Еще одна попытка модернизации военно-жилищного законодательства (комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ)

(Гайдин Д. Ю., Корякин В. М.) («Право в Вооруженных Силах», 2014, N 2)

ЕЩЕ ОДНА ПОПЫТКА МОДЕРНИЗАЦИИ ВОЕННО-ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2013 ГОДА N 405-ФЗ)

Д. Ю. ГАЙДИН, В. М. КОРЯКИН

Гайдин Д. Ю., юрисконсульт подразделения ФСО России.

Корякин В. М., доктор юридических наук.

Статья представляет собой комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ, в соответствии с которым с 1 января 2014 г. действует новая альтернативная форма жилищного обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы: предоставление жилищной субсидии на строительство или приобретение жилья.

Ключевые слова: жилищная субсидия, жилищное обеспечение, право на жилище, социальная защита военнослужащих.

Another attempt to modernize the military housing legislation (commentary to the Federal Law of December 28, 2013, N 405-FZ) D. Yu. Gaydin, V. M. Korjakin

The article is a commentary to the Federal Law of December 28, 2013, N 405-FZ, according to which from January 1, 2014, introduced a new alternative form of housing for servicemen, citizens discharged from military service: the provision of housing subsidies for the construction or purchase of housing.

Key words: housing allowance, housing, the right to housing, social protection of servicemen.

Введение

С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Суть очередных изменений, внесенных в основной законодательный акт, регулирующий социальную защиту военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, состоит в следующем: 1) введена новая форма реализации жилищных прав военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы: предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилищной субсидии); 2) предоставление военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, права на внеочередное получение служебных жилых помещений, жилых помещений по договору социального найма или в собственность бесплатно либо жилищной субсидии; 3) уточнен порядок использования денежных средств участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих; 4) уточнен порядок предоставления, а также размер жилого помещения, предоставляемого семьям погибших (умерших) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; 5) используемые в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» формулировки приведены в соответствие с терминологией Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ). Рассмотрим указанные нововведения более подробно.

1. Предоставление жилищной субсидии

Из числа новаций Федерального закона «О статусе военнослужащих» наиболее важным и социально значимым является, безусловно, установление новой формы жилищного обеспечения — предоставление денежной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Идея о введении данной формы жилищного обеспечения военнослужащих была высказана новым руководством Минобороны России более года назад. В течение всего 2013 г. шла довольно оживленная дискуссия о путях практической реализации данной идеи. Не остался в стороне от нее и журнал «Право в Вооруженных Силах», где свои соображения по данному поводу высказывали в числе других и авторы настоящей статьи <1>. ——————————— <1> Воробьев Е. Г. О монетизации жилищного обеспечения военнослужащих: научно-практический комментарий к законопроектной инициативе полной замены натурального жилищного обеспечения постоянным жильем единовременной денежной выплатой на его приобретение (Окончание) // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 6 — 8; Гайдин Д. Ю. Установление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в качестве единственной формы жилищного обеспечения военнослужащих является неприемлемым // Там же. N 5; Корякин В. М. Зависимость объема жилищных гарантий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, от времени их поступления на военную службу и увольнения с военной службы // Там же. 2014. N 1; Трофимов Е. Н. К вопросу о переходе к новой форме жилищного обеспечения военнослужащих — единовременной денежной выплате на приобретение или строительство жилого помещения // Там же. 2013. N 10.

Первоначально было высказано предложение о том, что предоставление денежных средств на приобретение жилого помещения должно стать основной и единственной формой жилищного обеспечения военнослужащих при их увольнении с военной службы, а также граждан, ранее уволенных в запас или отставку, признанных нуждающимися в получении жилых помещений (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих). Однако в последующем от данного предложения пришлось отказаться, поскольку его реализация ухудшила бы социальное положение тех военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, которые были ранее признаны нуждающимися в жилых помещениях и рассчитывали их получить в собственность бесплатно либо по договору социального найма. Это противоречило бы очень важной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о том, что, вводя новое правовое регулирование, законодатель должен исходить как из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан, так и из требования предсказуемости законодательной политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса и действенности государственной защиты наполняющих его прав, т. е. в том, что возникшее у них на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Как же в конечном счете была реализована рассматриваемая форма жилищного обеспечения в комментируемом Федеральном законе? Прежде всего следует с удовлетворением отметить, что согласно новой редакции ст. ст. 15, 15.1, 23, 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» наряду с новой формой жилищного обеспечения (в виде получения жилищной субсидии) за военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, а также семьями погибших (умерших) военнослужащих сохранено право на получение жилых помещений в «натуральном» виде — в собственность бесплатно или по договору социального найма, т. е. получение жилищной субсидии является не заменой, а альтернативой иным формам жилищного обеспечения. Тем самым соблюдена упомянутая выше конституционная норма о недопустимости принятия в нашей стране законов, отменяющих или умаляющих права граждан. Наиболее существенным вопросом рассматриваемой новой формы жилищного обеспечения является размер жилищной субсидии. К сожалению, законодатель перевел решение данного наиважнейшего вопроса на уровень подзаконного регулирования. В Законе закреплены лишь общие принципы определения размера субсидии. Так, согласно п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» размер жилищной субсидии определяется исходя из следующих показателей: а) норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с п. 4 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» <2>; ——————————— <2> Согласно данной норме норматив общей площади жилого помещения при предоставлении жилищной субсидии определяется Правительством Российской Федерации с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения отдельных категорий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы (в пределах от 15 до 25 квадратных метров).

б) норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти <3>; ——————————— <3> Таким уполномоченным органом является в настоящее время Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой). В соответствии с Приказом Госстроя от 18 июля 2013 г. N 269/ГС норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2013 г. составляет 34350 руб. На первое полугодие 2014 г. данный норматив на момент написания настоящей статьи пока не установлен.

в) поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. В целях реализации рассматриваемых нововведений Правительством Российской Федерации должны быть определены: — норматив общей площади жилого помещения при предоставлении жилищной субсидии; — порядок расчета размера жилищной субсидии исходя из приведенных выше критериев. Кроме того, согласно последнему абзацу п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в Минобороны России и иных федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, должны быть разработаны и приняты ведомственные нормативные правовые акты, определяющие порядок предоставления рассматриваемой жилищной субсидии. Таким образом, в полной мере новая форма жилищного обеспечения начнет действовать только после принятия и вступления в законную силу указанных выше подзаконных нормативных правовых актов. Как показывает практика, их принятие нередко затягивается на месяцы, а то и на годы. Вот один из показательных примеров на этот счет. Федеральным законом от 12 декабря 2011 г. N 427-ФЗ военнослужащим предоставлена возможность за счет собственных средств оплачивать дополнительную общую площадь жилого помещения, превышающую установленную норму предоставления площади жилого помещения. Однако Постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее правила такой оплаты, было принято спустя почти два года <4>. ——————————— <4> Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил оплаты военнослужащими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 Федерального закона от 24 октября 2013 г. N 942 «О статусе военнослужащих».

В связи с вышесказанным нет никаких гарантий того, что подзаконные акты, регулирующие порядок предоставления жилищной субсидии военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, не постигнет та же участь, и эта форма жилищного обеспечения в течение неопределенного срока будет оставаться нереализуемой. В п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержится еще одна важная норма, касающаяся предоставления жилищной субсидии: она может быть использована исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях. Примененная в данной норме формулировка «на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях» означает, что общая площадь приобретаемого (построенного) за счет полученных денежных средств жилого помещения должна превышать учетную норму, установленную органом местного самоуправления по месту его нахождения, т. е. в результате использования жилищной субсидии семья военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) должна подлежать безусловному снятию с учета в качестве нуждающейся в получении жилого помещения. Анализ изменений, внесенных комментируемым Федеральным законом в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», показывает, что по общему правилу жилищная субсидия на приобретение или строительство жилых помещений предоставляется военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, по их желанию как альтернатива предоставлению жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма. Вместе с тем в п. 19 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрены случаи, когда жилищная субсидия может быть предоставлена без согласия указанных граждан: 1) в случае отказа указанных лиц от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации; 2) в случае изъявления указанными лицами желания изменить ранее избранное место жительства после увольнения с военной службы. При этом согласно п. 18 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему жилого помещения предоставляется ему один раз. Выбор места жительства осуществляется военнослужащим до увольнения с военной службы, и именно в этом населенном пункте ему предоставляется жилое помещение. Если же гражданин изъявит желание изменить избранное место жительство, то ему в безусловном порядке независимо от его желания будет предоставляться жилищная субсидия в качестве единственной формы жилищного обеспечения. Следует отметить, что в п. 2.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» сохранена такая форма жилищного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, как предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения <5>. По своей правовой природе и социальному предназначению эти две формы жилищного обеспечения (предоставление жилищной субсидии и предоставление денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения) очень схожи. ——————————— <5> Подробный анализ данной формы жилищного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, осуществлен нами в публикации: Корякин В. М. Лучше деньги в руках, чем долгое ожидание квартиры (комментарий к Федеральному закону от 16 октября 2012 г. N 169-ФЗ) // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 2.

Различаются они следующим: — во-первых, кругом лиц, на которых они распространяются: жилищная субсидия выплачивается военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы после 1 января 2005 г., состоящим на учете нуждающихся в получении жилого помещения в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба; право на денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения имеют граждане, уволенные с военной службы и до 1 января 2005 г. принятые на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений в органах местного самоуправления по избранному месту жительства; — во-вторых, размером выплачиваемых денежных средств: при определении размера жилищной субсидии учитываются три показателя: 1) норматив предоставления общей площади жилого помещения; 2) норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации; 3) поправочный коэффициент, зависящий от имеющейся у претендента выслуги лет; при предоставлении денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения учитываются только два первых показателя, т. е. выслуга лет на размер данной выплаты не влияет. Подводя итог анализу норм о жилищном обеспечении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, путем предоставления им жилищной субсидии, выделим как преимущества, так и недостатки данной формы реализации права указанных лиц на жилище. Преимущества: — возможность выбора формы жилищного обеспечения (с помощью жилищной субсидии либо получения жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма), за исключением случаев, установленных законом; — возможность использования жилищной субсидии на приобретение жилого помещения как во вновь построенном многоквартирном доме, так и на вторичном рынке жилья, на приобретение строящегося жилья, индивидуального жилого дома с земельным участком, на покупку нескольких квартир и др.; — возможность использования жилищной субсидии с привлечением кредитных средств, средств материнского капитала и собственных накоплений; — зависимость размера жилищной субсидии от имеющейся у военнослужащего выслуги лет будет стимулировать его к продолжению военной службы, поскольку чем большую выслугу лет он будет иметь к моменту увольнения, тем больше будет размер субсидии на приобретение жилого помещения. Это будет способствовать закреплению в Вооруженных Силах Российской Федерации опытных, квалифицированных кадров; — возможность в специально оговоренных в законе случаях предоставления военнослужащему жилищной субсидии вне его желания позволит своевременно пресекать злоупотребления правом. Нередки случаи, когда военнослужащий, находящийся в распоряжении, неоднократно отказывается от различных вариантов предложенного ему жилья (ссылаясь, например, на то, что его не устраивают этажность, конструктивные особенности многоквартирного дома, улица или район населенного пункта и т. п.). Следствием такой порочной практики является то, что некоторые военнослужащие годами находятся в распоряжении, получают соответствующее денежное довольствие и иное материальное обеспечение, не исполняя должностных обязанностей. Теперь этой негативной практике, судя по всему, будет положен конец, поскольку в случае даже однократного отказа военнослужащего от предложенной ему квартиры ему вне его желания будет предоставлена жилищная субсидия, в связи с чем он будет подлежать снятию с учета нуждающихся в получении жилого помещения, увольнению с военной службы и исключению из списков личного состава воинской части (при условии, если предложенная квартира находится в черте населенного пункта, избранного им для проживания, и по своей площади соответствует норме предоставления, а также санитарным и иным нормам). Вместе с тем прогностический анализ рассматриваемых норм Федерального закона «О статусе военнослужащих» позволяет выделить и ряд недостатков указанной формы жилищного обеспечения, а также недостаточно урегулированных вопросов ее реализации. К числу недостатков можно отнести следующие: — во-первых, регулирование ключевых вопросов реализации данной формы жилищного обеспечения (определение размера жилищной субсидии, порядка ее предоставления и др.) не на законодательном, а на подзаконном уровне создает угрозу выхолащивания того положительного потенциала, который закладывался в данную форму законодателем; — во-вторых, установленное п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» жесткое требование о том, что предоставленная военнослужащему и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), неизбежно породит то негативное явление, которое имело место в период активной реализации жилищного обеспечения за счет государственных жилищных сертификатов (ГЖС). Речь идет о многочисленных фирмах и дельцах, которые поимели немалые доходы за счет оказания владельцам ГЖС услуг по их обналичиванию путем реализации мошеннических схем по фиктивной купле-продаже квартир. Велика вероятность того, что и среди получателей жилищных субсидий найдется немало желающих вместо приобретения жилого помещения получить наличные деньги для их использования на иные цели. И вновь возникнут фирмы мошеннического толка, предлагающие за определенный процент от суммы фиктивной сделки оказать такую услугу получателям жилищных субсидий; — в-третьих, из анализа норм, регулирующих предоставление жилищной субсидии, следует, что ее выплата будет осуществляться желающим в порядке определенной очередности. Такой вывод следует, в частности, из нормы, предусмотренной п. 17 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», где сказано, что денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений вне очереди предоставляются военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим право на внеочередное жилищное обеспечение (в частности, имеющим трех и более детей). Из этого следует, что остальные претенденты будут вновь вынуждены стоять в очереди, но теперь уже не за квартирой в «натуральном» виде, а за жилищной субсидией. Тем самым получается, что продекларированная на самом высоком государственном уровне цель — ликвидировать жилищную очередь — вновь остается лишь декларацией; — в-четвертых, нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающие возможность в отдельных случаях предоставлять жилищную субсидию без учета желания военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, несут в себе определенные коррупционные риски. Как представляется, особенно это может проявиться в Москве и Санкт-Петербурге, а также в центрах субъектов Российской Федерации, где размер жилищной субсидии не сможет полностью покрыть фактическую стоимость жилья. Нет никаких гарантий того, что угроза получить вместо реальной квартиры номинальные деньги не вынудит отдельных претендентов к решению жилищной проблемы путем взяток, подношений должностным лицам, от которых зависит ее решение. Изложенные проблемы следует учесть при подготовке подзаконной нормативной правовой базы жилищного обеспечения путем предоставления жилищной субсидии.

2. Право на внеочередное получение жилого помещения и жилищной субсидии

Одной из серьезных новелл военно-жилищного законодательства, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ, является законодательное закрепление права отдельных категорий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на получение жилого помещения (служебного, по договору социального найма, в собственность бесплатно) или жилищной субсидии вне очереди. Такое право приобрели те из них, которые имеют трех и более детей. Заметим, что согласно прежнему правовому регулированию право на внеочередное жилищное обеспечение военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, имели только в случаях, прямо предусмотренных ЖК РФ <6>. Кроме того, в соответствии с п. 3.1 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на первоочередное <7> обеспечение жилыми помещениями имеют члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более — вне зависимости от основания увольнения, признанные нуждающимися в жилых помещениях или имевшие основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы. ——————————— <6> В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 2) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378. <7> В новой редакции указанного пункта, действующей с 1 января 2014 г., слово «первоочередное» заменено словом «внеочередное», поскольку в ЖК РФ понятие «первоочередное обеспечение жилыми помещениями» не содержится.

Учитывая высокую социальную значимость указанного нововведения, рассмотрим содержание и смысл внеочередного жилищного обеспечения. Сам этимологический смысл термина «вне очереди» не предусматривает какой-либо очередности удовлетворения требований внеочередника; эти требования должны удовлетворяться незамедлительно по возникновении обстоятельств, с которыми закон связывает предоставление внеочередного права (например, рождение третьего ребенка в семье военнослужащего, признанного нуждающимся в получении жилья). Более того, внеочередники могут вообще не включаться в какую-либо очередь, им не присваиваются номера и не устанавливается последовательность удовлетворения требований о предоставлении жилого помещения; они обеспечиваются жилыми помещениями индивидуально и независимо как друг от друга, так и от очередников <8>. ——————————— <8> Более подробно о теоретических аспектах понятия «очередь» см.: Корякин В. М. Очередь как общественное и правовое явление // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 4.

Как справедливо отмечается экспертами, отсутствие в ЖК РФ указания о сроках предоставления жилых помещений вне очереди говорит о том, что жилье должно предоставляться указанным гражданам после их обращения в целях реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по «списку внеочередников»), так как обеспечение жильем указанных категорий граждан не терпит отлагательства <9>. ——————————— <9> Гурченков С. Очередь для внеочередников // ЭЖ-Юрист. 2009. N 9.

Данный вывод основан на официальной правовой позиции по этому вопросу Верховного Суда Российской Федерации, который в Обзоре законодательства и судебной практики за III квартал 2007 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2007 г., указал, что «предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь… Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет… Внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения». Законодательное закрепление права многодетных семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на получение жилого помещения либо жилищной субсидии вне очереди имеет важное социальное значение: во-первых, это существенно облегчит социальное положение семей с тремя и более детьми, а во-вторых, будет в определенной мере способствовать решению демографической ситуации в нашей стране, поскольку желание решить жилищную проблему вне очереди будет серьезным стимулом к увеличению числа детей в семьях военнослужащих.

3. Характеристика иных дополнений, внесенных в законодательство о жилищном обеспечении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы

Помимо рассмотренных выше, Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ внесены ряд других изменений и дополнений в жилищные нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих». Так, внесено дополнение в п. 15 ст. 15 указанного Федерального закона, согласно которому денежные средства, выделяемые участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, могут расходоваться ими не только на приобретение, но и на строительство жилых помещений. Следует при этом заметить, что ранее Федеральным законом от 28 июня 2011 г. N 168-ФЗ аналогичными нормами был дополнен Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Еще одним новшеством Федерального закона «О статусе военнослужащих» является уточнение норм о жилищном обеспечении семей погибших (умерших) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Их суть заключается в следующем: а) при предоставлении жилого помещения указанным семьям размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется исходя из состава семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) на дату его гибели (смерти) (п. 1.1 ст. 15.1); б) при определении размера предоставляемого жилого помещения учитывается право погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения, которую тот имел на дату гибели (смерти) (п. 3.1 ст. 24); в) семьи погибших (умерших) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, помимо права на получение жилых помещений в «натуральном» виде, приобрели право на получение по их желанию денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений. Немаловажным является и тот факт, что комментируемым Федеральным законом терминология жилищных норм Федерального закона «О статусе военнослужащих» приведена в соответствие с терминологией, используемой в ЖК РФ, в том числе: — понятие «нуждающиеся в улучшении жилищных условий» заменено понятием «нуждающиеся в жилых помещениях»; — вместо термина «исключение из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий» теперь используется понятие «снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Все это призвано создать условия для эффективного и непротиворечивого правового регулирования порядка реализации одного из важнейших социальных прав — права на жилище.

Заключение

Мы не случайно в заглавии настоящей публикации назвали принятие комментируемого Федерального закона еще одной законодательной попыткой решить жилищную проблему военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Дело в том, что за пятнадцать лет действия Федерального закона «О статусе военнослужащих» такие попытки предпринимались неоднократно. Достаточно сказать, что в ст. 15 данного Закона за это время изменения и дополнения внесены пятнадцатью федеральными законами. В одном только прошлом 2013 г. законодатели приняли четыре законодательных акта о поправках в указанную статью. Вместе с тем, несмотря на официальные заверения наших руководителей о том, что жилищная проблема в армии «практически закрыта», не одна тысяча военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, встретили новый, 2014, год, не дождавшись многократно обещанных квартир. Судя по всему, законодатель и впредь будет вновь и вновь «латать» многострадальные жилищные статьи Федерального закона «О статусе военнослужащих».

——————————————————————