Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (комментарий к ст. 156 УК РФ)

(Мусеибов А. Г.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО (КОММЕНТАРИЙ К СТ. 156 УК РФ)

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 декабря 2008 года

А. Г. МУСЕИБОВ

Мусеибов Абдула Гулиевич, доктор юридических наук, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России.

Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего предусмотрено в качестве преступления в статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК). Преступлением, в соответствии с данной статьей, является неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Диспозиция уголовно-правовой нормы, сформулированной в статье 156 УК, является бланкетной, отсылает к нормам других отраслей права. Описанный в этой норме состав преступления не имеет квалифицирующих признаков и является только основным, а по конструкции объективной стороны — относится к составам формальным.

1. Объект преступления, предусмотренного статьей 156 УК

Родовым объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование личности, видовым объектом — общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование семьи и нормальное развитие несовершеннолетних. Основным непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное физическое, психическое и нравственное развитие несовершеннолетнего, складывающиеся в процессе осуществления прав и исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителями и иными лицами, на которых возложены эти обязанности. Факультативным непосредственным объектом данного преступления могут быть отношения, обеспечивающие телесную неприкосновенность, жизнь и здоровье, свободу и достоинство, половую неприкосновенность и половую свободу личности. Обязательным признаком состава рассматриваемого преступления, тесно связанным с его объектом, является потерпевший, в качестве которого может быть признан только несовершеннолетний. Несовершеннолетним (ребенком), в соответствии с гражданским и семейным законодательством, является лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста. Понятия «несовершеннолетний» и «ребенок» являются тождественными. Согласно ч. 1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК), ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). В ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» <1> содержится аналогичное определение понятия «ребенок»: ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия). ——————————— <1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.

В соответствии со ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК) способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. В соответствии с ч. 2 ст. 61 СК родительские права прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия. Согласно ст. 27 ГК несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда. Таким образом, потерпевшим от рассматриваемого преступления может быть признан только несовершеннолетний, не обладающий полной гражданской дееспособностью. Несовершеннолетний, состоящий в законном браке, а также эмансипированный несовершеннолетний потерпевшим от данного преступления признаваться не может.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 156 УК

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 156 УК, состоит в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенном с жестоким обращением с несовершеннолетним. Обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых наступает уголовная ответственность, предусмотрены законами и иными нормативно-правовыми актами и возникают у определенных категорий лиц в силу либо родственных связей, либо осуществления профессиональной деятельности по надзору за несовершеннолетними. Обязанности родителей, усыновителей, опекунов и попечителей по воспитанию несовершеннолетних предусмотрены нормами конституционного, гражданского и семейного законодательства. Конституция Российской Федерации (ст. 38) провозглашает заботу о детях, их воспитание равным правом и обязанностью родителей. Согласно ст. 63 СК родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Обязанности родителей по воспитанию своих детей корреспондируют с правами ребенка, закрепленными, в частности, в ст. 54 СК, согласно которой каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Обязанности по воспитанию несовершеннолетних включают, таким образом, заботу о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии несовершеннолетних, обеспечение их интересов, что предполагает удовлетворение всех жизненно важных их интересов и потребностей, оказание им всемерной поддержки, всех видов помощи: обеспечение питанием, одеждой, учебными принадлежностями и книгами, лечение в случае болезни, уважение их человеческого достоинства. Усыновители законом приравнены по своему правовому статусу к родителям и несут такие же обязанности по воспитанию усыновленных детей, как и их родители. Согласно ст. 137 СК усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Аналогичные обязанности по воспитанию несовершеннолетних возложены законом на опекунов и попечителей. Согласно ст. 150 СК опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, а согласно ст. 36 ГК опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом. В соответствии со ст. 153 СК и п. 1 Положения о приемной семье, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 829 <2>, приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Согласно п. 16 указанного Положения, приемные родители обязаны воспитывать ребенка (детей), заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка (детей) ответственность перед обществом. ——————————— <2> СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3721.

Обязанности воспитателей, педагогов, врачей и других работников воспитательных, образовательных, лечебных, лечебно-воспитательных, исправительных учреждений, учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения и иных аналогичных учреждений, осуществляющих надзор за несовершеннолетними, по воспитанию несовершеннолетнего вытекают из предписаний гражданского и уголовно-исполнительного законодательства, законодательства в сфере образования и здравоохранения, профилактического законодательства. Обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, аналогичные обязанностям опекунов и попечителей, возложены нормами права, в частности, на воспитателей учреждений для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов — воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения. Согласно ст. 147 СК детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений. Согласно ст. 149 СК дети, находящиеся в этих учреждениях, имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов. В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» <3>, образовательное учреждение обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ст. 12) и несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся и воспитанников (ст. 32). ——————————— <3> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

Согласно п. 7 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 <4>, общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. ——————————— <4> СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1252.

В соответствии с п. 30 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 676 <5>, воспитанники учреждения имеют право на: уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации; удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении; защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; развитие своих творческих способностей и интересов; получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии; отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни. Обязанности учреждения данного типа по воспитанию несовершеннолетних сформулированы в п. 2 указанного Типового положения в виде основных задач учреждения, которые определены как: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников; охрана прав и интересов воспитанников. ——————————— <5> СЗ РФ. 1995. N 28. Ст. 2693; 1998. N 14. Ст. 1595.

Согласно п. 1 Правил организации детского дома семейного типа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 195 <6>, основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи. ——————————— <6> СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1251.

Обязанности по надзору за несовершеннолетними возложены также на учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» <7> органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении. ——————————— <7> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

Обязанности по воспитанию несовершеннолетних включают в себя соблюдение установленных законами и иными нормативными правовыми актами требований к способам воспитания несовершеннолетних и обращения с несовершеннолетними, исключающих возможность применения методов физического и психического насилия, пренебрежительного, жестокого, грубого, безнравственного, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления и эксплуатации несовершеннолетних, ущемления их прав и законных интересов. В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» <8> при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка. ——————————— <8> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.

Данное положение конкретизировано в других законах и иных нормативных правовых актах. Согласно ст. 65 СК родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Право осужденных, в том числе несовершеннолетних, на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания, закреплено в ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК), согласно которой осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» <9> несовершеннолетние, находящиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в установленном порядке имеют право на: гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение; поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества; получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества; обеспечение на безвозмездной основе питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по установленным нормам, необходимым для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности несовершеннолетних. При проведении индивидуальной профилактической работы по отношению к несовершеннолетним не допускается: применение физического и психического насилия; применение мер воздействия без учета возраста несовершеннолетних; применение мер, носящих антипедагогический характер, унижающих человеческое достоинство; ограничение контактов несовершеннолетних с родителями или иными законными представителями либо лишение несовершеннолетних контактов с родителями или иными законными представителями; уменьшение норм питания; лишение прогулок. ——————————— <9> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

Согласно п. 6 ст. 15 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» <10>, дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается. ——————————— <10> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

В соответствии с п. 4 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 <11>, деятельность общеобразовательного учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования. Согласно п. 10 того же Типового положения, общеобразовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья. ——————————— <11> СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1252.

Согласно п. 7 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. N 1204 <12>, учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям воспитанников и обучающихся. ——————————— <12> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4542.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации семейное законодательство является предметом совместного ведения России и ее субъектов. В ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» <13> установлено, что законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации включает законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка. Следовательно, обязанности по воспитанию несовершеннолетних могут быть установлены и нормативно правовыми актами субъектов Российской Федерации. В частности, законы субъектов РФ могут содержать положения о правах и обязанностях опекунов (попечителей) над несовершеннолетними. При этом в соответствии со ст. 3 СК такие законы должны содержать положения, не предусмотренные СК и в то же время не противоречащие ему. ——————————— <13> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.

Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего — это систематическое, осуществляемое в течение более или менее продолжительного времени бездействие, выражающееся в игнорировании всех либо большинства предусмотренных нормативными правовыми актами обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, уклонении от выполнения этих обязанностей, не проявлении внимания к физическому, психическому и нравственному развитию несовершеннолетнего, безразличном, пренебрежительном отношении к его потребностям, интересам, здоровью, безопасности, учебе, досугу, занятиям, времяпрепровождению. В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» <14> уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, обучении, подготовке к общественно полезному труду. ——————————— <14> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 7.

Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может выражаться, в частности, в уклонении от выполнения обязанностей по обеспечению потребностей несовершеннолетнего в питании, одежде и обуви по сезону, проживании в благополучных санитарно-гигиенических условиях, полноценном отдыхе и сне, средствах гигиены, в своевременном получении медицинской помощи и лечении при болезни. Оно может выражаться также в невыполнении обязанностей по обеспечению прав несовершеннолетнего на общение с родителями и сверстниками, по созданию условий для получения несовершеннолетним образования, для его занятий спортом, музыкой, танцами, рисованием, конструированием, проявления им иных видов творческой и физической активности, удовлетворения им других своих интересов и потребностей. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего представляет собой длящееся бездействие, определенную систему, линию поведения виновного. Единичные и кратковременные случаи неудовлетворения отдельных потребностей и интересов несовершеннолетнего таковым не являются. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может рассматриваться как противоправное бездействие только при наличии у обязанного лица возможности их выполнения. Начальным моментом неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего является возникновение обязанности совершать определенные действия по воспитанию несовершеннолетнего при наличии объективной возможности их совершения. Конечным моментом неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего является время наступления преступных последствий в виде вреда физическому, психическому и нравственному развитию несовершеннолетнего или время устранения угрозы их наступления. Ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего — это действие и бездействие, выражающиеся в некачественном и не в полном объеме выполнения обязанностей по воспитанию, в применении запрещенных законом способов и методов воспитания, эксплуатации несовершеннолетнего, в формировании асоциальной направленности личности несовершеннолетнего. Ненадлежащее исполнение обязанностей выражается в нечетком, нерадивом, формальном, несвоевременном, неправильном, преднамеренно неполном их выполнении, в злоупотреблении правами по воспитанию несовершеннолетнего. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 11 своего Постановления от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» <15>, разъясняя вопрос о пределах осуществления родителями своих прав, указал, что «под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т. п.». ——————————— <15> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 7.

Ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может выражаться, кроме того, в использовании запрещенных нормативными правовыми актами способов и методов его воспитания, обучения и обращения с ним, а именно: в пренебрежительном, жестоком, грубом, унижающем человеческое достоинство обращении, оскорблении, эксплуатации несовершеннолетнего; в несоответствии применяемых форм, методов и средств воспитания (поддержания дисциплины, организации образовательного процесса) возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям несовершеннолетнего; в применении методов физического и психического насилия по отношению к несовершеннолетнему; в применении мер, носящих антипедагогический характер (поощрение совершения антиобщественных поступков, привитие взглядов, установок, пропагандирующих жестокость и насилие, агрессивность, ненависть, правовой нигилизм); в применении мер, унижающих человеческое достоинство, включая систематические придирки по незначительному поводу и обращения в оскорбительной форме, а также любые иные формы обращения, вызывающие у несовершеннолетнего чувство страха, тревоги и собственной неполноценности; в создании препятствий в обучении, свободном передвижении, общении; в склонении несовершеннолетнего к употреблению спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятию бродяжничеством, попрошайничеством, проституцией, воровством, мошенничеством. Ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, так же, как и их неисполнение, представляет собой определенную систему, линию поведения виновного. Отдельные, эпизодические случаи ненадлежащего исполнения указанных обязанностей не образуют состава преступления, предусмотренного ст. 156 УК, но при определенных условиях могут квалифицироваться как самостоятельное преступление против личности или иное преступление. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего влекут уголовную ответственность только в случаях, когда они соединены с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение с несовершеннолетними — это действия, причиняющие несовершеннолетнему физические и (или) нравственные страдания либо наносящие ему психическую травму. Жестокое обращение с несовершеннолетним образует состав преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, только тогда, когда оно сопряжено с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Жестокое обращение с несовершеннолетним, наряду с уклонением от выполнения обязанностей родителей и злоупотреблением родительскими правами, является одним из оснований для лишения родительских прав, предусмотренных ст. 69 СК, в котором к частным случаям жестокого обращения с детьми отнесены физическое или психическое насилие над ними и покушение на их половую неприкосновенность. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 11 своего Постановления от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» <16> разъяснил, что «жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей)». Тем самым Пленум Верховного Суда Российской Федерации включил в понятие «жестокое обращение с детьми» наряду с физическим или психическим насилием над ними и покушением на их половую неприкосновенность использование запрещенных нормативно правовыми актами способов и методов воспитания, обучения и обращения с несовершеннолетними. ——————————— <16> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 7.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» <17> отмечено, что «в практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению». ——————————— <17> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 12.

В соответствии со статьей 21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Тем самым, пытки и насилие, рассматриваются в Конституции Российской Федерации как проявления жестокого обращения, а проведение с лицом без его добровольного на то согласия медицинских, научных и иных опытов — как частный случай насилия. Исходя из положений правовых норм, отдельные проявления неисполнения и многие проявления ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего одновременно являются проявлениями жестокого обращения с несовершеннолетним. Проявлениями жестокого обращения с несовершеннолетним должны рассматриваться, в частности, такие приводящие к фи зическому и психическому истощению и хронической болезни несовершеннолетнего и причиняющие ему физические и нравственные страдания формы неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, как: систематическое не предоставление ребенку питания, оставление ребенка без ухода и средств существования; грубое нарушение режима дня, обусловленного потребностями ребенка определенного возраста; содержание несовершеннолетнего в условиях, угрожающих его жизни и здоровью, в том числе невыполнение элементарных гигиенических норм, влекущее инфекционные болезни; не обеспечение условий для полноценного отдыха и сна несовершеннолетнего, в том числе не обеспечение местом отдыха и постельными принадлежностями; не обеспечение несовершеннолетнего одеждой и обувью по сезону; не обеспечение своевременного получения несовершеннолетним медицинской помощи и лечения, в том числе, невыполнение рекомендаций и предписаний врача по профилактике заболеваний и лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания ребенку необходимой медицинской помощи, оставление в опасном для жизни и здоровья состоянии; попустительство насилию над ребенком со стороны третьих лиц или домашних животных. Как жестокое обращение с несовершеннолетним следует рассматривать и большинство проявлений ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, прежде всего связанных с применением недопустимых, согласно правовым нормам, способов и методов воспитания, обучения, содержания несовершеннолетнего и обращения с ним. Проявлениями жестокого обращения с несовершеннолетним, в частности, являются такие действия, как: физическое и психическое насилие (пытки, побои, истязания (систематические побои, длительное причинение боли щипанием, сечением и т. п., причинение множественных повреждений, в том числе небольших, тупыми или острыми предметами, воздействие термических факторов, в том числе прижигание раскаленным утюгом, горящей сигаретой и т. п., длительное лишение воды, пищи, тепла, подвешивание вниз головой, порка, имитация удушения веревкой, надевание на голову полиэтиленового пакета и т. д.); избиения (руками, ремнем, палкой, указкой, линейкой, книгой по голове, таскание за волосы), связывание, угрозы применения насилия, сексуальные домогательства, покушения на половую неприкосновенность несовершеннолетнего); пренебрежительное, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение (пренебрежение разумными запросами и потребностями ребенка; систематическое унижение ребенка как личности, оскорбления словом и действием, в частности в форме сравнения с животными; систематическое использование при обращении к ребенку ненормативной лексики; систематические насмешки над физическими или умственными данными ребенка, напоминания ему о его анатомических и психических недостатках, вызывающие у него чувство собственной неполноценности; распространение в присутствии ребенка сведений, позорящих как его самого, так и его близких; выражение неприязни в присутствии посторонних лиц; применение унизительных наказаний; внушение чувства страха); эксплуатация несовершеннолетнего (выходящее за рамки семейной педагогики использование помощи и труда ребенка независимо от возраста); лишение несовершеннолетнего свободы (запирание на длительное время в изолированном нежилом помещении, пристегивание к неподвижному предмету (кровати, батарее отопления)); применение наказаний, причиняющих несовершеннолетнему физические и нравственные страдания (лишение пищи, воды, тепла и света, водворение из дома или из воспитательного учреждения на улицу, понуждение к выполнению непосильных работ либо явно бессмысленных работ (переноска тяжестей из одной комнаты в другую и обратно, выкапывание и закапывание ямы без необходимости), лишение сна, постановка в угол в ночное время, лишение места отдыха или постельных принадлежностей). Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним, может быть, таким образом, или длящимся преступлением, когда под понятие «жестокое обращение» подпадают отдельные проявления неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, или продолжаемым преступлением, когда понятием «жестокое обращение» охватываются проявления ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. И в первом, и во втором случаях жестокое обращение с ребенком представляет собой определенную систему действий, линию поведения виновного, проявляющуюся в грубом неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. В то же время жестоким обращением с несовершеннолетним могут быть признаны и единичные факты уклонения от выполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего или применения недопустимых способов и методов воспитания, обучения, содержания несовершеннолетнего и обращения с несовершеннолетним, когда проявления жестокого обращения одновременно образуют состав и других преступлений, в частности таких, как: оставление в опасности (ст. 125 УК), убийство (ст. 105 УК), причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК), доведение до самоубийства (ст. 110 УК), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК), умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК), побои (ст. 116 УК), истязание (ст. 117 УК), угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК), причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК), незаконное лишение свободы (ст. 127 УК), торговля людьми (ст. 127.1 УК), использование рабского труда (ст. 127.2 УК), клевета (ст. 129 УК), оскорбление (ст. 130 УК), понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК), половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 134 УК), развратные действия (ст. 135 УК), вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК), вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК). При подобных случаях действия (бездействие) виновного следует квалифицировать по совокупности преступлений: по ст. 156 УК и соответствующей статье УК, предусматривающей ответственность за преступление против личности либо против конституционных прав и свобод личности. Состав преступления, предусмотренного ст. 156 УК, сконструирован как формальный. Последствия данного преступления не входят в число обязательных признаков его объективной стороны и при квалификации не имеют значения. При наступлении общественно опасных последствий от жестокого обращения с несовершеннолетним в виде причинения вреда здоровью или иного вреда, за причинение которых предусмотрена уголовная ответственность, действия виновного должны быть квалифицированы по совокупности преступлений по ст. 156 УК и по статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за соответствующие преступления против личности.

3. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 156 УК

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 156 УК, характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что, имея на то реальную возможность, не исполняет или ненадлежащим образом исполняет возложенные на него обязанности по воспитанию несовершеннолетнего и что жестоко обращается с несовершеннолетним и при этом желает не исполнять или ненадлежащим образом исполнять эти обязанности и жестоко обращаться с несовершеннолетним. Поскольку состав преступления, предусмотренного ст. 156 УК, формальный, то психическое отношение виновного к последствиям данного преступления для квалификации значения не имеет. Не имеют значения для квалификации и такие элементы субъективной стороны преступления, как мотив и цель неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

4. Субъект преступления, предусмотренного ст. 156 УК

Субъект преступления, предусмотренного ст. 156 УК — специальный. Им может быть только физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего. Диспозиция нормы, предусматривающей уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, сформулированной в ст. 156 УК, содержит перечень субъектов данного преступления и в этом перечне все субъекты объединены в две группы. В первую группу входят родители и иные лица, на которые возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего. Вторую группу субъектов данного преступления составляют педагоги и другие работники образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним. Обязанности по воспитанию несовершеннолетнего законом возложены, кроме родителей (ст. 63 СК), на усыновителей (ст. 137 СК), опекунов и попечителей (ст. 150 СК, ст. 36 ГК), приемных родителей (ст. 153 СК). Они наряду с родителями и образуют состав первой группы субъектов преступления, предусмотренного ст. 156 УК. Иные, кроме родителей и усыновителей, близкие родственники несовершеннолетнего (братья, сестры, дедушки, бабушки), другие родственники и близкие лица родителей или иных родственников, а равно соседи и иные лица, постоянно или временно осуществляющие присмотр и уход за несовершеннолетним, субъектом рассматриваемого преступления не являются. При причинении вреда охраняемым уголовным законом правам и интересам несовершеннолетнего они несут уголовную ответственность за соответствующие преступления против личности. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка (ст. 71 СК), но освобождает от обязанностей по его воспитанию. Родители, родительские права которых ограничены судом, утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка (ст. 74 СК), но освобождает от обязанностей по его воспитанию. Следовательно, родители, лишенные родительских прав и родители, родительские права которых ограничены судом, субъектом преступления, предусмотренного ст. 156 УК, не являются. В соответствии с положениями семейного законодательства права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке (ст. 47 СК). В связи с этим не является субъектом рассматриваемого преступления лицо, отцовство которого не установлено (ст. 49 СК) либо не удостоверено (ст. 51 СК) в установленном законом порядке. Не является субъектом данного преступления и лицо, которое, не будучи родителем или усыновителем ребенка, проживает с его одинокими матерью или отцом без заключения брака (отчим, мачеха). В отличие от приемных родителей, обязанности которых по воспитанию несовершеннолетнего установлены нормами семейного законодательства (ст. 153 СК), иные лица, осуществляющие надзор за ребенком на основании договора (гувернантки, гувернеры, няни), субъектом рассматриваемого преступления не являются. Договор с приемными родителями заключается органами опеки и попечительства, а с иными лицами, принимающими на себя обязанности по надзору за ребенком либо обязанности по воспитанию и образованию детей, — самими родителями, усыновителями, опекунами. Это гражданско-правовой договор об оказании возмездных услуг (ст. 779 ГК). Приемные родители свои обязанности по воспитанию и надзору должны осуществлять круглосуточно, а иные лица — согласно условиям договора. В отличие от приемных родителей иные лица не несут обязанностей по удовлетворению всех жизненно важных интересов и потребностей несовершеннолетних: обеспечение питанием, одеждой, учебными принадлежностями и книгами, лечением в случае болезни. Правовой статус второй группы субъектов преступления, предусмотренного ст. 156 УК, раскрывается в диспозиции нормы, сформулированной в указанной статье уголовного закона, посредством указания на правовой статус учреждения, в котором эти субъекты осуществляют свою профессиональную деятельность в качества педагога или иного работника. Главное в статусе подобного учреждения, независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, — наличие обязанности осуществлять надзор за несовершеннолетним. Основные виды такого учреждения названы в самом тексте уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Это образовательное, воспитательное и лечебное учреждение. В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» <18> к образовательным относятся учреждения следующих типов: 1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; 6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 7) учреждения дополнительного образования детей; 8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. ——————————— <18> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

Согласно п. 1 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 <19>, к общеобразовательным учреждениям относятся: начальная, основная и средняя общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия; лицей. ——————————— <19> СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1252.

В соответствии с п. 1 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 676 <20>, к образовательным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся: детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный); детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии. ——————————— <20> СЗ РФ. 1995. N 28. Ст. 2693; 1998. N 14. Ст. 1595.

Перечень видов лечебно-профилактических учреждений, в том числе для детей, приведен в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 г. N 627 <21>. Согласно этому перечню лечебно-профилактическими являются, в частности, следующие виды учреждений: больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, центры, в том числе научно-практические, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортные учреждения. ——————————— <21> Российская газета. 2007. 3 апреля.

Ряд образовательных учреждений одновременно являются воспитательными или лечебно-воспитательными либо лечебными или лечебно-воспитательными учреждениями. В частности, воспитательными учреждениями являются многие виды дошкольных образовательных учреждений, лечебно-воспитательными — оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении. В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 677 <22>, дошкольное образовательное учреждение реализует образовательные программы (п. 3) и одновременно осуществляет медицинское обслуживание детей, которое обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за дошкольным образовательным учреждением медицинским персоналом. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания (п. 23). ——————————— <22> СЗ РФ. 1995. N 28. Ст. 2694.

Согласно Типовому положению об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. N 1117 <23>, учреждение реализует образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (п. 16), а также лечебно-оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, направленные на оздоровление детей, которые осуществляются в учреждении штатными медицинскими или закрепленными за учреждением органами здравоохранения медицинскими работниками, а также педагогическими работниками учреждения (п. 36). ——————————— <23> СЗ РФ. 1997. N 36. Ст. 4191.

Отдельные виды лечебно-профилактических учреждений для детей, в частности дом ребенка, являются, в свою очередь, одновременно и образовательным учреждением. Так, в п. 2 Положения об организации деятельности дома ребенка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 января 2003 г. N 2 <24>, дом ребенка определяется как лечебно-профилактическое учреждение, обеспечивающее медицинскую помощь, в том числе восстановительное лечение, а также комплексную медико-психолого-педагогическую реабилитацию с использованием современных технологий. ——————————— <24> Здравоохранение. 2003. N 5.

Субъектами преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, являются, как указано в тексте данной статьи, и работники иных учреждений, обязанных осуществлять надзор за несовершеннолетним. К их числу относятся учреждения социального обслуживания населения, прежде всего специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В соответствии с ст. 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» <25> учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются: 1) комплексные центры социального обслуживания населения; 2) территориальные центры социальной помощи семье и детям; 3) центры социального обслуживания; 4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; 5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; 6) социальные приюты для детей и подростков; 7) центры психолого-педагогической помощи населению; 8) центры экстренной психологической помощи по телефону; 9) центры (отделения) социальной помощи на дому; 10) дома ночного пребывания; 11) специальные дома для одиноких престарелых; 12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); 13) геронтологические центры; 14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги. К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги. ——————————— <25> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4872.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» <26>, к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся: 1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; 2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства; 3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве. ——————————— <26> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <27> учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке. ——————————— <27> СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» <28>, к социальным службам для детей относятся организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей. Последние не могут быть признаны субъектом преступления, предусмотренного ст. 156 УК, поскольку не являются работниками учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, не состоят в трудовых отношениях с его администрацией. ——————————— <28> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.

Все образовательные, воспитательные и лечебные учреждения, а также учреждения социального обслуживания, осуществляющие надзор за несовершеннолетними, действуют на основе утвержденного учредителем и зарегистрированного в органах юстиции в установленном порядке устава, разработанного в соответствии с типовыми либо примерными положениями о соответствующем виде учреждения, утвержденными Правительством Российской Федерации, в которых обязанности работников данных учреждений конкретизированы. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 156 УК, может быть только лицо, которое имело реальную возможность надлежаще исполнять свои обязанности по воспитанию несовершеннолетнего. Отсутствие такой возможности может быть связано как с субъективными особенностями лица, не исполняющего или ненадлежащее исполняющего свои обязанности, его физическими и психическими качествами, в частности длительной психической или иной тяжкой болезнью, наличием инвалидности, так и с объективными внешними обстоятельствами, например: отсутствием жилья, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам; временным отсутствием источников доходов, обеспечивающих ребенку прожиточный минимум, в связи с увольнением; длительным отсутствием физического контакта с несовершеннолетним по независящим от лица обстоятельствам (пребывание в длительных командировках, отбывание наказания в виде лишения свободы, пребывание в местах заключения под стражу и др.). Указанные обстоятельства относятся прежде всего к родителям, поскольку к субъективным качествам, в том числе нравственным, а также социальному и материальному положению иных лиц — усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей — законом предъявляются достаточно строгие требования, направленные на предупреждение возможности возникновения препятствий для осуществления ими своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Так, в соответствии со ст. 127 СК, усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением: лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права; лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель); лиц, не имеющих постоянного места жительства; лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан; лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам. Аналогичные требования предъявляются законом к опекунам, попечителям (ст. 146 СК) и приемным родителям (ст. 153 СК). Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 542 <29>. ——————————— <29> СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2304.

В образовательных, воспитательных, лечебных и иных учреждениях, осуществляющих надзор за несовершеннолетними, условия для обеспечения выполнения работниками обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению и лечению несовершеннолетних создаются учредителями в силу требований закона. Материальное и финансовое обеспечение деятельности большинства из этих учреждений осуществляется государством в лице государственных или муниципальных органов исполнительной власти, которые и являются их учредителями. В соответствии с п. 9 ст. 50 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» <30> в образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляется на основе полного государственного обеспечения. ——————————— <30> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», несовершеннолетние, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости. Временное отсутствие источников доходов, обеспечивающих ребенку прожиточный минимум, у родителей может быть обстоятельством, исключающим возможность признания их субъектом преступления, предусмотренного ст. 156 УК, только в случаях, когда оно связано с объективными причинами и не обусловлено нежеланием трудоустроиться и работать. В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» <31> безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка; осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости. ——————————— <31> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» <32> малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, имеют право на государственную социальную помощь — получение социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. ——————————— <32> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699.

Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» <33> установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства и включает следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное и ежемесячное пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (ст. 3). Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком. С 1 января 2007 г. пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет составляет для неработающих родителей: по уходу за первым ребенком — 1500 руб., за вторым и последующими — 3000 руб., для работающих родителей — 40% среднего заработка. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью установлено в размере 8000 руб. Согласно ст. 4.2 указанного Закона, большинство государственных пособий гражданам, имеющим детей, ежегодно индексируются исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. ——————————— <33> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1929.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» <34> предусматривает, кроме того, введение с 1 января 2007 года материнского (семейного) капитала, размер которого, в соответствии со ст. 6 данного Закона, устанавливается в размере 250 000 рублей и ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. ——————————— <34> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 19.

Согласно ст. 155 СК на содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Орган опеки и попечительства обязан оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка (детей), а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей).

——————————————————————