Государственно-правовое регулирование режима военного положения на территории Российского государства: история и современность

(Тимофеев М. И.) («Военно-юридический журнал», 2013, N 3)

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЖИМА ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ <*>

М. И. ТИМОФЕЕВ

——————————— <*> Timofeev M. I. State-law Regulation of the Regime of Martial Law on the Territory of the Russian State: History and Contemporaneity.

Тимофеев Максим Игоревич, адъюнкт Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России.

В статье рассматривается особый правовой режим — военное положение. Дается его характеристика, выявляются общие признаки прошлого и современности. Особое внимание уделяется рассмотрению основания для его введения в Российском государстве.

Ключевые слова: военное положение, правовой режим, акт агрессии, законодательство, непосредственная угроза, вооруженные силы, гражданин.

The article concerns the special legal regime — martial law; gives the characteristics thereof, reveals general features of the past and the present. The special attention is drawn to consideration of the grounds for introduction thereof in the Russian state.

Key words: martial law, legal regime, act of aggression, legislation, direct menace, armed forces, citizen.

Вопросы государственно-правового регулирования режима военного положения на современном этапе развития государства и на сегодняшний день остаются открытыми и злободневными. Военная доктрина Российской Федерации, оценивая как маловероятную прямую вооруженную агрессию в ее традиционных формах, все же отмечает, что еще сохраняются, а на отдельных направлениях даже усиливаются потенциальные угрозы военной безопасности нашей страны и ее союзников. Что делает вполне вероятным объявление на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях <1> такого правового режима, как военное положение. ——————————— <1> Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. N 237.

Военное положение — особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии <2>. ——————————— <2> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 5. Ст. 375.

В связи с этим одной из актуальных задач современной юридической науки является глубокое осмысление историко-правового опыта введения и поддержания на территории нашей страны изложенного правового режима. Ярчайшим тому примером служит уникальный опыт Великой Отечественной войны, с началом которой чрезвычайная обстановка потребовала установления в ряде регионов Советского государства соответствующего правового режима, а также изменения в структуре органов государственного и военного управления, создания новых организационно-правовых форм их деятельности. Все это явилось предпосылкой для объявления и поддержания на протяжении нескольких лет в областях, ковавших великую победу советского народа, специального правового режима, объявленного Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР «О военном положении» <3> (далее — Указ). ——————————— <3> ЦАМО. Ф. 7523. Оп. 4. Д. 49. Л. 22.

С первых же дней войны в соответствии с Указом в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности передавались в ведение военных советов. Обеспечивая режим военного положения, военные власти обладали огромным спектром полномочий по отношению к проживающему на объявленных местностях населению, в частности такими полномочиями, как: — в соответствии с действующими законами и постановлениями Правительства привлекать граждан к трудовой повинности; — производить изъятие транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества; — выселять в административном порядке из пределов местности лиц, признанных социально опасными; — воспрещать выезд и въезд в местности, объявленные на военном положении, и др. <4>. ——————————— <4> Там же. Л. 23 — 26.

Реализуя предоставленные им права, военные советы издавали обязательные для всего населения постановления, отдавали распоряжения местным органам власти, государственным и общественным учреждениям и организациям и требовали безусловного и немедленного исполнения. За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей, а также за преступления, совершенные в местностях, объявленных на военном положении, виновные подлежали уголовной ответственности по законам военного времени. На все местные органы власти, организации и учреждения возлагалась обязанность оказывать полное содействие военному командованию. Характерными чертами правового режима военного положения, сложившегося в годы Великой Отечественной войны, стали: — наделение военных советов всей полнотой власти по организации обороны в местах, объявленных Указом от 22 июня 1941 года на военном положении; — возложение дополнительных обязанностей на государственные органы, организации и граждан; — ограничение прав и свобод граждан, проживающих на территории. Обращаясь к опыту прошлого, нужно исходить из того, что решение научной проблемы, касающейся государственно-правового регулирования режима военного положения в период Великой Отечественной войны, несмотря на то что после ее начала прошло более 70 лет, представляется актуальным в условиях современного развития отечественного государства и права. В формировании новой российской государственности одной из основных задач при разработке отечественного законодательства, регулирующего особые правовые режимы, стало внедрение международно-правовых стандартов в области прав человека и гражданина, в том числе в отношении возможностей их судебной защиты в условиях действия режима военного положения. Общей чертой особого правового режима — военного положения (и ранее, и в настоящее время) — принято считать установление повышенной ответственности (в том числе по законам военного времени) за неподчинение приказам и распоряжениям властей, а также введение комплекса ограничений прав граждан и установление дополнительных обязанностей различного характера. Необходимо также обратить внимание на то обстоятельство, что проблема видов правовых институтов, регламентирующих особый правовой режим осуществления государственной власти, имеет важное практическое значение. Оно состоит в том, что выделение какого-либо вида института особого правового режима (в частности, военное положение) требует подробного законодательного регулирования по следующим вопросам: — какие органы государственной власти уполномочены вводить особый правовой режим; — по чьей инициативе может быть введено военное положение; — основания для введения особого правового режима; — каковы последствия введения военного положения; — каков порядок прекращения действия военного положения. В статье предлагается более подробно проанализировать возможные основания, в силу которых возникает необходимость введения военного положения на территории Российского государства. Впервые в законодательстве Российской Федерации определение военного положения было дано в ст. 19 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» <5>, под которым понимался особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничение прав и свобод, который вводится на всей территории страны или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против России. ——————————— <5> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 23. Ст. 2750.

Статья 1 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» <6> также предусматривает агрессию против Российского государства или непосредственную угрозы агрессии. ——————————— <6> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 5. Ст. 375.

Таким образом, в соответствии с ч. 2 ст. 87 Конституции Российской Федерации основанием для введения режима военного положения является агрессия против Российского государства или непосредственная угроза агрессии. Что же следует понимать под актом агрессии, какие действия подпадают под это определение? Законодательство должно содержать четкое закрепление оснований для введения режима военного положения. В период его действия могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности <7>. ——————————— <7> Там же.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права агрессией против Российского государства признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности России или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций (далее — Устав ООН) <8>. ——————————— <8> Там же.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права актами агрессии против России независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны признаются: — вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию страны, любая военная оккупация территории, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы; — бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории России или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против нашего государства; — блокада портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства (группы государств); — нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на вооруженные силы России или другие войска независимо от места их дислокации; — действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российского государства; — засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против России, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии. Актами агрессии могут признаваться также другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН, равносильные указанным выше актам агрессии. Таким образом, правовой институт особых правовых режимов, одним из наиболее распространенных примеров которого является режим военного положения, имеет глубокие исторические корни в отечественном праве. Советское законодательство об особых правовых режимах отличалось явно репрессивной и даже карательной направленностью. Причинами объявления военного положения в России в современных условиях могут являться только причины внешнего характера, представляющие угрозу для национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности государства. Отсюда следует, что основная цель введения военного положения в стране — это создание должных условий для отражения агрессии или предотвращения ее непосредственной угрозы, что позволило бы при необходимости быстро и эффективно осуществить переход общества от мирного положения к военному и обеспечить правовыми средствами устойчивое его функционирование в условиях войны.

——————————————————————

Интервью: О результатах надзора за исполнением законов при оказании сторонними организациями услуг поднадзорным войскам (аутсорсинге) (интервью с военным прокурором Восточного военного округа генерал-лейтенантом юстиции Егиевым Артуром Левоновичем) («Военно-юридический журнал», 2013, N 3)

О РЕЗУЛЬТАТАХ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ОКАЗАНИИ СТОРОННИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ УСЛУГ ПОДНАДЗОРНЫМ ВОЙСКАМ (АУТСОРСИНГЕ)

ИНТЕРВЬЮ С ВОЕННЫМ ПРОКУРОРОМ ВОСТОЧНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТОМ ЮСТИЦИИ ЕГИЕВЫМ АРТУРОМ ЛЕВОНОВИЧЕМ

В. Ю. ПЫЛАЕВ

Пылаев Владимир Юрьевич, корреспондент газеты «Суворовский натиск».

Одним из важных направлений реформы Российской армии в современной истории является передача многочисленных непрофильных функций аутсорсинговым компаниям, благодаря чему военнослужащие стали больше времени уделять боевой подготовке. О том, как гражданские организации решают хозяйственные вопросы в воинских частях и учреждениях Минобороны России на Дальнем Востоке, в Забайкалье и Бурятии, нашим читателям рассказал военный прокурор Восточного военного округа генерал-лейтенант юстиции Артур Егиев.

Корреспондент: Артур Левонович, расскажите, как эти преобразования повлияли на работу военной прокуратуры ВВО? Егиев А. Л.: Главной задачей военной прокуратуры ВВО в данном вопросе было и остается обеспечение надзорными полномочиями прав военнослужащих при организации их питания, помывки, стирки предметов вещевого имущества. Состояние законности в данной сфере постоянно находится в поле зрения военных прокуроров, поскольку оно тесно связано с созданием безопасных условий военной службы, сохранением жизни, здоровья военнослужащих и поддержанием боевой готовности войск. В этой связи проблемы, возникающие в ходе надзорных мероприятий, явились предметом обсуждения на коллегии военной прокуратуры ВВО и на оперативном совещании. Приняты конкретные меры по повышению эффективности этой деятельности.

Корреспондент: Как реформа сказалась на быте простых военнослужащих? Егиев А. Л.: Ее реализация пока оставляет желать лучшего. В текущем году нами выявлено свыше 250 нарушений закона, об их устранении направлено более 60 документов прокурорского реагирования. По требованию военных прокуроров к административной ответственности привлечено 33 должностных лица, к дисциплинарной — 36, еще 15 — предупреждены о недопустимости нарушений закона. Вскрыты факты, когда по вине работников коммерческих организаций, оказывающих услуги по питанию военнослужащих, у военнослужащих возникали кишечные заболевания. Например, в прошлом году в воинской части, расположенной в г. Уссурийске Приморского края, из-за нарушений работниками такой компании санитарно-эпидемиологических норм, связанных с ненадлежащей организацией питания и приготовления пищи, в медицинский пункт с пищевым отравлением обратились 27 военнослужащих. Нами направлено представление командующему объединением, заведующая столовой привлечена к административной ответственности. К сожалению, подобные случаи имели место и в этом году в воинских частях Хабаровского и Читинского гарнизонов. Как правило, таким нарушениям способствуют упущения воинских должностных лиц, которые за работой привлеченных сторонних организаций и качеством оказываемых ими услуг не следят, необходимых мер по их выявлению и своевременному пресечению не принимают. Только вмешательство прокурорских работников позволило предотвратить выдачу для питания военнослужащим воинской части в г. Бикине Хабаровского края сливочного масла, не пригодного к употреблению в пищу, а также сосисок с истекшим сроком годности, что могло повлечь возникновение у военнослужащих инфекционных заболеваний. При этом помощник командира части по материально-техническому обеспечению акт о выявленных нарушениях не составил и в продовольственную службу округа не направил, что не позволило своевременно предъявить к исполнителю госконтракта штрафные санкции. Об устранении отмеченных нарушений военным прокурором гарнизона командиру соединения внесено представление, которое реализовано. Заведующий столовой на основании наших материалов привлечен к административной ответственности. Аналогичные нарушения закона вскрыты военными прокурорами на общевойсковом полигоне «Цугол» в Забайкальском крае в ходе проверки полевых пунктов питания военнослужащих. И такие нарушения не единичны. Они выявлены нами еще более чем в 20 воинских частях.

Корреспондент: Расскажите, допускаются ли нарушения закона при оказании других услуг? Егиев А. Л.: Прокурорскими проверками выявлены нарушения в сфере банно-прачечного обеспечения военнослужащих, связанные с несвоевременным заключением государственных контрактов на оказание услуг. Так, коммерческая организация, которая осуществляла стирку белья и обмундирования для воинских частей и учреждений Читинского гарнизона, в связи с окончанием срока договора прекратила выполнение работ. Новый государственный контракт на оказание данных услуг в 2011 — 2014 годах был заключен между Министерством обороны Российской Федерации и этой организацией лишь в декабре 2011 г., в связи с чем в течение месяца потребность воинских частей в чистом белье покрывалась за счет имеющихся запасов, стирка обмундирования осуществлялась собственными силами и средствами воинских частей. По результатам проверки мы отреагировали и сообщили о них командованию округа.

Корреспондент: Как справляются аутсорсинговые компании с ведением жилищно-коммунального хозяйства военных объектов? Егиев А. Л.: Прокурорские проверки в этой сфере нами проводятся постоянно. Осенью мы не стали дожидаться наступления холодов, а заранее проверили готовность воинских частей и военных городков к осенне-зимнему периоду. Результаты показали, что работали не напрасно. Выявлено более 600 нарушений закона, об их устранении направлено свыше 80 документов прокурорского реагирования. По нашему требованию к ответственности привлечено 40 работников указанных организаций. К сожалению, не все проблемные вопросы были решены. Территориальными подразделениями ОАО «Славянка» и «РЭУ» все необходимые работы к зиме были выполнены не полностью. К отопительному сезону были готовы чуть более трети жилых домов, общежитий, казарм, около половины котельных и теплосетей. О подобных фактах систематически информируется руководство Департамента государственного заказчика капитального строительства Минобороны России. Организуется работа по подготовке исков о понуждении к выполнению работ. Проблемные вопросы подготовки к отопительному сезону поднадзорных военной прокуратуре ВВО военных городков и других объектов по нашему ходатайству включены в представление об устранении нарушений закона, внесенное в августе 2012 г. Главной военной прокуратурой в адрес министра обороны Российской Федерации. Кстати, мы также надзираем за соблюдением законов не только при подготовке и проведении отопительного сезона, но и при эксплуатации казарменно-жилищного фонда, проверяем вопросы своевременности проведения ремонта, организации водоснабжения, водоотведения и др.

Корреспондент: Получается, что все эти беды из-за недобросовестных коммерсантов и нерадивых командиров воинских частей? Егиев А. Л.: Отчасти это так, но далеко не всегда. Надзорные мероприятия показали, что отмеченные выше нарушения стали возможны вследствие недостатков в работе отдельных должностных лиц служб и управлений Восточного военного округа, включая подготовку проектов государственных контрактов и их исполнение. Это наглядно показала наша проверка, проведенная с участием военной прокуратуры Улан-Удэнского гарнизона. Так, по вине должностных лиц продовольственной службы округа в государственный контракт на оказание услуг по организации питания военнослужащих воинских частей ВВО на 2012 г. не была включена одна из воинских частей, расположенных в г. Петровск-Забайкальский Забайкальского края. Заявка на внесение необходимых дополнений в государственный контракт направлена в Департамент ресурсного обеспечения Минобороны России лишь в феврале 2012 г. В связи с этим в течение месяца продовольствие доставлялось со склада, находящегося на расстоянии 150 км от воинской части. Вещевой службой ВВО не обеспечено включение в государственный контракт оказания в 2012 г. услуг по организации банно-прачечного обслуживания военнослужащих двух воинских частей, расположенных в п. Ага Могойтуйского района Забайкальского края, в результате чего стирка обмундирования осуществлялась собственными силами и средствами воинских частей. Документы по результатам проверки нами представлены командованию округа. Мы и дальше продолжим делать все возможное, чтобы законные права и интересы людей в погонах не были ущемлены. Несмотря на какие бы то ни было преобразования, человек не должен чувствовать себя обделенным.

Корреспондент: Благодарю Вас за интервью.

——————————————————————