Особенности трудовых отношений с гражданским персоналом Федеральной службы безопасности Российской Федерации

(Чаусов А. Б.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2013, N 7)

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ГРАЖДАНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. Б. ЧАУСОВ

Чаусов А. Б., преподаватель.

В статье анализируются особенности трудовых отношений в ФСБ России, ограничения и запреты, которые установлены для лиц гражданского персонала, работающих в органах безопасности.

Ключевые слова: трудовые отношения, гражданский персонал органов безопасности, ограничения и запреты.

Peculiarities of the labour relations with the civil personnel of the Federal security service of the Russian Federation

A. B. Chausov

In the article are analyzed the peculiarities of labour relations in the FSB of Russia, restrictions and prohibitions, which are set for civilian personnel working in the security bodies.

Key words: labour relations, civil personnel of the security organs, restrictions and prohibitions.

Согласно ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными законодательством.

Указанная статья ТК РФ определяет, что в соответствии с задачами военных организаций для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Среди нормативных правовых актов общего и отраслевого уровня, устанавливающих особые условия труда лиц гражданского персонала ФСБ России, можно выделить:

а) Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2000 г. N 424 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона»;

б) Приказы ФСБ России:

— от 30 июля 2009 г. N 364 «О предоставлении дополнительных льгот гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности»;

— от 25 сентября 2012 г. N 479 «Об установлении гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности ежемесячной надбавки за объем и значимость выполняемых задач»;

— от 25 сентября 2012 г. N 481 «Об утверждении Инструкции об оказании единовременной материальной помощи гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности»;

— от 22 октября 2012 г. N 530 «О повышении должностных окладов, месячных тарифных ставок (окладов) гражданского персонала органов федеральной службы безопасности, ставок почасовой оплаты труда, применяемых в органах федеральной службы безопасности»;

— от 26 ноября 2012 г. N 593 «О выплате премии гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности»;

в) Отраслевое соглашение по Федеральной службе безопасности Российской Федерации на 2008 — 2010 гг. (продлено до 2014 г.).

Проанализировав указанные нормативные правовые акты, можно прийти к выводу, что в целом они действительно воплощают в жизнь положения ст. 349 ТК РФ.

Вместе с тем правовой статус гражданского персонала органов безопасности имеет свои специфические особенности. Для таких работников существует множество ограничений, предусмотренных федеральным законодательством, приказами ФСБ России и другими нормативными правовыми актами. Эти ограничения действуют с момента поступления на работу в органы безопасности и в процессе осуществления трудовой деятельности, а некоторые ограничения действуют и после увольнения с работы в предусмотренных законодательством случаях.

Так, согласно Федеральному закону от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» граждане Российской Федерации не могут быть приняты на работу в органы Федеральной службы безопасности, а лица гражданского персонала указанных органов могут быть уволены с работы по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, либо в случае:

а) наличия вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства;

б) отказа от прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации, процедуры проверки или оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, обязательного опроса с использованием технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, обязательного обследования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ;

в) наличия судимости в настоящее время или в прошлом, в том числе снятой или погашенной, если в отношении их прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;

г) непредставления документов или сведений, подлежащих обязательному представлению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФСБ России, либо представления подложных документов или заведомо ложных сведений;

д) наличия зарегистрированного за пределами Российской Федерации права собственности на имущество, если это не обусловлено решением задач оперативно-служебной деятельности;

е) если они являются членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, и (или) участвуют в их деятельности.

Гражданскому персоналу органов Федеральной службы безопасности запрещается размещать в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию о себе, других сотрудниках органов Федеральной службы безопасности, позволяющую раскрыть ведомственную принадлежность к кадровому составу органов Федеральной службы безопасности, о своей служебной деятельности, деятельности органов Федеральной службы безопасности, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФСБ России.

Также ограничены права работников, заключивших трудовой договор с органами безопасности, в вопросах выезда их из Российской Федерации. В этой части на них распространяется действие Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне», Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Инструкции о выезде военнослужащих и гражданского персонала Федеральной службы безопасности из Российской Федерации по частным делам, утвержденной Приказом ФСБ России от 17 апреля 2012 г. N 179.

Право лиц гражданского персонала органов ФСБ России на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если они при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законодательством, заключили трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с законом. В случае если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, о которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности 10 лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями.

Лица гражданского персонала ФСБ России, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах.

Ограничения могут касаться:

— рассмотренного выше права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска к государственной тайне;

— права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

— права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Кроме того, на лиц гражданского персонала органов ФСБ России, замещающих должности, включенные в соответствующие перечни, распространяются обязанности и ограничения, предусмотренные законодательством о противодействии коррупции.

Анализ действующего законодательства показывает, что предоставляемые лицам гражданского персонала в соответствии со ст. 349 ТК РФ дополнительные льготы и преимущества не в полной мере компенсируют те ограничения и запреты, которые действуют в отношении данной категории работников. Это обстоятельство предопределяет необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования трудовых отношений в ФСБ России.

——————————————————————