Из практики прокурорского надзора

(Редакционный материал)

(«Законность», 1998, N 10)

ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

Президентская программа «Государственные жилищные сертификаты» не исключает возможность получения военнослужащими, увольняемыми (уволенными) с военной службы, жилых помещений в порядке ст. 15 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» как очередниками на получение жилья.

Черемных обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании незаконной федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», как противоречащей, по его мнению, положениям Конституции РФ (ст. 19) и Закона РФ «О статусе военнослужащих» (ст. 15), ссылаясь на то, что программа практически на 5 лет приостанавливает государственные гарантии на предоставление военнослужащим жилых помещений, отменяет основной способ обеспечения военнослужащих жильем через органы местного самоуправления, нарушает права военнослужащих на бесплатное получение жилья.

Выслушав представителя Правительства РФ, возражавшего против удовлетворения заявления, заключение прокурора, полагавшего, что требования Черемных необоснованны, Верховный Суд РФ пришел к выводу о том, что заявление удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Оспариваемая заявителем Программа утверждена Постановлением Правительства РФ от 20 января 1998 г. N 71, принятым Правительством в пределах своей компетенции.

Программа принята Правительством РФ на основании поручения Президента РФ.

Указом Президента РФ от 28 января 1998 г. N 102 федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» придан статус президентской программы и Правительству РФ поручено внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона, предусматривающего направление в 1999-2002 гг. средств от продажи пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, на дополнительное финансирование мероприятий президентской программы «Государственные жилищные сертификаты».

Программой установлено, что участие в ней добровольное, а также что в случае, если получатель государственного жилищного сертификата по каким-либо причинам не смог решить своей жилищной проблемы в установленные Программой сроки и не воспользовался средствами выделенной ему безвозмездной субсидии, он сохраняет право на улучшение жилищных условий как очередник на получение государственного или муниципального жилья и что только после приобретения жилья по государственным жилищным сертификатам граждане — участники Программы исключаются из списков очередников на улучшение жилищных условий (ст. ст. 4, 5 Программы).

С учетом приведенных положений Указа Президента РФ и Программы суд не согласился с доводами Черемных о том, что оспариваемая им Программа противоречит ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» и ущемляет права военнослужащих на получение жилья, поскольку указанная Программа не исключает возможность получения военнослужащими жилых помещений в порядке ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих», участие в Программе возможно только на добровольной основе, т. е. военнослужащие имеют право, как и до утверждения Правительством РФ программы «Государственные жилищные сертификаты», на улучшение жилищных условий как очередники на получение государственного или муниципального жилья.

По этим же основаниям суд счел несостоятельными доводы заявителя о том, что Программа отменяет способ обеспечения военнослужащих жильем через органы местного самоуправления по договорам найма жилого помещения и что ее положения противоречат ст. 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод граждан.

Судом учтено, что после утверждения Программы у военнослужащих, имеющих право на улучшение жилищных условий, появилась возможность выбора «пути» получения жилья, в т. ч. и на вторичном рынке жилья, не ожидая окончания срока строительства нового жилья.

Кроме того, граждане — участники Программы могут также приобрести жилье только за счет средств безвозмездной субсидии и без привлечения собственных или кредитных ресурсов. При этом размер приобретаемого жилого помещения (в расчете на одного члена семьи) не может быть ниже нормы постановки на учет на улучшение жилищных условий, установленной в месте расположения жилья (п. 2 Программы).

Неоснователен довод заявителя о том, что Программа является единственным финансируемым Правительством каналом для обеспечения жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы, поскольку в подтверждение этого довода Черемных суду не представил доказательств.

Федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 42 «О федеральном бюджете на 1998 год» утверждены расходы федерального бюджета на 1998 г. по обеспечению жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы, в размере 2100000 тысяч рублей (ст. 26 Закона).

Статьями 29, 30 Закона признано необходимым привлечение дополнительных средств для обеспечения социальных гарантий увольняемых военнослужащих, т. е. сверх объемов, предусмотренных ст. 26. Финансирование мероприятий президентской программы «Государственные жилищные сертификаты» планируется и за счет средств от продажи пакетов акций, находящихся в федеральной собственности.

Учитывая изложенное, Верховный Суд РФ отказал Черемных в удовлетворении заявления о признании незаконной федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты».

——————————————————————