Правовое регулирование реализации военнослужащими конституционного права на получение образования в гражданских образовательных учреждениях

(Корякин В. М.) («Право в Вооруженных Силах», 2006, N 7)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ГРАЖДАНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В. М. КОРЯКИН

В. М. Корякин, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, доктор юридических наук, полковник юстиции.

1. Право на получение образования гарантировано Конституцией Российской Федерации

В системе прав и свобод человека важное место занимает право на получение образования, которое является необходимым фактором развития не только личности и интеллектуального потенциала страны, но и политической и экономической системы общества, укрепления безопасности государства. Не случайно развитие отечественной системы образования, обеспечение реальной доступности образования для различных категорий граждан включено в число приоритетных национальных проектов, провозглашенных и активно реализуемых в настоящее время в Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Данная норма Конституции Российской Федерации признает, что каждый человек обладает свободным доступом к образованию. Аналогичная формулировка содержится также в ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека. Закрепление права на образование в нормах международного гуманитарного права позволяет отнести право на образование к основным правам и свободам человека. Свобода доступа к образованию существует независимо от того, как конкретно она сформулирована в законодательстве. Какие-либо ограничения свободы доступа к образованию возможны лишь в той части, в которой ограничивается доступ некоторых категорий граждан к специальным знаниям и навыкам. Положения ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации находятся во взаимосвязи с нормой Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 19) о запрете любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Статья 1 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования от 19 декабря 1960 г. закрепляет следующее определение дискриминации в области образования: это различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношений в области доступа к образованию, уровня и качества обучения, а также условий, в которых оно ведется. В Конституции Российской Федерации не содержится дискриминационных норм, касающихся права граждан на образование. Однако, как справедливо отмечается специалистами, этот факт, а также отсутствие в законодательстве в области образования дискриминационных норм еще не говорят об установлении полного равноправия в этой сфере <*>. ——————————— <*> См.: Порфирьев А. И. Свобода доступа к образованию в России // Юридическое образование и наука. 2002. N 3.

В соответствии с ч. 3 ст. 43 Конституции Российской Федерации «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». В данной формулировке не содержится понятия «общедоступность». Однако ст. 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-I среди принципов государственной политики в области образования называет принцип общедоступности образования (в частности, высшего). Как обоснованно отмечается в литературе, этот принцип выступает «…не в индивидуальном (доступность буквально для каждого), а в социальном смысле (доступность независимо от социального положения)» <*>. Для обеспечения этого принципа законодатель установил для некоторых групп граждан льготы при поступлении в образовательные учреждения. Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» вне конкурса при условии получения положительных оценок на вступительных испытаниях в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования должны приниматься военнослужащие (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет. ——————————— <*> Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» / Под общ. ред. В. М. Сырых и Е. В. Буслова. М., 1998. С. 17.

Применительно к данной категории военнослужащих указанная льгота на поступление в гражданские образовательные учреждения, помимо ее прямого предназначения — обеспечения доступности получения образования — выполняет ряд других не менее важных функций: — компенсационную функцию, вытекающую из принципа социальной справедливости, который требует установления в ряде случаев определенного изъятия из принципа равноправия граждан. Рассматриваемая льгота выравнивает возможности указанной категории военнослужащих с возможностями других людей. В этом смысле льгота на внеконкурсное поступление в образовательное учреждение выступает в качестве особого права, дополняющего имеющиеся у военнослужащего права с целью облегчить доступ к юридически обеспеченному благу — образованию, существенным образом затрудненному вследствие особого характера и условий прохождения военной службы; — регулятивную функцию, показывающую один из важнейших приоритетов правового регулирования в сфере военно-социальной политики, государственной социальной политики в целом. Если законодатель облегчает юридическое положение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, при поступлении в гражданские образовательные учреждения, значит, государство уделяет данным субъектам правоотношений особое внимание, оказывает им поддержку. «Установление льгот, — справедливо отмечает Р. З. Лившиц, — типичный прием правового регулирования, средство правовой дифференциации. С помощью льгот законодатель выделяет положение той или иной группы граждан в определенной области общественных отношений» <*> (в рассматриваемом случае — в сфере получения образования); ——————————— <*> Лившиц Р. З. Социальная политика и ее опосредование // Правовая система социализма. Т. 1. М., 1986. С. 298.

— стимулирующую функцию, которая заключается в том, что, предоставляя военнослужащим юридически гарантированные возможности реализации их интересов в сфере получения образования, данная льгота тем самым заинтересовывает военнослужащих в продолжении военной службы, стимулирует их стремление к достижению 3-летней продолжительности военной службы по контракту и заключению новых контрактов, а также способствует повышению престижа <*> военной службы <**>. ——————————— <*> Престиж социальный — привлекательность, приписываемая в общественном сознании различным сторонам общественной жизни и деятельности людей (их социальному положению, профессии, психологическим и физическим качествам), а также социальным институтам, организациям (Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. М., 2000. С. 1246). <**> Более подробно о функциях льгот в военном праве см.: Корякин В. М. Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. М., 2005. С. 195 — 208; Он же. Льготы в системе современной военно-социальной политики России: время реформ // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 11.

Важно, чтобы прием военнослужащих в гражданские образовательные учреждения и, главное, сам образовательный процесс обеспечивали равенство возможностей. При этом, как отмечено в п. 1.3 Рекомендаций N R(98)3 Комитета министров государствам — членам Совета Европы по проблеме доступности высшего образования (приняты Комитетом министров 17 марта 1998 г.), речь идет не только об официально декларируемом равенстве или равенстве де-юре и отсутствии дискриминации, но также и о полном и действительном равенстве, позволяющем каждому развивать и использовать свои потенциальные возможности. В условиях прохождения военной службы реализовать указанные возможности весьма непросто, чему существуют как организационные, так и собственно юридические препятствия. Очень удачно по данному вопросу высказался однажды известный русский писатель-демократ Н. Г. Чернышевский: «Юридическое разрешение для человека имеет цену лишь тогда, когда у человека есть материальные средства пользоваться этим разрешением. Ни мне, ни вам, читатель, не запрещено обедать на золотом сервизе; к сожалению, ни у вас, ни у меня нет и, вероятно, никогда не будет средств для удовлетворения этой изящной идеи. Поэтому я откровенно говорю, что нимало не дорожу своим правом иметь золотой сервиз и готов продать это право за один рубль серебром или даже дешевле».

2. О порядке обучения военнослужащих в гражданских образовательных учреждениях

В целях создания правовых и организационных условий для реализации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, конституционного права на получение образования, издано Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений» от 7 февраля 2006 г. N 78. Принятие данного нормативного правового акта предусмотрено п. 2 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» с учетом изменений и дополнений, внесенных в него Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ, согласно которому Правительству Российской Федерации даны полномочия определять порядок обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения. Кроме того, издание данного акта Правительства Российской Федерации полностью вписывается в рамки реализации федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004 — 2007 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 г. N 523. Одним из мероприятий указанной программы, направленных на обеспечение привлекательности военной службы по контракту, является предоставление военнослужащим права на получение бесплатно и на льготных условиях высшего или среднего специального образования. Основные положения данного Постановления Правительства Российской Федерации состоят в следующем: 1) определен порядок исчисления непрерывной продолжительности военной службы по контракту, дающей военнослужащим право на обучение в гражданских образовательных учреждениях: — срок военной службы учитывается в календарном исчислении; — при переводе военнослужащих из одного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в продолжительность непрерывной военной службы по контракту включается непрерывная продолжительность военной службы по контракту до перевода; — при поступлении на военную службу из запаса граждан, ранее проходивших военную службу по контракту, продолжительность предыдущей военной службы по контракту не учитывается; 2) установлена документальная форма подтверждения права военнослужащих на внеконкурсное поступление в гражданские образовательные учреждения в форме выдачи им по месту прохождения военной службы направлений на обучение установленного образца. Предъявление указанного документа в приемную комиссию образовательного учреждения является основанием для внеконкурсного зачисления указанных военнослужащих на учебу при условии получения ими положительных оценок на вступительных экзаменах; 3) предусмотрено, что направление на обучение выдается только тем военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (за исключением офицеров), которые получают образование соответствующего уровня впервые. Данное ограничение, содержащееся в Постановлении, полностью соответствует правовой норме, содержащейся в ст. 5 Закона Российской Федерации «Об образовании», согласно которой государство гарантирует гражданам на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые; 4) установлен запрет на выдачу направлений на обучение военнослужащим в период их обучения в гражданских и в военных образовательных учреждениях (по любой форме обучения). Данное ограничение соответствует требованиям п. 7 ст. 17 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ, согласно которым при обучении студента, совмещающего учебу с работой, одновременно в двух высших учебных заведениях льготы предоставляются только по одному из этих высших учебных заведений. Кроме того, в целях повышения ответственности военнослужащих, поступивших на обучение в гражданские образовательные учреждения, установлена норма, согласно которой военнослужащим, отчисленным из образовательных учреждений за невыполнение учебных программ без уважительных причин или за невыполнение устава образовательного учреждения, новое направление может быть выдано только по истечении 3 лет после отчисления. Данная норма не может рассматриваться как ограничение конституционного права указанных граждан на образование, поскольку Постановлением регламентируется только льготный порядок получения образования; 5) закреплен ряд гарантий по получению военнослужащими образования, учитывающих специфику военной службы и характер выполняемых ими служебных обязанностей: — предусмотрена возможность переноса времени прохождения промежуточной и итоговой аттестации в случае участия военнослужащих в учениях, походах кораблей и других мероприятиях; — закреплено право на предоставление военнослужащим, обучающимся в гражданских образовательных учреждениях, академического отпуска в случае их направления в длительные служебные командировки; — военнослужащим, переведенным к новому месту прохождения военной службы, предоставлено право на перевод в другое образовательное учреждение вблизи нового места службы; 6) установлено, что военнослужащим, обучающимся в гражданских образовательных учреждениях, предоставляются дополнительные отпуска и другие гарантии, предусмотренные законодательством для лиц, совмещающих трудовую деятельность с обучением. Основные последствия реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 78 состоят в следующем: а) политические последствия: повышение эффективности управляющего воздействия государства и его институтов на процессы, проистекающие в сфере военно-социальной политики; создание социальных условий для реализации важнейшей государственной задачи — поэтапного перехода к комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов преимущественно военнослужащими по контракту; повышение уровня обороноспособности и безопасности государства; б) социально-экономические последствия: рост престижности и привлекательности военной службы в обществе; повышение образовательного уровня военнослужащих; создание стимулов к заключению военнослужащими новых контрактов; укрепление социального потенциала оборонной мощи государства; в) юридические последствия: совершенствование подзаконной нормативной правовой базы для реализации Федерального закона «О статусе военнослужащих»; приведение нормативной правовой базы военно-социальной политики в соответствие с новыми условиями военного строительства; создание правовых условий для реализации военнослужащими конституционного права на получение образования. Следует заметить, что в полной мере данное Постановление Правительства Российской Федерации начнет работать после принятия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Указанными актами должны быть определены: — порядок выдачи и учета направлений на обучение в гражданских образовательных учреждениях военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (за исключением офицеров); — перечень мероприятий, участие в которых дает право военнослужащему на прохождение итоговой и промежуточной аттестации в образовательном учреждении в другое время; — форма справки, подтверждающей участие военнослужащего в указанных мероприятиях; — форма справки, подтверждающей направление военнослужащего в служебную командировку продолжительностью свыше 3 месяцев, что дает ему право на предоставление академического отпуска; — порядок предоставления военнослужащим учебных отпусков и других социальных гарантий, связанных с обучением в гражданских образовательных учреждениях. В настоящее время в Министерстве обороны Российской Федерации осуществляется разработка проекта приказа Министра обороны Российской Федерации по данному вопросу. Автор настоящей статьи определен ответственным разработчиком данного проекта. После издания и регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации подробный комментарий к данному приказу Министра обороны Российской Федерации будет представлен читателям журнала.

3. Типовые вопросы, возникающие в практике реализации военнослужащими права на получение образования в гражданских образовательных учреждениях

Вопрос 1: В п. 2 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 78 делается оговорка: «за исключением офицеров». Не означает ли это ограничение права офицеров на обучение в гражданских образовательных учреждениях? Ответ. Нет, данную оговорку нельзя расценивать как ограничение прав офицеров на получение образования. В первом абзаце п. 2 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» прямо сказано, что офицеры имеют право на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме. Отличие от других категорий военнослужащих состоит только в том, что офицеры не имеют права внеконкурсного поступления в гражданские образовательные учреждения, т. е. поступают в них на общих основаниях (при отсутствии у них других оснований для внеконкурсного поступления, например, наличие инвалидности, участие в боевых действиях и др.). Такое преимущество перед офицерами на поступление прапорщиков (мичманов), солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту, в гражданские образовательные учреждения является социально оправданным, поскольку офицеры в своем подавляющем большинстве уже имеют высшее образование, полученное в военных образовательных учреждениях. Вопрос 2: Имеет ли право офицер, призванный на военную службу на два года, на обучение в гражданском образовательном учреждении по заочной форме обучения, так как согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту? Ответ. Нет, офицер, призванный на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, не вправе совмещать прохождение военной службы с обучением в гражданском образовательном учреждении. В указанной норме п. 1 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» сделана весьма существенная оговорка: данные офицеры приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В отношении права на получение образования для данной категории военнослужащих как раз и предусмотрен иной порядок. Во-первых, в п. 3 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» прямо сказано, что военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования не разрешается. Во-вторых, в соответствии с п. 2 ст. 19 указанного Федерального закона право на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования имеют не все офицеры, а только те, кто проходит военную службу по контракту. Вопрос 3: Вправе ли командир отказать военнослужащему в выдаче направления на обучение в гражданском образовательном учреждении, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 78, в связи с его личной недисциплинированностью и наличием упущений по службе? Ответ. Анализ упомянутого Постановления Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 78 показывает, что направления на обучение в гражданском образовательном учреждении не могут быть выданы военнослужащим: — имеющим непрерывную продолжительность военной службы по контракту (в календарном исчислении) менее 3 лет; — изъявившим желание получить образование того же уровня, какое у них уже имеется; — проходящим обучение в военных образовательных учреждениях; — проходящим обучение в гражданских образовательных учреждениях, поступившим в них с использованием права на внеконкурсное поступление, предусмотренного п. 2 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; — поступившим ранее в гражданские образовательные учреждения по направлениям на обучение и отчисленным из них за невыполнение учебного плана по неуважительным причинам, за нарушение устава образовательного учреждения и (или) правил его внутреннего распорядка, если со времени отчисления прошло менее 3 лет. Указанный перечень оснований отказа в выдаче военнослужащим направлений на обучение является исчерпывающим. Отказ в выдаче направлений на обучение по другим причинам, в том числе по мотивам отношения военнослужащих к исполнению служебных обязанностей, а также их личной недисциплинированности следует расценивать как нарушение законных прав военнослужащих. Вопрос 4: Поступил на военную службу по контракту из запаса с присвоением воинского звания «прапорщик». Еще будучи гражданским человеком, поступил заочно в педагогический институт, в настоящее время учусь на 3-м курсе. Имеет ли право командир запретить мне обучаться в институте, так как стаж службы по контракту у меня составляет менее 3 лет? Ответ. Запретить военнослужащему обучаться в гражданском образовательном учреждении командир не вправе, поскольку это находится вне его компетенции. Речь в данном случае может идти только о полномочиях командира по созданию подчиненным военнослужащим условий для освоения образовательных программ и предоставлению им для этих целей дополнительных отпусков и других социальных гарантий, установленных законодательством для лиц, совмещающих трудовую деятельность с обучением. Требование об обязательном наличии у военнослужащих (за исключением офицеров) 3-летней непрерывной продолжительности военной службы по контракту для приобретения права на обучение в гражданских образовательных учреждениях действует с 29 апреля 2004 г. — даты вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ, которым внесены соответствующие изменения и дополнения в ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих». До указанной даты такого ограничения прав данной категории военнослужащих в законодательстве не содержалось. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24 октября 1996 г. N 17-П сформулировал очень важную правовую позицию: по смыслу Конституции Российской Федерации общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет; вместе с тем Конституция Российской Федерации содержит и прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в ее ст. ст. 54 и 57, причем положение ст. 57 Конституции Российской Федерации, ограничивающее для законодателя возможность придавать закону обратную силу, является одновременно и нормой, гарантирующей конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение граждан. Исходя из данной правовой позиции, Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ обратной силы не имеет, т. е. он распространяется только на те отношения, которые возникли после его вступления в силу. В связи с этим, если вы поступили на военную службу по контракту до 29 мая 2004 г., то вы вправе продолжать обучение по заочной форме, а командир обязан предоставлять вам дополнительные отпуска и иные социальные гарантии, установленные законодательством для лиц, совмещающих работу с обучением. Если же вы поступили на военную службу после указанной даты, то вы не вправе рассчитывать на предоставление вам учебных отпусков и других социальных гарантий, связанных с обучением. В данном случае вы должны решать проблемы выполнения учебного плана, сдачи зачетов и экзаменов, поездок к месту нахождения образовательного учреждения и т. п. только за счет личного времени, за собственный счет и во время ежегодных основных отпусков. При достижении 3-летней продолжительности военной службы по контракту на вас будет распространяться действие Постановления Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 78 в полном объеме. Вопрос 5: Прохожу военную службу по контракту с марта 2002 г., сержант. Имею полное среднее образование — 11 классов средней школы. Учусь заочно в автодорожном техникуме, в который поступил самостоятельно, без льгот. Хочу поступить в Инженерно-дорожный институт на заочное отделение. Имею ли я право на получение направления на обучение в институте для поступления в него вне конкурса? Ответ. В соответствии с п. 4 Правил обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 78, направления на обучение не могут быть выданы военнослужащим в период их обучения в гражданских образовательных учреждениях. Конечно, никто не вправе запретить вам самостоятельно, без получения направления на обучение, поступить в институт. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с п. 7 ст. 17 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и ст. 177 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии и компенсации, связанные с обучением, будут вам предоставляться только в связи с обучением в одном из этих образовательных учреждений (по вашему выбору). Вопрос 6: Из института, в котором я обучаюсь на заочном отделении, поступила справка-вызов на сессию для сдачи экзаменов и зачетов. Обратился к командиру с рапортом о предоставлении учебного отпуска, но в связи с тем что я еще не был в очередном отпуске, командир настаивает, чтобы я брал основной отпуск и во время его сдавал сессию. Имею ли я право на учебный отпуск? Ответ. В соответствии с п. 12 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» учебные отпуска являются дополнительными и в счет основного отпуска не засчитываются. Из указанного законодательного положения следует, что отказ командования в предоставлении военнослужащему учебного отпуска и понуждение его к прохождению промежуточной или итоговой аттестации в образовательном учреждении за счет основного отпуска является неправомерным и может быть обжалован в порядке, установленном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации либо в судебном порядке. Вопрос 7: Военнослужащая-женщина, ефрейтор, на военной службе нахожусь более 8 лет. В связи с расформированием нашей воинской части, находящейся в Нижнем Новгороде, мне предложено продолжить службу в г. Воронеже. Но я в прошлом году поступила заочно в институт и теперь не знаю, что делать: либо увольняться с военной службы (а увольняться не хочу), либо бросать институт. Подскажите, что делать? Ответ. Как представляется, нет никакой необходимости ни прекращать учебу в институте в связи с переводом к новому месту службы, ни увольняться с военной службы во имя сохранения возможности учиться в институте. Вы можете воспользоваться двумя вариантами решения данной проблемы: — первый вариант: в соответствии с п. 8 Порядка обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 78, военнослужащий, обучающийся в гражданском образовательном учреждении, переведенный к новому месту прохождения военной службы, имеет право в порядке, установленном Приказом Министерства образования Российской Федерации от 24 февраля 1998 г. N 501, перевестись для продолжения обучения в другое гражданское образовательное учреждение, находящееся вблизи нового места службы; — второй вариант: дать согласие на перевод к новому месту военной службы и продолжить обучение в том же учебном заведении. В соответствии с п. 10 указанного выше Порядка при обучении военнослужащих в гражданских образовательных учреждениях, находящихся вне места прохождения ими военной службы, они один раз в период учебного отпуска имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту нахождения образовательного учреждения и обратно. При этом время проезда к месту нахождения образовательного учреждения и обратно в счет учебного отпуска не входит. Вопрос 8: Обучаюсь на вечернем отделении университета. Занятия проходят два-три раза в неделю, в связи с чем в эти дни мне нужно на один час раньше уходить со службы, чтобы вовремя успеть на занятия. На этой почве постоянно возникают конфликты с непосредственным начальником. Обязаны ли мне установить укороченный рабочий день в связи с обучением? Ответ. Возможность установления специального регламента служебного времени военнослужащим, совмещающим прохождение военной службы с обучением в гражданских образовательных у чреждениях, предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 78. В соответствии с п. 9 Порядка, утвержденного указанным Постановлением, военнослужащим, обучающимся в гражданских образовательных учреждениях, на период 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов по их желанию устанавливается специальный регламент служебного времени с сокращением продолжительности еженедельного служебного времени на 7 часов. Из данного положения следует, что сокращенная рабочая неделя для военнослужащих, совмещающих военную службу с обучением, может быть установлена только при обучении на выпускных курсах образовательных учреждений. При обучении военнослужащих на других курсах установление специального регламента служебного времени не предусмотрено. Выходом из данной ситуации может быть перевод с вечерней на заочную форму обучения. В этом случае отпадет необходимость два-три раза в неделю посещать учебное заведение. Вопрос 9: За дисциплинарный проступок командир объявил мне взыскание и предупредил, что в случае повторного нарушения дисциплины он запретит мне обучаться в техникуме и направит директору техникума ходатайство об отчислении меня с учебы. При этом он сослался на Приказ Министра обороны, который предоставляет ему такое право. Поясните, существует ли такой приказ? Ответ. Ваш командир, по всей видимости, имел в виду Приказ Министра обороны СССР от 23 февраля 1983 г. N 55. Пункт 8 Положения, утвержденного данным Приказом, гласит: «Командиры (начальники), давшие военнослужащим разрешение обучаться в заочных и вечерних гражданских учебных заведениях, имеют право запретить им обучение в этих учебных заведениях, если они не справляются с обязанностями по службе или проявляют недисциплинированность». Однако данный Приказ признан недействующим в Вооруженных Силах Российской Федерации. Таким образом, в настоящее время, как уже указывалось выше, командир не вправе запретить военнослужащему обучаться в гражданском образовательном учреждении, поскольку это находится вне его компетенции. В соответствии с п. 47 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. N 160, студент может быть отчислен из образовательного учреждения за невыполнение учебного плана по направлению подготовки (специальности) в установленные сроки по неуважительным причинам, нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка. Таким образом, нарушение студентом-военнослужащим требований воинской дисциплины по месту прохождения им военной службы не является основанием для его отчисления из образовательного учреждения. Вопрос 10: Прохожу военную службу по контракту в зенитном ракетном полку, рядовой, учусь заочно в институте. Сдача сессии в 2006 г. совпадает с тактическими учениями с боевой стрельбой, в которых принимает участие наш полк, с выездом на полигон. Могут ли мне в связи с этим отказать в предоставлении учебного отпуска? Не отчислят ли меня из института за неприбытие на сессию? Ответ. В соответствии с п. 5 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. N 78, при невозможности своевременного прибытия военнослужащего по вызову гражданского образовательного учреждения для прохождения промежуточной или итоговой аттестации в связи с его участием в учениях, походах кораблей и других мероприятиях, перечень которых определяется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, такому военнослужащему гражданским образовательным учреждением предоставляется возможность прохождения аттестации в другое время. Перечень мероприятий, участие в которых дает право военнослужащим на перенос времени сдачи сессии, в настоящее время разрабатывается и будет утвержден соответствующим Приказом Министра обороны Российской Федерации. Таким образом, в случае вашего неприбытия на сессию в связи с участием в учениях, что должно быть подтверждено соответствующей справкой воинской части, руководство института будет обязано предоставить вам возможность сдать зачеты и экзамены в другое время.

——————————————————————