Принцип доступности судебной защиты прав и свобод военнослужащих

(Яголович И. И.) («За права военнослужащих», 2007)

ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

И. И. ЯГОЛОВИЧ

Яголович И. И., юрисконсульт полевого учреждения Центрального банка Российской Федерации N 62322, капитан юстиции.

Доступность судебной защиты прав и свобод военнослужащих играет значительную роль в деятельности современных Вооруженных Сил. Рассмотрим сущность данного явления, определим его значение. Проблемы доступности судебной защиты прав и свобод военнослужащих были подняты в период правления Петра I. Как видно из жалоб обывателей, «…военный суд аще и жесток учинен, да и жестоко поступать его, понеже далек от простых людей: не только простолюдин доступить к нему, но и военный человек не на равного себе не скоро суд сыщет» <1>. ——————————— <1> Бобровский П. Р. Петр Великий как военный законодатель. СПб., 1887.

Сегодня можно выделить следующие обстоятельства, обусловившие необходимость теоретического развития принципа доступности правосудия, выделения принципа судебной защиты прав и свобод военнослужащих. 1. Демократизация всего общества отразилась на Вооруженных Силах Российской Федерации. На законодательном уровне определен правовой статус военнослужащего, в основу которого заложены общепризнанные права личности. Военнослужащие являются полноправными участниками правоотношений. Основные тенденции развития гражданского общества в России имеют непосредственное отношение к армии. 2. Признание всеобщности права на судебную защиту. В правовой литературе это связывается с принятием Верховным Советом РСФСР Декларации прав человека и гражданина 22 ноября 1991 г. (ст. ст. 32, 33, 37). Право на судебную защиту с 1991 г. понималось как в юридической, так и в политической плоскости как абсолютное право каждого лица искать защиты в суде, в качестве общего дозволения, реализуемого в достаточно простом процессуальном порядке <2>. Право на судебную защиту действительно лишь при наличии определенных гарантий. К таким гарантиям относится признание норм о правах и свободах человека и гражданина непосредственно действующими (ч. ч. 1 и 4 ст. 15, ст. 18 Конституции Российской Федерации). Непосредственное (прямое) действие конституционных норм не дает судам права отказывать в защите прав и свобод, ссылаясь на отсутствие специального закона, как это было прежде <3>. В связи с этим право на судебную защиту стало выступать как гарантия в отношении всех прав и свобод. Оно не может быть ограничено ни при каких обстоятельствах, в том числе в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации). Всеобщность и неограниченность права на судебную защиту были закреплены в ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации в той же редакции, что и в ст. 32 Декларации прав человека и гражданина. В деятельности судов это означало снятие всех ограничений по подведомственности дел, существовавших ранее. ——————————— <2> Ярков В. В. Будущее системы гражданской юрисдикции: попытка прогноза // Система гражданской юрисдикции в канун XXI века: современное состояние и перспективы развития. Екатеринбург, 2000. С. 35. <3> Стецовский Ю. И. Судебная власть. М., 1999. С. 119.

Для военнослужащих право на судебную защиту впервые было четко сформулировано в ст. ст. 1, 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих». 3. Произошла многократная инфляция законодательства. За последние годы было принято огромное количество нормативных актов всех уровней. В военном законодательстве эта тенденция четко видна. С увеличением одновременно происходило значительное усложнение законодательства. Это явление, существующее и в других странах, позволило говорить о проблеме доступности права вообще <4>. Ориентироваться в «законодательных джунглях» стало сложно не только простым гражданам, но и юристам. Рост количества дел, отсутствие финансирования, значительные кадровые проблемы, громоздкая и неэффективная судебная процедура привели к серьезным сбоям в работе судебной машины. Сроки разбирательства дел в судах общей юрисдикции быстро приблизились к мировым «стандартам» и стали составлять долгие месяцы и годы. ——————————— <4> Фридман Л. Введение в американское право. М., 1993. С. 234; Шакарян М. С. Проблемы доступности и эффективности правосудия в судах общей юрисдикции // Проблемы доступности и эффективности правосудия в арбитражном и гражданском судопроизводстве. М., 2001. С. 62.

4. Изменение политической системы привело к смене следственной модели судопроизводства на состязательную. Ведение дела в состязательном процессе по определению гораздо рискованнее, чем в следственном, где можно было надеяться на помощь суда. Следовательно, значительно возросла потребность в участии квалифицированных представителей, а также оказании помощи юридически необразованной стороне. В противном случае очень вероятно возникновение фактического неравенства сторон в процессе. 5. Размер денежного довольствия не соответствует прожиточному минимуму. Транспортные расходы возросли в десятки раз, при том, что проезд сторон до суда не относится к судебным расходам. 6. При создании системы военных судов проблема территориальной доступности этих судов осталась нерешенной. Чаще всего она определяется приказом председателя военного суда военного округа. При этом существует всего 13 судов кассационной инстанции. Не решена проблема номерных судов. 7. Существенной проблемой стало повсеместное неисполнение судебных актов. Неисполнение решений суда превращает в фикцию судебную защиту. 8. Провозглашение России правовым государством повлекло необходимость соблюдения мировых стандартов в области прав и свобод человека. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Принцип доступности судебной защиты прав и свобод граждан — это обеспеченная законом возможность беспрепятственно обратиться в суд любому лицу и получить судебную защиту посредством простой и эффективной судебной процедуры независимо от степени владения знаниями в области юриспруденции. Каково содержание понятия доступности судебной защиты прав и свобод военнослужащих, его место в системе права? Военная организация государства является частью государственного механизма, предназначенной для решения задач в области обороны и военной безопасности военными методами и средствами вооруженной борьбы. Деятельность военнослужащих является составной частью военной организации государства. Военная организация Российской Федерации включает в себя Вооруженные Силы, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач обороны и безопасности <5>. ——————————— <5> Кудашкин А. В. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации: Дис. … докт. юрид. наук. М., 2003. С. 103 — 106.

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее — другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Добровольский А. М. отмечал, что правовое положение военнослужащих в государстве в некоторых отношениях является иным, нежели других граждан. На это положение военнослужащих оказывает воздействие особая природа военной службы. Определяющими моментами в этом отношении являются: во-первых, особый публично-правовой характер армии как организации, предназначенной для вооруженной борьбы; во-вторых, особенность взаимных отношений составляющих ее элементов (дисциплина, воинский порядок), обусловленная в своем существовании необходимостью внутренней сплоченности армии и проникновения ее единым духом, и, в-третьих, существо военной службы как службы государственной вообще <6>. ——————————— <6> Добровольский А. М. Особенности положения военнослужащих в области публичного права. СПб., 1913.

Деятельность военнослужащих осуществляется в специфических условиях, что предполагает необходимость определения уникального и сложного порядка регулирования общественных отношений, в связи с чем в отдельную отрасль выделено военное законодательство. Современная наука рассматривает понятие «военное право» в трех аспектах: 1) как отрасль права, регулирующую определенную группу общественных отношений; 2) как науку (область правоведения); 3) как учебную дисциплину, связанную с преподаванием военного права. Перечисленные разновидности понятия «военное право» взаимосвязаны, но каждая из них имеет собственное содержание. Военное право как отрасль права выступает в качестве отправного понятия для отраслевой юридической науки и учебной дисциплины. Общим предметом военного права являются общественные отношения, складывающиеся в области военной деятельности государства. Внутри этого предмета выделяются несколько групп относительно однородных общественных отношений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства. К первой группе относятся общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государства военными методами, подготовки и применения в этих целях всех элементов военной организации государства; военного строительства; управления военной организацией государства и ее всестороннего обеспечения. Ко второй группе относятся отношения, связанные с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту, прохождением военной службы, а также статусом военнослужащих. В третью группу включаются отношения, связанные с поддержанием воинской дисциплины, законности и правопорядка, деятельностью органов военной юстиции. В четвертую группу входят отношения, регулируемые нормами международного права, связанные с вопросами военного сотрудничества, а также ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права. Все перечисленные отношения охватываются понятием «воинские отношения», или «военные отношения» <7>. ——————————— <7> Военное право: Учебник / Под ред. В. Г. Стрекозова, А. В. Кудашкина. М., 2004; Кудашкин А. В. О соотношении военного права и права безопасности // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 9.

Военное право имеет комплексный характер и не совпадает с какими-либо отраслями права. Правоотношения в сфере военного права характеризуются разнородностью и могут быть разделены по отраслевой принадлежности на административно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые. Международно-правовые отношения «не вписываются» в данную систему, поскольку имеют иную принадлежность <8>. ——————————— <8> Батырь В. А. Теоретические проблемы военного права как отрасли права, как науки и как учебной дисциплины // Там же. 2005. N 12.

Комплексный характер военного права предъявляет особые требования к военно-правовым исследованиям, в которых должны учитываться межотраслевая сущность исследуемых правовых явлений, влияние на процессы правового регулирования различных отраслей права. Иными словами, любое правовое явление должно исследоваться как элемент различных отраслей права <9>. ——————————— <9> Российский военно-правовой сборник. 2006. N 5.

Можно ли говорить, что процессуальное право, доступность судебной защиты прав и свобод военнослужащих является составляющей военного права? Выше было сказано, что военнослужащие могут быть участниками процессуальных отношений. Более того, существует специфическая система защиты прав и свобод военнослужащих. На наш взгляд, доступность судебной защиты прав и свобод военнослужащих определяется следующими специфическими факторами. I. Юридические. 1. Судоустройственный. Существование системы военных судов. 2. Судопроизводственный. 2.1. Возбуждение гражданского дела. Существуют проблемы, связанные с возможностью обратиться в суд военнослужащим, проходящим военную службу по призыву; военнослужащим, участвующим в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности служебного времени. 2.2. Рассмотрение дела в суде. Военные суды в основном рассматривают иски, связанные с жалобами военнослужащих на незаконные действия (бездействия), решения органов военного управления и их должностных лиц. Поэтому главными являются проблемы, связанные с производством по делам, вытекающим из публичных правоотношений. Сюда включаются разумные сроки разбирательства дела в суде, эффективная и оперативная судебная процедура применительно к разным категориям дел, закрепление в законодательстве широких процессуальных прав участников судебного процесса и беспрепятственная возможность их использования, обеспечение фактического равноправия сторон в состязательном процессе. 2.3. Обжалование судебных актов. Широкое право на обжалование постановлений суда является обязательным элементом принципа доступности правосудия. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на это. 2.4. Исполнение судебных актов. Если решение суда не исполнено, то значит нарушенные права граждан не восстановлены. В таком случае обнаруживается полная бессмысленность всего состоявшегося судебного процесса, который к тому же может отнять у пострадавшего много денег и времени. Решение военного суда, как правило, заключается в возложении на командира (начальника) обязанности совершить какое-либо действие либо отказаться от его совершения. Совершение исполнительных действий осложняется особым режимом войсковых частей, спецификой имущественных отношений, например, отсутствием собственности, трудностью определения полномочий ответчика на исполнение решения суда. 3. Предоставление квалифицированной юридической помощи. Пунктом 3 ст. 22 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что юридическая помощь оказывается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации: органами военного управления и органами военной юстиции в пределах своих функциональных (должностных) обязанностей — всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы; органами предварительного следствия, прокурором и судом, в производстве которых находится уголовное дело. II. Экономические. 1. Разумность судебных расходов. Военнослужащих сложно отнести к категории материально обеспеченных граждан, в особенности это касается военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Данное обстоятельство обусловливает необходимость существования системы льгот при оплате судебных расходов. III. Организационно-правовые. 1. Доступность судебной защиты прав и свобод военнослужащих является составляющей военной организации государства. Она включена в систему строительства Вооруженных Сил, в том числе поддержания воинской дисциплины, обеспечения статуса военнослужащих, реализации социальных гарантий. 2. При осуществлении правосудия необходимо обеспечение независимости судей. Судейские должности должны занимать высококвалифицированные юристы с безупречными моральными качествами. Судьи должны быть независимы. Судьями военных судов являются военнослужащие. Проблема организации системы, позволяющей судьям оставаться независимыми от органов военного управления, стоит крайне остро. 3. Надлежащее оснащение судов помещениями, современной оргтехникой и всем необходимым для нормального осуществления правосудия. Военные суды часто не имеют помещений, которые могли бы обеспечить нормальную работу. Они дислоцируются на территории режимных военных объектов, на которые нет доступа всем лицам, участвующим в деле, располагаются в помещениях офицерских клубов. Отсутствует возможность надлежащим образом осуществлять права на ознакомление с материалами дела и снимать с них копии, потому что суды беднее домов престарелых. 4. Рациональная организация работы канцелярии суда. От налаженной работы канцелярии зависит качество правосудия, его своевременное осуществление. Кроме этого, важное значение имеет организация работы суда по приему заявлений. Ситуация, когда подача заявления сопряжена с искусственно созданными препятствиями в виде коротких периодов времени приема заявлений судьями и только конкретным судьей, в зависимости от его специализации, хорошо знакома практически всем. Эта организационная политика судов общей юрисдикции прямо ограничивает право на судебную защиту и нарушает принцип доступности правосудия. Как видно, доступность судебной защиты прав и свобод военнослужащих ярко проявляется в системе военной организации государства, она содержит нормы военного законодательства, вплетена в воинские правоотношения. Напомним, что доступность судебной защиты является принципом процессуального права. В настоящее время четкой классификации принципов военного права не существует. Ведущие исследователи указывают, что в системе военного права налицо отсутствие четкой дифференциации системы права (разграничение отраслей права), предусматривающей ясный и исчерпывающий «раздел» территории. Такое положение объясняется тем, что регулирование воинских отношений силами и средствами одной отрасли права в настоящее время невозможно в силу их большой дифференциации. В то же время объективно требуется использование возможностей нескольких отраслей права, из арсенала которых берется то, что в данный момент наиболее адекватно соответствует целенаправленному и эффективному правовому регулированию. Речь идет об интеграции отдельных отраслей права, которая в своей перспективе может привести к «легализации» новой отрасли права (например, военного права), совокупность правовых норм которой может быть закреплена в соответствующем кодексе. Более того, к принципам военного права относят принципы, не являющиеся принципами права, законодательства. Это принципы централизации, единоначалия и воинской дисциплины. Системообразующие качества доступности судебной защиты прав и свобод военнослужащих позволяют назвать ее принципом комплексной системы военного права. Итак, доступность судебной защиты прав и свобод военнослужащих можно определить следующим образом: это составляющая принципа доступности судебной защиты прав и свобод граждан, принцип военного права — часть системы военного строительства, обеспеченная законом возможность беспрепятственно обратиться в военный суд военнослужащему, реализующему права и свободы, определенные статусом военнослужащих, и получить судебную защиту посредством простой и эффективной судебной процедуры независимо от степени владения знаниями в области юриспруденции.

——————————————————————