Региональный опыт Курской области в сфере укрепления института усыновления российских детей гражданами Российской Федерации

(Каймакова Е. В.) («Семейное и жилищное право», 2013, N 6)

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ УКРЕПЛЕНИЯ ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е. В. КАЙМАКОВА

Каймакова Елена Васильевна, доцент кафедры гражданского права Юго-Западного государственного университета, кандидат юридических наук.

В статье анализируются принятые на территории Курской области дополнительные меры социальной поддержки усыновителей, которые в целом способствуют укреплению института усыновления российских детей гражданами Российской Федерации.

Ключевые слова: усыновление, устройство, дети-сироты, защита, родительство.

Regional experience of Kursk region in strengthening the institution mustache the updating of Russian children by citizens of the Russian Federation E. V. Kaymakova

Kaymakova Elena Vasilyevna, PhD, assistant professor of civil law Southwestern State University.

The article analyzes made in Kursk region additional measures of social support adoptive parents, who generally contribute to strengthening the institution of adoption of Russian children by citizens of the Russian Federation.

Key words: adoption, device, orphans, protection, Roditelstvo.

Общеизвестно, что на жизнь человека, его мировоззрение и социализацию влияет множество факторов, окружающих его с детства. Одним из самых важных и ключевых факторов является семья. Институт семьи — это очень важный социально-правовой институт, в рамках которого складываются не только родственные кровные отношения, но и приобретаются с детства основные навыки в жизни, прививаются традиции и духовные ценности. Потребность в данном институте существует у каждого человека еще с рождения, на уровне генетики. Древнегреческий философ Аристотель считал, что семья — это самый первый вид взаимоотношений людей, та ячейка, из которой возникло государство. Китайский философ Конфуций видел в браке и семье самый первичный способ самореализации. Отечественные ученые тоже придавали семье большое значение, отзываясь о ней как о социальном институте, подчиненном тем же законам, что и общество с государством. Несмотря на всю ценность семьи, встречаются такие жизненные ситуации, когда несовершеннолетний ребенок лишается своих родителей. При этом такая жизненная трагедия для ребенка, оставшегося без родительского попечения, не всегда связана с физической смертью родителей. В Российской Федерации на протяжении десятков лет наблюдается тенденция отказа родителей от своих детей после их рождения, а также лишения и ограничения родителей в родительских правах в отношении их кровных детей, в результате чего несовершеннолетние дети обретают статус детей, оставшихся без родительского попечения (иными словами, «социальными сиротами» при жизни своих кровных родителей), и вынуждены жить и воспитываться в государственных интернатных учреждениях либо в семьях так называемых замещающих родителей — усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей и патронатных воспитателей. Полагаем, что, каким бы ни было экономическое, политическое и социальное состояние в государстве, полноценное воспитание ребенок может получить только в семье. Именно по этой причине в России особое значение приобретает государственная политика, направленная на развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и постепенный отказ от интернатной формы жизни и воспитания несовершеннолетних детей, которая была характерна для советской эпохи российской государственности. Особое место среди семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, занимает институт усыновления, который в настоящее время претерпевает коренные изменения, направленные на устройство российских детей в семьи российских усыновителей, в силу чего можно сделать вывод о том, что Российская Федерация способствует развитию именно отечественного усыновления, а не международного. Не остались равнодушными к этой проблеме и российские ученые. Например, в научной литературе можно встретить работы, посвященные вопросам государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами, и российско-американскому сотрудничеству в данной области <1>. ——————————— <1> Гончарова А. В. Государственный контроль за соблюдением прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами // Семейное и жилищное право. 2013. N 2. С. 7 — 9; Татаринцева Е. А. К вопросу о российско-американском сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей // Семейное и жилищное право. 2013. N 1.

Еще до принятия и вступления в действие Семейного кодекса Российской Федерации 13 июня 1990 г. принятая 20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР, а с 15 сентября 1990 г. она вступила в законную силу на всей территории Российской Федерации <2>. Подписав данную Конвенцию, Российская Федерация признала приоритетность семейных форм устройства детей-сирот перед распространенной длительное время практикой передачи таких детей на воспитание в государственные учреждения. ——————————— <2> Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.: ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июля 1990 г. // Ведомости СССР. 1990. N 45. Ст. 955.

Следуя указанному в Конвенции о правах ребенка принципу приоритетности семейных форм устройства детей, 28 декабря 2012 г. Президент Российской Федерации подписал Указ N 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Указ), который вступил в силу на территории РФ с 1 января 2013 г. <3>. ——————————— <3> Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2012 N 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета. 2012. 29 дек.

В соответствии с данным подзаконным актом в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правительству Российской Федерации было постановлено в срок до 15 февраля 2013 г. принять решения, обеспечивающие: — создание механизмов правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки граждан Российской Федерации, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, воспитывающих приемных детей; — упрощение процедур передачи на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая осуществление последующих мер государственной поддержки, предусмотрев в том числе снижение требований к нормативу площади жилого помещения при устройстве детей на воспитание в семью, сокращение перечня представляемых гражданами Российской Федерации в государственные органы документов и увеличение срока их действия, а также уменьшение объема отчетности, представляемой опекунами (попечителями) и приемными родителями в органы опеки и попечительства; — совершенствование оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в случае выявления у них заболеваний, медицинской помощи всех видов, включая специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь; — осуществление контроля за качеством проведения медицинских осмотров, диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, а также за качеством последующего оказания медицинской помощи таким категориям детей; — установление порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Указом N 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, поручено во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и институтами гражданского общества реализовать комплекс мер, направленных на формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства, в том числе на позитивное восприятие института устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, а также предусматривающих расширение доступа граждан к информации об этой категории детей. Кроме этого, в Указе Президент Российской Федерации дал отдельные рекомендации Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и некоторым другим государственным органам. Так, например, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации было рекомендовано доработать в приоритетном порядке проекты Федеральных законов «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства», предусмотрев в том числе уточнение порядка приема ребенка в патронатную семью и форм его воспитания. Верховному Суду Российской Федерации было рекомендовано дать судам разъяснения о применении норм законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в сфере усыновления (удочерения) детей, по делам об усыновлении (удочерении) детей с учетом вступления в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», устанавливающего запрет на усыновление (удочерение) детей, имеющих российское гражданство, гражданами Соединенных Штатов Америки. Указ Президента N 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет первостепенное значение и для высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, поскольку с 01.01.2013 доля детей, оставшихся без попечения родителей, — всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство)), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов, является самостоятельным показателем для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» <4>. ——————————— <4> Указ Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 35. Ст. 4774.

Региональная политика в области усыновления российских детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводится параллельно с государственной. В отдельных регионах уже приняты нормативно-правовые акты, направленные на развитие отечественного усыновления. Так, например, 14 августа 2012 г. в Курской области принят Закон «О выплате денежных средств на содержание усыновленного ребенка», который распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г. <5>. ——————————— <5> Закон Курской области от 14 августа 2012 г. N 78-ЗКО «О выплате денежных средств на содержание усыновленного ребенка» // Российская газета. 2012. 29 авг.

Данный нормативно-правовой акт устанавливает дополнительную меру социальной поддержки на территории Курской области в виде выплаты денежных средств на содержание усыновленного ребенка. Рассмотрим более подробно положения данного регионального Закона. Право на получение денежных средств на содержание усыновленного ребенка имеют граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства в Курской области и усыновившие ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, на основании решения суда об усыновлении, вступившего в законную силу после 1 января 2013 г. Денежные средства на содержание усыновленного ребенка выплачиваются ежемесячно по заявлению усыновителя в следующих размерах: — на ребенка в возрасте от 0 до 1 года — 4967,0 руб., — на ребенка в возрасте от 1 года до 12 лет — 5193,0 руб., — на ребенка в возрасте от 12 до 18 лет — 5645,0 руб. Указанные размеры денежных средств индексируются 1 раз в год. Назначение денежных средств на содержание усыновленного ребенка осуществляет орган опеки и попечительства в Курской области на основании заявления. Для назначения денежных средств на содержание усыновленного ребенка усыновитель представляет в орган опеки и попечительства в Курской области по месту жительства следующие документы: 1) заявление о назначении денежных средств; 2) копию паспорта; 3) копию решения суда об усыновлении ребенка; 4) копию свидетельства о рождении ребенка; 5) копии документов, подтверждающих, что до усыновления ребенок относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Денежные средства на содержание усыновленного ребенка назначаются и выплачиваются одному из усыновителей. Орган опеки и попечительства в Курской области в 10-дневный срок со дня получения указанных документов осуществляет их проверку и принимает решение о назначении или об отказе в назначении денежных средств на содержание усыновленного ребенка. Основанием для отказа в назначении денежных средств на содержание усыновленного ребенка является: 1) отсутствие права на получение денежных средств на содержание усыновленного ребенка в соответствии с настоящим Законом; 2) представление документов, содержащих недостоверные сведения; 3) выбытие усыновителя на постоянное место жительства за пределы Курской области; 4) вступление в силу судебного решения об отмене усыновления. В соответствии с законодательством Российской Федерации отказ в назначении денежных средств на содержание усыновленного ребенка может быть обжалован в судебном порядке. Перечисление денежных средств на содержание усыновленного ребенка осуществляется органом опеки и попечительства Курской области ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего месяца, путем перечисления средств на расчетный счет усыновителя, открытый в кредитной организации. Назначение и выплата денежных средств на содержание усыновленного ребенка производятся со дня подачи заявления о назначении указанной выплаты. Денежные средства, не полученные по вине органов опеки и попечительства, выплачиваются за весь истекший период. Выплата денежных средств на усыновленного ребенка прекращается по следующим основаниям: — достижение усыновленным ребенком совершеннолетия; — объявление несовершеннолетнего усыновленного ребенка полностью дееспособным (эмансипированным); — трудоустройство усыновленного ребенка; — заявление усыновителя о прекращении выплаты денежных средств на содержание усыновленного ребенка; — устройство ребенка на полное государственное обеспечение в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социального обслуживания, другое аналогичное учреждение; — принятие судебного решения об отмене усыновления. Финансирование расходов по выплате денежных средств на содержание усыновленного ребенка производится за счет средств областного бюджета. Таким образом, введение дополнительной меры социальной поддержки на территории Курской области в виде выплаты денежных средств на содержание усыновленного ребенка в целом положительно скажется на усыновлении в Курской области, будет способствовать увеличению числа граждан Российской Федерации, желающих выступить усыновителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Надеемся, что опыт Курской области будет заимствован и другими субъектами в составе Российской Федерации, поскольку государственная семейная политика находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, в силу чего российские регионы должны принимать активное участие в развитии приоритетной формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории своего субъекта.

Литература

1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.: ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июля 1990 г. // Ведомости СССР. 1990. N 45. Ст. 955. 2. Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2012 N 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета. 2012. 29 дек. 3. Указ Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 35. Ст. 4774. 4. Закон Курской области от 14 августа 2012 г. N 78-ЗКО «О выплате денежных средств на содержание усыновленного ребенка» // Российская газета. 2012. 29 авг. 5. Гончарова А. В. Государственный контроль за соблюдением прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами // Семейное и жилищное право. 2013. N 2. С. 7 — 9. 6. Татаринцева Е. А. К вопросу о российско-американском сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей // Семейное и жилищное право. 2013. N 1.

——————————————————————