Назначение на высшие воинские должности как правовой стимул исполнения обязанностей военной службы

(Тюрин А. И.) («Право в Вооруженных Силах», 2005, N 9)

НАЗНАЧЕНИЕ НА ВЫСШИЕ ВОИНСКИЕ ДОЛЖНОСТИ КАК ПРАВОВОЙ СТИМУЛ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

А. И. ТЮРИН

А. И. Тюрин, капитан юстиции, адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета.

В теории права под привилегией понимается «исключительное, монопольное право, предоставляемое конкретным субъектам», которое также «является своеобразным правостимулирующим средством» <*>. ——————————— <*> Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2004. С. 67.

Известный российский ученый-цивилист Д. И. Мейер привилегией называл «право, предоставленное отдельному лицу как изъятие из общего закона, установленное в его пользу по исключению» <*>. Он полагал, что привилегия представляет собой исключение из общего закона, и, предоставленная одному лицу, она может быть не предоставлена другому, хотя бы обстоятельства, в которых находятся оба лица, и были совершенно сходны. ——————————— <*> Мейер Д. И. Русское гражданское право. Петроград, 1914.

С. В. Мирошник полагает, что привилегия — это «право на особые и лучшие условия получения какого-либо субъективного права» <*>. ——————————— <*> Мирошник С. В. Правовые стимулы в российском законодательстве: Дис… канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1997. С. 44.

Такое правовое средство, как привилегия, имеет весьма сильный стимулирующий исполнение обязанностей военной службы потенциал, так как по своей сути привилегия должна предоставляться лишь отдельным категориям лиц, в частности отдельным категориям военнослужащих. Привилегии — специальные льготы, особые преимущества, которые предоставляются как исключение из общих правил, и критерием включения в круг специальных субъектов, которым они предоставляются, должно являться качество исполнения военнослужащими своих обязанностей. Таким образом, под привилегией в военном праве следует понимать преимущественное право отдельных военнослужащих (по отношению к иным военнослужащим) на приобретение какого-либо значимого для них блага. В частности, в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, назначение на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе, т. е. данная норма содержит правовое средство, которое можно охарактеризовать как привилегию, предоставляемую только тем военнослужащим, которые достаточно добросовестно, с точки зрения командиров и начальников, исполняли свои обязанности. Приведенная правовая норма призвана оказать информационно-психологическое воздействие на сознание военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, и тем самым вызвать у него заинтересованность в добросовестном исполнении обязанностей военной службы, совершенствовании воинского мастерства, продолжении нахождения на военной службе, в том числе посредством заключения новых контрактов. В данном случае мотивационной основой заинтересованности военнослужащего выступают такие образования, как мотив власти и мотив достижения успеха <*>. ——————————— <*> Влияние правовых стимулов на исполнение обязанностей военной службы было подробно рассмотрено автором в следующей статье: Тюрин А. И. Механизм действия правовых стимулов на исполнение обязанностей военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 8. С. 61 — 62.

Продвижение по государственной службе в научных исследованиях также является стимулирующим правовым средством <*>. ——————————— <*> См., например: Мирошник С. В. Теория правового стимулирования: Дис… докт. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003. С. 173 — 193.

В настоящее время порядок назначения военнослужащих на высшие воинские должности регулируется п. 13 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии с данной нормой назначение военнослужащего на высшую воинскую должность производится: — в порядке продвижения по службе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, — с его согласия); — по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту). Преимущественное право при назначении на высшую воинскую должность предоставляется военнослужащему, рекомендованному на такую воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит военную службу, проявившему при исполнении обязанностей военной службы высокие профессиональные качества и организаторские способности или ранее назначенному на низшую воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями. Более высокая воинская должность предполагает собой наличие более высокого тарифного разряда и, следовательно, возможность увеличения денежного довольствия военнослужащих <*>. ——————————— <*> Размеры месячных окладов в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, в настоящее время установлены Приказом Министра обороны Российской Федерации «Об установлении окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о выплате ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы некоторым категориям военнослужащих» от 5 февраля 2005 г. N 33.

Кроме того, факт назначения на некоторые воинские должности в порядке продвижения по службе порождает право на приобретение также ряда материальных благ (например, назначение на должности командиров части, преподавателей военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования дает военнослужащим право в соответствии с п. 8 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров). В настоящее время отсутствие нормативного закрепления условий продвижения по службе, по мнению более 70% из опрошенных офицеров, является одним из самых серьезных недостатков системы стимулирования добросовестного исполнения обязанностей военной службы <*>. ——————————— <*> Информация приведена на основе обработки полученных ответов на вопросы анкеты, опубликованной на страницах 63 — 64 номера 8 журнала «Право в Вооруженных Силах» за 2004 г.

Неэффективность нормативно-правовой базы в системе стимулирования военно-служебных отношений отрицательно влияет на обеспечение военной безопасности государства <*>. Обязательность согласия военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, для назначения на высшую воинскую должность (в том числе и в интересах военной службы) создает серьезные препятствия для формирования условий преемственности военно-управленческих кадров, сдерживает продвижение по службе молодых офицеров. ——————————— <*> Фатеев К. В. Юридические опасности военной безопасности Российской Федерации (О некоторых аспектах влияния права на военную безопасность государства) // Право в Вооруженных Силах. 2003. N 12. С. 62 — 63.

Исследуем позиции ряда зарубежных законодателей по вопросам стимулирования исполнения обязанностей военной службы посредством создания системы продвижения по службе. Карьера офицера в Соединенных Штатах Америки зависит от ряда факторов, среди которых главными являются два: его командирские качества и степень соблюдения им военного законодательства и Конституции США <*>. ——————————— <*> Штейнберг М. Кодекс чести американской армии. Любое использование служебного положения в личных целях является военным преступлением // Независимое военное обозрение. 2004. 12 марта.

Одним из главных условий служебного роста офицера американской армии является систематическое повышение уровня военного образования. Поскольку в США нет военных академий в европейском и российском представлении, их роль выполняют штабные колледжи, готовящие военачальников высшего звена для оперативного и стратегического управления войсками. К ним относятся: Военный колледж армии, Национальный университет обороны, Национальный военно-штабной колледж и Индустриальный штабной колледж вооруженных сил. Система продвижения по службе офицеров вооруженных сил США основана на состязательности по принципу: чем выше воинское звание и должность, тем более жесткими должны быть критерии отбора. Соревнование в психологической науке считается достаточно сильным стимулирующим фактором, имеет значительный мотивационный потенциал <*>. Военнослужащие, дважды признанные комиссиями в соответствии с кадровой программой «вверх или вон» (top or out) в аттестациях не достойными выдвижения, подлежат увольнению. Аналогичные меры могут быть применены к лицам, не сдавшим нормативы по физической подготовке более 2 раз. Аттестация офицерского состава проводится ежегодно <**>. Командование вооруженных сил США требует от командиров и начальников избегать формального подхода к написанию аттестаций, внимательной и объективной оценки деловых и человеческих качеств офицера. ——————————— <*> Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. М., 2004. С. 304 — 305. <**> Военное право: Учебник. М., 2004. С. 566 — 567.

В вооруженных силах Дании в соответствии со сложившейся практикой перед назначением на вышестоящую должность командный состав обязан пройти специальный курс в центре повышения квалификации вооруженных сил. Офицеры и генералы, занимающие должности в высшем звене военного управления, как правило, проходят подготовку в военных учебных заведениях США, ФРГ, Великобритании и НАТО <*>. ——————————— <*> Мартов И. Вооруженные силы Дании // Зарубежное военное обозрение. 2001. N 3.

В армии Израиля для офицеров существует система «две карьеры», предусматривающая создание условий, при которых офицер, сделав в армии карьеру, увольняется в запас в сравнительно молодом возрасте (чаще всего в 30 — 40 лет) и имеет возможность сделать еще одну карьеру в гражданской сфере <*>. ——————————— <*> Климин А. Сухопутные войска Израиля // Зарубежное военное обозрение. 2001. N 5.

Таким образом, в результате анализа зарубежного законодательства, регулирующего порядок продвижения по службе, можно сделать следующие выводы: 1) положительное заключение по итогам аттестации — необходимое условие продвижения по службе; 2) повышение уровня военного образования — необходимый промежуточный элемент процесса стимулирования карьерного роста; 3) состязательность, конкуренция — основные способы стимулирования исполнения обязанностей военнослужащими при решении вопроса о назначении на высшие должности; 4) при принятии решения о назначении на должность учитывается «принцип Питера» — в любой иерархической системе каждый служащий достигает своего уровня некомпетентности <*>. На этом основаны действия вышестоящего командования по увольнению «бесперспективных» военнослужащих. ——————————— <*> Питер Л. Дж. Принцип Питера // Иностранная литература. 1971. N 8.

Какова же ситуация в сфере правового регулирования продвижения по военной службе в настоящее время в Российской Федерации? Основной недостаток системы регулирования продвижения по службе — отсутствие нормативного закрепления необходимого требования о наличии положительного решения аттестационных комиссий о назначении на вышестоящую должность. Данный недостаток порождает пассивное отношение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы, и как следствие утрачивается мотивационный потенциал такого стимулирующего средства, как продвижение по военной службе. Следует отметить, что ранее действовавшее советское законодательство придавало гораздо большее значение заключениям по итогам аттестации военнослужащих при решении вопросов о включении их в резерв офицерского состава для выдвижения на вышестоящие должности <*>. ——————————— <*> Например, приложение N 4 к ст. 24 Инструкции о порядке применения в Советской Армии и Военно-Морском Флоте Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденной Приказом Министра обороны СССР от 6 апреля 1985 г. N 100, определяет механизм проведения аттестации для 168 воинских должностей (для каждой конкретно).

Данная проблема как одна из наиболее актуальных для Вооруженных Сил Российской Федерации уже затрагивалась рядом ученых — военных юристов <*>. ——————————— <*> См., например: Кудашкин А. В. Военное право: понятие, актуальные проблемы направления исследований // Российский военно-правовой сборник. 2004. N 1. С. 7; Фатеев К. В. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование). М., 2004. С. 83 — 84.

Существует также некоторое противоречие между нормой абз. 2 п. 2 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которая говорит о государственной гарантии военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, назначения на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе (т. е. конкурс, исходя из смысла данного Закона, должен проводиться во всех случаях назначения на высшие должности), и нормой подп. «в» п. 10 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, которая предусматривает проведение конкурса лишь при занятии вакантных должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников в высших военно-учебных заведениях, в научно-исследовательских организациях и на испытательных полигонах <*>. Таким образом, заложенное в норме вышеназванного Закона требование о конкурсном порядке замещения должностей в процессе продвижения по службе за единственным исключением не находит своего развития в подзаконных актах. ——————————— <*> Порядок проведения указанных конкурсов в Министерстве обороны Российской Федерации регулируется Инструкцией, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2000 г. N 230.

В конечном итоге такое положение дел способно привести к созданию ситуации, о которой писал профессор А. М. Добровольский: «При этих условиях выбор… всегда граничит с произволом, причем несправедливый выбор всегда порождает неудовольствие, дает повод подозревать протекционизм и пристрастие, развивает карьеризм, подрывает дух товарищества, а у обойденных отбивает охоту к работе и службе. Следовательно, при отсутствии надлежащих гарантий эта система повышения в чинах дает самый широкий простор для протекционизма и личных отношений и создает опасность занятия высших должностей людьми неспособными» <*>. ——————————— <*> Добровольский А. М. Военно-административные законы: конспект лекций. СПб, 1909. С. 35 — 36.

Подводя итог состоянию правового регулирования стимулирующего потенциала такого средства, как продвижение по службе, представляется возможным сделать следующие выводы: 1) в настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации отсутствует четко сформированная система продвижения по службе <*>; ——————————— <*> В части этого вывода представляется возможным согласиться с автором следующей публикации: Чернышов М. Лейтенант запаса поневоле. Объективный взгляд на реформу военного образования // Независимое военное обозрение. 2001. 31 августа.

2) необходимо нормативно установить минимальное время пребывания в должности для ее полного освоения; 3) перед назначением на командные должности в низшие структуры следует осуществлять назначение на штабные должности и должности по видам обеспечения в войсковые структуры более высокого уровня с тем, чтобы должностные лица знали на практике систему работы вышестоящих органов военного управления. Такой порядок назначения на должности будет способствовать укреплению принципа единоначалия в войсках; 4) следует ввести возрастные лимиты (например, не моложе 30 лет) для назначения на отдельные командные должности с тем, чтобы на таких должностях находились люди, социально и психологически готовые управлять воинскими коллективами; 5) кадровым органам надлежит разработать систему ротации между преподавательскими, штабными и командными должностями в целях распространения и передачи профессионального опыта и знаний в войсках; 6) в состав комиссии по сдаче правового минимума перед назначением на вышестоящую должность необходимо включать компетентное должностное лицо того органа военного управления, в который предполагается назначить военнослужащего.

——————————————————————