Режим военного положения

(Гармаш А., Мельников О., Косихин Д., Еремченко В.)

(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 41)

РЕЖИМ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

А. ГАРМАШ, О. МЕЛЬНИКОВ, Д. КОСИХИН, В. ЕРЕМЧЕНКО

Анна Гармаш, докторант ФГКУ «ВНИИ МВД России», г. Москва.

Олег Мельников, юрист, г. Нижний Новгород.

Дмитрий Косихин, газета «ЭЖ-Юрист».

Виктория Еремченко, газета «ЭЖ-Юрист».

Природные катаклизмы (землетрясения, наводнения, извержения вулканов) и социальные негативные явления, имеющие разрушительные черты (массовые беспорядки, терроризм), несут в себе угрозу существованию государства. Чрезвычайность ситуации, независимо от ее основы (природной, социальной или техногенной), предполагает и применение особых мер, направленных на ее скорейшее разрешение, так как методы управления, применяемые в обычном режиме, оказываются недостаточными или бесполезными перед лицом серьезной опасности. Это в полной мере относится и к введению режима военного положения. Каковы же особенности введения такого режима?

Что признается агрессией против России

В соответствии с п. 1 ст. 1 ФКЗ от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении» (в ред. от 28.12.2010) под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях главой государства в соответствии с ч. 2 ст. 87 Конституции РФ в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против России.

Конституция РФ, Закон N 1-ФКЗ, принятые на его основе федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в данной области составляют правовую основу введения режима военного положения.

Согласно нормам и принципам международного права агрессией признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности другого государства или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3314 (XXIX) от 14.12.1974 «Определение агрессии»).

Актами агрессии против РФ, независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны РФ, признаются:

1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию РФ, любая военная оккупация территории РФ, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории РФ или ее части с применением вооруженной силы;

2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории РФ или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против РФ;

3) блокада портов или берегов РФ вооруженными силами иностранного государства (группы государств);

4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы РФ или другие войска независимо от места их дислокации;

5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против РФ;

6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против РФ, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Актами агрессии против Российской Федерации могут признаваться также другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Непосредственной угрозой агрессии против Российской Федерации могут признаваться также действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против России, включая объявление ей войны.

По Указу Президента

Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются Указом Президента РФ о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.

Военное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях вводится не каким-то должностным лицом, а Президентом РФ, издающим Указ, в котором должны быть определены обстоятельства, послужившие основанием для введения такого режима, дата и время, с которых оно начинает действовать, границы территории, на которой оно вводится. И если при введении, например, режима чрезвычайного положения можно приблизительно предполагать сроки преодоления обстоятельств, послуживших причиной введения такого режима, в связи с чем эти сроки законодательством установлены (ФКЗ от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»), то во время войны нельзя предвидеть ее продолжительность.

Указ Президента РФ о введении военного положения подлежит незамедлительным обнародованию по каналам радио и телевидения и официальному опубликованию. О введении военного положения Президент РФ также незамедлительно сообщает палатам Федерального Собрания РФ, при этом соответствующий Указ передается на утверждение Совета Федерации, который должен рассмотреть данный вопрос в течение 48 часов с момента получения этого Указа. Если в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств заседание Совета Федерации не может быть проведено в установленное время, такой вопрос может быть решен позднее 48 часов (п. 5 ст. 4 Закона N 1-ФКЗ).

Решение об утверждении Указа Президента РФ о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением (Регламент Совета Федерации Федерального Собрания РФ, утвержденный Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30.01.2002 N 33-СФ).

Однако Закон N 1-ФКЗ допускает ситуацию, когда Совет Федерации может не утвердить Указ Президента РФ о введении военного положения. В таком случае Указ прекращает действие со следующего дня после дня принятия соответствующего решения, о чем население РФ или ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения (п. 7 ст. 4 Закона N 1-ФКЗ).

Ограничение прав и наложение обязанностей

В период действия военного положения могут ограничиваться права и свободы граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. Кроме того, на граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности (п. 4 ст. 1 Закона N 1-ФКЗ).

Вместе с тем согласно ст. 19 Закона N 1-ФКЗ в период его действия права организаций и их должностных лиц могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны и безопасности РФ, по основаниям, установленным этим Законом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами.

В период действия военного положения организации обязаны:

— предоставлять в соответствии с федеральными законами необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества;

— выполнять задания (заказы) в целях обеспечения обороны и безопасности РФ в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

Более того, организации, находящиеся на территории, на которой введено военное положение, обязаны выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам.

Какие меры могут применяться

Согласно ст. 7 Закона N 1-ФКЗ на территории, где введено военное положение, могут применяться следующие меры:

1) усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

2) введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

3) эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

4) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

5) приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность РФ;

6) привлечение граждан в порядке, установленном Правительством РФ, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

7) изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;

8) запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;

9) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

10) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

11) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

12) запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, — задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток;

13) запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, у граждан производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций — изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

14) введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;

15) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;

16) интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с РФ. При этом Законом N 1-ФКЗ особо оговаривается, что применение данных мер возможно только в случае агрессии против РФ;

17) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории РФ;

18) введение в органах государственной власти, иных государственных органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;

19) прекращение деятельности в РФ иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности РФ.

Отдельно оговорено, что на территории, на которой введено военное положение, референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся.

Необходимо отметить, что, кроме указанных выше мер, в соответствии со ст. 8 Закона N 1-ФКЗ в период действия военного положения федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в целях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения могут быть предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, временно изменены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности и установлены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования территории, на которых введено и не введено военное положение.

——————————————————————