Проблемы современных многодетных семей в России: сравнительный анализ с законодательством стран ЕС

(Герасимов В. Н.) («Российская юстиция», 2011, N 2)

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ СТРАН ЕС

В. Н. ГЕРАСИМОВ

Герасимов В. Н., кандидат юридических наук, заведующий кафедрой правоведения и методики преподавания Шуйского государственного педагогического университета.

В статье содержится анализ современной многодетности в России, проблемы социальной поддержки многодетных семей на федеральном и региональном уровнях в сравнении с правопорядком стран ЕС. Высказаны предложения по защите прав детей из многодетных семей.

Ключевые слова: современная многодетность, социальная поддержка многодетных семей, стратегические задачи демографической политики, монетарные и немонетарные льготы.

This article focuses on Russian families having many children: it contains the analysis of the social support given by the federal and local authorities, compared to the situation in the EC countries. The author speaks on a number of reasons for such families’ ill-being and suggests a few measures to protect the rights of the children from the so-called «long families».

Современная многодетность в России представляет собой явление редкое, если не сказать уникальное. В нашей стране лишь около 6% семей имеет от трех и более детей, тогда как в Западной Европе 12 — 15%. При этом в структуре российской многодетности 75% составляют семьи с тремя детьми и только 7,7% — семьи с пятью и более детьми. Между тем государство продолжает игнорировать проблему, исповедуя политику полумер и невмешательства в процесс вымирания института многодетности. В этой связи уместно вспомнить, что до сих пор на федеральном законодательном уровне не установлено понятие многодетной семьи. Представление о том, что многодетной считается семья, в которой воспитывается трое и более детей, сложилось на уровне законодательной базы субъектов РФ в порядке цепной реакции, поскольку в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» полномочия по определению категории семей, которые могут быть отнесены к многодетным, переданы на уровень субъектов РФ. Так, Указом губернатора Ивановской области «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» установлено, что многодетной является семья, в составе которой имеются трое и более детей в возрасте до 18 лет. Представляется, что подобная ситуация не только не способствует решению стратегической задачи демографической политики, связанной с повышением рождаемости в стране, указывает на грубейшие нарушения права на семью в отношении детей, воспитывающихся в многодетных семьях, поскольку многодетная семья, как видно, не в состоянии предоставить своим детям надлежащего уровня содержания и обеспечения интересов, а следовательно, не может создать условия для всестороннего развития детей. Основные причины подобного кризиса кроются в неадекватных мерах государственной помощи многодетным семьям и недостаточном стимулировании многодетности. Так, на фоне общей картины материального неблагополучия многодетных семей крайне неэффективной выглядит система государственных пособий на детей, которые, кстати сказать, составляют 57% от совокупного дохода многодетных семей <1>. Нет необходимости еще раз возвращаться к оценке общей эффективности данных выплат, поскольку об этой проблеме уже говорилось выше применительно к другим типам семей. Проблема несоответствия размеров пособий их целевому назначению характерна для всех семей с детьми. Несмотря на периодическую индексацию, размер пособий все еще остается неоправданно низким и потому не выполняет функцию замещения утраченного заработка в случае отпуска по беременности и родам, уходу за ребенком, равно как и не может рассматриваться в качестве реального подспорья в расходах на его содержание, обучение, лечение, развитие. ——————————— <1> См.: Антонов А. И. Многодетная семья в эру депопуляции (результаты Всероссийского исследования многодетных матерей) // Демографические исследования. 2009. N 8 — 9.

Относительно реализации немонетарных льгот рекомендательного характера вообще говорить не приходится. Все, что обещано государством, но записано в виде формулировок «помощь в выделении» и «содействие в предоставлении», на практике не срабатывает, поэтому выделение многодетным семьям земельных участков, предоставление беспроцентных ссуд, льготных кредитов и т. п. фактически не происходит. Таким образом, более половины льгот из соцпакета многодетных семей существует только на бумаге и поставлено в прямую зависимость от состояния платежеспособности бюджетов субъектов РФ. Подобное положение вещей не позволяет в надлежащей мере реализовать права детей из многодетных семей на приемлемые условия содержания, воспитания, обеспечения интересов и всестороннего развития. В этой связи представляется небезынтересным сопоставить систему государственного правового регулирования социальной поддержки многодетных семей в России и в зарубежных странах с тем, чтобы на основе положительного опыта выработать соответствующие реальные предложения по улучшению ситуации. В целом система социальной поддержки института многодетности за рубежом, как и в российской практике, включает в себя перечень монетарных и немонетарных льгот. Различие заключается в их количестве и в императивном характере предоставления, что выгодно отличает данные системы от отечественного варианта. Например, в Германии приняты Закон «О подоходном налоге» и Федеральный закон «О детских пособиях», закрепляющие право на получение дополнительного налогового бонуса многодетными семьями за рождение каждого ребенка, право на получение детского пособия. На каждого ребенка в возрасте до двух лет мать получает по 300 евро в месяц. Помимо этого, установлены пособия в размере 179 евро на каждого ребенка, если их в семье три или более. Это пособие выплачивается до 27 лет, если «ребенок» живет с родителями и не трудоустроен. Социальная поддержка детей из многодетных семей в германском законодательстве также дифференцирована по возрастам. Детям дошкольного возраста оплачиваются книги с картинками, небольшой набор игрушек, трехколесный велосипед. При поступлении ребенка в школу выделяются средства на покупку портфеля, школьно-письменных принадлежностей, ежегодно бесплатно выдаются учебники, оплачивается спортивная форма. Кроме того, многодетные (с тремя и более детьми) семьи имеют право на ежегодную бесплатную путевку для всех в санаторий или дом отдыха <2>. Аналогично федеральным законодательством Швеции на каждого ребенка из многодетной семьи назначается прогрессивное пособие, размер которого возрастает с рождением очередного ребенка. Если заработная плата родителей ниже величины прожиточного минимума, то многодетной семье также назначается дополнительное пособие для оплаты жилья, детских дошкольных учреждений или специальных продуктов питания <3>. Это государство относится к группе стран — мировых лидеров по благосостоянию семей с детьми. При этом особым преимуществом пользуются неполные семьи, возглавляемые женщинами <4>. ——————————— <2> Социальная помощь в Германии. URL: www. germanyhelp. pisem. net. <3> Социальное страхование в Швеции и других северных странах. URL: www. rurik. se/. <4> Осколкова О. Б. Государственная семейная политика в странах ЕС. М., 1995. С. 209.

В Финляндии вместо предоставления льгот многодетным семьям предусмотрены различные денежные пособия. При этом финансово поощряется не только рождение каждого ребенка, но и его дальнейшее обеспечение до достижения совершеннолетия. Так, для новорожденных предоставляется большой пакет необходимых предметов для первого года жизни, стоимость которого составляет около 100 евро. В дальнейшем государством оказывается финансовая помощь на приобретение школьных принадлежностей, организацию летнего отдыха, дополнительные образовательные услуги <5>. ——————————— <5> Конституция Финляндии (Финляндской республики) от 11 июня 1999 г. (1999/731). URL: www. constitution. garant. ru/D0C_3864909.htm.

Как видно, действующая в современных западноевропейских странах система государственной поддержки многодетных семей сопоставима по масштабности, проработке конечных целей и финансовому обеспечению с полноценной целевой государственной программой. На фоне этой мощной государственной программы наш современный российский вариант поддержки детей из многодетных семей выглядит неавторитетно. В этой связи важно найти иной путь поддержки института многодетности, который мог бы быть реализован в сложившихся непростых социально-экономических условиях. Представляется, что наиболее реальным является движение в сторону развития системы немонетарных видов поддержки. Так, альтернативой денежным выплатам могли бы служить помощь в натуральном выражении, например, в форме «социального детского пакета», представляющего собой персонифицированное предоставление необходимых социальных услуг для детей (набор необходимой одежды и обуви в зависимости от возраста, талоны на продукты питания, наборы школьно-письменных принадлежностей и учебников, путевки на летний отдых и оздоровление для всей семьи, первоочередное устройство и бесплатное посещение дошкольного и школьного образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования и т. п.). Предоставление подобного «социального детского пакета» может осуществляться за счет соответствующих предприятий-производителей товаров и услуг, которые должны иметь от государства преференции, выражающиеся в налоговых льготах и в праве на первоочередное предоставление государственных заказов. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в налоговое законодательство и в законодательство, регулирующее отношения по предоставлению государственных контрактов. Еще одной прогрессивной мерой в защите прав детей из многодетных семей на обеспечение надлежащего уровня жизни должно стать реформирование налоговых льгот. В настоящее время на основании п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ в случае, если предельный доход семьи не превышает 40 тысяч рублей, на каждого ребенка предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 600 рублей. Однако эта мера неэффективна в силу следующих причин: малого размера налогового вычета и привязке к величине предельного дохода семьи. Для сравнения: во Франции в отношении многодетных семей действует программа налоговых льгот. Каждый следующий ребенок уменьшает налогооблагаемую базу семьи, так что семьи с четырьмя детьми практически не платят налогов. Распространяется эта льгота на все многодетные семьи, невзирая на достаток. Представляется, что для реанимирования института российской многодетности целесообразно также разработать систему налогового льготирования многодетных семей в зависимости от количества детей, чтобы каждая семья, воспитывающая более четырех детей, была освобождена от уплаты налогов. В отличие от действующей ныне Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675, в которой интересы многодетных семей практически не представлены, адресная Федеральная целевая программа «Жилище для многодетных семей» должна включать в себя комплекс взаимосвязанных мер, в том числе не только строительство муниципального жилья для многодетных, но и компенсацию расходов на квартирную плату, программу обмена жилья в случае увеличения количества детей. Подобный опыт имеется за рубежом. Так, например, в Швеции государство субсидирует многодетные семьи, чтобы отчасти компенсировать им расходы на квартирную плату. Даже за просторную квартиру в центральных районах городов гражданам не приходится платить за нее больше чем 40% дохода. В связи с рождением ребенка и при смене жилой площади на большую, государство предоставляет семьям с низкими доходами дополнительное пособие, призванное компенсировать возросшие жилищные расходы. Размер государственной субсидии тем больше, чем больше в семье детей. Жилищные пособия для семей с детьми составляют: 600 крон в месяц для семей с одним ребенком, 900 крон — если двое детей и 1200 крон, если в семье трое детей. Этот вид пособия получает около 30% шведских семей <6>. ——————————— <6> Антюшина Н. М. Шведская система местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. N 10; СПС «КонсультантПлюс».

Представляется, что в совокупности предложенные меры по реформированию системы государственной поддержки социально ответственных, неполных и многодетных семей могут реально повлиять на изменение политики государства относительно поощрения института многодетности и обеспечить реализацию прав детей из многодетных семей на достойные условия содержания, воспитания и всестороннего развития.

——————————————————————

Вопрос: Можно ли отнести к общему имуществу супругов жилое помещение, которое в период брака передано в собственность одному из супругов организацией-работодателем при наличии определенного стажа работы супруга на предприятии, либо предоставлено работнику, учитывая состав семьи, по договору коммерческого найма, содержащему условие о передаче жилого помещения в собственность по истечении определенного периода работы на предприятии? («Мировой судья», 2011, N 1)

Вопрос: Можно ли отнести к общему имуществу супругов жилое помещение, которое в период брака передано в собственность одному из супругов организацией-работодателем при наличии определенного стажа работы супруга на предприятии, либо предоставлено работнику, учитывая состав семьи, по договору коммерческого найма, содержащему условие о передаче жилого помещения в собственность по истечении определенного периода работы на предприятии?

Ответ: Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью (п. 1 ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации). К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), законом отнесены и доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, при этом не имеет значения, на имя кого из супругов это имущество приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства (п. 2 ст. 34 СК РФ). Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью (п. 1 ст. 36 СК РФ). Жилое помещение, которое передано в собственность одному из супругов, как работнику, организацией-работодателем, не является имуществом, полученным одним из супругов в результате сделок, перечисленных в п. 1 ст. 36 Семейного кодекса Российской Федерации. Кроме того, передача работнику имущества работодателем обусловливается встречным предоставлением с его стороны в виде выполнения работ (оказания услуг) по трудовому договору в течение определенного периода, которые подлежат соответствующему вознаграждению. Следовательно, если жилое помещение в период брака передано в собственность одному из супругов организацией-работодателем при наличии определенного стажа работы супруга на предприятии, или предоставлено работнику, с учетом состава семьи, по договору коммерческого найма, содержащему условие о передаче жилого помещения в собственность работнику по истечении определенного периода работы на предприятии, то оно является совместным имуществом супругов, как имущество, нажитое во время брака.

——————————————————————