Проблема реализации свободы совести в ВМФ России

(Иванеев С. В.) («Военно-юридический журнал», 2011, N 12)

ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В ВМФ РОССИИ

С. В. ИВАНЕЕВ

Иванеев С. В., доцент кафедры ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ», кандидат юридических наук, профессор Академии военных наук, подполковник юстиции запаса.

Общеизвестно, что «религизация» политики, то есть синтез религии и политики является угрожающим фактором для самого существования России. Это очевидно, как ясный день! В своей небольшой статье автор хотел рассмотреть отрицательное влияние религиозного фактора на сознание, быт и интересы части многострадального российского народа, живущего во имя иллюзорного вечного счастья «за гробом», и особенно военных моряков-подводников, выполняющих боевые задачи на благо нашего Отечества. Свобода совести в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях должна осуществляться в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О статусе военнослужащих». Однако в нарушение Конституции РФ и действующего законодательства в войсках открываются культовые сооружения, совершаются религиозные обряды и церемонии <1>. Более того, клерикализация армии и флота нарушает основополагающие принципы самой концепции воспитания военнослужащих ВС РФ <2> и деятельность священнослужителей в качестве сотрудников Минобороны РФ является противоречащей закону. ——————————— <1> Бурьянов С. А. Свобода совести и светскость государства в РФ: теоретико-прикладное исследование за 2009 — начало 2010 г. М.: ТФ МИР, 2010. С. 173. <2> Приказ МО РФ от 11 марта 2004 г. N 70 «Об органах воспитательной работы ВС РФ».

В соответствии с Конституцией России Российская Федерация — светское государство, что подразумевает нейтралитет государства в мировоззренческой сфере и отсутствие какой-либо религиозной политики. Но на практике российское государство, вопреки принципу светскости государства, «проводит религиозную политику и, как следствие, нарушает основополагающие принципы в сфере свободы совести» <3>. ——————————— <3> Бурьянов С. А. Указ. соч.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» запрещает использовать должностные полномочия в интересах религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности (подп. 13 п. 1 ст. 17 ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ), и создавать в государственных органах структуры… религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур (подп. 14 п. 1 ст. 17 ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ). Однако на деле в России имеют место нарушения указанных принципов со стороны правящей группы, которые проявляются в виде клерикализации светского пространства, в т. ч. армии и флота <4>: ——————————— <4> Мозговой С. А. Некоторые вопросы правового регулирования взаимоотношений Вооруженных Сил с русской православной церковью (1992 г. — настоящее время) // Военно-юридический журнал. 2011. N 3; Мозговой С. А. К вопросу о введении института военного духовенства в Российской армии // Военно-юридический журнал. 2010. N 11. URL: http:// www. portal-credo. ru/ site/?act=fresh&id;=399.

«Великую православную святыню — Пояс Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря на Афоне — прибывшую в Петербург, в аэропорту «Пулково» встретил премьер-министр России Владимир Путин», сообщает Интерфакс. «Сопровождавшие В. Путина вице-премьер Дмитрий Козак и губернатор Петербурга Георгий Полтавченко также подошли к святыне, приложились к ковчегу с поясом» <5>. ——————————— <5> URL: http://www. pravoslavie. ru/news/49371.htm.

«Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин, отмечая День народного единства в Нижнем Новгороде, побывали у памятника Минину и Пожарскому, а президент также в сопровождении губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева приложился к поясу Пресвятой Богородицы в Александро-Невском кафедральном соборе» <6>. ——————————— <6> URL: http:// fedpress. ru/ federal/ polit/ vlast/ id_258279.html.

На сегодняшний день наука обязана расчистить путь к истинному пониманию религии, т. к. в том числе и в правительственных кругах ряда государств проводятся спекуляции в массовом масштабе, когда общественное мнение дезориентируется по проблемам понимания, что есть религия. Главная спекуляция касается ненаучного представления о религии, будто она есть совокупность высоких общечеловеческих идеалов, моральных принципов и норм. При этом взгляд общественности отводится от того главного, что есть религия. А она есть прежде всего и главным образом фантастическое, иллюзорное миропонимание, стержень которого составляет вера в сверхъестественное. По классическому определению, данному религии Ф. Энгельсом, «всякая религия является фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» <7>. ——————————— <7> Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т. 20. С. 328 — 329.

Таким образом, создаются прецеденты представления религии некой морально-этической системой, которой она фактически не является. К сожалению, и в практике российского правосознания нередко допускается странно-либеральное отношение к религии, которое нередко расходится с основными законами и конституционными основаниями, по которым религия отнюдь не случайно отделяется от школы и государства. В Конституции Российской Федерации провозглашено, что она является светским государством, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. Однако происходит интенсивное проникновение РПЦ во многие государственные структуры, включая армию и правоохранительные органы. При этом церковь пользуется государственной поддержкой. Попытка фактического огосударствления одной из конфессий в многонациональной и многоконфессиональной стране представляется недальновидной, создающей предпосылки для усиления и обострения скрытой межконфессиональной и межнациональной борьбы, способной выразиться в последующих опасных проявлениях национальной и религиозной розни, нарушающей ст. 13 Конституции Российской Федерации. Представляется целесообразным пересмотреть складывающуюся практику и ее законодательное регулирование с учетом современных реалий, интересов противодействия межнациональным и межконфессиональным конфликтам в целях формирования реальных условий признания и гарантирования прав и свобод человека и гражданина, согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации <8>. ——————————— <8> Дамаскин О. В. Россия в современном мире: проблемы национальной безопасности. М.: Наука, 2007. С. 429.

Сейчас, когда, по словам генерал-полковника, Героя Советского Союза, губернатора Московской области Б. В. Громова «армия дышит на ладан», завершился очередной этап клерикализации государства: в то время, когда на вооружение Российской армии практически не поступает новая военная техника, ей вместо танков, самолетов и высокоточного оружия, которое, по мнению ряда военных специалистов, будет определять характер будущей войны — войны шестого поколения, навязывают невежественных попов, а в качестве воспитательной работы предлагается архаика Средневековья. Ситуация с бедными офицерами и членами их семей такова, что они уже вынуждены проводить беспрецедентную акцию протеста бесквартирных военнослужащих «Построение обманутых полков», т. к. другим способом докричаться до Верховного главнокомандующего двести тысяч бесквартирных офицеров не могут <9>. ——————————— <9> URL: http://svpressa. ru/all/ article/ 43451/.

Вспоминая спустя 11 лет трагедию «Курска», мы вынуждены констатировать, что положение ВМФ России за эти годы значительно ухудшилось и сегодня уже является критическим. Об этом на круглом столе в Москве заявил Валентин Селиванов, адмирал, в 90-е годы начальник Главного штаба ВМФ. «В Военно-Морском Флоте списано до 80 — 85 процентов надводных кораблей, подводных лодок, боевых самолетов. Построить собираются только один надводный корабль и одну дизельную подводную лодку. На флотах осталось по 30 — 35 кораблей, катеров и подводных лодок. Большинство из них — катера. Подумайте только: 251 атомную подводную лодку построил Советский Союз. В год сдавали флоту по 10 — 11 субмарин. Сейчас же на Северном и Тихоокеанском флотах — единицы атомных подводных лодок, а дизельных на Северном Флоте в постоянной готовности только две, на Балтике и Черноморском флоте — по одной. Ударной авиации в ВМФ нет вообще, а ведь было четыре морские авианосные авиадивизии. Всего на Флоте в готовности 129 летательных аппаратов. Это в основном военно-транспортная авиация для обслуживания командного состава и несколько десятков противолодочных вертолетов. Нынешние силы не позволяют спланировать и провести хотя бы одну из тех пяти операций, которую должен проводить каждый Флот», — подчеркнул адмирал <10>. ——————————— <10> URL: http:// www. topwar. ru/ 32-rossijskij — admiral — zayavil — o-gibeli — voenno — morskogo — flota. html.

Исходя из этого все содержание воспитательной работы с членами экипажей оставшихся подводных лодок уже сейчас должно быть направлено на формирование у моряков-подводников более цельных взглядов на сложный характер военных, прежде всего боевых действий будущего и глубокое изучение ими наиболее перспективных форм и способов вооруженной борьбы. Только при таком подходе можно обеспечить успешное решение важнейшей задачи воспитательной работы — дать базовую подготовку и сформировать современное научное мировоззрение моряков-подводников, способных рассматривать войну, операцию (бой) или сражение в целом, т. е. как систему, и создавать новое, а затем четко управлять своими действиями в самой сложной, быстро меняющейся обстановке. Вот что необходимо срочно осуществлять, а не навязывать армии «замполитов в рясах»! Но что же мы видим в ответ на явный развал ВМФ? Оказывается, для командования Флота в создавшейся ситуации остается только уповать на «господа Бога», приглашая настоятеля Свято-Никольского храма в поселке Видяево (Мурманская область) иерея Сергия Шерфетдинова для проведения «духовных бесед» с членами экипажей подводных лодок: «Организатором встреч выступил заместитель командира дивизии по воспитательной работе. На одной из своих встреч отец Сергий рассказал морякам-подводникам о Великом посте, его духовном смысле и покаянии. После беседы был показан художественный фильм Павла Лунгина «Остров». Священник дал духовную оценку картины и объяснил с православной точки зрения некоторые детали сюжета» <11>. ——————————— <11> URL: http://www. pravoslavie. ru/ news/ 26345.htm.

Поражает идеологическая и мировоззренческая близорукость заместителя командира дивизии по воспитательной работе, наивно верящего в способность бороться с неуставными взаимоотношениями, употреблением спиртных напитков, наркотических и токсических веществ и другими злоупотреблениями в среде моряков-подводников с помощью Библии. Видимо, он не понимает, что во всех авраамических религиях: иудаизме, христианстве и исламе — можно найти сколько угодно призывов как к жертвенности и богобоязненности, так и к насилию и ненависти. Фактически любой проповедник становится лицемером, занимаясь фальсификацией, отбирая «по обстоятельствам» то одну, то противоположную сторону «своего» религиозного учения. Приходится закавычивать слово «своего», потому что на деле его «свое» может быть просто нигилизмом и цинизмом, чем-то и близко не стоящим к какой-нибудь искренней религиозной вере. Заместитель командира дивизии по воспитательной работе, видимо, плохо учился в академии и мало читал научно-философской литературы, если, занимая такую серьезную должность, не понял того, что верующий моряк-подводник не может и не хочет найти свое настоящее место в этом мире. Он будет отворачиваться от «мира дольнего», все его помыслы, стремления и мечты будут направлены к «миру горнему». Отдав сердце Богу и подняв свои очи к небесам, верующий моряк-подводник будет с меньшей остротой чувствовать тяготы и лишения военной службы. Ему будет казаться, что религия помогает ему служить, ибо возвышает его над неустроенной и несовершенной жизнью, над мирскими дрязгами, способными доставлять лишь одни страдания. Отвлекаясь от житейских неурядиц, он будет чувствовать себя чище и возвышеннее. Более того, им будут овладевать по временам приступы умилительного расположения к своим армейским товарищам и командирам. Прежней перевозбужденности и нервозности, заставляющей страдать от какого-либо хамства или плохого настроения, уже не будет, их место займет умиротворенность. Видимо, лояльность военных моряков к своему руководству является главным основанием, ради чего все эти «политбеседы» устраиваются. К огромному сожалению, командование Флота не хочет осознавать того, что религия является одной из форм морального обольщения, и психотерапевтический эффект, получаемый от приглашения иерея Сергия Шерфетдинова для проведения «духовных бесед» с членами экипажей подводных лодок, обойдется очень дорого, ибо он достигается путем бегства моряков от реального мира и самих себя. Заканчивая статью и горько сожалея о развале Флота, о попытках командования приобщить моряков-подводников к «духу Христову», тем не менее хочу надеяться на то, что командование ВМФ начнет все-таки проводить воспитательную работу, направленную на реализацию конституционной свободы совести, а не на религиозную политику.

——————————————————————