Порядок участия военнослужащих срочной службы в разрешении межнациональных конфликтов

(Коган Э. Э.)

(«Закон и армия», N 1, 2002)

ПОРЯДОК УЧАСТИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ

В РАЗРЕШЕНИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Э. Э. КОГАН

Э. Э. Коган, заслуженный юрист России, кандидат юридических наук.

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 21 сентября 1990 г. «Об участии граждан РСФСР в разрешении межнациональных конфликтов за пределами РСФСР» (ВСНД и ВС РСФСР. 1990. N 17. Ст. 177) было предусмотрено, что граждане, призванные на действительную срочную военную службу граждане в ряды Вооруженных Сил СССР, внутренних войск МВД СССР, а также войск КГБ СССР, наряду с выполнением обязанностей по защите СССР, по решению Правительства СССР принимают участие в мероприятиях по разрешению межнациональных конфликтов, возникающих в союзных республиках, что противоречит статье 29 Конституции РСФСР. Для участия в разрешении этих конфликтов привлекаются также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РСФСР. Бывший Председатель Верховного Совета РСФСР Ельцин Б. Н., признавая недопустимым направление граждан РСФСР, призванных на действительную военную службу, за пределы РСФСР для участия в межнациональных конфликтов и выполнения иных задач, не предусмотренных статьей 29 Конституции РСФСР, предложил этим Постановлением Верховному Совету СССР совместно со всеми Верховными Советами союзных республик принять решение в согласованный срок сформировать межреспубликанские специальные части для поддержания порядка в районах межнациональных конфликтов и иных чрезвычайных ситуаций. Комплектование таких частей должно было осуществляться исключительно на договорной основе. Предлагалось также определить сроки и порядок замены республиканскими специальными частями внутренних войск и Вооруженных Сил СССР в районах конфликтов.

Использование военной силы для урегулирования межнациональных конфликтов на территории других союзных республик предложено считать возможным только на условиях договора между парламентами заинтересованных сторон, а характер ее применения должен быть поставлен под постоянный контроль специально созданных Верховными Советами республик парламентских комиссий.

Обсуждался этот важный вопрос и на Съезде народных депутатов РСФСР, на котором 11 декабря 1990 г. (ВСНД и ВС РСФСР. 1990. N 28. Ст. 378) было принято Постановление и отмечено, что обострение межнациональных конфликтов в стране, применение в их разрешении частей Вооруженных Сил СССР, морально и профессионально не подготовленных к выполнению несвойственных им функций, приводят к гибели военнослужащих. Защищая жизнь, честь и достоинство граждан РСФСР, проходящих военную службу в Вооруженных Силах СССР, внутренних войсках МВД СССР и войсках КГБ СССР, Съезд народных депутатов РСФСР постановил предложить Президенту СССР, Верховному Совету СССР срочно принять меры по прекращению систематического участия Вооруженных Сил СССР в разрешении межнациональных конфликтов и других кризисных политических ситуациях. Было также предложено Президенту СССР, Верховному Совету СССР совместно с Верховными Советами союзных республик: принять решение в согласованный срок сформировать межреспубликанские части специального назначения для участия в разрешении межнациональных конфликтов; комплектовать данные части из граждан СССР исключительно на добровольно — договорной (контрактной) основе; определить сроки и порядок замены частей Вооруженных Сил СССР в районах межнациональных конфликтов частями специального назначения; впредь использование Вооруженных Сил СССР для удовлетворения межнациональных конфликтов на территории союзных республик считать возможным только в чрезвычайной ситуации по решению Президента СССР, а характер их применения должен быть поставлен под контроль специально создаваемой в этом случае комиссии Верховного Совета СССР и Верховного Совета той республики, на территории которой происходит конфликт; запретить направление для участия в разрешении межнациональных конфликтов за пределами РСФСР лиц рядового и командного состава органов внутренних дел РСФСР и учебных заведений МВД РСФСР.

Поскольку некоторыми правовыми актами в России было установлено совместное патрулирование органов внутренних дел и военнослужащих Советской Армии и Военно — Морского Флота и некоторые стали считать, что указанная мера введена в нарушение Конституции СССР и может привести к дестабилизации политической обстановки, а также к существенному ограничению или нарушению прав и свобод граждан, включая права самих военнослужащих, Верховный Совет РСФСР в соответствии с Постановлением от 31 января 1991 г. (ВСНД и ВС РСФСР. 1991. N 6. Ст. 83) обратился с предложением к Комитету конституционного надзора СССР с предложением дать заключение о конституционности подзаконных актов, допускающих использование военнослужащих Советской Армии и Военно — Морского Флота для охраны общественного порядка. В первую очередь просили рассмотреть Указ Президента СССР от 29 января 1991 г. «О взаимодействии милиции и подразделений Вооруженных Сил СССР при обеспечении правопорядка и борьбе с преступностью», отдельные положения Указов Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1975 г., утвердившие уставы гарнизонной, караульной и внутренней служб Вооруженных Сил СССР, Постановление Совета Министров СССР N 1016 от 11 октября 1990 г. «О неотложных мерах по укреплению законности и правопорядка в стране» и распоряжение Совета Министров СССР N 1829 от 27 октября 1990 г., а также изданный на их основе Приказ министра внутренних дел СССР и министра обороны СССР N 493/513 от 29 декабря 1990 г. «Об организации совместного патрулирования сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих Советской Армии и Военно — Морского Флота».

Верховный Совет РСФСР обратился и к Президенту СССР с предложением о приостановке действия указанного приказа, так как считал, что вводимое приказом практически на всей территории России совместное патрулирование не обусловлено уровнем преступности на улицах, площадях, других общественных местах в большинстве регионов РФ, а использование вооруженных военнослужащих на улицах городов может привести к дестабилизации политической обстановки, к существенному ограничению или нарушению прав и свобод граждан, включая права самих военнослужащих (ВСНД и ВС РСФСР. 1991. N. 6. Ст. 84).

Как видим, исторический экскурс помог увидеть, как развивалось законодательство об участии военнослужащих в разрешении национальных конфликтов.

В тексте Военной присяги РФ, утвержденном Указом Президента РФ 5 января 1992 г. N 7 (ВСНД и ВС РФ. N 3. Ст. 107), указано, что военнослужащий, принимающий присягу, клянется не применять оружие против своего народа и законно избранных им органов власти, а также обязуется проходить военную службу в любом месте на территории РФ или за ее пределами, куда его может направить Правительство РФ, и соблюдать законы того государства, на территории которого он будет проходить военную службу.

Далее Президиум Верховного Совета РФ принимает 1 апреля 1992 г. Постановление N 2637/1-1 (ВСНД и ВС РФ. 1992. N 16. Ст. 874) «О приоритетах военной политики РФ» и заявление «О приоритетах военной политики РФ», где четко и ясно указано, что Вооруженные Силы России должны быть предназначены исключительно для защиты независимости и территориальной целостности РФ, а также для выполнения международных обязательств России.

Признано, что основным фактором, сдерживающим от развязывания крупномасштабных конфликтов и локальных войн против России и других государств — членов СНГ, должны стать силы, обладающие высокоточным оружием и средствами его доставки. Для оперативной нейтрализации возможных локальных военных конфликтов требуется создание высокомобильных сил общего назначения в составе нескольких сухопутных и военно — морских группировок.

Так мыслили наши законодатели, как нужно действовать в условиях разрешения крупномасштабных и локальных (местных) конфликтов. 7 мая 1992 г. за N 466 Президентом России принимается Указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации», в котором он, руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете РФ и в соответствии с Законом РФ «О безопасности» — закон был принят 5 марта 1992 г. (ВСНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 770), объявил о создании Вооруженных Сил РФ. Указом подтверждена преемственность лучших боевых и героических традиций российской армии, использование Вооруженных Сил для защиты свободы и независимости России, обеспечения ее безопасности и суверенитета, а также взятые обязательства по выполнению достигнутых международных договоренностей в области сокращения вооружений и разоружения. Президент России призвал заключить с государствами — участниками СНГ Договор о коллективной безопасности, определил направления строительства Вооруженных Сил РФ, дал целый ряд организационных поручений Министерству обороны РФ. Следующим Указом в этот же день Президент объявил себя с 7 мая 1992 г. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

Съезд народных депутатов РФ Постановлением от 7 декабря 1992 г. N 4049-1 (ВСНД и ВС РФ. 1992. N 51. Ст. 3006) «О положении в Вооруженных Силах и военной политике РФ» отметил, что личный состав Вооруженных Сил РФ в сложных социально — экономических условиях проявляет стойкость и мужество, достойно выполняет свои служебные обязанности, самоотверженно решает миротворческие задачи и в очагах межнациональных конфликтов. Отмечено также съездом народных депутатов, что на современном этапе защита суверенитета и территориальной целостности России может быть обеспечена решением Вооруженными Силами двух задач: сдерживания от развязывания войн, направленных против России, за счет наличия стратегических ядерных сил и сил, оснащенных высокоточным оружием и средствами его доставки; оперативной нейтрализации военных конфликтов высокомобильными силами общего назначения.

Съезд народных депутатов обратил внимание на то, что медленно создается правовая база деятельности Вооруженных Сил РФ, которые не обеспечены достаточными правовыми нормами нахождения и действия войск в зонах конфликтов. Съездом был выдвинут целый ряд организационных мероприятий по созданию новых Вооруженных Сил РФ и даны поручения Верховному Совету РФ, Президенту РФ, Правительству РФ, Министерству обороны о выполнении этих мероприятий.

Поскольку военнослужащие срочной службы России проходили военную службу на территории многих государств, в целях правового регулирования такой службы принимаются: Закон РФ от 21 января 1993 г. N 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (ВСНД и ВС РФ. 1993. N 6. Ст. 181 — 182); Постановление Верховного Совета РФ от 27 апреля 1993 г. N 4864-1 «Об участии военного контингента России в коллективных силах по поддержанию мира в Таджикистане» (ВСНД и ВС РФ. 1993. N 21. Ст. 743); Постановление Верховного Совета РФ от 14 мая 1993 г. N 4972-1 «О дополнительных мерах по обеспечению приема и обустройству российских войск, выводимых из других государств на территории РФ» (ВСНД и ВС РФ. 1993. N 22. Ст. 798); Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5481-1 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (ВСНД и ВС РФ. 1993. N 34. Ст. 1395); Указ Президента РФ от 3 декабря 1995 г. N 1213 «Об увольнении с военной службы и дополнительных мерах социальной защиты военнослужащих, принимающих (принимавших) участие в боевых действиях и выполняющих (выполнявших) задачи в условиях вооруженных конфликтов» (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4900) и др.

Направлялись военнослужащие срочной службы и для поддержания мира в зарубежные страны. Так, Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г. N 195 «О направлении контингента Вооруженных Сил РФ для участия в миротворческой операции многонациональных сил по выполнению Общего уполномочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине» (СЗ РФ. 1996. N 8. Ст. 738).

Федеральным законом РФ от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» (СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750) в ст. 9 предусмотрены права граждан РФ в области обороны. Граждане РФ должны исполнять воинскую обязанность в соответствии с федеральным законом; принимать участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне и др.

Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ. Согласно ч. 3 ст. 10 Закона РФ «Об обороне» привлечение Вооруженных Сил РФ к выполнению задач с использованием вооружения не по назначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными законами. Комплектование Вооруженных Сил РФ личным составом производится на основании ст. 12 этого Закона военнослужащими путем призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан на военную службу. Гражданский персонал поступает на работу добровольно.

Закон предусматривает полномочия Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, а также функции органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, должностных лиц в области обороны. Статьей 4 Закона Президенту РФ предоставлены весьма большие полномочия в области обороны, и он имеет право (ч. 6 ст. 4) принимать в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению, как это имело место в Чечне. Федеральное Собрание РФ (ч. 4 ст. 5) решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ.

Указом Президента РФ от 16 мая 1996 г. N 722 «О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава Вооруженных Сил и других войск РФ на профессиональной основе» (СЗ РФ. 1996. N 21. Ст. 2466) предусмотрено перевести с весны 2000 года Вооруженные Силы и другие войска РФ на комплектование должностей рядового и сержантского состава на основе добровольного приема граждан на военную службу по контракту с отменой призыва на военную службу, завершив к 2000 году отработку порядка поступления граждан РФ на военную службу по контракту. Президент поручил Правительству РФ до 1 декабря 1996 г. представить ему систему мер, стимулирующих привлечение граждан к военной службе на должностях рядового и сержантского состава по контракту, и проекты законов о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, обеспечивающее переход к военной службе на профессиональной основе.

В соответствии с Указом Президента РФ от 16 мая 1996 г. N 723 «О порядке направления военнослужащих срочной службы по призыву для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов и для участия в боевых действиях» установлено, что военнослужащие срочной службы по призыву направляются для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов и для участия в боевых действиях исключительно на добровольной основе (по контракту).

——————————————————————

КонсультантПлюс: примечание.

Указ Президента РФ от 16.05.1996 N 723 «О порядке направления военнослужащих срочной службы по призыву для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов и для участия в боевых действиях» утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 15.10.1999 N 1366 «Вопросы прохождения военной службы по призыву».

——————————————————————

Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 903 «О порядке перевода Вооруженных Сил РФ и других войск РФ на добровольную систему комплектования воинских частей, привлекаемых для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов и для участия в боевых действиях» (СЗ РФ. 1996. N 32. Ст. 3938), которое принято в соответствии с Указом Президента от 16 мая 1996 г. N 723, Правительством РФ осуществлен перевод соединений и частей Вооруженных Сил РФ и других войск, привлекаемых для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов, на комплектование военнослужащими по контракту и военнослужащими по призыву на добровольной основе (по контракту) в два этапа: 1 этап (до 31 декабря 1997 г.) — перевод на контрактную основу соединений и частей, выполняющих боевые задачи на территории Чеченской республики и в Таджикистане (51,2 тыс. человек); 2 этап (до 2000 года) — перевод в каждом военном округе на контрактную основу соединений и частей, входящих в состав мобильных сил, которые в случае необходимости будут направляться в районы вооруженных конфликтов. Федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба по призыву, в 2-месячный срок дано поручение разработать и утвердить временные положения о прохождении военной службы по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, предусматривающие обязательную подготовку (переподготовку) указанных военнослужащих по военно — учетным специальностям в течение 3 — 6 месяцев.

Таковы основные положения по участию военнослужащих срочной службы в разрешении межнациональных конфликтов.

——————————————————————