Жилищные проблемы бывших детдомовцев

(Гармаш А., Аносов М.) («ЭЖ-Юрист», 2012, N 7)

ЖИЛИЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЫВШИХ ДЕТДОМОВЦЕВ

А. ГАРМАШ, М. АНОСОВ

Анна Гармаш, докторант ВНИИ России, г. Москва.

Михаил Аносов, газета «ЭЖ-Юрист».

Одной из острейших проблем бывших детдомовцев в настоящее время остается отсутствие жилья. Вместе с тем в Конституции РФ (в ч. 1 ст. 40) заявляется, что каждый российский гражданин имеет право на жилище и никто не может быть произвольно его лишен.

Право на достойную жизнь

В случае с выпускниками детдомов речь не идет о какой-то отдельной квартире со всеми удобствами, а хотя бы о комнате. В настоящее время, несмотря на законодательство РФ, огромное количество сирот после выпуска из учреждения, где они воспитывались, оказываются на улице. По статистике, только в Москве и ряде других крупных городов соблюдаются права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в большинстве же регионов РФ — нет <1>. Таким образом, бомжами сироты становятся сразу, как только выходят из детских домов или заканчивают училища. На работу их не берут, потому что детдомовцы не имеют прописки, а ведомственного жилья у большинства предприятий сейчас нет. ——————————— <1> Определение КС РФ от 05.02.2009 N 250-О-П.

Российская Федерация, являясь в силу ст. 7 Конституции социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, посредством Основного Закона гарантирует малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставление его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции).

Охраняются государством

Следует отметить, что Европейский суд по правам человека еще до принятия Конституции РФ 1993 года определил, что в современном обществе обеспечение населения жильем является важнейшей социальной потребностью и решение жилищного вопроса не может быть целиком отдано на откуп рынку, неограниченное действие которого, особенно в ситуации трансформации экономики, способно создать опасность нежелательных социальных последствий, а потому отражает не только частный, но и публичный интерес <2>. ——————————— <2> Определение ВС РФ от 26.12.2007 N 32-Г07-26.

Что касается положения с жильем для бывших детдомовцев, то в силу абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 21.11.2011) граждане указанной категории, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности на период службы в рядах ВС РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Абзац 2 п. 1 ст. 8 Закона N 159-ФЗ в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов является государственным полномочием субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей. Права на внеочередное обеспечение бывших детдомовцев жилым помещением обеспечиваются и охраняются государством (ст. 4 Закона N 159-ФЗ) и являются расходными обязательствами субъектов РФ, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами РФ (ст. 5 Закона N 159-ФЗ) <3>. ——————————— <3> Положение отражено в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2006.

Жилплощадь в малопригодном использовании

Таким образом, если бывшему детдомовцу невозможно предоставить прежнее жилое помещение, уполномоченные органы обязаны предоставить ему другое жилье вне очереди согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в ред. от 06.12.2011). И сделать это в силу закона необходимо незамедлительно, независимо от того, есть в наличии свободная жилая площадь или нет. Об этом же говорит и судебная практика <4>. ——————————— <4> 26.01.2012 в «МК» прошел круглый стол, посвященный проблемам бездомности в Москве с участием уполномоченного по правам ребенка в Москве Е. Бунимовича, где наряду с другими были подняты вопросы соблюдения прав детей-сирот на первоочередное предоставление жилья.

В соответствии с действующим гражданским и жилищным законодательством жилые помещения как объекты жилищных и гражданских правоотношений бывают различных видов: квартиры, жилые дома, изолированные комнаты в квартирах или жилых домах. При этом жилым признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом, отвечает установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям и предназначено для проживания граждан (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ). В большинстве случаев выпускникам учреждений для детей-сирот если и предоставляют жилье, то в малопригодном состоянии. Именно поэтому закон позволяет очередникам требовать от наймодателя проведения капитального ремонта квартиры и приведения ее в надлежащее состояние (п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ). Кроме того, в случае предоставления по договору социального найма квартиры, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, наниматель и члены его семьи вправе требовать от наймодателя зачета понесенных ими расходов на устранение недостатков в счет платежей за квартиру и коммунальные услуги, за исключением расходов на материалы, использованные для текущего ремонта квартиры (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 19.04.2005).

Временное проживание

Небесполезным будет знать, что ЖК РФ в ст. 95 определено пользование жилыми помещениями маневренного фонда как временным жильем до обеспечения постоянной жилплощадью. Маневренный фонд в соответствии с законом должен быть сформирован в каждом субъекте РФ, и в него могут входить как многоквартирные жилые дома в целом, так и отдельные жилые помещения в них либо в иных домах. Жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: 1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; 2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; 3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; 4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (каковыми как раз могут являться бывшие детдомовцы, для которых жилья пока не нашлось или в нем необходимо произвести ремонт).

Социальная поддержка

Продолжая разговор о дополнительных гарантиях, хотелось бы отметить, что из ст. 1 Закона N 159-ФЗ следует распространение его положений на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа до вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Закон требует пересмотра

Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является <5>. ——————————— <5> Решение Европейского суда по правам человека от 21.02.1986 по делу James and Others, Series A N 98, paras. 50, 54 (James and others v. the United Kingdom).

Несомненно, что Закон N 159-ФЗ, принятый более 15 лет назад, хотя и претерпевал многочисленные изменения, требует кардинального пересмотра многих положений. Так, например, вопрос о 23-летнем возрасте детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после которого забота государства в отношении этих граждан прекращается, вызывает многочисленные споры среди ученых и общественности. И хотя в преамбуле указанного Закона, в отличие от действовавшего ранее, теперь нет указания на возраст, это не особо упростило порядок обеспечения жилой площадью бывших детдомовцев и не защитило их от произвола недобросовестных чиновников.

Ответственность за неисполнение

В целях укрепления дополнительных гарантий в обеспечении жильем следовало бы начинать работу в этом направлении как минимум за год, а лучше еще раньше, до выпуска конкретного человека из стен образовательного или иного учреждения, где он воспитывался, чтобы четко знать, где и с кем будет проживать бывший детдомовец. При этом он не должен возвращаться в ранее занимаемую им квартиру, если там проживают бывшие родители-алкоголики, или квартира не отвечает санитарным, техническим требованиям, находится в аварийном состоянии, или есть иные обстоятельства, препятствующие социальной адаптации детей-сирот в обществе. Именно поэтому необходимо создание центров реабилитации, имеющих в штате психологов, для возможного размещения бывших детдомовцев на период до предоставления им жилого помещения. И эти дополнительные гарантии также должны быть отражены в указанном Законе. Также необходимо более детально регламентировать ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностными лицами положений Закона N 159-ФЗ. Следует отметить, что в этом направлении ведется активная работа и есть надежда, что в ближайшем будущем соответствующие поправки в данный Закон будут приняты. Пока же с нарушенным правом на предоставление жилого помещения бывшим детдомовцам приходится бороться самостоятельно, путем обращения в прокуратуру или в суд. Доказательства для таких обращений также приходится собирать самим подросткам. Именно поэтому основной формой обращения в уполномоченные органы должна быть письменная, с соответствующей отметкой о получении. Проще всего отправить заказное письмо с уведомлением о вручении. На основании ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Развивая данное положение применительно к жилищным отношениям, ч. 1 ст. 11 ЖК РФ указывает на то, что защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ).

Иные способы защиты

В ЖК РСФСР 1983 года защита жилищных прав осуществлялась преимущественно в административном порядке. В ЖК РФ административный порядок защиты жилищных прав предусматривается, скорее, как исключение. Так, согласно ч. 2 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных федеральным законом. При этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке. Кроме того, защита жилищных прав может осуществляться и иными способами, установленными действующим законодательством РФ. Так, дела по жилищным спорам возбуждаются и на основании заявлений прокуроров. Участие прокурора в рассмотрении таких дел судами регламентируется ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 21.11.2011), согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РФ.

В жизни, а не только на бумаге

Обобщение судебной практики показало, что прокуроры, обращаясь в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (в ред. от 03.12.2011) с заявлениями в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей вышеуказанной категории, исходили из положений ст. 10 Закона N 159-ФЗ, а также из того, что лица, в защиту жилищных прав которых они выступают, являются детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, и находятся в тяжелом материальном положении, социально не защищены, что затрудняет их самостоятельное обращение в суд. Как говорится, «свято место пусто не бывает», и ненужные своему государству граждане, тем более молодые и с неокрепшей психикой, довольно быстро займут место там, где они будут востребованы — в криминальной среде. Итак, на стороне детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и законодательство, и общественное мнение. Это является обнадеживающим фактом. Однако, чтобы законодательство реально заработало в полной мере, а не только на бумаге, чтобы мониторинг общественного мнения не только формировал различные концепции в этой сфере, но и приводил к осязаемым результатам в деле защиты прав одного из самых незащищенных слоев населения, необходима помощь государства. Помощь эта прежде всего должна быть направлена на соблюдение и выполнение нормативных предписаний теми, кто обязан в первоочередном порядке обеспечить жильем бывших детдомовцев.

——————————————————————