Представление следователя об устранении причин и условий, способствующих вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений, как одна из наиболее распространенных мер профилактического воздействия

(Ряузова Г. Н.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2013, N 5)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ ОБ УСТРАНЕНИИ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ВОВЛЕЧЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, КАК ОДНА ИЗ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ МЕР ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Г. Н. РЯУЗОВА

Ряузова Галина Николаевна, адъюнкт кафедры криминалистики Санкт-Петербургского университета МВД России, заместитель начальника Отдела организации охраны общественного порядка на улицах и при проведении массовых мероприятий УОООП УМВД России по Архангельской области.

В статье даны рекомендации следователю, дознавателю по направлению представлений об устранении причин и условий, способствующих вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений, обоснована необходимость представлений о личности вовлекателя и вовлеченного подростка, а также об обстановке совершения преступления для организации эффективной профилактической работы.

Ключевые слова: вовлечение несовершеннолетнего, криминалистическая характеристика личности, вовлечение в совершение преступления, представление следователя, профилактика.

The investigator’s report on elimination of causes and conditions for involvement of minors into commission of crimes as one of the most common measures of prophylactics impact G. N. Ryauzova

Ryauzova Galina Nikolaevna, adjunct at the Chair of Criminalistics of the Sankt-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, deputy head of the Department for Organization of Public Order Protection in the streets and while carrying out mass entertainment events of the Administration for Public Order Protection of the Administration of the Ministry of Internal Affairs in the Arkhangelsk Region.

References to the investigator in respect of recommendations about the elimination of causes and conditions, which facilitate involving the minor into committing a crime are given in the article; the necessity of the recommendations of the personality of the involver and the teenager involved, as well as the circumstances of committing a crime for organization of the effective preventive measures.

Key words: involving the minor, criminalistical characteristics of the person, involving into committing a crime, recommendation of the investigator, prevention.

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений представляет повышенную общественную опасность, расширяя круг правонарушителей, оказывая негативное воздействие на несформировавшуюся психику подростка, нарушая его нормальное духовное и нравственное развитие, прививая искаженные ценностные ориентиры. В целях успешного решения задач по защите несовершеннолетних от негативного криминального влияния взрослых лиц необходимы спланированные на основе научных разработок и изучения следственной практики комплексные профилактические меры, адекватные сложившейся ситуации и с учетом реального времени. К наиболее распространенным процессуальным формам профилактики преступлений относятся представления следователя, дознавателя. Как показало анкетирование 154 следователей и дознавателей подразделений органов внутренних дел, в 40,3% случаев их профилактическая деятельность в процессе расследования вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений осуществлялась посредством направления представления об устранении обстоятельств, способствовавших совершению данного преступления. Вместе с тем, как показывает изучение следственной практики, в большинстве представлений конкретные причины и условия вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления не указываются, отражается только его фабула и предлагаются меры общего профилактического характера. В результате этого практически каждое четвертое представление остается без ответа или от должностных лиц и организаций поступают «отписки», не содержащие конкретной информации. При вынесении представлений важно учитывать обстоятельства, способствовавшие вовлечению несовершеннолетних в преступную деятельность: антиобщественная направленность личности вовлекателя и вовлеченного подростка; условия ее формирования; обстановка совершения преступления. Уголовно-процессуальный закон не устанавливает период расследования преступления, на котором вносится представление, как и количество вносимых представлений. Необходимость направления представлений до возбуждения уголовного дела вызвана тем, что некоторые причины и условия, способствующие вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений, могут быть выявлены до возбуждения уголовного дела по статье 150 УК РФ. С учетом того, что выявленные факторы могут способствовать дальнейшему вовлечению несовершеннолетних в преступную деятельность, было бы целесообразно принять меры к их незамедлительному устранению, т. е. внести представление до возбуждения уголовного дела. В представлении в обязательном порядке должны быть указаны выявленные следователем, дознавателем обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, как связанные с обстановкой совершения преступления, так и субъективного характера (по рассматриваемой категории дел — информация, характеризующая личность вовлекателя и вовлеченного). По результатам проведенного исследования установлено, что около трети из числа вовлекателей являются ранее судимыми, соответственно, одной из причин совершения ими преступления вновь послужила слабая профилактическая работа со стороны участковых уполномоченных полиции на своих административных участках, и, соответственно, представление должно быть направлено в адрес руководителя подразделения по организации деятельности участковых уполномоченных полиции. Большинство вовлекателей относятся к трудоспособным по возрасту лицам, однако постоянного источника дохода не имеют, мер к трудоустройству или повышению уровня образования не принимают. В связи с тем, что по значительной доле преступлений, предусмотренных статьей 150 УК РФ, как вовлекатели, так и вовлеченные подростки нигде не работали и не учились, причины и условия вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений не относятся к сфере деятельности предприятий, учреждений и организаций. Таким образом, представления в адрес должностных лиц или организаций по месту работы или учебы не актуальны для рассматриваемого вида преступлений. Одной из мер по устранению обстоятельств, способствующих вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений, указанных в представлениях следователя в адрес территориальных органов государственной службы занятости населения, может быть предложена разработка и реализация программ по содействию занятости населения, созданию условий для развития в рамках региона эффективного цивилизованного рынка труда, способного обеспечить граждан, в том числе несовершеннолетних, работой, позволяющей за счет собственных доходов обеспечить им более высокий уровень потребления. Реализация мер по трудоустройству несовершеннолетнего может быть предложена комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП). Так, например, в компетенцию территориальных КДНиЗП Архангельской области <1> входит реализация совместных с органом местного самоуправления мер по трудоустройству и продолжению обучения. ——————————— <1> Закон Архангельской области от 02.03.2005 N 4-2-ОЗ (в ред. от 19.11.2012) «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» // Волна. 2005. N 10 — 11. 18 марта.

Анализ мест и времени вовлечений несовершеннолетних в совершение преступлений позволяет сделать вывод об отсутствии должной организации досуга несовершеннолетних. Вместе с тем в обязанности Федерального агентства по делам молодежи <2> и его территориальных органов входит организация мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию, профессиональной ориентации несовершеннолетних, деятельности специализированных лагерей и туристских баз для детей. ——————————— <2> Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 409 (в ред. от 19.06.2012) «О Федеральном агентстве по делам молодежи» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 22. Ст. 2586.

Комиссии по делам несовершеннолетних обязаны во взаимодействии с соответствующими государственными органами и общественными организациями проводить мероприятия по устройству и организации культурного досуга несовершеннолетних <3>. ——————————— <3> Указ Президиума ВС РСФСР от 03.06.1967 (в ред. от 25.02.1993) «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» // Свод законов РСФСР. Т. 8. С. 314.

Должностные лица образовательных учреждений несут ответственность за создание необходимых условий для труда и отдыха обучающихся <4>. ——————————— <4> Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (в ред. от 12.11.2012) «Об образовании» // Российская газета. N 13. 1996. 23 января.

Кроме этого, в нормативных правовых актах ряда субъектов Российской Федерации предусмотрена реализация мероприятий по обеспечению условий для организации досуга несовершеннолетних. Так, в городе Москве <5> за организацию работы с несовершеннолетними по месту жительства несут ответственность специалисты управы района по социально-воспитательной и досуговой работе и комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, а учреждения культуры, физической культуры и спорта обязаны бесплатно выделять не менее одного процента билетов для детей из неблагополучных семей с последующим представлением отчетов в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. ——————————— <5> Закон г. Москвы от 07.04.1999 N 16 (в ред. от 26.10.2011) «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. 1999. N 7.

Аналогично этому организована работа в городе Санкт-Петербурге <6>. ——————————— <6> Закон Санкт-Петербурга от 04.06.2007 N 230-42 (в ред. от 21.09.2011) «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2007. N 20. 18 июня.

Таким образом, представления об устранении причин и условий, способствующих вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений, в части организации работы по занятости и трудоустройству, а также досуга несовершеннолетних целесообразно направлять в органы исполнительной власти на уровне субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, учреждения культуры, физической культуры и спорта, образовательные учреждения, территориальные органы государственной службы занятости населения. С учетом того факта, что основная масса (около 60%) вовлеченных в совершение преступлений состоит на учете в органах внутренних дел, в подразделения по делам несовершеннолетних могут направляться представления о неудовлетворительной профилактической работе с подучетными подростками, а также с предложениями о постановке определенных подростков на профилактический учет, проведении рейдов по проверке мест концентрации молодежи, профилактике распития алкогольной продукции, токсикомании, употребления наркотических средств и психотропных веществ. В комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рекомендуется вносить представления с отражением предложений о направлении конкретных несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов образования. В некоторых случаях целесообразно направление представления в органы опеки и попечительства с предложением о возбуждении гражданского производства о лишении родительских прав родителей, проживание с которыми способствует формированию стойких антиобщественных установок у подростка, указывая при этом конкретные обстоятельства: жестокое обращение с детьми, антиобщественный образ жизни, пьянство и алкоголизм родителей. При выявлении в ходе предварительного расследования новых обстоятельств, способствовавших совершению преступления, следователь, дознаватель имеют право направить дополнительное представление в адрес того же должностного лица, организации. При наличии в подразделении следователя, специализирующегося на расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, целесообразно ввести в практику направление обобщенных представлений профилактического характера, подготовленных на основе анализа материалов нескольких уголовных дел. Таким образом, в целях принятия грамотного решения о выборе адресата представления и профилактической меры необходимо учитывать специфику его работы, закрепленные в нормативных правовых документах обязанности и компетенцию. Сведения о нем следователь может получить непосредственно или в результате выполнения органом дознания отдельного поручения; процессуальными (чаще всего в ходе такого следственного действия, как допрос) или непроцессуальными (личная беседа следователя с должностным лицом соответствующей организации) способами, путем изучения нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должностных лиц и соответствующих организаций.

Литература

1. Закон Архангельской области от 02.03.2005 N 4-2-ОЗ (в ред. от 19.11.2012) «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» // Волна. 2005. N 10 — 11, 18 марта. 2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 409 (в ред. от 19.06.2012) «О Федеральном агентстве по делам молодежи» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 22. Ст. 2586. 3. Указ Президиума ВС РСФСР от 03.06.1967 (в ред. от 25.02.1993) «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» // Свод законов РСФСР. Т. 8. С. 314. 4. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (в ред. от 12.11.2012) «Об образовании» // Российская газета. N 13. 1996. 23 января. 5. Закон г. Москвы от 07.04.1999 N 16 (в ред. от 26.10.2011) «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. 1999. N 7. 6. Закон Санкт-Петербурга от 04.06.2007 N 230-42 (в ред. от 21.09.2011) «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2007. N 20. 18 июня.

——————————————————————