Административно-правовая защита несовершеннолетних: понятие и содержание

(Биткова Л. А.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2012, N 1)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

Л. А. БИТКОВА

Биткова Л. А., доцент кафедры аграрного и земельного права РГАУ — МСХА им. Тимирязева, кандидат юридических наук.

Научно-исследовательский интерес в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних граждан обусловлен спецификой их правового положения, серьезной озабоченностью по поводу криминализации молодежной среды, формирования деструктивного морально-нравственного облика будущих поколений Российского государства. Попытки разобраться в причинах и условиях сложившейся негативной ситуации приводят к выводу, что нуждается в пересмотре и коренном изменении целый комплекс общественных и государственных институтов, зачастую не отвечающих реалиям сегодняшнего дня и не способных развивать социальные отношения. Не подвергается сомнению то обстоятельство, что формирование нового поколения, воспитание его духовного, нравственного, культурного и физического развития должно быть главной целью любого цивилизованного общества, ибо без достойной смены, наделенной лучшими человеческими качествами, обладающей высокой нравственной культурой и правосознанием, не может быть и речи о прогрессивном построении правового государства <1>. ——————————— <1> Мазурин С. Ф. Административные правонарушения несовершеннолетних на транспорте: состояние, тенденции и предупреждение органами внутренних дел (организационно-правовой аспект): Дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1997. С. 10.

Как показывает опыт истории, любое, даже самое процветающее государство, ограниченное лишь рамками развития своего экономического, материального благополучия, занимающееся накоплением капиталов и относящее на задний план вопросы духовно-нравственного, идеологического воспитания молодежи, рано или поздно обрекает себя на гибель, у такого общества нет будущего. Эффективная политика в интересах детей и подростков в каждой стране основывается на точном знании и понимании настоящего положения детей, их потребностей и способов решения существующих проблем. Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство его легализует, т. е. формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных и общественных органов, должностных лиц в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращением граждан, обеспечивает его государственным принуждением, вследствие чего данное право становится регулируемым законом, т. е. юридическим правом. Основной Закон Российского государства (ст. 2) закрепляет, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Причем данная обязанность возникает у государства с момента рождения ее граждан (момента возникновения правоспособности). Главным инструментом реализации указанной обязанности, безусловно, выступают нормы права (закон) как изначальный и универсальный гарант личных прав граждан. Принятие Конвенции о правах ребенка (1989 г.) послужило серьезной заявкой на международном уровне в обеспечении защиты прав детей, где впервые ребенок был представлен и рассматривался не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому необходим весь спектр прав человека. Согласно Международной Хартии Прозрачности ОБСЕ (1999 г.) проблемы детей и подростков по сути отличаются от проблем взрослых, и в данном случае «необходимы отдельные механизмы, способные обеспечивать соблюдение прав и защиту их законных интересов». К сожалению, положения, рекомендованные ООН по реализации Конвенции о правах ребенка в России (проведение всеобъемлющей судебной реформы в том, что касается отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (ювенальная юстиция); активное развитие альтернативных форм ухода за детьми, заменяющих уход в интернатных учреждениях; разработка процедуры и механизмов для рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними; оказание поддержки неправительственным организациям в целях активизации их работы в области прав ребенка), до сих пор носят декларативный характер, за исключением введения института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка <2>. ——————————— <2> Указ Президента Российской Федерации «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» от 1 сентября 2009 г. N 986 // Российская газета. 2009. 4 сент.

Наряду с совершенствованием деятельности по противодействию любым нарушениям правопорядка (принудительное воздействие государства с применением крайней меры — наказания) необходимо создать политические, социальные, правовые условия для формирования правомерного поведенческого вектора, высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан. В качестве одной из главных причин совершения несовершеннолетними правонарушений, по нашему мнению, выступает их безнадзорность, т. е. значительное ослабление, а иногда отсутствие наблюдения (контроля) за формированием личности и поведением несовершеннолетних как со стороны семьи, так и со стороны государственных и общественных организаций, которые, к сожалению, занимают в этой ситуацию крайне пассивную позицию. Существующая на сегодняшний день государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, субъектами которой являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел <3>, безусловно, предназначена для снижения негативных последствий от противоправных деяний несовершеннолетних и защиты их прав и интересов, однако множественность субъектов профилактики, различающихся по характеру, масштабам, формам и методам деятельности, — это не только одна из существенных особенностей, но и, к сожалению, причин неэффективности превенции. Поскольку профилактика, как государственно-общественный процесс, направлена на устранение причин и условий, способствующих отклонению в поведении человека к совершению им преступлений и иных правонарушений, в ней концентрируется деятельность целых институтов и отдельных людей. ——————————— <3> Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. N 26. Ст. 3177.

В юридической науке общепринято, что причины и условия правонарушений социальны как по происхождению, так и по своей сущности. Они составляют совокупность негативных социальных явлений, порождающих в целом преступность как свое следствие. В современных же российских условиях состояния экономики причинный комплекс несколько изменился и модифицировался, а его восприятие несовершеннолетними заметно обострилось. С учетом имеющегося положительного опыта государственной программной политики представляется правильной, необходимой система воспитательных и профилактических научно обоснованных мероприятий, рассчитанных на перспективу. Это означает, что должна быть разработана целевая программа социально-правовой защиты и борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних и молодежи в условиях изменяющихся общественных отношений. Фактически государство должно предложить подрастающему поколению соответствующую систему социальных ценностей. Поскольку рассматриваемая проблема приобрела государственный характер и имеет большой общественный резонанс, представляется необходимым исследовать институт защиты прав и свобод несовершеннолетних в рамках административно-правового аспекта. По нашему мнению, административно-правовая защита несовершеннолетних — это регламентированная административно-правовыми нормами деятельность органов публичной власти, направленная на создание и поддержание механизмов реализации субъективных прав и свобод несовершеннолетних (лиц в возрасте до 18 лет). Содержание данного понятия включает следующие основные характеристики. Во-первых, ключевой основой рассматриваемой деятельности является совокупность субъективных прав и свобод, которыми наделено несовершеннолетнее лицо и которые нуждаются в защите. Исследования, проводимые в рамках юридической науки, свидетельствуют об особенностях правосубъектности такой категории граждан: их правоспособность возникает с момента рождения, а дееспособность каждого зависит от возрастного критерия. По общему нормативно принятому понятию несовершеннолетний (ребенок) — это лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия) <4>. При этом следует учитывать, что возраст человека определяет его позицию как субъекта права (с учетом психофизической устойчивости). Однако возраст не обозначен в ст. 19 Конституции Российской Федерации, в которой перечисляются обстоятельства (факторы), не влияющие на правовое положение личности и гарантирующие равенство их прав и свобод. А согласно ст. 60 Конституции гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. ——————————— <4> Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ; Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ.

Общий правовой статус ребенка детализируется в отдельных отраслях права. Так, гражданское законодательство пошло по пути разделения объема дееспособности малолетних граждан (лиц в возрасте от 6 до 14 лет), несовершеннолетних граждан (лиц в возрасте от 14 до 18 лет). Уголовная и административная ответственность наступает по общему правилу с 16 лет (за ряд преступлений — с 14 лет). Таким образом, возрастной критерий реализации принадлежащих несовершеннолетним лицам прав и свобод позволяет говорить о необходимости создания специального механизма содействия их защиты. Кроме того, многочисленность и многообразие источников права, закрепляющих права и свободы несовершеннолетних и имеющих разную отраслевую принадлежность, не позволяют получить общую картину об их правовом статусе ни родителям, ни самим детям. Зачастую они даже не подозревают, что их права нарушаются. В данной возрастной категории можно выделить несколько групп, права и свободы которых изначально равны, а вот степень их реализации находится в зависимости от правовой регламентации и желания чиновников (подростки, больные наркоманией, алкоголизмом, СПИДом, психическими болезнями; дети, оставшиеся без попечения родителей, дети — «чернобыльцы», беженцы, вынужденные переселенцы и т. п.). До сих пор не решен вопрос о законодательном закреплении правового статуса несовершеннолетних и защите их прав на федеральном уровне (принятии единого федерального закона), о необходимости чего свидетельствует обращение к российским гражданам Министра внутренних дел России Р. Нургалиева и председателя Общественного совета при МВД России И. Резника <5>. ——————————— <5> 2 000 000. Столько подростков неграмотны, 700 тысяч детей — сироты. Обращение // Российская газета. N 129(4392). 2007. 20 июня.

Таким образом, первоочередной задачей российского общества является нормативное установление и закрепление совокупности основных прав и свобод несовершеннолетних, подлежащих защите со стороны государства. Во-вторых, лексическое значение слова «защита» раскрывается через понятие охраны, включающей в себя ограждение от посягательств, враждебных действий, опасности <6>. ——————————— <6> Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук: Российский фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: АЗЪ, 1994. С. 220 — 221.

Обобщенно можно говорить о двух главных направлениях юридической защиты личности: от преступлений, деликтов и иных неправомерных действий других граждан; от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти. В первом случае речь идет об установлении юридической ответственности лиц, тем или иным образом угрожающих правам и свободам несовершеннолетних, их личности. Так, Уголовным кодексом РФ установлена ответственность за убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106); половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 134); развратные действия (ст. 135); вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150); вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151); неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156); злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей (ст. 157); склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ч. 3 ст. 230) и т. п. В соответствии с действующим законодательством РФ об административных правонарушениях одним из специальных субъектов административной ответственности являются родители и иные законные представители несовершеннолетних. Данные лица имеют специфичный правовой статус, учитываемый конкретными составами административных правонарушений в качестве их конструктивных или квалифицирующих признаков. Анализ положений КоАП РФ позволяет выделить составы административных правонарушений, субъектами которых являются родители или иные законные представители несовершеннолетних (ст. 5.35, 5.37, ч. 3 ст. 6.10, ст. 20.22). Содержание диспозиций данных статей вытекает из положений Семейного кодекса РФ, посвященных обязанностям родителей (иных законных представителей) по отношению к детям. То есть нормативно предусмотрена административная ответственность родителей в связи с совершением подростками правонарушений, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности (в связи с недостижением установленного возраста). Однако данный институт, как элемент правового статуса родителей, следует рассматривать в совокупности с обязанностями по содержанию, воспитанию и обучению детей, поскольку только в этом случае возможно грамотное выявление оснований для привлечения данных субъектов к административной ответственности. Кроме того, административному праву принадлежит важная роль в защите прав граждан от неправильных действий субъектов государственной власти, органов местного самоуправления. Основными средствами защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений, бюрократизма, некомпетентности и других аномалий в деятельности должностных лиц, органов и иных обладателей властных полномочий являются: 1) создание организационно-правового механизма и повседневная работа уполномоченных государственных (муниципальных) органов (суда, прокуратуры, государственных инспекций), важнейшей задачей которых является защита правопорядка; 2) существование и деятельность не зависимых от государства институтов гражданского общества, способных оказать помощь гражданам. Среди них должны быть институты, созданные специально для этой цели (адвокатура), для которых такая деятельность является основной (профсоюзы), а также иные образования (средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества); 3) активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им права. Основной гарантией прав граждан является деятельность существующих в стране специальных организационно-правовых институтов. Они функционируют как по своей инициативе, так и в связи с поступлением к ним обращений (заявлений, жалоб, исков) граждан. По желанию последних им оказывают юридическую помощь коллегии адвокатов. Участие адвокатов в уголовном и гражданском процессах закреплено рядом законов и широко практикуется в нашей стране. Намного хуже обстоит дело в административном процессе. По поручению гражданина адвокат может активно участвовать в решении жилищных, пенсионных, земельных и многих других дел, выступать на стороне виновного или потерпевшего при рассмотрении дел об административных правонарушениях. К сожалению, адвокатура крайне редко включается в административный процесс. Многочисленность субъектного состава свидетельствует, с одной стороны, о заинтересованности государства и общества в решении целого ряда проблем, связанных с реализацией и защитой прав и свобод несовершеннолетних, однако представляется, что такая вынужденная ситуация является чрезвычайной и временной, поскольку не в силах одного ведомства решить все вопросы подростков, но, с другой стороны, множественность субъектов негативно влияет на результат защитной деятельности: ответственных много, а спрашивать не с кого. Закрепленные формы деятельности носят декларативный характер, на практике отсутствует информационная и методическая поддержка правовых норм, закрепляющих права и обязанности несовершеннолетних в различных отраслях, нет регламентации порядка поощрения исполнения ребенком обязанностей, предусмотренных действующим законодательством. Ведь основная беда российского общества заключается в правовой безграмотности. Являясь субъектом права, ребенок не владеет нормативной информацией, это уже задача взрослых разъяснить ему его права и обязанности. Таким образом, в настоящее время социальное и правовое положение несовершеннолетних, по мнению юристов, педагогов, психологов, политологов и ювенологов, оценивается как критическое. Правовая социализация несовершеннолетних, на наш взгляд, должна стать более эффективной, если административные и педагогические усилия будут содействовать переходу из мира абстрактных обещаний в пространство активных позитивных действий. Без создания постоянно действующих независимых механизмов защиты прав ребенка невозможно выполнение государством принятых на себя международных обязательств. Положителен и тот факт, что не только государственные чиновники ратуют за развитие молодежных институтов, способных обеспечить правовую и социальную защиту детей и подростков, но и сами представители различных молодежных объединений. С учетом сказанного можно сделать вывод, что система подходов к проблематике молодежи, и особенно несовершеннолетних подростков, существующие различные сферы их интересов требуют реформирования, т. к. происходит становление и развитие новой смены поколений (российской молодежи). В основе нового подхода должна лежать грамотная и эффективная государственная политика, основанная на международных и национальных нормах права, на стабильной материальной базе и общепризнанных моральных ценностях.

——————————————————————