Духовно-нравственное воспитание учащихся

(Новиков В. А.)

(«Вопросы ювенальной юстиции», 2010, N 6)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ

В. А. НОВИКОВ

Новиков В. А., директор ГОУ НПО ПУ-97, соискатель степени кандидата педагогических наук, г. Можайск, Московская обл.

1

Когда я работал в учреждении закрытого типа с трудными подростками «Можайская воспитательная колония», ГОУ СОШ для детей с девиантным поведением «Шанс», то ясно увидел положительную тенденцию в жизни и поведении воспитанников при духовном окормлении священнослужителей Можайского благочиния вместе с благочинным. В своей работе они использовали как богослужения, так и беседы с ребятами. Ребята с удовольствием участвовали в строительстве Андреевского храма. Священнослужители неоднократно помогали вывести подростка из тяжелого душевного расстройства и обрести оптимистический взгляд в будущее. Причинами усиления духовно-нравственного воспитания в колонии являются:

— необходимость оказания помощи воспитанникам в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социально-культурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты;

— воссоздание лучших отечественных культурных и образовательных традиций. К примеру, восприятие воспитанниками поэтического и изобразительного языка все более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символов;

— расширение знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.

Во время работы в воспитательной колонии меня заинтересовала мысль о духовно-нравственном, патриотическом воспитании не только в закрытых заведениях, но и в наших образовательных школах, ПУ и других учреждениях. По большому счету считаю, что такую работу необходимо начинать с дошкольных заведений, чтобы, придя домой, ребенок мог сказать родителям, что сквернословие — большой грех.

Чем раньше ребенку прививается духовное воспитание, тем выше его нравственная планка. Он более ответствен и послушен.

2

На новом месте, работая директором (ГОУ НПО ПУ N 97 г. Можайск), я столкнулся с проблемой отсутствия у наших учащихся правильного взгляда на жизнь, на свое будущее. Духовная составляющая была утрачена в начале прошлого столетия, коммунистическая мораль ушла вместе с распадом СССР, и безыдейность дала свои отрицательные результаты. Отсутствие послушания, патриотизма, сознания своего долга и места в жизни может привести к деградации общества.

Имея положительный опыт ранее, мы с благочинным церквей Можайских отцом Даниилом продолжили сотрудничество на новом месте. Основными направлениями образовательного и психолого-адаптационного курса выбрали:

— изучение православной религиозной традиции;

— изучение истории христианства;

— изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;

— изучение православной этики;

— ознакомление с православным календарем;

— знакомство с агиографией;

— ознакомление с особенностями церковного искусства;

— изучение устроения православного храма;

— ознакомление с православным богослужением, с мировой религией и сектами, с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;

— ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;

— формирование целостного восприятия мира, культуры общения;

— воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека, волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

— предупреждение возможных тупиков личностного развития;

— воспитание патриотизма;

— формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

— возрождение православных основ семьи;

— оказание помощи молодежи в успешной социализации в отечественную культуру;

— пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

— формирование потребности учащихся в творческом участии в жизни училища, города, России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

3

Отец Даниил выделил миссионеров для преподавания в учреждении духовных дисциплин. Совместно была разработана программа на учебный год, а также введена должность преподавателя дополнительного образования. Мы совместно проводим как церковные праздники, так и светские государственные праздники и мероприятия.

Предпочтительными методами обучения были выбраны:

— небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных педагогом или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока;

— беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством преподавателя;

— урок-беседа;

— короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;

— чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением на этом же уроке и творческим заданием;

— анализ поэтического текста с раскрытием идеи, темы, сюжетов и образов религиозного содержания;

— работа с текстами, картами;

— выезды на экскурсии, посещение монастырей, церквей, соборов Можайского района.

Конечно, в последующем хотелось бы иметь на территории училища свою часовню как символ духовного воспитания.

——————————————————————