Семейное право Российской Федерации: основные проблемы, перспективы дальнейшего развития. Методология преподавания семейного права Российской Федерации

(Макеева О. А.) («Семейное и жилищное право», 2009, N 1)

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ. МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О. А. МАКЕЕВА

Макеева О. А., доцент Волгодонского института экономики, управления и права (филиала Южного федерального университета), г. Волгодонск, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются основные аспекты преподавания семейного права РФ, в частности некоторые аспекты, связанные с наиболее проблемными вопросами семейного права.

The article considers fundamental aspects of teaching of family law of the RF in particular certain aspects related to the most disputable questions of family law <*>. ——————————— <*> Makeeva O. A. Family law of the Russian Federation: fundamental problems, perspectives for further development. Methodology of teaching of family law of the Russian Federation.

Семейное право — одна из важнейших отраслей права Российской Федерации, регулирующая частноправовые отношения в рамках семьи. Курс «Семейное право» традиционно читается на юридическом факультете университета (обычно на 4-м курсе). Изучение семейного права знакомит студентов с порядком правового регулирования специфических семейных отношений, укрепляет их знания в рамках гражданского права, готовит к дальнейшей профессиональной деятельности, формирует необходимые профессиональные навыки и умения. Семейное право как наука и учебная дисциплина представляет значительный теоретический и практический интерес. И дело не только в том, что положения, рассматриваемые в рамках семейного права, чрезвычайно близки каждому человеку и поэтому интересны, что семейное право за долгий период своего развития эволюционировало от безусловно императивных форм правового регулирования к диспозитивным, но и в том, что современное семейное право имеет ряд достаточно сложных, не решенных в юридической литературе и правоприменительной практике проблем, рассмотрение которых и делает семейное право таким интересным для изучения. На наш взгляд, наиболее проблемными вопросами в рамках семейного права остаются следующие: 1. До сих пор четко не определено место семейного права в системе права Российской Федерации. Вопрос об отраслевой принадлежности семейного права имеет важное методологическое значение — в зависимости от того, считаем ли мы семейное право самостоятельной отраслью или частью гражданского права, должен решаться вопрос о возможности применения в рамках семейного права гражданско-правовых институтов (обязательство, договор) и принципов (равенство субъектов, автономия воли и т. п.). Дискуссия о месте семейного права в системе права Российской Федерации насчитывает не одно десятилетие. В разное время этим вопросом занимались лучшие представители отечественной (дореволюционной, советской и современной российской) цивилистики. В результате было сформулировано два противоположных мнения: семейное право — это самостоятельная отрасль права <1> и семейное право — это специфическая часть гражданского права <2>. ——————————— <1> Позицию о самостоятельности семейного права поддерживали и поддерживают: Алексеев С. С. Структура советского права. М., 1975; Амфитеатров Г. Н. К вопросу о понятии советского гражданского права // Советское государство и право. 1940. N 11; Ворожейкин Е. М. Семейные правоотношения в СССР. М., 1972; Ершова Н. М. Вопросы семьи в гражданском праве. М., 1977; Кузнецова И. М. Семейное право: Учебник. М., 1999; Тарусина Н. Н. Семейное право: Учебное пособие. М., 2001 и др. <2> Позиции о вторичности семейного права по отношению к гражданскому праву в разное время придерживались: Анненков К. Н. Система русского гражданского права. В 2 т. Т. 1. СПб., 1899; Антокольская М. В. Семейное право: Учебник. М., 1999; Братусь С. Н. О предмете советского гражданского права // Советское государство и право. 1940. N 1; Генкин Д. М., Новицкий И. Б., Рабинович Н. В. История советского гражданского права. М., 1949; Иоффе О. С. Советское гражданское право: Курс лекций. В 3 т. Т. 3. Л., 1965; Толстой Ю. К. О теоретических основах кодификации гражданского законодательства // Правоведение. 1957. N 1 и др.

На наш взгляд, семейное право в его сегодняшнем состоянии — это полноценная самостоятельная отрасль права. Постепенно оно, вероятно, будет все более сближаться с гражданским правом и в результате поглотится им (тогда Россия воспримет практику многих западных стран, где семейные и гражданские правоотношения регламентируются одним Кодексом). 2. Не менее важная проблема современного семейного права — отсутствие нормативного закрепления достаточно распространенных в обществе явлений (в частности, фактического сожительства). Основная задача права как регулятора общественных отношений состоит в том, чтобы вовремя откликаться на потребности общества (при условии, что эти потребности не противоречат уже существующим правовым нормам и общепринятым правилам морали и нравственности). Не секрет, что отношения фактического сожительства в современной России очень широко распространены — большинство будущих супругов до официальной регистрации брака предпочитают какое-то время жить без оформления своих отношений. Вместе с тем государство эту практику как бы не замечает и не обеспечивает партнеров в фактическом сожительстве правовой защитой, аналогичной защите партнеров в браке. На наш взгляд, настало время законодательно закрепить правовой статус фактических сожителей и обеспечить их правовой защитой (например, установить режим общности имущества, нажитого в таком партнерстве при условии, что оно существовало определенный период времени, например не менее трех лет). 3. Еще одна проблема современного семейного права — отсутствие сопутствующего законодательства, т. е. нормативных актов, раскрывающих те положения, которые Семейный кодекс РФ (далее — СК РФ) закрепляет лишь схематично (например, суррогатное материнство). Пункт 4 ст. 51 СК РФ определяет порядок документального оформления родительских прав при рождении ребенка с применением нетрадиционных методов, в частности суррогатного материнства. Между тем в России нет специального закона о суррогатном материнстве, хотя практика его применения постоянно расширяется. Многие проблемы остаются юридически не решенными, например статус соглашения о суррогатном материнстве (оно должно оформляться договором об оказании возмездных услуг), права и обязанности участников, ответственность суррогатной матери при отказе отдать ребенка потенциальным родителям, ответственность потенциальных родителей, отказывающихся забрать новорожденного ребенка, порядок оплаты услуг суррогатной матери и проч. Неурегулированность таких важных положений приводит к развитию теневого рынка суррогатного материнства, к нарушению прав и интересов участников таких отношений. Представляется сомнительным и положение абз. 2 п. 4 ст. 51 СК РФ о праве суррогатной матери принять окончательное решение в отношении ребенка только после его рождения; это на практике может привести к нарушению прав потенциальных родителей, тем более что механизм ответственности суррогатной матери за отказ отдать ребенка нормативно не прописан. 4. Еще одна важная проблема современного семейного права — многочисленные проблемы и пробелы в правовом регулировании семейных отношений. Отсутствие в законе необходимых положений, явные противоречия правовых норм приводят к невозможности полноценно регулировать такую важную сферу общественных отношений. Назовем лишь наиболее явные, на наш взгляд, проблемы: — п. 4 ст. 30 СК РФ определяет право добросовестного супруга, чьи права нарушены недействительным браком, требовать компенсации морального вреда. Других упоминаний о моральном вреде СК РФ не содержит. Между тем компенсация морального вреда — важнейший способ защиты личных неимущественных (а в предусмотренных законом случаях и имущественных) прав и интересов субъектов. На наш взгляд, возможности применения института компенсации морального вреда в семейном праве должны быть расширены. Такое право должно быть предоставлено: родителям, требующим возврата своего ребенка от лица, незаконно его удерживающего; родственникам, чье право на общение с ребенком нарушено; супругу, чьи права нарушены другим супругом, скрывшим крупные семейные траты, которые привели к возникновению общих долгов; членам семьи — получателям алиментов, которые долго и безуспешно пытались их взыскать и претерпели при этом нравственные страдания; — СК РФ ввел в российскую практику институт брачного контракта. Статья 40 СК РФ определяет брачный договор как соглашение будущих или действующих супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов. На наш взгляд, ограничение содержания брачного контракта не отвечает реалиям современной российской действительности — возможность включить в брачный контракт положения о личных неимущественных отношениях супругов позволит более полно регулировать семейные отношения; — СК РФ достаточно подробно регламентирует алиментные правоотношения членов семьи. Глубокий анализ норм о предоставлении алиментов обнаруживает в них серьезные пробелы и проблемы. Так, п. 2 ст. 84 СК РФ закрепляет право ребенка, находящегося в соответствующем детском учреждении, на алименты от родителей, не упоминая при этом других родственников (деда, бабушку, братьев и сестер и т. д.). Пункт 5 ст. 87 СК РФ освобождает детей от алиментирования родителей, которые в прошлом были лишены родительских прав и не восстановлены в них; при этом нет указания на освобождение от содержания ограниченных в правах родителей, если ограничение произошло по их вине. Пункт 2 ст. 120 СК РФ необоснованно лишает несовершеннолетних детей, ставших полностью дееспособными до наступления совершеннолетия (эмансипация, вступление в ранний брак), права на алименты от родителей. Многочисленные проблемы обнаруживаются при анализе норм об алиментировании супругов. Так, п. 2 ст. 89 и п. 1 ст. 90 СК РФ предусматривают право жены (в том числе бывшей) на алименты от мужа в период беременности и в течение трех лет после рождения ребенка. Право отцов на алименты не предусмотрено, хотя отец вполне может принять на себя заботу о ребенке до трех лет. В России нет практики «реабилитирующих» алиментов, достаточно распространенной во многих развитых странах, — наше законодательство не дает права женщине, посвятившей себя дому и семье, на материальную поддержку после расторжения брака, если она не является нетрудоспособной, нуждающейся и проч. Требуют корректировки и нормы об алиментировании других членов семьи — на наш взгляд, из ст. 93, 95 — 97 СК РФ необходимо исключить указание на трудоспособность потенциальных плательщиков алиментов, так как нетрудоспособные лица могут иметь доходное имущество и в состоянии нести алиментную обязанность. Приведение всех вышеуказанных положений в соответствие с реалиями современной действительности позволит более полно обеспечивать и защищать права и интересы субъектов семейных правоотношений. Семейное право как учебная дисциплина традиционно вызывает у студентов значительный интерес. Отметим некоторые методологические направления преподавания семейного права. 1. Изучение семейного права должно начинаться с глубокого анализа истории правового регулирования семейных отношений в России. При этом преподавателю необходимо знакомить студентов с правовыми актами разных исторических периодов (начиная с Русской Правды), показывать им эволюцию различных семейно-правовых понятий и категорий. 2. Изучение семейного права невозможно без постоянного обращения к основным положениям гражданского права. Так, рассмотрение понятия и порядка заключения брака должно сопровождаться анализом общегражданских положений о правосубъектности; изучение брачного договора или алиментного соглашения должно сопровождаться анализом этих институтов с позиций общегражданской теории договора; рассмотрение вопросов о защите семейных прав и интересов должно сопровождаться рассмотрением общегражданской теории осуществления и защиты гражданских прав. Все это позволит сформировать у студентов отношение к семейному праву как к комплексной частноправовой отрасли права. 3. Оценка знаний студентов на экзамене или зачете во многом опирается на нормативистский, формально-юридический критерий. От студентов необходимо требовать освоения основных правовых актов в сфере семейного права (СК РФ, иные законы и подзаконные акты). 4. Изучение семейного права невозможно без прививания студентам практических умений и навыков — составление проектов брачных контрактов, алиментных соглашений, соглашений о разделе супружеского имущества, соглашений об определении судьбы детей после расторжения брака должно стать неотъемлемой частью практических занятий. 5. На практике оправдало себя ознакомление студентов с процессуальным порядком рассмотрения семейных дел. Посещение судов, знакомство с процессуальными документами формируют у студентов не только теоретические, но и практические знания и навыки.

——————————————————————