Проблемы и пути развития антикоррупционного правосознания военнослужащих

(Сандригайло С. Л.) («Юридическая психология», 2012, N 4)

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ <*>

С. Л. САНДРИГАЙЛО

——————————— <*> Sandrigaylo S. L. Problems and ways of development of anti-corruption sense of justice of the military personnel.

Сандригайло Сергей Леонидович, адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Военного университета Минобороны России.

Статья посвящена анализу правосознания военнослужащих-коррупционеров, предложены основы развития антикоррупционного правосознания военнослужащих.

Ключевые слова: коррупция, военнослужащие, правосознание.

The article is devoted to the analysis of legal consciousness of servicemen of corrupt, the main development of the anti-corruption legal awareness of military servicemen.

Key words: corruption, the military, the sense ofjustice.

Задача правового развития личности, строящей свою жизнь в согласии с нормами права — одна из главных, если не самая главная, в утверждении законности и подлинного правопорядка в обществе <1>. Проблему профилактики и борьбы с преступностью, охраны прав и свобод граждан и построения процветающего цивилизованного общества не решить, не решив задачи формирования цивилизованной личности с развитым правосознанием. Эта задача находится в поле внимания всех, кто занимается государственными, социальными и правовыми проблемами общества. ——————————— <1> Прикладная юридическая психология / Под ред. А. М. Столяренко. М., 2001. С. 234.

Широкие криминологические исследования правосознания начали проводиться со второй половины 60-х гг. XX в. Тогда же И. И. Карпецом и А. Р. Ратиновым было высказано мнение, что преступление прежде всего связано с дефектами в правовом сознании личности. Они конкретизировали эту связь, подчеркнув, что искажения правосознания являются «одной из конкретных ближайших и непосредственных причин, порождающих преступление и отличающих его от иных антиобщественных поступков» <2>. Это мнение нам представляется особо ценным, так как учеными доказана прямая связь между правосознанием и совершаемыми личностью преступлениями. Происходящие изменения в правосознании проявляются в совершаемых правонарушениях. ——————————— <2> Карпец И. И., Ратинов А. Р. Правосознание и причины преступности // Советское государство и право. N 12. 1968. С. 50.

Таким образом, исследование коррупционного правосознания военнослужащих возможно через изучение типовых коррупционных правонарушений, совершаемых в Вооруженных силах РФ. В. Н. Кудрявцев и Н. С. Малеин справедливо отмечают, что мыслительная деятельность, никак не выразившаяся во внешнем поведении человека, не регламентируется и не контролируется правом <3>. ——————————— <3> Кудрявцев В. Н., Малеин Н. С. Правовое поведение, его субъекты и пределы // Просвещение. 1980. N 3. С. 32.

Информация о коррупционных проявлениях содержится в периодической печати, статистике органов военной юстиции, данных социологических опросов, научной и публицистической литературе. К типовым коррупционным правонарушениям, имеющим место в армии, относится взяточничество, хищение имущества, мошенничество, покровительство при получении должности или переводе к желаемому месту службы и т. д. <4>. Перечисление типовых коррупционных проявлений в Вооруженных силах РФ может быть продолжено. Однако даже краткий анализ их сути показывает, что важнейшим условием этих преступлений наряду с другими различными условиями послужило наличие в правосознании военных коррупционеров идей, взглядов, чувств и убеждений, способных допустить коррупционную деятельность военного человека. ——————————— <4> Завьялов Ф. На защите закона: цифры, факты, тенденции // Военный вестник Юга России. 2011. 25 июня; Корякин В. М. Коррупция в Вооруженных силах: теория и практика противодействия: Монография. М., 2009. С. 89; и др.

Так, совершение военнослужащими типовых коррупционных правонарушений стали возможны потому, что в сознании коррупционеров в нравственной и правовой внутренней борьбе верх все-таки одержали взгляды о том, что допустимо лично для них: — временно поставить свои личные корыстные интересы выше интересов государства и общества в области обороны страны; — временно проявить неуважение к закону вообще и к военному праву в частности; — временно проявить нечестность в отношении государства и общества; — нанести некоторый ущерб боеготовности и боеспособности войск; — пренебречь личным имиджем в глазах сослуживцев, имеющих представление о должной честности и порядочности военнослужащего; — пойти на подлог служебных документов; — уйти от ответственности за совершенные коррупционные деяния; — временно попрать справедливость, что зачастую оправдывается коррупционером, самим для себя, неверием в общую справедливость и обилием несправедливости вокруг; — нанести моральный или косвенный материальный вред военнослужащим. Статистические данные отдела надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции Главной военной прокуратуры показывают, что военнослужащие, вступающие в коррупционные отношения, в большинстве своем вступают в эти отношения для извлечения материальной выгоды <5>, каждый раз находя для себя более или менее благовидное оправдание. ——————————— <5> Информационно-аналитическая справка о результатах работы в 2008 г. и 1 квартале 2009 г. по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и развитии криминогенной ситуации в данной сфере от 5 мая 2009 г. N кр-217/09.

Статистика убедительно подтверждает выводы О. В. Дамаскина, который отмечает, что современное общество подвержено стремлению к чрезмерному обогащению, материальной выгоде индивидуалистической направленности, которые оттесняют истинные духовные ценности <6>, формируют пренебрежительное отношение к нравственным принципам и традиционным российским ценностям — бескорыстному служению Отечеству, совести и справедливости, взаимопомощи и коллективизму <7>. Показывая важные причины усиления коррупционности в нашей стране, О. В. Дамаскин высвечивает также и основные духовные ценности, качества личности, которые сегодня отступают под давлением алчности, но от развития которых зависит успех противодействия коррупции в нашем обществе и его Вооруженных силах. ——————————— <6> Дамаскин О. В. Коррупция: состояние, причины, противодействие. М., 2009. С. 98 — 99. <7> Там же. С. 99.

Проанализировав вышеописанные коррупционные проявления, ознакомившись с мнением отечественных ученых О. В. Дамаскина, В. М. Корякина и др., представляется возможным сформулировать те положения и качества, которые необходимо формировать у военнослужащих Вооруженных сил РФ с целью совершенствования их антикоррупционного правосознания. К таким антикоррупционным взглядам и убеждениям военнослужащих прежде всего следует отнести: — непримиримость к нарушению Конституции, законов и других нормативно-правовых актов Российской Федерации; — убежденность в неотвратимости наказания, соответствующего тяжести содеянного; — нетерпимость военнослужащих к продажности и коррупции во всех их проявлениях; — уважение военнослужащих к себе, окружающим и правовым нормам; — создание и утверждение своего доброго имени как первостепенная задача становления личности офицера <8>; ——————————— <8> «Нет ничего полезнее доброго имени, и ничто не создает его так прочно, как достоинство» (Л. Вовенарг). Великие мысли великих людей. Антология афоризма. М., 1988. Т. 2. С. 100.

— умеренность военнослужащих в материальных потребностях. Определившись с содержательными элементами совершенствования антикоррупционного сознания военнослужащих Вооруженных сил РФ, представляется логичным перейти к поиску и исследованию эффективных методов и форм, современных средств корректировки антикоррупционного правосознания военнослужащих. В современной юридической науке выделяют две основные формы корректировки антикоррупционного правосознания военнослужащих, первая — антикоррупционное правовое воспитание, и вторая — антикоррупционное правовое обучение. Под «антикоррупционным правовым воспитанием» понимается целенаправленная деятельность по формированию и развитию антикоррупционного правосознания личности, ее ориентации на общественно полезное антикоррупционное поведение и подготовке ее к антикоррупционной деятельности <9>. ——————————— <9> Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник / Бикмухаметов А. Э. и др. М., 2008. С. 10.

«Задача антикоррупционного воспитания, — пишет В. М. Корякин, — состоит в осуществлении такого воздействия на сознание военнослужащего, при котором убеждение в нецелесообразности коррупционного поведения превращается в устойчивую моральную парадигму. Эта задача направлена на создание и поддержание представления военнослужащих о нецелесообразности (следовательно, аморальности) коррупционной деятельности» <10>. ——————————— <10> Корякин В. М. Указ. соч. С. 239.

Как отмечают Н. И. Матузов и А. В. Малько, основными методами правового воспитания по форме воздействия на правосознание являются убеждение, принуждение, стимулирование <11>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник Н. И. Матузова, А. В. Малько «Теория государства и права» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004. —————————————————————— <11> Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М., 2009. С. 232.

Одним из важнейших методов воздействия является метод убеждения. Убеждение — это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию действительности. Убедить военнослужащего — это значит сделать достоянием его сознания приверженность высоконравственным идеям и нормам, требованиям военной присяги и уставов, превратить их в главные мотивы поведения, действий и поступков военнослужащего. В процессе применения метода убеждения используются два основных, неразрывных связанных друг с другом средства: убеждение словом и убеждение делом. Не менее важным методом воздействия на правовое сознание военнослужащих в процессе правового воспитания является метод стимулирования или поощрения. Использование метода стимулирования позволяет эффективно корректировать поведение военнослужащих. В основе метода стимулирования лежит правовой стимул, под которым в теории права понимается правовое побуждение к законопослушному деянию, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования <12>. ——————————— <12> Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003. С. 60.

В условиях военной службы правовой стимул является правовым средством, регулирующим конкретное военно-служебное правоотношение, в котором на информационно-психологическом уровне заложена потенциальная возможность положительного воздействия на сознание военнослужащего с целью вызвать у него побуждение к добросовестному исполнению обязанностей военной службы, основанное на стремлении удовлетворить собственный интерес. В процессе правового воспитания система стимулирования военнослужащих состоит из материальных, моральных, социальных и правовых мер стимулирующего характера. Значимым методом правового воспитания военнослужащих, широко применяемым на практике, является метод принуждения. Под «методом принуждения» понимается система средств и приемов воздействия на военнослужащих, нарушающих законы, воинские уставы и нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно выполнять свой воинский долг. Принудить человека — значит заставить его выполнять волю командира (начальника), волю воинского коллектива в интересах решения задач, стоящих перед подразделением (частью) <13>. ——————————— <13> Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М., 1998. С. 264.

В современной юридической литературе меры правового принуждения подразделяются на две группы: первая (основная) группа — юридические санкции, то есть государственно-принудительные меры, являющиеся реакцией государства на факт противоправного поведения конкретного лица; вторая группа — государственно-необходимые, профилактические и превентивные меры правового принуждения <14>. ——————————— <14> Алексеев С. С. Общая теория права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 269.

К основным средствам принуждения, доступным командному составу, следует отнести: осуждающий взгляд командира; замечание; упрек; напоминание о необходимости выполнения обязанностей по службе; запрещение; категорическое требование; отдание приказа или приказания в установленном порядке, принуждающего военнослужащего выполнить то или иное действие; осуждение командиром проступков нарушителя перед строем или на служебном совещании; критика нарушителей на собраниях личного состава, в стенной печати; отстранение от ответственного дела; предупреждение о наказании в дисциплинарном порядке; наложение дисциплинарного взыскания и др. <15>. ——————————— <15> URL: http://www. pedagogikam. ru/teachers-343-1.html (дата обращения: 13.11.2011).

Неотъемлемой составной частью развития антикоррупционного сознания военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных сил РФ является их правовое обучение, ибо в большинстве случаев в правовой безграмотности коренятся истоки многих коррупционных проявлений в Вооруженных силах РФ. О необходимости правового обучения общества в своих трудах отмечал и русский философ И. А. Ильин: «Нелеп и опасен такой порядок жизни, при котором народу недоступно знание его права, когда, например, среди народа есть неграмотные люди или когда право начертано на чужом языке, или когда текст закона остается недоступным для народа, или же смысл права выражается слишком сложно, запутано и непонятно» <16>. ——————————— <16> Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 24.

Антикоррупционное правовое обучение является частью правового обучения военнослужащих и представляет собой систему мероприятий по изучению военнослужащими нормативно правовых актов Российской Федерации, регламентирующих способы и средства противодействия коррупции в органах государственного управления, в том числе и органах военного управления, и передаче практических навыков противодействия коррупции в Вооруженных силах РФ. Таким образом, антикоррупционное правовое обучение военнослужащих основной своей задачей ставит сформировать у военнослужащих тот объем необходимых знаний, навыков и умений, которые способствовали бы противодействию коррупционным отношениям в Вооруженных силах РФ. Представляется, что антикоррупционное правовое обучение военнослужащих следует проводить в двух формах: обязательной форме, которая должна предусматривать правовые занятия в системе командирской подготовки для офицеров и прапорщиков, общественно-государственную подготовку для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, и факультативной форме обучения, характеризующейся организованным проведением занятий по тематике, выбранной самими обучающимися. Наиболее действенной видится обязательная форма, которая должна проводиться специалистом, например, помощником командира воинской части по правовой работе, который обладает специальными знаниями и соответствующей подготовкой. На этих занятиях военнослужащие смогут в составе группы разбирать конкретные коррупциогенные ситуации, сообща вырабатывать навыки противодействия им. Проведенное исследование правосознания военнослужащих-коррупционеров позволило выявить основные взгляды и убеждения, имеющие место в их правосознании, и способствующие совершению коррупционных правонарушений, а также наметить пути развития антикоррупционного правосознания военнослужащих через антикоррупционное правовое воспитание и антикоррупционное правовое обучение.

——————————————————————