Вопросы прохождения военной службы судьями военных судов

(Федулова М. Н.) («За права военнослужащих», 2006)

ВОПРОСЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ СУДЬЯМИ ВОЕННЫХ СУДОВ

М. Н. ФЕДУЛОВА

Федулова М. Н., капитан, преподаватель кафедры английского языка (второго) Военного университета.

В Российской Федерации в соответствии со ст. 26 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» статус судей военных судов и Военной коллегии определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации», другими федеральными конституционными законами и федеральными законами. Следовательно, статус судей регулируется исключительно нормативными актами высшего уровня и только на федеральном уровне. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» судьи военных судов и Военной коллегии, работники аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента из числа военнослужащих проходят военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» с учетом положений вышеуказанного Федерального конституционного закона. Закон о статусе судей устанавливает общие основы статуса судьи, также распространяющиеся на судей военных судов: «Все судьи в Российской Федерации обладают единым правовым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами…» <*>. Судьи военных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Назначение военнослужащего на должность судьи военного суда не означает для него прекращение военной службы. Это означает, что, кроме соответствия общим требованиям, предъявляемым к кандидатам в судьи, кандидат в военные судьи должен иметь офицерское звание и обязан заключить контракт о прохождении военной службы, т. е. он остается военнослужащим. Судьи военных судов не входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, они являются прикомандированными к военным судам. В соответствии с ч. 1 ст. 35 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» на должности судей военных судов и Военной коллегии и предусмотренные штатным расписанием государственные должности работников аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента назначаются военнослужащие, прикомандированные соответственно к военным судам, Верховному Суду Российской Федерации и Судебному департаменту в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», с учетом положений Федерального конституционного закона «О военных судах». Прикомандирование военнослужащих осуществляется по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. ——————————— <*> Маршунов М. Н. Комментарий к законодательству о судоустройстве РФ. М.; СПб., 2000. С. 315.

Перечень должностей судей военных судов и Военной коллегии установлен Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации». Должности, подлежащие замещению высшими офицерами, утверждены Указом Президента Российской Федерации «О прикомандировании военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к военным судам Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации» от 26 апреля 2000 г. N 730. Перечень должностей работников аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента, замещаемых военнослужащими, и соответствующих этим должностям воинских званий согласно ч. 7 ст. 35 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» утвержден Председателем Верховного Суда Российской Федерации. Согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о прохождении военной службы может заключаться на срок до 10 лет в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы, но не свыше достижения ими возраста 65 лет. Установленный Положением порядок выполняется полностью в отношении работников аппаратов военных судов, Военной коллегии Верховного Суда и Судебного департамента из числа военнослужащих. При этом решение о заключении контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, о сроке нового контракта или об отказе в заключении контракта принимается в отношении полковников, а также офицеров, назначенных на воинские должности, для которых штатом предусмотрено воинское звание полковника, руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в том числе и Министром обороны Российской Федерации. За судьями военных судов и Военной коллегии сохраняется статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Поскольку в соответствии с Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» контракт о прохождении военной службы, заключенный судьей военного суда или судьей Военной коллегии до его назначения на судебную должность, приостанавливает свое действие с момента принятия решения о назначении соответствующего судьи на должность, судьям военных судов, достигшим предельного возраста, установленного для пребывания в соответствующем воинском звании, срок военной службы может быть продлен до 10 лет Председателем Верховного Суда Российской Федерации по рекомендации квалификационной коллегии судей военных судов, но не свыше достижения ими возраста 65 лет. При этом решение о продлении срока военной службы принимается с учетом состояния здоровья и положительной оценки деятельности судьи военного суда. Таким образом, судья военного суда одновременно наделен полномочиями судьи и, как уже было отмечено, проходит военную службу по контракту, т. е. является военнослужащим. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Федеральный закон «О системе государственной службы» от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ определяет военную службу как вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания. В связи с вступлением в силу данного Федерального закона, определяющего военную службу как вид федеральной государственной службы, которая может быть учреждена лишь в федеральных государственных органах, а ее прохождение — только на воинских должностях, исключаются основания для прохождения военной службы не на воинских должностях в случае прикомандирования к органам, учреждениям и организациям. Поэтому в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», а именно в ст. ст. 42 и 44, которые определяют, что в некоторых случаях военнослужащие могут быть прикомандированы к федеральным органам исполнительной власти и проходить военную службу не на воинских должностях, необходимо вносить изменения. Такие изменения, в свою очередь, приведут к отсутствию правовых оснований для прикомандирования военнослужащих к военным судам. Это значит, что комплектование должностей судей военных судов будет осуществляться лицами, не являющимися военнослужащими, что, в свою очередь, будет способствовать существенному снижению готовности военных судов к деятельности в местностях, где введено чрезвычайное положение, за пределами территории Российской Федерации, а также в период мобилизации и в военное время. Как следствие отмена института прикомандирования судей к военным судам приведет к срыву тех задач, для решения которых предназначены военные суды, — обеспечение обороны и безопасности государства, поскольку деятельность военных судов направлена на укрепление законности и правопорядка в Вооруженных Силах и других войсках, воинских формированиях и органах Российской Федерации.

——————————————————————