Государственно-конфессиональные отношения в Вооруженных Силах Российской Федерации

(Иванеев С. В.) («Военно-юридический журнал», 2013, N 6)

ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

С. В. ИВАНЕЕВ

——————————— <*> Ivaneev S. V. Church-state relations in the Armed Forces of the Russian Federation.

Иванеев Сергей Васильевич, доцент кафедры ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ», профессор Академии военных наук, кандидат юридических наук, подполковник юстиции запаса.

Статья посвящена проблемам повышения уровня сознания военнослужащих посредством обучения современным гражданским знаниям, изменению парадигмы общественного развития — с превалирования насаждения «страха Божьего, страха как нравственной категории» и наказания граждан на более действенную — их воспитание, обучение и просвещение. Автор приходит к выводу о том, что клерикализация армии и флота нарушает основополагающие принципы самой Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, т. к. попытка фактического огосударствления одной из конфессий в многонациональной и многоконфессиональной стране создает предпосылки для усиления и обострения скрытой межконфессиональной и межнациональной борьбы, способной выразиться в последующих опасных проявлениях национальной и религиозной розни, нарушающей статью 13 Основного Закона Российской Федерации.

Ключевые слова: клерикализация, свобода совести, светскость, религия.

The article is devoted to the problems of increasing the level of consciousness by means of military training to modern civic knowledge, a paradigm shift in social development — with the prevalence of plantations of «fear of God, fear as a moral category» and punishing citizens for more effective: their training and education. The author concludes that the Army and Navy clericalization violates the fundamental principles of the concept of educating members of the Armed Forces of the Russian Federation, as attempt the actual nationalization of one of the denominations in the multi-ethnic and multi-religious country, a prerequisite for strengthening and intensification of covert sectarian and ethnic struggle that can be expressed in the following dangerous manifestations of ethnic and religious hatred, violates Article 13 of the Basic Law of the Russian Federation.

Key words: clericalization, freedom of conscience, secularism and religion.

Для сегодняшнего этапа военного строительства в нашей стране характерно возрастание роли гуманизации, сущность которой состоит в заботе об обеспечении жизни человека как главного субъекта возможной вооруженной борьбы; в заботе о воспроизводстве его природно-биологических и духовных сил, о создании благоприятных условий для жизни человека в системе военно-социальных отношений <1>. Социальные процессы, происходящие в военной организации государства, как объект государственного воздействия, требуют новых способов — и институтов управления, и правового регулирования, и совершенствования организации воспитательной работы. ——————————— <1> См.: Гуманитарные аспекты строительства Вооруженных Сил. М., 1997. С. 21 — 28.

Совершенно естественно, что мы все любим нашу Родину и хотим видеть ее благополучной, сильной и защищенной. У нас, военнослужащих, другой Родины нет. Поэтому, когда политики с помощью клерикалов под предлогом «реформ» пытаются превратить армию, стоящую на ее защите, в духовно-мировоззренческое «средневековое болото», мы отдаем себе отчет в том, что происходит и чем это чревато. В последние годы об опасениях такого рода много говорилось и писалось в СМИ, поэтому нет необходимости повторяться. Сегодня беда пришла, и требуется уже диагностировать заболевание российской армии. То, что мне ранее неоднократно приходилось определять это «заболевание» как клерикализация <2>, неизменно вызывало нескрываемое негодование со стороны как представителей религиозных структур, так и сотрудничающих с ними генералов. При этом интересно, что весь набор аргументов — и тех и других — сводится к тому, что наш «народ-богоносец нуждается в пастырях», что «русский — значит православный» и т. п. Очевидно, что подобного рода кликушеством, основанным на хорошо известных мифах, такие «аргументы» и исчерпываются. В то время как свидетельства истории России не оставляют от них ничего кроме пустых слов. ——————————— <2> URL: http://vpk-news. ru/authors/1367/.

Как известно, в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России В. В. Путина от 12 декабря 2012 г. озвучена следующая целевая установка: «Мы должны… укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы — это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России». Нравственными, гармоничными людьми, ответственными гражданами России в первую очередь, безусловно, должны быть военнослужащие, весь без исключения командный и рядовой состав Вооруженных Сил Российской Федерации — армии и флота. Задача формирования нравственных и гармоничных людей, ответственных граждан, из которых и может состоять цивилизованное гражданское общество, не нова и является практической работой в большинстве государств современного мира. Для этого в них постоянно действует система гражданского образования, отсутствующая, к сожалению, в нашей стране, что делает реализацию вышеприведенной целевой установки Послания Президента России практически невыполнимой. Поэтому повышение уровня сознания военнослужащих посредством обучения современным гражданским знаниям, изменение парадигмы общественного развития — с превалирования насаждения «страха Божьего, страха как нравственной категории» <3> и наказания граждан на более действенную — их воспитание, обучение и просвещение является главной задачей военно-политического руководства страны. ——————————— <3> См.: Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. URL: http://www. patriarchia. ru/db/text/1501407.html.

Одной из опасностей рискованного эксперимента по внедрению различных религиозных культов в Вооруженные Силы является то, что клерикализация армии и флота нарушает основополагающие принципы самой Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно этим принципам требуется установить в информационно-воспитательной работе, в какой степени удается формировать у обучаемых научное мировоззрение, убеждения, представления, моральные нормы и принципы поведения (приложение N 3 к Приказу Министра обороны РФ 2004 г. N 70). Воины армии XXI века как сознательные личности должны формировать свое мировоззрение, опираясь на научные представления и факты. Это предполагает освобождение сознания военнослужащих от каких бы то ни было иллюзий о боге, пророках, святых, об аде и рае, предполагает их освобождение от комплексов и предубеждений в отношении разного рода «иноверцев и иноплеменников» и т. д. Об этом достаточно подробно и много пишется на страницах печати <4>. ——————————— <4> См.: Мозговой С. А. Некоторые вопросы правового регулирования взаимоотношений вооруженных сил с русской православной церковью (1992 г. — настоящее время) // Военно-юридический журнал. 2011. N 3; Мозговой С. А. К вопросу о введении института военного духовенства в Российской армии // Военно-юридический журнал. 2010. N 11.

В результате реформ Вооруженные Силы были разделены на стратегические силы, управляемые по старинке, т. е. полностью централизованные, и тактические силы, допускающие возможность максимальной самостоятельности в их применении. Однако на сегодняшний день для тактических сил полностью исключена возможность создания группировок войск на угрожающих операционных направлениях в целях отражения агрессии противника. А если коснуться запасов вооружения и военной техники и других материальных средств, то явно просматривается утрата и мобилизационной готовности страны. С учетом этого все содержание учебного процесса в военных академиях уже сейчас должно быть направлено на формирование у офицеров более цельных взглядов на сложный характер военных, прежде всего боевых, действий будущего и глубокое изучение ими наиболее перспективных форм и способов вооруженной борьбы. Только при таком подходе можно обеспечить успешное решение важнейшей задачи военного образования — дать базовую подготовку и сформировать современное мировоззрение военного руководителя, способного рассматривать войну, операцию (бой) или сражение в целом, т. е. как систему, и создавать новое, а затем четко управлять войсками в самой сложной, быстро меняющейся обстановке. Но вместо этого Министерство обороны Российской Федерации во время проведения учебно-тренировочного сбора по воздушно-десантной подготовке с военными священниками в Рязанском училище ВДВ имени генерала армии В. Ф. Маргелова осуществляет прыжки с парашютом священников ВДВ, которые состоят на должностях помощников командиров по работе с верующими военнослужащими «для поднятия боевого духа бойцов». Апофеозом абсурда и скудоумия явилось десантирование из самолета Ил-76 на парашютной платформе сборно-разборных конструкций полкового мобильного храма, который священнослужители собрали на площадке приземления <5>. Десантирование храма осуществилось при помощи стандартной парашютной платформы «П-7», используемой для десантирования военной техники и грузов, и включало модуль жизнеобеспечения храма, помимо дизель-генератора мощностью 6 кВт, также холодильник, кондиционер, мультимедийный блок — видеопроектор, звукоусилительную аппаратуру и другие аксессуары. ——————————— <5> URL: http://www. youtube. com/watch? v=cjA3Uop1HPU.

А ведь финансирование из бюджета подобных «учений» является нарушением 14-й статьи Конституции Российской Федерации и нарушением прав налогоплательщиков, в том числе военных пенсионеров. Тем более Воздушно-десантные войска (ВДВ) — род войск, предназначенный для боевых действий в тылу противника, где надо не молиться, погрузившись в религиозные иллюзии и встав на колени в рабской позе, а выполнять поставленную боевую задачу. Да, сегодня, правда, из лекций богословов и духовенства выведено понятие «раб» в его социальном смысле, зато оно заменено понятием «раб божий». Что же изменилось в сущности морального содержания раба? Единственное — то, что в условиях отсутствия рабовладельческих отношений нет и рабов как «говорящего орудия» (Аристотель), зато сохранен смысл рабской зависимости верующего от идеи божества. Понятно, что в силу догматической сущности религиозного сознания верующие военнослужащие не вникают в подобные «перевертыши» религиозной морали и, забыв о своем достоинстве человека, продолжают оставаться рабами по духу: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу…» — (Ефесянам 6:5 — 8). Все это происходит, несмотря на то что светский характер государства — одна из важнейших основ конституционного строя РФ. Важнейшие личные права человека и гражданина на свободу совести, вероисповедания логически вытекают из положений ст. 14 Конституции Российской Федерации о том, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый человек может мыслить и поступать в соответствии со своими религиозными или атеистическими убеждениями, может соотносить свои поступки с какими-либо вероучениями или действовать независимо от них. Человек в течение своей жизни имеет право менять религиозные и иные убеждения, выходить свободно из религиозных объединений и вступать в другие, не опасаясь преследований. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» не допускает установления преимуществ либо ограничений в зависимости от отношения человека к религии. Равенство всех перед законом и судом независимо от отношения к религии и иных обстоятельств закреплено ст. 19 Конституции Российской Федерации. По закону никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Право свободно распространять религиозные и иные убеждения означает возможность каждого человека и гражданина в Российской Федерации доводить до всеобщего сведения смысл и содержание конкретных вероучений или опровергать их, выражать свое отношение к ним непосредственно, через средства массовой информации, путем проведения в соответствии с законодательством РФ публичных мероприятий, изготовления и распространения печатной продукции. По мнению сопредседателя Института свободы совести С. А. Бурьянова, «имеющие место в современной России системные нарушения конституционных принципов свободы совести и светскости государства, а также политическая коррупция в отношениях государства и религиозных объединений делают невозможными свободные, честные и легитимные выборы» <6>. ——————————— <6> URL: http://www. portal-credo. ru/site/?act=press&type;=list&press;_id=939.

Наряду с конкретными фактами нарушений свободы совести С. А. Бурьянов назвал их причины: неадекватность научной разработанности проблематики, слабое качество законодательства, антиконституционные тенденции законотворчества, проблемы на уровне судебной и следственной практики, репрессивную политику федеральной власти и местных властей; ксенофобию и ангажированность некоторых политических деятелей, общественных и религиозных организаций, СМИ. Вместе с тем сегодня по политическим и идеологическим причинам нельзя сбрасывать со счетов и актуальность религии в наши дни. При этом ее как культурный феномен, переживающий сегодня кризис, важно и не игнорировать, и не переоценивать. Многовековой опыт религиозного манипулирования людьми — явление не менее объективное, чем религиозная идеология. Поэтому интенсивное проникновение РПЦ во многие государственные структуры, включая армию и правоохранительные органы, при поддержке высших чиновников нельзя считать явлением эпизодическим. Попытка фактического огосударствления одной из конфессий в многонациональной и многоконфессиональной стране представляется недальновидной. Это создает предпосылки для усиления и обострения скрытой межконфессиональной и межнациональной борьбы, способной выразиться в последующих опасных проявлениях национальной и религиозной розни, нарушающей ст. 13 Основного Закона Российской Федерации. Таким образом, представляется целесообразным пересмотреть складывающуюся практику и ее законодательное регулирование с учетом современных реалий, интересов противодействия межнациональным и межконфессиональным конфликтам в целях формирования реальных условий признания и гарантирования прав и свобод человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации <7>. ——————————— <7> Дамаскин О. В. Россия в современном мире: проблемы национальной безопасности. М., 2007.

——————————————————————