимым критерием оценки нуждаемости граждан, в том числе и военнослужащих, в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). Так, п. 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (зарегистрировано в Минюсте России 27 октября 2010 г. N 18841) <2>, установлено, что признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. ——————————— <2> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=145223.

Указанный пункт вышеназванной Инструкции, устанавливающий условия признания военнослужащих нуждающимися в получении жилья, содержит отсылочную норму на ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Также п. 3 названной Инструкции устанавливает некоторые ограничения в признании военнослужащих нуждающимися в получении жилья по одному из оснований признания их таковыми. Из содержания п. 3 Инструкции следует, что оценка нуждаемости военнослужащих в жилом помещении производится в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Указанное ограничение предопределено содержанием ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой размер учетной нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Однако в рассматриваемой части существуют некоторые противоречия в применении норм права. Частью 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления, но ограничения в применении учетных норм, установленных органами местного самоуправления, учитываемые при оценке права на получение жилого помещения (улучшение жилищных условий) военнослужащих, установлены Министерством обороны Российской Федерации, что, по мнению автора, не логично и вызывает сомнение в правомерности такого ограничения. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации иным категориям граждан (к которым относятся и военнослужащие), нежели гражданам, предусмотренным ч. 2 ст. 49 этого Кодекса, признанных по установленным названным Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, таковые предоставляются в установленном данным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Из изложенного следует, что основания нуждаемости военнослужащих в жилых помещениях, в том числе исходя из норм обеспеченности жилым помещением, должны определяться Жилищным кодексом Российской Федерации или федеральным законом. Это касается и установления ограничений в применении учетных норм площади жилого помещения в отношении военнослужащих. Законодатель, установив для военнослужащих на основании ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации единые нормы предоставления площади жилого помещения на всей территории Российской Федерации (ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» <3>), не определил единую учетную норму площади жилого помещения, применяемую в отношении военнослужащих. В связи с этим в целях соблюдения положений ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации, определив, что признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, установило ограничения в применении этих учетных норм в отношении военнослужащих, вторгшись тем самым в компетенцию федерального законодателя. Именно на такой вывод наталкивает сложившаяся ситуация. ——————————— <3> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=148965.

Частью 2 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищное законодательство состоит из данного Кодекса, принятых в соответствии с названным Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Из этого следует, что Министерство обороны Российской Федерации вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы жилищного обеспечения военнослужащих, как федеральный орган исполнительной власти. Однако полномочия в указанной части у Министерства обороны Российской Федерации ограничены ч. 5 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных названным Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. Ни одна из приведенных категорий нормативных правовых актов не наделяет Министерство обороны Российской Федерации и (или) Министра обороны Российской Федерации полномочиями по определению как учетной нормы площади жилого помещения, так и полномочий по ограничению ее применения. Изложенное также подтверждается и положениями п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (п. 1 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). При этом учетные нормы площади жилого помещения в муниципальных образованиях сильно разнятся. Они могут быть как менее нормы предоставления площади жилого помещения, предоставляемого военнослужащим в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», так и теоретически более этой нормы, но не более нормы предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации), которая определяется органами местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации). Создается парадоксальная ситуация: существует надлежаще установленная единая норма предоставления площади жилого помещения для военнослужащих (ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), но при этом отсутствует единая учетная норма площади жилого помещения для указанной категории граждан, в связи с чем, как указывалось выше, действующие нормативные правовые акты Министерства обороны Российской Федерации предусматривают при определении уровня обеспеченности военнослужащих общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях применение учетных норм площади жилого помещения, установленных органами местного самоуправления, одновременно ограничивая их применение, что, по мнению автора, является неправомерным в силу вышеизложенных обстоятельств. Рассмотренная выше ситуация имеет, скорее, теоретическое значение, нежели практическое, так как во всех муниципальных образованиях на территории Российской Федерации учетная норма площади жилья установлена от 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека и менее (муниципальные образования, в которых учетная норма площади жилого помещения была бы установлена более 18 квадратных метров на одного человека, автору не известны). Так, например, в муниципальных образованиях на территории Свердловской области учетная норма площади жилого помещения установлена в пределах от 10 до 16 квадратных метров <4>. ——————————— <4> URL: http://www. pandia. ru/text/78/069/3511.php.

Отсутствие установленной на федеральном уровне единой учетной нормы площади жилого помещения, подлежащей применению в отношении военнослужащих, в связи с существенными различиями учетных норм в муниципальных образованиях ставит военнослужащих в неравное положение. Это, прежде всего, касается категории военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на обеспечение жильем по избранному ими после увольнения с военной службы месту жительства. Так, в соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 названного Федерального закона. При этом, в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Из изложенного следует, что право военнослужащего и членов его семьи на получение жилья, в том числе по избранному им после увольнения с военной службы постоянному месту жительства, производно от признания его и членов его семьи нуждающимися в получении жилья (улучшении жилищных условий). Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. О необходимости применения в отношении военнослужащих оснований признания нуждающимися в жилых помещениях, определенных ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывается в ныне действующей Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (п. 3 Инструкции), и в Правилах признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 (п. 2 Правил) <5>. ——————————— <5> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=116058.

Как отмечал Верховный Суд Российской Федерации, основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом «О статусе военнослужащих», так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 9 <6>), следовательно, и основания признания военнослужащих нуждающимися в жилом помещении должны применяться в системном единстве правовых норм Федерального закона «О статусе военнослужащих» и норм жилищного законодательства. ——————————— <6> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=66232.

Как следует из содержания п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, наличие у граждан, в том числе и военнослужащих, жилых помещений по договору социального найма или в собственности само по себе не является основанием для отказа в признании их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Предоставление указанной категории граждан жилых помещений по договору социального найма возможно в случае признания их нуждающимися в получении жилья, в том числе в связи с наличием у них в собственности или на условиях договора социального найма жилых помещений менее учетной нормы. При этом определяющим при оценке права нуждаемости граждан в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеющих в собственности жилые помещения, является не форма приобретения имеющегося у них в собственности жилья, а площадь этого жилья, если военнослужащий ранее не реализовал свое право на получение жилья за счет средств федерального бюджета со снятием с учета нуждающихся в получении жилья. С учетом того что действующим законодательством не установлена единая учетная норма площади жилья в целях признания военнослужащих нуждающимися в получении жилья (улучшении жилищных условий), п. 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, предусмотрено, что в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства. Видится вполне возможным распространение приведенных выше положений в части применения учетной нормы площади жилого помещения и на иную категорию военнослужащих (не только на категорию военнослужащих, обеспечиваемых на весь период военной службы служебными жилыми помещениями) ввиду отсутствия в действующих нормативных правовых актах порядка и условий применения в отношении их учетной нормы площади жилья. Из системного толкования приведенных норм следует, что в целях оценки права военнослужащего быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма по избранному им после увольнения с военной службы постоянному месту жительства, необходимо исходить из учетной нормы площади жилого помещения, установленной в этом населенном пункте органом местного самоуправления. Указанные положения являются актуальными в том случае, когда военнослужащий, подлежащий увольнению с военной службы, по месту службы имеет жилое помещение, находящееся в его собственности и (или) в собственности членов его семьи. При этом общая площадь жилого помещения (жилых помещений), имеющихся в собственности у военнослужащего и (или) у членов его семьи, имеет существенное значение и влечет определенные правовые последствия. Так, если у военнослужащего и (или) у членов его семьи имеется в собственности жилое помещение (жилые помещения), общая площадь которого (которых) менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной как по месту военной службы, так и по избранному им после увольнения с военной службы постоянному месту жительства, то такой военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по избранному им месту жительства. Такие гарантии установлены абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Если же при аналогичных условиях имеющееся у военнослужащего и (или) у членов его семьи в собственности жилое помещение (жилые помещения), общая площадь которого (которых) более учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту военной службы, но менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в избранном военнослужащим месте жительства, то гарантии, установленные абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», на военнослужащего не распространяются. При этом такой военнослужащий может быть признан нуждающимся в получении жилья (улучшении жилищных условий) по избранному им после увольнения с военной службы постоянному месту жительства, а жилое помещение по избранному им месту жительства с учетом положений ч. 7 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации может быть предоставлено ему с учетом площади жилого помещения, находящегося у него и (или) у членов его семьи в собственности. Условия и порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность в том числе федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, имеющегося у военнослужащего (членов его семьи) в собственности жилого помещения по месту военной службы в целях получения от такого федерального органа исполнительной власти за счет средств федерального бюджета иного жилого помещения по установленным нормам по избранному месту жительства действующим законодательством не установлены. Хотя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20 сентября 2011 г. N 212-В11-7 <7>, следует, что действующее законодательство не ограничивает возможность граждан, имеющих в собственности жилое помещение, передать его федеральному органу, в котором предусмотрена военная служба, при реализации права на получение другого жилого помещения по избранному месту жительства. Однако осуществить это затруднительно ввиду отсутствия условий и порядка такого отчуждения жилого помещения. ——————————— <7> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=ARB;n=224534.

В случае же безвозмездной передачи имеющегося в собственности у военнослужащего и (или) у членов его семьи жилого помещения в муниципальную собственность (во многих муниципальных образованиях такая процедура в целях последующего обеспечения граждан другим жильем предусмотрена) такого рода действия могут быть оценены органом, уполномоченным в Министерстве обороны Российской Федерации осуществлять предоставление военнослужащим жилых помещений, с точки зрения положений ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Положения ч. 8 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предполагают учитывать при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет. Указанные положения учтены в п. 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280. Пунктом 4 указанной Инструкции установлено, что военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее — действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей. В связи с рассматриваемой темой следует обратить внимание также на положения п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 <8>, в соответствии с которым военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры). ——————————— <8> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=144089.

В соответствии с подп. «и» п. 7 разд. II названных Правил установлено специальное основание для признания нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета категорий граждан, указанных в п. 6 этих Правил, а именно избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы. Указанное положение не предусматривает иных дополнительных условий признания военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающимися в получении жилья по избранному ими после увольнения с военной службы месту жительства. Однако приведенное выше положение Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 вступает в противоречие с действующим Жилищным кодексом Российской Федерации в части, касающейся оснований признания граждан, в том числе и военнослужащих, нуждающимися в получении жилья по избранному ими после увольнения с военной службы месту жительства в связи с наличием в их собственности и (или) в собственности членов их семей жилых помещений менее учетной нормы, и п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предполагающим при соответствующих условиях возможность обеспечения жильем военнослужащих по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, в том числе и при наличии у военнослужащего и (или) у членов его семьи жилья в собственности. Видится, что положение Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 следует применять лишь в части, не противоречащей действующему жилищному законодательству. При этом следует руководствоваться тем, что в случае наличия противоречия в положениях нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же правоотношения, применяются положения того правового акта, который имеет большую юридическую силу. Применительно к жилищным отношениям таковым является Жилищный кодекс Российской Федерации. На это указано и в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» <9>. ——————————— <9> URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc;base=LAW;n=89120.

Таким образом, системный анализ действующего жилищного законодательства позволяет прийти к следующим выводам: а) наличие в собственности военнослужащего и (или) членов его семьи жилого помещения (жилых помещений) само по себе не исключает возможности предоставления ему жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месту жительства при условии, если общая площадь жилья, находящегося в его собственности и (или) в собственности членов его семьи, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в избранном военнослужащим месте жительства; б) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы, отличного от последнего места прохождения военной службы, не может являться безусловным основанием для признания военнослужащего нуждающимся в получении жилья без учета наличия в его собственности и (или) в собственности членов его семьи жилого помещения (жилых помещений). В случае же, если у военнослужащего и проживающих совместно с ним членов его семьи по месту военной службы имеется жилое помещение на условиях договора социального найма (независимо от общей площади жилого помещения), учетная норма площади жилого помещения, установленная по избранному военнослужащим после увольнения с военной службы постоянному месту жительства, значения для оценки его права на получение жилья по избранному им месту жительства не имеет, ввиду того что имеющееся по месту военной службы жилое помещение подлежит сдаче установленным порядком для последующего распределения его другим военнослужащим. При этом такие военнослужащие подлежат обеспечению жилым помещением по избранному месту жительства по установленным ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» нормам как не имеющие жилья. Все вышеизложенное указывает на необходимость установления единой учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определялся бы уровень обеспеченности военнослужащих общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Это было бы логично, при условии что существует единая норма предоставления жилья военнослужащим, определенная ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Однако до настоящего момента этого не сделано, что порождает неравенство между военнослужащими в праве на обеспечение жильем и влечет дополнительные затраты федерального бюджета в связи с необходимостью обеспечения военнослужащих жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства и при наличии у них в собственности жилья при изложенных в настоящей статье условиях. Видится необходимым и возможным при внесении изменений в действующее законодательство в с вязи с предполагаемым переходом к новой системе жилищного обеспечения военнослужащих — единовременной денежной выплате на приобретение или строительство жилого помещения — все же установить единую для всех военнослужащих на всей территории Российской Федерации учетную норму площади жилого помещения, исходя из которой определялся бы уровень обеспеченности военнослужащих общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Это позволило бы во многом устранить существующие противоречия и исключить различные толкования норм действующего законодательства.

——————————————————————