Альтернативная гражданская служба в мирное и военное время

(Ходусов А. А.) («За права военнослужащих», 2006)

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

А. А. ХОДУСОВ

Ходусов А. А., подполковник юстиции, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного права Военного университета.

Институт замены военной службы по призыву альтернативной гражданской существует в нашей стране сравнительно недавно, а именно с 1 января 2004 г., когда вступил в силу Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Еще в XVIII в. при Екатерине II освобождение от военной службы по религиозным убеждениям было введено в России в отношении, например, переселенцев из Пруссии — менонитов, которые, помимо общих протестантских ценностей, проповедовали пацифизм и отказ от любых клятв, включая присягу. Со временем эта льгота была распространена на духоборов, молокан, евангелистов, баптистов и членов некоторых других религиозных общин. Это были, как правило, очень трудолюбивые и обеспеченные люди, поэтому для России было выгодно иметь таких подданных, и для них были созданы условия, при которых они оставались в России. Отказывались от военной службы и последователи учения Льва Толстого. Большевики продолжили традицию дореволюционной России и признали право на альтернативную гражданскую службу специальным декретом «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям» от 23 января 1918 г., хотя большей частью это право осталось только на бумаге. Право на альтернативную гражданскую службу в СССР просуществовало до 1939 г. Норма о праве на альтернативную гражданскую службу была впервые внесена в Конституцию Российской Федерации 1993 г. В декабре 1994 г. проект федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» был принят Государственной Думой в первом чтении. Далее процесс внесения поправок, новых законопроектов об альтернативной гражданской службе затянулся до 2002 г. В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации формой выполнения гражданином долга и обязанности по защите Отечества является, в частности, прохождение альтернативной гражданской службы. Таким образом, по смыслу указанной нормы Конституции Российской Федерации альтернативная гражданская служба призвана в мирное время подготовить соответствующую часть населения к выполнению функций, реализация которых во время войны создаст благоприятные условия для успешного выполнения военнослужащими своих непосредственных обязанностей по защите Отечества. К сожалению, на сегодняшний день общественное мнение сводится к мысли, что альтернативная гражданская служба никакого отношения к защите Отечества не имеет. Считается, что она должна представлять собой гуманитарную деятельность по выполнению чисто «гражданских» трудовых функций. Причем некоторые граждане рассматривают альтернативную гражданскую службу в качестве легального способа уклонения от военной службы. Согласиться с таким положением дел не представляется возможным, даже исходя из того, что подобная трактовка сущности альтернативной гражданской службы на деле означала бы признание неравенства обязанностей граждан Российской Федерации по защите Отечества. На самом деле защита Отечества является обязанностью каждого гражданина Российской Федерации: одни ее выполняют с оружием в руках, а другие — создают благоприятные условия для выполнения своей обязанности первыми. По мнению автора, законодатель не совсем правильно обозначил задачи, выполняемые гражданами, проходящими альтернативную службу, и органы власти, которым они подчиняются согласно Федеральному закону «Об альтернативной гражданской службе». Представляется, что законодательные акты, регулирующие вопросы прохождения альтернативной гражданской службы, должны содержать следующие положения. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, в мирное время заключается в следующем (при условии, что граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, проходят ее в учреждениях и на объектах Министерства обороны Российской Федерации): 1) выполнение хозяйственных работ, включающих в себя: — уборку территории и помещений объекта (учреждения); — несение нарядов, не связанных с боевым дежурством по охране военных объектов (складов с боеприпасами и т. д.); 2) обеспечение учебного процесса 3) тыловое обеспечение, включающее в себя: — финансовую службу; — медицинскую службу; — противопожарную службу; — продовольственную службу; — автомобильную службу (транспортные, учебные машины); 4) выполнение дополнительных работ, не связанных с боевой подготовкой (военной деятельностью). При этом шесть месяцев должно отводиться гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, на освоение им военно-профессиональной специальности, не связанной с ведением боевых действий, с учетом возможности его призыва по мобилизации. Опыт многочисленных прошедших войн показывает, что государство нередко вынуждено было мобилизовать и направлять на фронт, в частности, граждан, не получивших военной подготовки в мирное время. Потери на фронте среди таких лиц значительно превышали те, которые имели место среди хорошо обученных, опытных воинов, участвовавших в том же бою. Поэтому, с учетом опыта предыдущих войн, было бы целесообразно службу по защите Отечества делить на основную, проходимую военнослужащими, которые должны будут составлять основную боевую ударную силу Вооруженных Сил Российской Федерации, и альтернативную гражданскую службу, проходимую гражданами взамен военной службы. Данную точку зрения излагает профессор Ф. С. Бражник в своей работе «Альтернативная гражданская служба в Российской Федерации» <*>. С подобным мнением нельзя не согласиться. Такое деление граждан, выполняющих задачи по защите Отечества, не исключает установления различного правового статуса для тех и других, включая отличия в форме одежды, наименовании должностей, званий и т. п. Граждане, призванные выполнять во время войны функции альтернативной гражданской службы, безусловно, должны готовиться к выполнению своих обязанностей в мирное время. Это обстоятельство требует учредить альтернативную гражданскую службу как постоянно функционирующую систему в мирное время, составляющую компонент обеспечения боеспособности войск. В мирное время на граждан, проходящих альтернативную службу, следует возложить выполнение функций, аналогичных тем, которые они должны выполнять во время войны: строительство военных объектом, специальных сооружений, аэродромов, полигонов, портов и т. п. объектов и сооружений. ——————————— <*> См.: Бражник Ф. С. Альтернативная гражданская служба в Российской Федерации. М., 2003. С. 37.

Строительство таких объектов силами вооруженных формирований при отсутствии альтернативной гражданской службы отвлекает военнослужащих от боевой подготовки. Сверхнагрузки, которые получают военнослужащие, выполняя подобные работы, подрывают как физическую, так и психологическую устойчивость личного состава, что, в свою очередь, может негативно сказаться на выполнении ими основной задачи по отражению агрессии и защите своей Отчизны. Кроме того, это отрицательно отражается как на состоянии боевого духа, так и на уровне военной дисциплины военнослужащих, выполняющих несвойственную им работу, без выполнения которой в военное время немыслима победа в современном бою. В подтверждение сказанного профессор Ф. С. Бражник приводит записки К. А. Назарова, командовавшего во время Великой Отечественной войны батареей 1184-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка: «Трудно занимать оборону на незнакомой местности в глухую ночь, да еще в такой дождь, пелена которого скрывает ориентиры. Поэтому требовалось время, чтобы найти место для огневых позиций. Когда все в батарее знают, что наутро, может через считанные часы, предстоит встретить танковую атаку, поторапливать никого не надо. Все берутся за шанцевый инструмент, роют орудийные окопы, погребки для снарядов, щели — в общем, зарываются в землю» <*>. А если бы в распоряжении Назарова была рота «альтернативщиков», бойцы могли бы отдохнуть и более качественно подготовиться к бою. ——————————— <*> Назаров К. А. На Нарвском плацдарме // Война, народ, победа. М., 1984. Вып. 4. С. 29.

Альтернативная гражданская служба взамен военной не должна быть копией системы военно-строительных отрядов Министерства обороны Российской Федерации и других ведомств. Альтернативная гражданская служба, как и служба в военно-строительных отрядах, не относится к военной службе и является самостоятельным видом государственной службы. Жизнь и производственная деятельность лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу, должны регулироваться специальными правовыми актами, которые по своему содержанию должны существенным образом отличаться от общевоинских уставов, действие которых в настоящее время распространено на военных строителей. Она не должна быть более сложной по своему характеру, чем военная служба, несмотря на более длительные сроки прохождения альтернативной гражданской службы, указанные в ст. 5 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 г.). Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования — 21 месяц. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет 36 месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования — 18 месяцев <*>. ——————————— <*> См. Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 28 июня 2002 г. N 113-ФЗ.

Законодатель, по мнению автора, обоснованно увеличивает сроки альтернативной службы. Это объясняется тем, что и та и другая службы представляют собой выполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по обеспечению военной безопасности Отечества и для «альтернативщика» являются обязательными не только трудовая деятельность в интересах общества и государства, но и освоение специальности для военного времени по его «альтернативной» профессии. Это обстоятельство делает обязательным для каждого гражданина Российской Федерации один из видов названных служб до тех пор, пока комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации и других воинских формирований будет осуществляться в соответствии с законом путем очередного призыва на военную службу <*>. Причем следует заметить, что с переходом к комплектованию Вооруженных Сил на профессиональной основе <**> (исключительно по контракту) будет сохраняться потребность в альтернативной гражданской службе, и если сроки военной службы сократятся до одного года, то в соответствии с Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» срок альтернативной гражданской службы составит 21 месяц, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования — 10 месяцев и 15 дней. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, составит 18 месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования — 9 месяцев. ——————————— <*> См. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ. <**> Начало такого перехода намечено на 2008 г.

Сегодня, в век ядерных технологий и проводимой государствами политики «сдерживания», вероятность возникновения крупномасштабных военных конфликтов вовсе не исключается, примером чему являются продолжающиеся и по сей день войны в Ираке, Палестинской автономии, предполагаемый локальный характер которых не вселяет уверенности другим народам и странам, что они находятся в полной безопасности и не будут втянуты в вооруженное противостояние. Именно поэтому все население страны должно быть готовым к ведению вооруженной борьбы в случае внезапного возникновения войны. И без планомерного ведения этой работы в мирное время подготовить население к отражению нападения практически невозможно. Мобилизация и призыв во время войны лиц, не прошедших военную и альтернативную гражданскую подготовку, не обеспечит военной защиты Отечества и приведет к бессмысленным людским жертвам. Об этом красноречиво свидетельствует печальный опыт СССР во Второй мировой войне. Поэтому не экономическими соображениями следует руководствоваться, устанавливая тот или иной принцип комплектования Вооруженных Сил и альтернативной гражданской службы, а научно обоснованным выводом о возможном характере будущей войны, которым будет определяться потребная численность военнообязанных запаса и лиц, прошедших либо проходящих альтернативную гражданскую службу, достаточная для достижения победы в соответствующей войне. Как можно заметить, именно этот фактор игнорируется при проведении военной реформы в России. Согласно всем проектам военной реформы ее основой является исключительно наличие экономических возможностей. Безусловно, этот фактор важнейший, но не определяющий. Определяющим фактором военной реформы является создание такой системы военной подготовки кадров в мирное время, которая обеспечила бы количественное и качественное формирование Вооруженных Сил и персонала, их обслуживающего, во время войны и победу в ней. Характер же предстоящей войны должен определяться военной наукой на каждом этапе развития международных отношений с учетом конкретных факторов, в том числе и характера средств ведения войны. Именно поэтому автор считает, что в систему мер, призванных обеспечить победу России в возможной агрессивной войне против нее, должна быть включена качественная организация альтернативной гражданской службы. Альтернативная гражданская служба в мирное время, с одной стороны, должна выполнять специфическую работу, создающую благоприятные условия для ведения боевых действий Вооруженными Силами в случае возникновения войны, а с другой стороны — готовить кадры для выполнения той же функции во время войны <*>. ——————————— <*> См.: Бражник Ф. С. Указ. соч. С. 54.

Очевидно, что порядок реализации гражданами своего конституционного права на замену военной службы альтернативной гражданской службой в период мобилизации, в период военного положения и в военное время также должен быть регламентирован законодательством Российской Федерации. В силу ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Данная конституционная норма никаких изъятий или оговорок по ее реализации в период мобилизации, в период военного положения и в военное время не содержит. В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что в период мобилизации, в период военного положения и в военное время долг и обязанность гражданина Российской Федерации по защите Отечества (ч. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации) могут быть реализованы не только в форме несения военной службы, но также и в форме прохождения альтернативной гражданской службы, но гражданину, прошедшему альтернативную гражданскую службу, реализовать свое право по защите Отечества не представляется возможным. Дело в том, что не все профессии, указанные в Постановлении Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Об утверждении перечней видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы» от 3 марта 2004 г. N 27, необходимы в военное время, а следовательно, граждане оказываются не подготовленными к защите Отечества. На альтернативную гражданскую службу следует возложить обязанность по обеспечению действующей армии всем необходимым, включая эвакуацию с фронта раненых, их лечение, эвакуацию вышедшей из строя, но подлежащей восстановлению боевой техники, транспортных средств, оружия. Начало военных действий обусловливает необходимость передислокации войск, их переформирования. Между тем на гражданский персонал законом не возлагается обязанность следовать за войсками, ведущими боевые действия, даже просто меняющими свою дислокацию. Лица, относящиеся к гражданскому персоналу, вправе в любое время уволиться с работы по собственному желанию. Это обстоятельство неизбежно поставит войска и другие формирования с началом военных действий в крайне сложное положение, которое может снизить, а в иных случаях свести на нет боеспособность войск. С другой стороны, если с началом боевых действий функции, выполнявшиеся гражданским персоналом, переложить на военнослужащих, то это приведет к сокращению их численности в боевых подразделениях, что опять же отрицательно скажется на способности воинских формирований к выполнению основных задач по защите Отечества. Кроме того, замена с началом боевых действий лиц, относящихся к гражданскому персоналу, на военнослужащих также приведет к снижению боеспособности, поскольку на место лиц гражданского персонала — специалистов своего дела, придут люди, не подготовленные к выполнению функций, которые исполнялись лицами, относившимися к гражданскому персоналу. Выход из этого положения только один — в боевых частях функции, которые в настоящее время выполняются гражданским персоналом, необходимо возложить на лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу. Эти лица должны в мирное время проходить подготовку к выполнению указанной службы по определенным специальностям, а по ее окончании исполнять соответствующие обязанности. После окончания срока прохождения альтернативной гражданской службы они должны зачисляться в запас по соответствующей специальности, которая приобретена ими в течение прохождения альтернативной гражданской службы. С началом войны по мобилизационным планам численность боевых частей многократно увеличивается по сравнению с мирным временем. Многократно возрастает и потребность в специалистах альтернативной гражданской службы, которые могут быть призваны по мобилизации в кратчайшие сроки для выполнения конституционной обязанности гражданина Российской Федерации по защите своего Отечества в форме альтернативной гражданской службы. Известно, что во время войны в любой стране в ее войсках возникает проблема выбора оптимального варианта соотношения численности мобилизованных, воюющих на фронтах, и лиц, занимающихся выполнением иных функций на фронте (похоронные команды, подвоз к фронту всего необходимого и эвакуация в тыл раненых, поврежденной техники, ремонт вооружения, боевых и транспортных машин, обеспечение войск питанием, горючим и т. п.). Все эти функции могут выполняться лицами, проходящими в военное время альтернативную гражданскую службу. Представляется, что использование ресурса альтернативной гражданской службы позволит сделать соотношение воюющих и обеспечивающих боевые действия граждан оптимальным, стабильным, что весьма важно для обеспечения высокой боеспособности боевых частей, избавит от излишних расходов на целенаправленную подготовку граждан, выполняющих обязанности защитников Отечества. Ф. С. Бражник предлагает следующую концепцию задач альтернативной гражданской службы в период ведения локальных войн обычными средствами вооружения: — ремонт и эвакуация боевых, специальных и транспортных машин; — хозяйственное обеспечение войск (продовольствием, боеприпасами, вещевым и иным имуществом, в военное время — военных хлебопекарен, полевых бань, эвакуация раненых и уход за ними, подвоз боевым частям горюче-смазочных материалов и т. п.); — ремонт вооружения, боевой техники, снаряжения, обуви и обмундирования; — прокладка железнодорожных и колонных путей, строительство мостов, оборудование переправ, строительство аэродромов, инженерное оборудование оборонительных рубежей в тылу воюющих частей; — ликвидация последствий, как на фронте, так и в тылу, атомного нападения: оказание помощи пострадавшему населению, тушение пожаров, жизнеобеспечение пострадавших в районе боевых действий; — работа в полевых, передвижных и тыловых военных госпиталях, в специальных санитарных отрядах по борьбе с эпидемией, эпизоотией, ликвидация последствий экологических катастроф; — дезактивация и дегазация личного состава, оружия, боевой и иной техники, местности; — захоронение погибших на поле боя воинов (как защитников Отечества, так и противника). Как справедливо отмечает профессор Ф. С. Бражник, несвоевременное и недостойное захоронение погибших в бою своих воинов не только аморально, но даже преступно. До сих пор поисковые отряды находят останки воинов Красной Армии и Военно-Морского Флота, погибших в Великую Отечественную войну 1941 — 1945 гг. А если бы с первого дня войны были созданы похоронные команды из числа тех граждан, которые по тем или иным причинам оказались не способными защищать свое Отечество с оружием в руках, такой печальной картины не было бы. Значительная часть героически погибших воинов были зачислены в категорию пропавших без вести вместе с теми, кто дезертировал, перешел на сторону врага. Пример других стран (США, Германии) учит нас хранить в своей памяти погибших за Отечество, облегчать страдания их родных и близких человеческим отношением к погибшим воинам. Чеченский опыт показывает, что Россия не сделала выводов в этой области из печального прошлого: вновь неопознанные трупы, вновь пропавшие без вести, вновь практически глумление над родственниками воинов, отдавших свои жизни в боях за свое Отечество <*>. ——————————— <*> См.: Бражник Ф. С. Указ. соч. С. 61.

По мнению автора, рассмотренная в настоящей статье организация альтернативной гражданской службы в нашем государстве не будет противоречить ее сущности, определенной в Федеральном законе «Об альтернативной гражданской службе», а, наоборот, будет эффективно способствовать основной функции Вооруженных Сил по защите Отечества. Автор считает, что такое решение проблемы поможет в будущем не повторять ошибок прошлого, а их, как показывает история, было немало.

——————————————————————