Дополнительные меры по обеспечению жильем отдельных категорий граждан

(Суняева Р. Л.) («Жилищное право», 2007, N 1)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЬЕМ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

Р. Л. СУНЯЕВА

Проведенные в 1991 — 2005 гг. реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущим гражданам и иным категориям населения, установленным законодательством РФ. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере. Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда РФ по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья как социальная база жилищной реформы. Доля частного жилищного фонда за 1990 — 2004 гг. увеличилась с 33 до 73,5%, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 25,6%, из них 20,1% составляет муниципальный жилищный фонд. По оценке, основанной на данных государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно осуществляются сделки, в которые вовлечено более 4,5% жилых домов и квартир, находящихся в частной собственности, что является существенным показателем в период становления рынка жилья. Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные и индивидуальные застройщики. Доля жилья, введенного частными и индивидуальными застройщиками, в общем объеме жилищного строительства в 2003 г. составила более 71,3%, из них индивидуальными застройщиками — 39,2%. В последние годы началось активное развитие ипотечного жилищного кредитования. Общий объем задолженности по выданным ипотечным кредитам и займам увеличился за 2002 — 2004 гг. с 3,6 млрд. рублей до 25 — 30 млрд. рублей, то есть более чем в семь раз. При этом общая задолженность по всем видам кредитов на покупку жилья, предоставленных кредитными организациями, на 1 января 2005 г. составила 54,4 млрд. рублей. Осуществлялось реформирование жилищно-коммунального комплекса, направленное на создание эффективного механизма управления и снижение издержек по предоставлению услуг. Повышение эффективности работы жилищно-коммунального комплекса в первую очередь было связано с постепенным переводом этого сектора экономики на режим безубыточного функционирования с переориентацией бюджетных субсидий от дотирования производителей жилищно-коммунальных услуг к адресному субсидированию малоимущих семей. Доля получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 2004 году составила более 13% семей, общая сумма начисленных субсидий — 35 млрд. рублей. Вместе с тем наряду с указанными положительными результатами преобразований пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания. Данные социологических обследований показывают, что жилищная проблема стоит перед 61% российских семей, в той или иной степени не удовлетворенных жилищными условиями. При этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения России в жилье составляет 1570 млн. кв. м, для удовлетворения этой потребности необходимо увеличить жилищный фонд на 46%. Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке. В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг, рыночной и административной государственной инфраструктуры, а также оказать бюджетную поддержку в приобретении жилья, в том числе с помощью ипотечных кредитов и займов, молодым семьям. Однако даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение жилья на рынке, что приводит к постоянному росту цен на жилье. В этой ситуации большая часть жилищного строительства финансируется непосредственно за счет средств населения, слабо развито кредитование застройщиков на цели жилищного строительства. Недостаточные объемы жилищного строительства отражают низкую эффективность этого сектора экономики, высокие административные барьеры на рынке и высокую степень его монополизации. Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В очереди на улучшение жилищных условий стоят около 4,5 млн. семей. Среднее время ожидания предоставления жилых помещений социального использования составляет 15 — 20 лет. В настоящее время решение этого вопроса отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. При этом РФ в соответствии с федеральным законодательством на начало 2005 г. имеет государственные обязательства по обеспечению жильем перед 1014 тысячами граждан (из них ветераны и инвалиды — 306 тысяч человек, граждане, относящиеся к иным категориям, — 708 тысяч человек), значительная часть которых также признана органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий <1>. ——————————— <1> Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 — 2010 годы».

Улучшению жилищных условий граждан будет способствовать предоставление в установленном порядке органами государственной власти или органами местного самоуправления по желанию граждан земельных участков для строительства жилых домов, что будет являться основанием для снятия их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях <2>. ——————————— <2> Постановление Правительства РФ от 11 сентября 2006 г. N 557 «О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 — 2010 годы».

Основной целью Федеральной целевой программы «Жилище» является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем. Предоставление молодым семьям субсидий из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома, будет производиться в размере не менее: — 35% средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы (в том числе 10% за счет средств федерального бюджета и не менее 25% за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов), — для молодых семей, не имеющих детей; — 40% средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы (в том числе 10% за счет средств федерального бюджета и не менее 30% за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов), — для молодых семей, имеющих одного и более ребенка. Кроме того, субъекты РФ, участвующие в реализации подпрограммы, дополнительно предоставляют молодой семье — участнику подпрограммы субсидию в размере не менее 5% средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка на цели погашения части ипотечного жилищного кредита или займа либо компенсации затраченных молодой семьей собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья (условие участия субъекта РФ в подпрограмме). При этом предполагается, что недостающие средства для приобретения жилья будут привлечены за счет ипотечных жилищных кредитов или займов, собственных средств получателей субсидий и других источников. В течение 2006 г. в пределах средств, предусмотренных Программой, будут также осуществляться мероприятия, связанные с выполнением обязательств перед молодыми семьями — участниками подпрограммы, которые были приняты на первом этапе реализации подпрограммы. Эти мероприятия осуществляются государственным заказчиком по согласованию с Федеральным агентством по образованию. Всего за 2006 — 2010 гг. в рамках подпрограммы смогут улучшить жилищные условия 181,7 тысяч молодых семей, в том числе в 2006 — 2007 годах — 69,5 тысяч молодых семей. По мере развития системы страхования ипотечных жилищных кредитов дополнительно будет рассмотрена возможность оказания поддержки молодым семьям за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в уплате страховых взносов по этому виду добровольного страхования, что позволит снизить размер первоначального взноса при получении молодыми семьями ипотечных кредитов до 5 — 10% стоимости жилья. Порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа, устанавливается Правительством РФ. Право на получение субсидии на приобретение жилья, в том числе уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа, удостоверяется свидетельством. Формирование сводных списков получателей свидетельств осуществляется на уровне субъекта РФ на основе данных, представляемых муниципальными образованиями, осуществляющими постановку на учет молодых семей — участников подпрограммы. Органы местного самоуправления, отобранные субъектом РФ по результатам конкурса при наличии муниципальной программы, осуществляют выдачу свидетельств участникам подпрограммы исходя из объемов финансирования, предусмотренных в местном бюджете, и объемов софинансирования из бюджета субъекта РФ и федерального бюджета. При этом форма свидетельства устанавливается Правительством РФ и должна быть единой на всей территории РФ. В рамках указанной подпрограммы будут обеспечиваться жильем следующие категории граждан: — военнослужащие, увольняемые с военной службы, и приравненные к ним лица; — граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица; — граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; — граждане РФ, постоянно работающие на комплексе «Байконур» и подлежащие отселению; — граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении «Маяк», пострадавшие в результате этих аварий, а также ветераны подразделений особого риска; — вынужденные переселенцы. Для военнослужащих, увольняемых с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц; 2) граждан РФ, постоянно работающих на комплексе «Байконур» и подлежащих отселению, вынужденных переселенцев размер субсидии за счет средств федерального бюджета будет определяться исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по РФ, определяемого уполномоченным органом в установленном порядке, и норматива площади жилого помещения для семьи данного состава. При определении размера субсидии в отдельных субъектах РФ могут применяться повышающие коэффициенты, размер которых устанавливается Правительством РФ. Для граждан, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении «Маяк», пострадавших в результате этих аварий, ветеранов подразделений особого риска, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, размер субсидии за счет средств федерального бюджета будет определяться исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в соответствующем субъекте РФ, определяемой уполномоченным органом в установленном порядке. Проблема обеспечения жильем отдельных категорий граждан РФ, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством РФ, остается одной из наиболее острых социальных проблем. В настоящее время 708287 семей указанных категорий граждан нуждаются в улучшении жилищных условий, в том числе: — 327423 семьи военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, в том числе граждан, подлежащих отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования; — 84686 семей граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, в том числе проживающих в городках, утративших статус закрытых военных городков после 1998 года; — 8100 семей граждан, подлежащих отселению с комплекса «Байконур»; — 25481 семья граждан — участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавших в результате этих аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц; — 44200 семей вынужденных переселенцев; — 218397 семей граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Реализуемые до настоящего времени федеральные целевые программы (подпрограммы), предусматривающие оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан в решении жилищной проблемы, предусматривают различные механизмы и формы предоставления им субсидий на приобретение жилья. Далеко не все программы (подпрограммы) смогли обеспечить организацию действенной системы управления процессом предоставления субсидий, а также эффективный контроль за их целевым использованием. С учетом этого на сегодняшний день основной задачей является организация рационального управления процессом предоставления субсидий, создание эффективного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, проведение мониторинга выполнения программных мероприятий с периодической оценкой результатов. При этом необходимо обеспечить минимизацию расходов на управление, устранение излишних согласований, введение простой и понятной системы отчетности и предоставления аналитической информации о ходе реализации программных мероприятий. Особое значение приобретает методически правильное определение механизмов и форм доведения средств, предоставляемых в качестве субсидии, до ее получателя. При всем разнообразии форм предоставления средств федерального бюджета на цели улучшения жилищных условий, определенных в различных федеральных целевых программах (подпрограммах), нормативных правовых актах, представляется целесообразным выработать унифицированный подход к предоставлению гражданам субсидий на приобретение жилья. Указами Президента РФ от 30 сентября 1997 г. N 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» и от 28 июня 1999 г. N 825 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений» установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов по обеспечению жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений, членов их семей, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов. Реализация этих Указов Президента РФ в 1998 — 2002 гг. осуществлялась в рамках федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 января 1998 г. N 71 «О федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» (далее — программа «Государственные жилищные сертификаты»). Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2002 г. N 450 действие этой программы было продлено на 2003 год. Анализ хода реализации программы «Государственные жилищные сертификаты» показал эффективность применения механизма предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий, удостоверяемых сертификатами, при реализации прав граждан на приобретение жилья и действенность установленных принципов. Принцип добровольного участия граждан в программе «Государственные жилищные сертификаты» позволил им выбирать наиболее подходящий способ решения жилищной проблемы. Принцип целевого адресного предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилья доказал свою эффективность, поскольку обеспечил: — решение жилищной проблемы путем приобретения гражданами готового жилья на рынке; — реализацию гражданами права выбора местоположения и качественных характеристик жилья; — направление средств федерального бюджета непосредственно гражданам — участникам программы «Государственные жилищные сертификаты» только на цели приобретения жилья; — отказ от замораживания средств федерального бюджета в объектах незавершенного строительства. Стоит отметить, что программой «Государственные жилищные сертификаты» было предусмотрено обеспечить в 1998 — 2003 гг. постоянным жильем 210 тысяч семей. Всего за шесть лет реализации этой программы было выпущено около 120,6 тысяч сертификатов. За этот период на ее финансирование было направлено из федерального бюджета 39,7 млрд. рублей. В целях формирования и ведения единого реестра выданных и оплаченных сертификатов была разработана и введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система учета выдачи и реализации сертификатов, позволяющая исключить нецелевое использование средств федерального бюджета и упорядочить процедуру учета граждан — участников программы «Государственные жилищные сертификаты», а также процедуру выдачи сертификатов. Принцип привлечения собственных или заемных средств граждан не был реализован в этой программе в полной мере. Это объясняется отсутствием у граждан — участников указанной Программы накопленных денежных средств, низкой платежеспособностью и, как следствие, ограниченными возможностями привлечения кредитов банков, в том числе ипотечных, для приобретения жилья. Кроме того, программой «Государственные жилищные сертификаты» были охвачены не все категории граждан, которым в соответствии с законодательством РФ предоставлено право на получение субсидий на приобретение жилья. Однако в связи с тем, что указанная Программа показала свою эффективность, основные принципы и механизмы ее реализации были сохранены в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 — 2010 гг., входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. N 700. Впоследствии Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 г. N 522 были утверждены Правила выпуска и погашения сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы. В подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 — 2010 гг. была предусмотрена новая система управления, при которой основная роль была отведена государственному заказчику, а также органу, осуществляющему текущее управление подпрограммой. Был изменен подход к расчету размера субсидии. Расчетная стоимость жилого помещения стала определяться исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по РФ, то есть для всех субъектов РФ стал устанавливаться единый норматив в денежном эквиваленте. При этом, исходя из ряда задач жилищной политики и с учетом миграционных и демографических процессов, а также экономических возможностей граждан — участников указанной подпрограммы, объемов предложения жилья и наличия социальной инфраструктуры, для отдельных субъектов РФ, определенных нормативными правовыми актами Правительства РФ, применялись повышающие коэффициенты к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади жилья по РФ. Определение норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья для расчета размера субсидии на приобретение гражданином жилья за счет средств федерального бюджета позволило учесть состояние рынка жилья и предоставить возможность гражданам выбирать жилье в разных регионах РФ. Для реализации предусмотренных законодательством РФ социальных гарантий в число граждан, имеющих право на получение сертификатов, были включены граждане, уволенные со службы из Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы. Право на получение сертификатов также было предоставлено гражданам, подлежащим переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Всего в 2002 — 2005 гг. было обеспечено жильем более 76,3 тысяч семей граждан указанных категорий. Основные принципы реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 — 2010 гг. предлагается распространить на программные мероприятия по оказанию финансовой поддержки всем категориям граждан РФ, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ. Государственные обязательства перед гражданами РФ, подлежащими отселению с комплекса «Байконур», определены Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1999 г. N 1290 «Об обеспечении жильем в РФ военнослужащих, увольняемых с военной службы, граждан, уволенных с военной службы и проходивших ее в Вооруженных Силах РФ на территории космодрома Байконур, а также граждан РФ, постоянно работающих на комплексе «Байконур». Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2002 г. N 325 была утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем граждан РФ, подлежащих отселению с комплекса «Байконур», входящая в Федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 — 2010 годы. Указанная подпрограмма выполнялась на I этапе реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы. На территории комплекса «Байконур» в отношении военнослужащих и гражданского персонала — граждан РФ, а также членов их семей применяется законодательство РФ. Жители г. Байконура — граждане РФ проживают в арендованных РФ жилых помещениях, являющихся собственностью Республики Казахстан, и не имеют жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ. В 2002 — 2005 гг. были обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета более 2,8 тысяч семей граждан указанной категории. Для этих целей строительство (долевое участие в строительстве) и приобретение жилья осуществлялось в основном в городах, имеющих базовые предприятия Федерального космического агентства, в целях создания условий для продолжения трудовой деятельности инженеров-испытателей и сохранения коллективов высококвалифицированных специалистов для космической отрасли. Однако указанная форма обеспечения жильем граждан данной категории имеет ряд недостатков (замораживание средств федерального бюджета в объектах незавершенного строительства, невозможность обеспечения жильем граждан в течение одного финансового года, отсутствие у граждан права выбора местоположения и качественных характеристик жилья). Для эффективного решения проблемы обеспечения жильем граждан РФ, отселяемых с комплекса «Байконур», предлагается предоставлять им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья путем выдачи сертификатов. Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. привела к загрязнению более 56 тысяч кв. км территории РФ. В ликвидации последствий чернобыльской аварии приняли участие более 200 тысяч граждан России. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» льготы по предоставлению жилья были распространены на граждан из подразделений особого риска. В результате деятельности производственного объединения «Маяк» и произошедшей в 1957 г. на этом объединении аварии радиоактивному загрязнению подверглось около 23,5 тысяч кв. км территории Уральского региона. В ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк» приняли участие более 10 тысяч человек. В соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф», входившей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы на I этапе ее реализации (государственный заказчик подпрограммы — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий), в 2002 — 2005 годах жильем было обеспечено более 3,2 тысяч семей граждан указанных категорий. В соответствии с Законом РФ «О вынужденных переселенцах» государство в установленном порядке оказывает содействие гражданам, имеющим статус вынужденного переселенца, в постоянном жилищном обустройстве. В 2002 — 2005 гг. удалось решить проблему жилищного обустройства более чем 7,4 тысяч семей вынужденных переселенцев. Учитывая ограниченный объем средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели, требуется эффективный механизм государственной поддержки граждан данной категории. Предоставление вынужденным переселенцам субсидий на приобретение жилья будет способствовать ускорению решения их жилищной проблемы, так как обеспечит реализацию ими права свободного выбора местоположения и качественных характеристик жилья и приобретение его на рынке с оформлением права собственности. Обеспечение жильем граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Предоставление жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, начиная с 2005 г. осуществляется путем выдачи сертификатов. В 2002 — 2005 гг. приобрели жилье 7,1 тысяч семей граждан указанной категории. Всего в рамках реализации в 2002 — 2005 гг. I этапа Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 гг. жильем было обеспечено более 96,8 тысяч семей граждан, имеющих право на получение жилья за счет средств федерального бюджета. Общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета составил 34,7 млрд. рублей. Основные принципы и подходы к организации системы обеспечения жильем граждан, успешно реализованные в рамках подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 — 2010 гг., на II этапе (2006 — 2010 гг.) реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 гг. планируется применить ко всем категориям граждан, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем, в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: — возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи — участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает тридцати лет; — признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; — наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии. Применительно к Правилам предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 гг. <3> под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. ——————————— <3> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. N 285.

Порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии, устанавливаются органом государственной власти субъекта РФ. Право на улучшение жилищных условий с использованием субсидии или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета предоставляется молодой семье только один раз. Субсидия предоставляется в размере не менее: — 35% расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, — для молодых семей, не имеющих детей; — 40% расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, — для молодых семей, имеющих одного и более детей. Расчет размера субсидии производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи — участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера субсидии устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту РФ, определяемой уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, составляет: 1) для семьи численностью два человека (молодые супруги или один молодой р одитель и ребенок) — 42 кв. м; 2) для семьи численностью три и более человек, включающей помимо молодых супругов одного и более детей (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и двух и более детей) — по 18 кв. м на одного человека. Расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера субсидии, определяется по формуле:

СтЖ = Н x РЖ,

где: СтЖ — расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера субсидии; Н — норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию; РЖ — размер общей площади жилого помещения. Размер субсидии рассчитывается на момент выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия. Молодой семье — участнице подпрограммы при рождении (усыновлении) одного ребенка предоставляется дополнительная субсидия за счет средств бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета в размере не менее 5% расчетной (средней) стоимости жилья, исчисленной в соответствии с настоящими Правилами, для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения (созданием объекта индивидуального жилищного строительства), в порядке, определяемом соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ и (или) органом местного самоуправления. Для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы: — заявление в двух экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); — документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи; — свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется); — документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; — документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии; — выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета. От имени молодой семьи документы могут быть поданы одним из ее членов либо иным уполномоченным лицом при наличии надлежащим образом оформленных полномочий. Важным моментом является то, что Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2006 г. N 481 установлено, что государственные заказчики мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, осуществляемых в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы в пределах средств, предусмотренных на реализацию этих мероприятий и определенных государственными заказчиками для использования в форме капитальных вложений, теперь вправе расходовать их в различных целях. Согласно изменениям, внесенным в Программу указанным Постановлением Правительства РФ, установлено, что средства, предусмотренные на финансирование мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, могут быть использованы государственными заказчиками на предоставление их гражданам в виде субсидий на приобретение (строительство) жилья и в форме капитальных вложений на строительство и приобретение жилых помещений для них. Размеры средств, подлежащих использованию в виде субсидий или в форме капитальных вложений, определяются государственными заказчиками в пределах средств, предусмотренных ими на реализацию мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

_______________________________ (орган местного самоуправления)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу включить в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы молодую семью в составе: супруг __________________________________________________________, (Ф. И.О., дата рождения) паспорт: серия ______________ N ________________________, выданный ______________________________________ «__» _____________ ____ г., проживает по адресу ______________________________________________ _________________________________________________________________; супруга _________________________________________________________, (Ф. И.О., дата рождения) паспорт: серия ______________ N ________________________, выданный ______________________________________ «__» _____________ ____ г., проживает по адресу ______________________________________________ _________________________________________________________________; дети: ___________________________________________________________, (Ф. И.О., дата рождения) свидетельство о рождении (паспорт для ребенка, достигшего 14 лет) (ненужное вычеркнуть) серия ____________________ N _______________________, выданное(ый) ______________________________________ «__» _____________ ____ г., проживает по адресу ______________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________; (Ф. И.О., дата рождения) свидетельство о рождении (паспорт для ребенка, достигшего 14 лет)

(ненужное вычеркнуть) серия _____________________ N ______________________, выданное(ый) ______________________________________ «__» _____________ ____ г., проживает по адресу ______________________________________________ _________________________________________________________________. С условиями участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы ознакомлен(ны) и обязуюсь (обязуемся) их выполнять: 1) ________________________________________ ___________ _________; (ф. и.о. совершеннолетнего члена семьи) (подпись) (дата) 2) ________________________________________ ___________ _________; (ф. и.о. совершеннолетнего члена семьи) (подпись) (дата) 3) ________________________________________ ___________ _________; (ф. и.о. совершеннолетнего члена семьи) (подпись) (дата) 4) ________________________________________ ___________ _________. (ф. и.о. совершеннолетнего члена семьи) (подпись) (дата)

К заявлению прилагаются следующие документы: 1) ______________________________________________________________; (наименование и номер документа, кем и когда выдан) 2) ______________________________________________________________; (наименование и номер документа, кем и когда выдан) 3) ______________________________________________________________; (наименование и номер документа, кем и когда выдан) 4) ______________________________________________________________. (наименование и номер документа, кем и когда выдан)

Заявление и прилагаемые к нему согласно перечню документы приняты «__» ____________ 20__ г.

_______________________ _________________ ______________________ (должность лица, (подпись, дата) (расшифровка подписи) принявшего заявление) <4>

——————————— <4> Приложение N 2 к Правилам предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы».

Статья подготовлена при содействии Агентства деловой литературы «Ай Пи Эр Медиа»

——————————————————————