Применение мер уголовно-правового воздействия к лицам, уклоняющимся от уплаты алиментов

(Тонкушина Н. В.) («Семейное и жилищное право», 2009, N 4)

ПРИМЕНЕНИЕ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ К ЛИЦАМ, УКЛОНЯЮЩИМСЯ ОТ УПЛАТЫ АЛИМЕНТОВ

Н. В. ТОНКУШИНА

Тонкушина Н. В., начальник отдела анализа и координации деятельности территориальных органов подведомственных служб Управления Минюста РФ по Свердловской области.

Статья посвящена анализу применения мер уголовно-правового воздействия к лицам, уклоняющимся от уплаты алиментов, в частности процессуальным аспектам, статистике и некоторым другим вопросам.

The article deals with the analysis of application of measures of criminal-law impact to the persons avoiding aliments’ payment in particular procedural aspects, statistics and certain other issues <*>. ——————————— <*> Tonkushina N. V. Application of measures of criminal-law impact to the persons avoiding aliments’ payment.

Охрана семьи, несовершеннолетних, защита их законных прав и интересов является одним из основных направлений деятельности государства. Она становится особенно актуальной в современных условиях, когда построение правового государства предполагает признание приоритета общечеловеческих ценностей, прежде всего жизни, здоровья, свободы, чести, достоинства, прав и интересов личности. Забота о детях, их воспитание являются согласно Конституции Российской Федерации правом и обязанностью родителей. В свою очередь, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38). Данные положения воспроизведены в нормах Семейного кодекса Российской Федерации: родители обязаны содержать несовершеннолетних детей и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи. Родители не освобождаются от этой обязанности и после лишения их родительских прав, а также когда дети помещены в детские учреждения и находятся на полном государственном обеспечении (п. 2 ст. 71, ст. 84). В случае невыполнения родителями обязанности по содержанию несовершеннолетних детей Федеральная служба судебных приставов как орган принудительного исполнения призвана обеспечить соблюдение прав граждан на получение алиментов посредством применения к должникам мер принудительного исполнения, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Одним из способов воздействия на недобросовестных плательщиков алиментов является возможность привлечения должника, злостно уклоняющегося от уплаты алиментов, к уголовной ответственности по ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей). Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что вследствие невыполнения обязанностей родителями по содержанию несовершеннолетних, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, ставятся под угрозу материальные условия их существования, возможность их полноценного развития. Федеральным законом от 27 ноября 2007 г. N 272-ФЗ в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 февраля 2008 г. к подследственности Федеральной службы судебных приставов (далее — ФССП России) отнесены преступления, предусмотренные статьей 157 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации поводом для возбуждения уголовного дела могут являться рапорт судебного пристава-исполнителя об обнаружении признаков преступления, предусмотренного ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, заявление взыскателя, а также сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. В течение 2008 г. в территориальных органах ФССП России в Уральском федеральном округе сообщения о преступлении, предусмотренном ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — сообщение о преступлении), рассматривались по 7554 <1> находящимся на исполнении исполнительным производствам о взыскании алиментов, или 3,6% от общего количества исполнительных производств данной категории. ——————————— <1> Количественные показатели, приведенные в настоящей статье, основаны на сведениях, предоставленных территориальными органами ФССП России в Уральском федеральном округе.

В рамках проведения проверки в порядке ст. 144 — 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в Уральском федеральном округе в 2008 г. фактическим исполнением было окончено 133 исполнительных производства, или 2% от общего количества исполнительных производств, по которым проводилась проверка. Сумма, взысканная с должников в ходе проведения проверки до окончания исполнительного производства в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», составила 2 млн. 458 тыс. руб. <2>. ——————————— <2> Здесь и далее по тексту сумму, взысканную с должников, составляют суммы, добровольно уплаченные должниками, и суммы, принудительно взысканные судебными приставами-исполнителями в ходе совершения исполнительных действий.

Также в течение 2008 г. при проведении проверки в порядке ст. 144 — 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в Уральском федеральном округе установлено место получения должниками дохода по 750 исполнительным производствам, что составило 10% от общего количества производств по взысканию алиментов, по которым проводилась проверка. В результате указанные исполнительные производства были окончены направлением копии исполнительного документа по месту получения должниками дохода. Сумма алиментов по таким исполнительным производствам, взысканная с должников в ходе проведения проверки до окончания исполнительного производства, составила 12 млн. 059 тыс. руб. В ходе проведения проверки судебными приставами-исполнителями Уральского федерального округа было осуществлено взыскание алиментов по 3985 исполнительным производствам, что составило 53% от общего количества производств о взыскании алиментов, по которым проводилась проверка, на общую сумму 13 млн. 709 тыс. руб. В течение 2008 г. дознавателями территориальных органов ФССП России в Уральском федеральном округе расследование уголовных дел, возбужденных по ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, проводилось по 3363 исполнительным производствам о взыскании алиментов, находящимся на принудительном исполнении в Уральском федеральном округе. В ходе расследования уголовных дел судебными приставами-исполнителями округа было окончено 167 исполнительных производств (5% от исполнительных производств, по которым должники привлекались к уголовной ответственности), из которых 37 (22%) исполнительных производств было окончено фактическим исполнением требований исполнительных документов, 128 (77%) исполнительных производств — направлением копий исполнительных документов по месту получения должниками доходов, 2 (1%) исполнительных производства — по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Несмотря на то что в ходе проведения проверки в порядке ст. 144 — 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и в ходе расследования уголовных дел по большей части исполнительных производств в 2008 г. производилось взыскание денежных средств, следует отметить, что эффективность применения мер уголовно-процессуального воздействия к должникам по алиментным обязательствам в общем количестве исполнительных производств по взысканию алиментов незначительна, что обусловлено в первую очередь человеческим фактором. Планка нравственной ответственности за невыполнение родительского долга в обществе значительно снизилась. Низкий уровень благосостояния значительной части граждан нередко приводит к моральному оправданию родителей, не выполняющих своих обязанностей по отношению к детям. Пьянство, наркомания и маргинальный образ жизни малообеспеченных родителей делают объективно невозможным удержание с них каких-либо средств в пользу детей. По данным статистики, за 2008 г. по ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации в Уральском федеральном округе было осуждено 1797 человек. Но привлечение к уголовной ответственности злостных неплательщиков алиментов не является решением проблемы. Хотелось бы отметить неэффективность в плане реальной защиты прав несовершеннолетних таких предусмотренных ч. 1 ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации мер уголовного наказания, применяемого к злостным неплательщикам алиментов, как обязательные работы и арест. Они не только не способствуют исполнению обязанности по содержанию ребенка, но и исключают саму возможность принудительного исполнения алиментного обязательства, что фактически приводит к увеличению размера задолженности по алиментам и затягиванию срока погашения этой задолженности лицом, обязанным платить алименты. Единственной отвечающей интересам ребенка мерой уголовной ответственности, предусмотренной ст. 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, являются исправительные работы, так как они предполагают трудоустройство должника, а значит, и возможность удержаний из заработной платы по алиментным платежам. Несомненно, предпринимаемые ФССП России меры позволят повысить эффективность взыскания алиментных платежей. Однако кардинальному улучшению сложившейся ситуации будет способствовать совершенствование мер уголовно-правового воздействия к лицам, уклоняющимся от уплаты алиментов.

——————————————————————