Принят новый КоАП — что ждет военнослужащих?

(Тищенко А. Г.) («Право в Вооруженных Силах», N 4, 2002)

ПРИНЯТ НОВЫЙ КОАП — ЧТО ЖДЕТ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ?

А. Г. ТИЩЕНКО

А. Г. Тищенко, капитан юстиции, офицер юридической службы ВС РФ.

Руководством страны в 2002 г. запланированы самые значительные изменения статуса военнослужащих за последнее время. Одно из них связано с введением в действие с 1 июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП). Административной ответственности военнослужащих посвящена ст. 2.5 КоАП. Текст статьи достаточно труден для восприятия и дальнейшего ее рассмотрения. Поэтому для удобства работы с этой статьей покажем ее содержание в упрощенном виде, а именно те положения ст. 2.5 КоАП, которые касаются военнослужащих. Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане <*> несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. ——————————— <*> Далее военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, будут именоваться военнослужащими.

Военнослужащие несут ответственность на общих основаниях с другими гражданами: за нарушение законодательства о выборах и референдумах; за нарушения в области обеспечения санитарно — эпидемиологического благополучия населения; за нарушения правил дорожного движения; за нарушения требований пожарной безопасности вне места службы; за нарушения законодательства об охране окружающей природной среды; за нарушения таможенных правил; за нарушения правил режима Государственной границы Российской Федерации; за нарушения пограничного режима; за нарушения режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов; за невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. К военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа. Как мы видим, ст. 2.5 КоАП условно состоит из трех частей: первая устанавливает общий принцип административной ответственности военнослужащих — военнослужащие несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами; вторая часть перечисляет виды административных правонарушений, за совершение которых военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях; третья закрепляет правило, согласно которому ко всем категориям военнослужащих не может быть применено административное наказание в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, — административного штрафа. В связи с вышесказанным нелишним будет вспомнить те положения законодательства Российской Федерации об административной ответственности, которые действуют сейчас и которые утратят силу с 1 июля 2002 г. (см. Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г.). В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях за нарушение: правил дорожного движения; правил охоты; правил рыболовства и охраны рыбных запасов; таможенных правил. При этом к военнослужащим не применяются административные взыскания в виде: штрафа; лишения права на управление транспортными средствами; исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами (аналогичные положения об административной ответственности военнослужащих за административные правонарушения содержит ст. 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях). Сравнивая действующие нормы об административной ответственности военнослужащих и вступающие в силу с 1 июля 2002 г., заметим, что в КоАП сохранен основной принцип административной ответственности военнослужащих, в соответствии с которым военнослужащие несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Это утверждение так же верно, как и то, что правовые гарантии военнослужащих в области административных правоотношений в КоАП существенно снижены. Если объем пока еще действующих административно — правовых гарантий государства <*> военнослужащим принять за 100%, то несложный расчет покажет — со второй половины 2002 г. военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, будет обеспечено 25% административно — правовых гарантий (в 4 раза меньше), предоставлявшихся Российским государством ранее, а военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — 50% (в 2 раза меньше). ——————————— <*> Под административно — правовыми гарантиями государства понимаются административные взыскания (по КоАП — наказания), которые не могут быть применены к военнослужащим.

Более того, с 1 июля 2002 г. объем административных правонарушений, за совершение которых военнослужащие будут привлекаться к административной ответственности на общих основаниях, увеличен на 275% (почти в 3 раза). Раздел II особенной части КоАП включает в себя 17 глав, каждая их которых объединяет соответствующие виды противоправных, виновных действий (бездействия), за совершение которых в соответствии с п. 1 ст. 2.1 КоАП установлена административная ответственность, а именно <*>: ——————————— <*> В скобках указаны области законодательства, за нарушение которых военнослужащие привлекаются к административной ответственности на общих основаниях.

Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан (в части, касающейся законодательства о выборах и референдумах); Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно — эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (в части, касающейся области обеспечения санитарно — эпидемиологического благополучия населения); Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности; Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (в части, касающейся законодательства об охране окружающей природной среды); Глава 9. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике; Глава 10. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель; Глава 11. Административные правонарушения на транспорте; Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения (в части, касающейся нарушения правил дорожного движения); Глава 13. Административные правонарушения в области связи и информации; Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности; Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (в части, касающейся законодательства в области налогов, сборов и финансов); Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (в полном объеме); Глава 17. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти (в части, касающейся невыполнения законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении); Глава 18. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (в части, касающейся нарушения правил режима Государственной границы Российской Федерации, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и пограничного режима); Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления; Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (в части, касающейся нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы); Глава 21. Административные правонарушения в области воинского учета. Как видно из приведенного выше перечня, положения о привлечении военнослужащих, совершивших административные правонарушения, к административной ответственности на общих основаниях содержатся в 9 из 17 глав разд. II КоАП. Кроме гл. 16 (нарушение таможенных правил), восемь упомянутых глав КоАП распространяют свое действие на военнослужащих не в полном объеме, а в той или иной степени. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что при определении порядка привлечения военнослужащих, совершивших правонарушения, предусмотренные гл. 5, 6, 8, 12, 15, 17, 18 или 20 разд. II КоАП, к административной ответственности (в соответствии с дисциплинарными уставами либо на общих основаниях), определяющим критерием будет являться отдельный вид правонарушения, а не область или области законодательства, указанные в названии перечисленных глав. Таким образом, в установленных КоАП случаях совершения военнослужащими административных правонарушений должностные лица (органы), которым предоставлено право назначать административные наказания, будут вправе вместо передачи материалов о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности назначать административные наказания (за исключением административного ареста в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и административного штрафа и административного ареста в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву). КоАП, как и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, устанавливает восемь видов административных наказаний (в КоАП РСФСР административные наказания именуются административными взысканиями). КоАП не содержит такого вида административного взыскания, как исправительные работы, но вводит новое административное наказание — дисквалификацию. Итак, в соответствии со ст. 2.5 КоАП к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, совершившим противоправное, виновное действие (бездействие), за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, могут быть применены следующие виды административных наказаний: — предупреждение; — административный штраф (кроме военнослужащих, проходящих военную службу по призыву); — возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; — конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; — лишение специального права, предоставленного физическому лицу; — административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; — дисквалификация. Справедливости ради необходимо заметить, что, кроме военнослужащих, ст. 2.5 КоАП включает и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или нормативных правовых актов, регламентирующих порядок прохождения службы в органах внутренних дел, органах уголовно — исполнительной системы, федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах. Нет сомнения в том, что дискуссии законодателей о новом порядке привлечения военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, к административной ответственности, были длительными, противоречивыми, всесторонними и всеохватывающими. Но, несмотря на эти уважительные причины, нельзя не сказать о том, что результат, т. е. текст и смысл ст. 2.5 КоАП, свидетельствуют либо о спешке законодателей при его утверждении, либо о сильном желании привлекать военнослужащих к административной ответственности на общих основаниях, которое, в свою очередь, помешало им с надлежащим вниманием отнестись к тексту и смыслу ст. 2.5 КоАП. Дело в том, что в соответствии с ней к военнослужащим может быть применен такой вид административного наказания, как административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Но военнослужащий Российской Федерации изначально не может быть ни иностранным гражданином, ни лицом без гражданства, так как в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. военнослужащим является гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу. Как следствие этого положения п. 7 ст. 3.2 КоАП не может быть применен к военнослужащим Российской Федерации. Почему же в ст. 2.5 КоАП говорится только о двух видах административных наказаний, которые не могут быть применены к военнослужащим? Бесспорно и то утверждение, что у КоАП есть много «плюсов», первый из которых представляет собой сам факт его принятия. К сожалению, похоже на то, что остальные возможные преимущества КоАП в сравнении с действующим в настоящее время законодательством об административных правонарушениях <*> к такой категории граждан России, как военнослужащие, отношения не имеют. ——————————— <*> Действующим до 1 июля 2002 г.

Представляется, что чаще всего военнослужащие будут привлекаться к административной ответственности согласно гл. 12 КоАП на общих основаниях за нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (с соответствующими изменениями). Наиболее часто встречающимся административным наказанием за нарушение правил дорожного движения по КоАП является административный штраф, размер которого для физического лица не может быть менее 1/10 МРОТ и более 25 МРОТ (см. ст. 3.5 КоАП). Таким образом, военнослужащие, которым в соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. запрещено: — заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы; — заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение; — использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; — получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы; — получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами; — принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды иностранных государств, международных и иностранных организаций; — выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями, за нарушение правил дорожного движения чаще всего будут наказаны рублем. Необходимость платить штраф должна послужить дополнительным стимулом для безукоризненного соблюдения военнослужащими правил дорожного движения. Предположим, что военнослужащие с 1 июля 2002 г. перестанут нарушать правила дорожного движения. Гораздо труднее предположить то, что в этом случае военнослужащих не будут привлекать к административной ответственности за нарушение тех же правил дорожного движения. Объяснение этому противоречивому утверждению можно проследить на примере: водители автомобилей, в том числе водители — военнослужащие, безусловно, знакомы с правилами дорожного движения в том объеме, который позволил им получить право на управление автомобилем в установленном порядке. Но при встрече с автоинспектором ГИБДД эти знания не всегда позволят водителю военнослужащему правильно определить характер противоправности совершенного (или не совершенного вовсе) им нарушения правил дорожного движения, степень и форму своей вины. За него это сделает автоинспектор ГИБДД или иное уполномоченное на то должностное лицо (орган). Таким образом, основным условием привлечения к административной ответственности установленным КоАП порядком является компетентность должностного лица или органа, уполномоченного применять административные наказания. Безусловно, в такой же зависимости от компетентности должностного лица или органа, уполномоченного применять административные наказания, находятся не только военнослужащие, но и остальные категории граждан, что является олицетворением принципа равенства лиц, совершивших административные правонарушения, перед КоАП (см. ст. 1.4 КоАП). Проблема заключается в том, что по действующему законодательству объем прав военнослужащих на получение доходов, не связанных с выполнением обязанностей военной службы, несравнимо меньше, чем у обычных категорий граждан. С учетом гарантированного государством денежного довольствия военнослужащим это означает, что КоАП изначально устанавливает отягчающую административную ответственность для военнослужащих как в сравнении с действующим законодательством об административной ответственности, так и в сравнении с административной ответственностью, установленной КоАП для остальных категорий граждан. Итак, с 1 июля 2002 г. вступает в силу Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. С этой же даты ожидается очередное повышение денежного довольствия военнослужащих. Будет ли размер этого повышения учитывать, помимо иных социальных факторов, изменившийся в худшую сторону статус военнослужащих? Поживем — увидим.

——————————————————————