Порядок жилищного обеспечения военнослужащих меняется, но еще далек от совершенства

(Кудашкин А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 10)

ПОРЯДОК ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ МЕНЯЕТСЯ, НО ЕЩЕ ДАЛЕК ОТ СОВЕРШЕНСТВА

А. В. КУДАШКИН

Кудашкин А. В., доктор юридических наук, профессор.

Анализируются причины проблем, связанных с организационными просчетами при проведении реформы системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Ключевые слова: военнослужащий, жилищное обеспечение, проблемы, пути решения.

The order of housing for military personnel changes, but still far from perfect A. V. Kudashkin

Analyze the causes of problems associated with the institutional failures in the reform of housing for military personnel.

Key words: military, housing, problems and solutions.

По данным Главной военной прокуратуры, за последние 1,5 года возбуждено около 30 уголовных дел в связи с нарушениями, допущенными при выделении жилья военнослужащим, 700 должностных лиц привлечены к ответственности. Как отмечает Главный военный прокурор С. Н. Фридинский, нарушения «есть на всех этапах — начиная с учета нуждающихся, определения потребности в жилье, выбора подрядных строительных организаций и завершая приемкой объектов, их государственной регистрацией и распределением жилплощади». Причинами указанных проблем стали «организационные просчеты во время подготовки реформы системы жилищного обеспечения» <1> (военнослужащих) (прим. мое. — А. К.). ——————————— <1> Жилья для военных нараспределяли на 30 уголовных дел.

Далее С. Н. Фридинский отметил, что «в короткие сроки ликвидировали жилищные комиссии воинских частей и учреждений, из ведения квартирно-эксплуатационных органов вывели учет и распределение квартир. Взамен создали Департамент жилищного обеспечения Минобороны. А он с таким объемом работы не справляется. Лишь в августе прошлого года в военных округах сформировали территориальные органы жилищного обеспечения. Тогда и наметились некоторые сдвиги». Однако всех проблем это не решило. Военным прокурорам удалось восстановить жилищные права более 81 тыс. человек. Чаще всего проблемы возникают не из-за нежелания военных ехать в провинцию, а из-за ненадлежащей работы должностных лиц при покупке, распределении и заселении готовых квартир. Так, в Томске Минобороны купило 1,6 тыс. квартир, притом что на учете нуждающихся состояли всего 268 военнослужащих, а в Тюмени при наличии 272 очередников имеется 1,4 тыс. квартир <2>. ——————————— <2> URL: http://www. irn. ru/news/63519.html.

Как известно, жилищные права военнослужащих как спецсубъектов права <3> определены прежде всего ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также рядом иных законодательных <4> и подзаконных актов. ——————————— <3> См. подробнее: Кудашкин А. В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. 2-е изд. М., 2009 // СПС «Гарант». <4> Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» и др.

В то же время алгоритмы реализации жилищных прав военнослужащих определяются ведомственными актами. В отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации действует Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» (далее — Приказ N 1280). Несмотря на не столь продолжительный срок действия Приказа (чуть более двух лет), он уже претерпел существенные изменения, поскольку, как неоднократно отмечалось на страницах нашего журнала, изначально включал как коррупциогенные нормы (т. е. нормы, способствующие коррупционным проявлениям со стороны должностных лиц военных организаций и учреждений), так и просто несовершенные правовые нормы. Основная претензия к подобного рода нормативным правовым актам — их сущностное предназначение. К сожалению, приходится констатировать, что в Минобороны России до конца не отказались от пресловутого советского подхода в вопросе реализации прав граждан, согласно которому приоритет в данном вопросе отдан государству, а не человеку. Именно такой подход обусловливает порядок, когда военнослужащий сам должен собирать многочисленные справки за все предыдущие периоды военной службы, которые необходимо представлять в жилищные органы. Это, как известно, с учетом высокой мобильности, реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, отсутствия возможности заниматься данным вопросом в силу служебной занятости, подчас превращалось в невыполнимую задачу. Однако времена идут, ситуация меняется. Очередной этап изменения порядка жилищного обеспечения связан с изданием Приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 мая 2012 г. N 1350 «О внесении изменений в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» (далее — Приказ N 1350), который опубликован в «Российской газете» от 15 августа 2012 г., т. е. вступил в действие 26 августа 2012 г. Что изменилось с изданием нового Приказа? Анализу новелл посвящена настоящая статья. Прежде всего следует отметить, что в Приказ N 1280 уже вносились изменения Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 509 (далее — Приказ N 509), а именно были внесены изменения в Инструкцию о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма <5> (далее — Инструкция) и из перечня документов, представляемых военнослужащим, были исключены: ——————————— <5> Утверждена Приказом N 1280.

— документы с мест жительства военнослужащих и членов их семей с 1991 г.: выписки из домовых книг; справки (сообщения) бюро технической инвентаризации до 31 января 1998 г.; — выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации с 31 января 1998 г. Указанные нововведения в целом не решили проблему со сбором необходимых документов, представляемых в жилищные органы, поскольку в новой редакции стал действовать подп. «д» п. 1 Инструкции, согласно которому военнослужащему необходимо было представлять выписки из домовых книг <6> (выделено мной. — А. К.), копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления. Приказ N 1350 в очередной раз уточнил перечень представляемых военнослужащим документов, исключив из него: ——————————— <6> Данная позиция была добавлена Приказом N 509.

— выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи <7>; ——————————— <7> Представление этих документов теперь стало обязанностью кадровых органов Вооруженных Сил Российской Федерации, которые представляют информацию о прохождении и общей продолжительности военной службы военнослужащего, составе его семьи в структурные подразделения уполномоченного органа в десятидневный срок (по всей видимости, имеется в виду на основании их запроса).

— сведения о наличии идентификационного номера налогоплательщика у военнослужащего и всех членов его семьи <8>. ——————————— <8> Назначение этого документа в реализации жилищных прав военнослужащих неочевидно.

В то же время Приказ N 1350 в прежней редакции оставил подп. «д» п. 1 Инструкции, т. е. сохранилась обязанность военнослужащих представлять выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления. Очевидно, такая половинчатость не способствует кардинальному облегчению участи военнослужащих при сборе необходимых документов при реализации их жилищных прав. Полагаем, что указанные документы должны запрашиваться уполномоченными жилищными органами на основании информации, представляемой военнослужащими. Такой подход позволит исключить возможные неправомерные действия со стороны военнослужащих (известно немало случаев махинаций с представляемыми документами <9>), а также освободит военнослужащих от бремени сбора таких документов, которое для них подчас непосильно в силу служебной занятости, чревато дополнительными материальными расходами (при необходимости выезда в прежние места службы) и затратами времени отдыха (т. е. за счет отпуска). ——————————— <9> См., например, информацию на с. 82 журнала «Право в Вооруженных Силах» за 2012 г. N 9.

В настоящее время для признания военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к Инструкции в структурное подразделение уполномоченного органа, к которому прилагаются следующие документы: — копии документов, удостоверяющих личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей — граждан Российской Федерации (далее — члены их семей) (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов); — копии свидетельств о заключении (расторжении) брака — при состоянии в браке (расторжении брака); — выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления; — копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации; — сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к Инструкции. Приказом N 1350 также внесены новеллы в Инструкцию о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений <10> (далее — Инструкция о предоставлении служебных жилых помещений). ——————————— <10> Приложение N 2 к Приказу N 1280.

Нововведения коснулись следующих вопросов. Во-первых, уточнен перечень документов, которые военнослужащие подают для получения служебного жилого помещения вместе с заявлением о предоставлении служебного жилого помещения в структурное подразделение уполномоченного органа: — копии документов, удостоверяющих личность военнослужащих и членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов); — справка о прохождении военной службы; — справка о составе семьи; — копии свидетельств о заключении (расторжении) брака — при состоянии в браке (расторжении брака); — сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к Инструкции о предоставлении служебных жилых помещений; — справка о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии) <11>. ——————————— <11> Взамен справки (сообщения) бюро технической инвентаризации по месту прохождения военной службы (до 31 января 1998 г.).

Причем следует отметить, что обязанность по представлению последней справки лежит на кадровых органах, поскольку Приказом N 1350 определено следующее: «При назначении военнослужащего на воинскую должность либо его увольнении с воинской должности кадровые органы Вооруженных Сил Российской Федерации представляют данную информацию (выделено мной. — А. К.) в структурные подразделения уполномоченного органа в десятидневный срок». Как говорится, почувствуйте разницу в представлении справки и информации кадровыми органами. Качество подготовки нормативных правовых актов в Минобороны России оставляет желать лучшего. Во-вторых, несомненным достоинством Приказа N 1350 является прописанный подробно алгоритм действий после представления военнослужащим необходимого пакета документов. Решение о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений принимается структурным подразделением уполномоченного органа не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения заявления и перечисленных документов, о чем военнослужащему направляется уведомление по рекомендуемому образцу согласно приложению N 3 к Инструкции о предоставлении служебных жилых помещений. При поступлении сведений о служебном жилом помещении, которое может быть распределено, структурное подразделение уполномоченного органа принимает решение о предоставлении служебного жилого помещения военнослужащему, включенному в список на предоставление служебного жилого помещения, о чем структурным подразделением уполномоченного органа в трехдневный срок направляется военнослужащему сообщение о предлагаемом жилом помещении по рекомендуемому образцу (приложение N 4 к Инструкции о предоставлении служебных жилых помещений). Инструкция о предоставлении служебных жилых помещений не конкретизирует место направления сообщения. Однако рекомендуемый образец заявления о предоставлении служебного жилого помещения содержит информацию только о наименовании органа военного управления, воинской части, организации, а не о фактическом месте жительства военнослужащего. Из этого можно сделать вывод, что именно туда и необходимо направлять сообщение, что является вполне логичным, поскольку именно только по месту прохождения военной службы может быть зафиксирован факт его получения. Военнослужащий может длительное время находиться в командировке, на учениях, в отпуске и т. д. Данный момент имеет важное юридическое значение, поскольку от момента вручения сообщения начинают течь другие сроки и точная фиксация даты вручения как раз и не позволяет впоследствии вести речь о каком-либо нарушении прав военнослужащих. При согласии с предоставляемым служебным жилым помещением военнослужащий в пятидневный срок с даты получения сообщения о предлагаемом жилом помещении направляет в структурное подразделение уполномоченного органа согласие с предоставлением жилого помещения, оформленное в корешке N 1 к сообщению о предлагаемом жилом помещении, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 4 к Инструкции о предоставлении служебных жилых помещений. При несогласии военнослужащего с предоставляемым жилым помещением он в пятидневный срок с даты получения сообщения о предлагаемом жилом помещении направляет в структурное подразделение уполномоченного органа отказ от предоставления служебного жилого помещения, оформленный в корешке N 2 к сообщению о предлагаемом жилом помещении, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 4 к Инструкции о предоставлении служебных жилых помещений. В случае непоступления от военнослужащих, которым направлены сообщения о предоставлении жилых помещений, согласия с предоставлением жилых помещений в течение десяти дней с даты поступления в структурное подразделение уполномоченного органа уведомления о вручении сообщения указанные служебные жилые помещения предоставляются другим военнослужащим, включенным в список на предоставление служебных жилых помещений. Вполне очевидно, уведомление о вручении должно быть отправлено органом военного управления, воинской частью, организацией, в которой военнослужащий проходит военную службу. Несомненным достоинством нововведений являются примерные образцы всех необходимых заявлений, уведомлений и сообщений, которые приложены к указанной Инструкции.

——————————————————————