Рассмотрение военными судами жалоб военнослужащих

(Абабков А., Безнасюк А.)

(«Российская юстиция», N 12, 1995)

РАССМОТРЕНИЕ ВОЕННЫМИ СУДАМИ ЖАЛОБ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

А. АБАБКОВ, А. БЕЗНАСЮК

А. Абабков, майор юстиции, член того же суда.

А. Безнасюк, председатель военного суда Московского военного округа, генерал — майор юстиции, доктор права.

После введения в действие Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» одной из основных сфер деятельности военных судов стало рассмотрение жалоб военнослужащих на неправомерные действия органов военного управления и воинских должностных лиц.

За этот период (на 1 сентября 1995 г.) военными судами Московского военного округа было рассмотрено 2765 жалоб военнослужащих, в том числе лиц, уволенных с военной службы. За восстановлением нарушенных прав в военные суды округа обращались практически все категории военнослужащих. Наибольшее количество жалоб связано с необеспечением военнослужащих положенными видами довольствия, неудовлетворительным решением их жилищных проблем, а также с вопросами, связанными с увольнением.

Результаты рассмотрения жалоб свидетельствуют о том, что воинские должностные лица в своей деятельности допускают значительное количество нарушений законодательства, ущемляющих права и законные интересы военнослужащих. 65% от общего числа жалоб, рассмотренных военными судами, было удовлетворено, а действия воинских должностных лиц и органов военного управления признаны незаконными. Наибольшую озабоченность вызывают факты игнорирования требований закона высшими должностными лицами, а также попытки оказания давления с их стороны на судей с целью повлиять на принимаемые судебные решения, дискредитировать деятельность суда.

Так, военный суд Ивановского гарнизона при рассмотрении в судебном порядке жалобы капитана запаса Б. на действия Кинешемского городского военного комиссара, отказавшего ему в выплате ежемесячного социального пособия, предусмотренного п. 4 ст. 22 Закона РФ «О статусе военнослужащих», вынес частное определение в адрес начальника штаба МВО, в котором обращалось внимание на неуважение к суду вышестоящего должностного лица — военного комиссара Ивановской области, запретившего горвоенкому являться в суд, мотивируя это тем, что «военкоматами командует он, а не суд».

Военными судами Курского и Брянского гарнизонов были признаны незаконными и отменены приказы командующего внутренними войсками МВД и министра внутренних дел Российской Федерации об отстранении от занимаемых должностей ряда старших офицеров внутренних войск. Суд Московского военного округа, рассмотрев решения этих судов по кассационным жалобам представителей ответчиков, подтвердил законность всех судебных решений. Однако, демонстрируя полнейшее неуважение к закону, высшие должностные лица МВД России на протяжении пяти месяцев фактически отказывались исполнить обязательные для них решения суда. При этом еще на стадии поступления в суд жалоб от ущемленных в своих правах офицеров они же отказались выполнить требования суда о приостановлении действий соответствующих приказов до их рассмотрения по существу в судебном порядке в соответствии со ст. 4 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Особую сложность в работе военных судов вызывает исполнение судебных решений, связанных с восстановлением военнослужащих на военной службе, а также с выплатой положенных им видов денежного довольствия, что в значительной степени обусловлено несвоевременным и недостаточным финансированием воинских частей и учреждений. Основным затруднением в вопросе исполнения решений остается отсутствие механизма принудительного исполнения решения в случае, когда должностные лица всячески затягивают исполнение решений суда.

На протяжении полугода начальником Военного университета МО РФ не исполняется решение военного суда Московского гарнизона по жалобе военнослужащего Л. о восстановлении его в списках лиц университета, нуждающихся в обеспечении жильем и оформлении временной прописки на жилплощадь этого учебного заведения. Остались без ответа и неоднократные запросы суда с просьбой сообщить о причинах неисполнения решения. В настоящее время военным судом составлен акт о неисполнении судебного решения, который направлен в народный суд по месту нахождения ответчика.

Решением военного суда Брянского гарнизона был признан незаконным приказ бывшего командующего внутренними войсками МВД РФ об освобождении от занимаемой должности полковника Ш. Несмотря на то, что решение суда было своевременно обращено к исполнению, командующий всячески игнорировал исполнение решения, не отвечая на запросы суда, и беспричинно не являлся в суд для дачи объяснений. В ответ на неоднократные обращения к министру внутренних дел РФ суд получал отписки, и лишь спустя шесть месяцев Ш. был восстановлен в прежней должности. За явное неуважение к суду и игнорирование судебного решения военным судом Брянского гарнизона ставился вопрос перед министром внутренних дел о привлечении командующего внутренними войсками МВД РФ к ответственности, однако какого-либо ответа суд не получил.

Таким образом, основные причины неисполнения судебных решений состоят в негативном и неуважительном отношении отдельных должностных лиц к решениям судебных органов. В связи с этим нуждаются в разъяснении Верховным Судом РФ вопросы о применении принудительного исполнения решений суда, а также возможности привлечения ответчика к ответственности без получения от него обязательных объяснений о причинах неисполнения решения. По мнению военных судей, ответы — отписки ряда должностных лиц прямо свидетельствуют об их нежелании исполнять решение суда. В настоящее время необходимо в законодательном порядке разработать более эффективный механизм реализации судебных решений.

Считаем необходимым затронуть еще одну проблему. В соответствии с действующим гражданским законодательством организация обязана возместить вред, причиненный по вине ее работников при исполнении ими своих служебных обязанностей. За 8 месяцев 1995 года 72 военнослужащих, подавших в военные суды МВО жалобы на неправомерные действия различных воинских должностных лиц или органов военного управления, наряду с просьбами об устранении допущенных, на их взгляд, нарушений закона, заявили требования и о компенсации морального вреда. Общая сумма, которую заявители намеревались взыскать с виновных, составила более 300 млн. руб. Удовлетворены же требования заявителей о компенсации причиненного им морального вреда на общую сумму свыше 90 млн. руб. При этом судьи, исходя из того, что моральный вред причинялся в результате неправомерных действий воинских должностных лиц при исполнении ими своих служебных обязанностей (нарушение условий контракта, издание незаконных приказов и т. п.), взыскивали определенные суммы в возмещение морального вреда с соответствующей воинской части (учреждения), в которой проходило службу конкретное должностное лицо. Как показывает практика, по большинству из этих дел должностные лица, чьи действия обжалуются в судебном порядке, или их уполномоченные представители еще на стадии подготовки жалобы к судебному разбирательству признают в той или иной мере неправомерность своих действий, однако отказываются устранить допущенные ими нарушения закона, понимая, что даже при удовлетворении жалобы военнослужащего они лично практически не несут за это какой-либо ответственности.

Полагаем, что взыскание по делам данной категории суммы компенсации за причинение морального вреда или хотя бы ее части с непосредственного виновника стало бы эффективным средством привития должностным лицам чувства уважения к закону, помогло бы разрешить большую часть жалоб военнослужащих до стадии непосредственного их рассмотрения в суде и сэкономило бы значительные государственные средства.

——————————————————————