Реформа системы органов управления Вооруженными Силами Российской Федерации

(Мишуков М. В.) («За права военнослужащих», 2007)

РЕФОРМА СИСТЕМЫ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М. В. МИШУКОВ

Мишуков М. В., преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, майор юстиции.

Происходящие изменения в геополитической обстановке в мире кардинально влияют на состояние национальной безопасности России и требуют принципиально новых подходов к реформированию ее военной организации. В настоящее время в рамках проводимой в Российской Федерации военной реформы остается очень важным вопрос оптимизации процессов управления Вооруженными Силами Российской Федерации. Сокращение численности Вооруженных Сил Российской Федерации, изменение военно-политической обстановки в мире, нормативное закрепление военно-административного деления являются лишь некоторыми факторами, обусловливающими необходимость совершенствования этих процессов управления. В первую очередь реформа органов управления Вооруженных Сил коснется управлений военных округов. Чтобы понять значимость военного округа в обеспечении обороноспособности страны и его место в системе органов военного управления, которая сложилась в Российской Федерации, необходимо упомянуть, что реформа системы органов военного управления в той или иной степени затронула все уровни этих органов в Российской Федерации. Прежде всего необходимо сказать, что руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации. Однако непосредственное управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации возглавляет и объединяет систему органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, которая создается применительно к основным звеньям организационной структуры Вооруженных Сил Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области. В настоящее время Положение о Министерстве обороны утверждено Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» от 16 августа 2004 г. N 1082. С появлением этого Положения Министерство обороны, помимо функций по управлению Вооруженными Силами Российской Федерации, было наделено полномочиями по осуществлению координации и контроля деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федерального агентства специального строительства. В указанном Положении, в отличие от ранее действовавшего, отсутствует упоминание о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, более того, в ходе военной реформы, возможно, будут упразднены главные командования видами Вооруженных Сил Российской Федерации, а их функции будут переданы Генеральному штабу, в котором будут созданы соответствующие управления — по Сухопутным войскам, Военно-Морскому Флоту и Военно-воздушным силам. Подобная перспектива может ожидать и рода войск. Одним из вариантов их реформирования является создание командований (например, командование силами быстрого реагирования, командование военно-космической обороной либо командование стратегическими ядерными силами). Наиболее существенные изменения могут произойти на уровне управлений военных округов, которые являются важнейшими элементами системы органов военного управления. Правовое положение военного округа и управления военного округа определяется Указом Президента Российской Федерации «О военно-административном делении Российской Федерации» от 27 июля 1998 г. N 900 и Положением о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1998 г. N 901. В соответствии с данными нормативными правовыми актами военный округ Вооруженных Сил Российской Федерации является основной военно-административной единицей Российской Федерации, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил Российской Федерации и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите и для вооруженной защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности. Границы ответственности военного округа устанавливаются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации. Однако, по мнению некоторых авторов <1>, система окружного управления должна быть упразднена. ——————————— <1> Независимое военное обозрение. 2004. 2 июля.

В настоящее время полным ходом идет реформа Вооруженных Сил. Эта реформа, скорее всего, затронет и систему органов управления Вооруженными Силами на уровне военных округов. План реформ разработан в Главном оперативном управлении Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. После окончания военной реформы вместо военных округов могут появиться региональные управления или направления: Дальневосточное («Восток»), Среднеазиатское («Юг») и Западноевропейское («Запад»). Предполагается, что эти территориальные командования не должны быть аналогами нынешних военных округов и должны иметь привязку не к административно-территориальному делению Российской Федерации, а к потенциальным театрам военных действий. В данный момент на территории Сибирского военного округа проходит эксперимент по созданию регионального командования. Эксперимент должен завершиться ориентировочно к 2008 г. Результатом эксперимента станет ответ на вопрос о дальнейшей целесообразности существования военных округов (в нынешнем виде либо их предназначение будет сведено к административно-хозяйственному). Цель проходящей реформы — выстроить структуру Вооруженных Сил Российской Федерации так, чтобы было максимально удобно бороться с террористическими угрозами, исходящими с разных направлений: с Запада, Востока и Юга. Новая структура Вооруженных Сил Российской Федерации, по мнению авторов военной реформы, сможет более гибко и оперативно реагировать на террористические угрозы — в настоящий момент это одна из главных задач Вооруженных Сил Российской Федерации. Эта задача закреплена в Федеральном законе «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ (ст. 6 определяет порядок применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом). Как заявил в своем ежегодном Послании Президент Российской Федерации: «Современной России нужна армия, имеющая все возможности адекватно реагировать на современные же угрозы. У нас с вами должны быть Вооруженные Силы, способные одновременно вести борьбу в глобальном, региональном, а если потребуется, в нескольких локальных конфликтах. Должны при любых сценариях гарантировать безопасность и региональную целостность России» <2>. ——————————— <2> Российская газета. 2006. 11 мая.

Очевидно, что реформа органов военного управления идет полным ходом и в соответствии с утвержденным Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации планом строительства Вооруженных Сил, скорее всего, к 2010 г. будет завершена. Осуществление всех мероприятий военной реформы и изменение системы управления Вооруженными Силами Российской Федерации несомненно повлечет принятие большого числа нормативных правовых актов в сфере военного управления, а также внесение изменений в уже существующие действующие документы.

——————————————————————