Проблемы предупреждения беспризорности, бродяжничества, попрошайничества несовершеннолетних (исторический аспект, зарубежный опыт)

(Жиляева С. К.) («История государства и права», 2012, N 14)

ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ БЕСПРИЗОРНОСТИ, БРОДЯЖНИЧЕСТВА, ПОПРОШАЙНИЧЕСТВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ) <*>

С. К. ЖИЛЯЕВА

——————————— <*> Zhilyaeva S. K. Problems of prevention of homelessness, vagrancy and begging of minors (historical aspect, foreign experience).

Жиляева Светлана Константиновна, начальник кафедры гражданско-правовых и экономических дисциплин Орловского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы предупреждения безнадзорности, беспризорности, попрошайничества и бродяжничества несовершеннолетних. Отмечается, что причинами, порождающими противоправное поведение несовершеннолетних, является беспризорность, бродяжничество и, как следствие, попрошайничество. Так, в статье отмечается, что законодательством не предусмотрена возможность постановки на профилактический учет в подразделения по делам несовершеннолетних лиц, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, уклоняющихся от обучения, а также временная изоляция их на реабилитационный период в центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей при управлении внутренних дел. В статье обозначены проблемы в организации взаимодействия органов внутренних дел и социальных органов. Кроме того, в статье рассматривается зарубежный опыт борьбы с вышеуказанными асоциальными явлениями.

Ключевые слова: беспризорность, безнадзорность, попрошайничество, профилактика преступности и беспризорности несовершеннолетних.

In given article problem questions of the prevention of neglect, homelessness, begging and vagrancy of minors are considered. It is noticed that the reasons generating illegal behavior of minors is homelessness, vagrancy and, as consequence, begging. So, in article it is noticed that the legislation doesn’t provide statement possibility on the preventive account in divisions on affairs of the minor persons who are engaged in vagrancy, the begging, evading from training, and also their time isolation for the rehabilitation period in the center of time isolation of minor offenders at the Department of Internal Affairs. In article problems in the organization of interaction of law-enforcement bodies and social bodies are designated. Besides, in article foreign experience of struggle against the above-stated negative phenomena is considered.

Key words: homelessness, neglect, begging, preventive maintenance of criminality and homelessness of minors.

Основными причинами и условиями правонарушений несовершеннолетних является совокупность социально-экономических, организационно-правовых, социально-демографических и субъективных факторов. Кроме этого, серьезные причины, порождающие противоправное поведение несовершеннолетних, — их беспризорность, бродяжничество и, как следствие, попрошайничество. Эти явления на протяжении последних лет представляют собой дестабилизирующий фактор, а во многих случаях приводят к негативным последствиям. Несмотря на принимаемые меры по профилактике данных асоциальных явлений, состояние и динамика беспризорности, бродяжничества, попрошайничества дают основания сделать вывод о продолжающихся негативных процессах, протекающих в молодежной среде, и необходимости формирования новой системы превенции правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации. Детальное изучение профилактики бродяжничества и попрошайничества несовершеннолетних показало, что достижение наибольшей эффективности в данном направлении возможно только при комплексном всестороннем подходе к осуществлению профилактической деятельности всеми субъектами превенции, с наиболее активной ролью подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Именно консолидированное взаимодействие всех субъектов и обязательная финансовая поддержка государства позволят достичь кардинального перелома в противодействии этим асоциальным явлениям. В настоящее время в ряде регионов Российской Федерации созданы и действуют межведомственные оперативные штабы по борьбе с беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних <1>. ——————————— <1> Берекет В. М., Беженцев А. А. и др. Административная деятельность ОВД: Учебно-наглядное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2010.

Для скорейшего позитивного изменения сложившейся ситуации сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проводятся профилактические межведомственные мероприятия. Цель подобных мероприятий — выявление неблагополучных семей и детей, находящихся в социально опасном положении. В дальнейшем принимаются различные меры по воздействию на родителей и других родственников, начиная от постановки на учет и проведения воспитательных бесед с ними и заканчивая направлением материалов в суд для лишения родительских прав. В качестве регулярных профилактических мероприятий следует отметить организацию ежегодных комплексных и оперативно-превентивных операций «Безнадзорные дети», «Безнадзорник», «Брошенные дети», «Дети улиц», «Подворотня», «Табор», «Беглец», «Усыновитель» и другие. Следует отметить, что при участии органов внутренних дел организуется трудоустройство несовершеннолетних, их досуг и отдых. Как показывают опыт работы с «трудными» подростками, создание военно-патриотических подростковых клубов, загородных военно-патриотических лагерей — одна из наиболее эффективных форм профилактики. Необходимо отметить, что в большинстве регионов Российской Федерации число специализированных социальных учреждений для несовершеннолетних недостаточно либо их нет в конкретной местности. Во многих субъектах Федерации сложилась критическая ситуация с устройством детей, задержанных органами внутренних дел на вокзалах, рынках, изъятых из подвалов, чердаков, канализационных люков, бродяжничающих, не имеющих средств к существованию <2>. ——————————— <2> Глимантова Г. И., Барбашин И. В., Павленко О. В. и др. Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения. М.: Слово, 2008.

Перспективной заменой социальным гостиницам, приютам и детским домам видится одно из недавних мероприятий по отвлечению детей старшей возрастной группы от улицы — создание большего количества городских кадетских школ-интернатов, которые получают все большее распространение в России. В настоящее время работа данных учреждений для несовершеннолетних нормативно урегулирована Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2008 г. N 328 «Об утверждении типового положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусов» <3>. ——————————— <3> Кривоносов А. Н. Правовые и организационные основы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних органами внутренних дел. М., 2006.

Анализируя проблемы предупреждения беспризорности, бродяжничества, попрошайничества несовершеннолетних и пути их решения органами превенции правонарушений несовершеннолетних, можно сделать вывод о том, что продуктивным моментом в данном контексте станет обращение к историческому и зарубежному опыту решения данных вопросов в целях определения наиболее перспективных подобных моделей на территории России. Так, во времена царствования императора Александра II, во второй половине XIX в. предупреждение правонарушений несовершеннолетних становится одним из основных направлений деятельности государства и общества. В это время усиленно развиваются правовые основы так называемой предупредительной политики, немаловажная роль в которой отводилась не только государственным органам, но и общественным формированиям. В европейских странах проблема предупреждения безнадзорности к XIX в. также становится довольно острой. В это время в Европе образовалась система принудительного воспитания подростков, в соответствии с которой в деятельности по отношению к несовершеннолетним — как беспризорным, так и правонарушителям — должно было преобладать психолого-педагогическое воздействие и помещение их в условия, наиболее соответствующие естественному укладу жизни ребенка. Учитывая, что принудительное воспитание применялось вследствие отсутствия или несостоятельности родной семьи ребенка, естественно, возникло убеждение, что успех его может быть обеспечен помещением ребенка в чужую законопослушную семью, которая изъявит согласие его принять и воспитывать как родного. Данная мера широко практиковалась в Швейцарии и в некоторых местах Германии, а прусский закон от 13 марта 1878 г. отдает ей предпочтение перед всеми другими. Исследуя положительный опыт Германии, следует обратить внимание на то, что благотворительные учреждения для бездомных детей появляются в начале XIX в. и характеризуются попытками насаждения семейного начала. Впервые такие заведения появились в Вюртемберге, где после нескольких неурожайных холодных годов появилось множество безнадзорных и бездомных детей. В так называемые «спасательные дома» принимались подростки бесприютные, но не совершившие административных правонарушений (мальчики и девочки), в возрасте от 6 до 12 лет, которые находились в этих домах до достижения четырнадцатилетнего возраста. Руководил этими государственными учреждениями, как правило, «отец», в большинстве случаев женатый человек, супруга которого исполняла роль матери. Этот семейный принцип из Германии был перенесен во Францию, где он впервые применен к детям с преступным прошлым, а к XX в. подобные заведения появились в Великобритании и Северо-Американских Штатах <4>. ——————————— <4> Лапшин А. В. Правовое регулирование деятельности подразделений полиции по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Омск, 2010.

Опыт предупреждения беспризорности, бродяжничества, попрошайничества несовершеннолетних в США сводится в некоторых штатах к усилению прежде всего юридической ответственности родителей, которые не на должном уровне выполняют возложенные на них государством обязанности по надлежащему воспитанию детей. К примеру, в штате Канзас родителей штрафуют за непосещение детьми школы. Во Флориде родители могут быть подвергнуты тюремному заключению, если их несовершеннолетний ребенок воспользуется оружием, оставленным взрослым в доступном для него месте. В тридцати штатах семьи лишаются права на государственную жилую площадь, если ребенок уличен в употреблении или продаже наркотиков. Фрагментарно рассмотрев опыт предупреждения безнадзорности, беспризорности и попрошайничества в развитых иностранных государствах, можно выявить большое количество прогрессивных примеров организации данного вида деятельности. Однако не все из них возможно эффективно использовать на территории России, что связано в первую очередь с тем, что современные зарубежные модели профилактики безнадзорности несовершеннолетних базируются на существенной финансовой поддержке мер профилактики правонарушений подростков. Наиболее успешным опытом организации системы профилактики (и наиболее перспективным для его использования в Российской Федерации), с нашей позиции, является помещение несовершеннолетних в среду, близкую к жизни в родной семье, а также опыт Швеции по консолидированному взаимодействию органов внутренних дел с социальными службами и применении в большей степени педагогических, психологических и воспитательных приемов, нежели пенитенциарных. Перечислим основные выводы и обозначим рекомендации для решения поставленных проблем. Сравнительно-правовой анализ законодательства о профилактике рассматриваемых явлений на примере Федерального закона от 24 июля 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» показывает, что в его нормах имеется ряд существенных моментов, не позволяющих в должной мере использовать возможности как органов внутренних дел, так и органов и учреждений системы превенции правонарушений несовершеннолетних в профилактике бродяжничества и попрошайничества. К основным недостаткам этого закона можно отнести то, что главным субъектом со стороны органов внутренних дел являются подразделения по делам несовершеннолетних, но в их компетенцию не входит индивидуальная профилактика в отношении бродяг и попрошаек. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел лишь в пределах своей компетенции могут предупреждать переход несовершеннолетних в эту категорию, доставлять в дежурную часть органа внутренних дел безнадзорных и беспризорных. В целях дальнейшего совершенствования работы по профилактике бродяжничества и попрошайничества лиц, не достигших восемнадцати лет, в Российской Федерации необходимо на уровне районов, городов и иных муниципальных образований создавать отдельные постоянно действующие специализированные межведомственные комиссии по проблемам профилактики бродяжничества и связанного с ним попрошайничества несовершеннолетних. Они должны стараться не параллельно, а во взаимодействии с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, комплексно решать задачи по минимизации бродяжничества и попрошайничества. В состав комиссии должны входить представители органов внутренних дел, здравоохранения, образования, социальной защиты населения и других заинтересованных структурных подразделений администрации территориального образования. На заседании комиссии целесообразно вести протокол, подписываемый председателем, в котором должен указываться характер рассматриваемых вопросов <5>. ——————————— <5> Беженцев А. А. Проблемы предупреждения беспризорности, бродяжничества, попрошайничества несовершеннолетних и пути их решения органами превенции правонарушений несовершеннолетних // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. N 3 (47). С. 55.

Рассматривая важнейшие функции межведомственной комиссии по проблемам профилактики бродяжничества, подчеркнем, что в пределах своей компетенции она должна: — обеспечить координацию деятельности муниципальных и общественных органов по вопросам профилактики бродяжничества; — разрабатывать и осуществлять мероприятия по профилактике бродяжничества, как непосредственно, так и через городскую, районные администрации, комитет по труду и социальному развитию департамента социальной сферы администрации территориальных образований; — контролировать работу здравоохранения, образования, социальной защиты населения по выявлению и учету несовершеннолетних лиц, занимающихся бродяжничеством, организовывать постоянное наблюдение за поведением этих лиц; — принимать необходимые меры по направлению несовершеннолетних больных в лечебные учреждения, дома-интернаты и др. учреждения социальной защиты населения, а также по их трудоустройству; — принимать меры по установлению причин утери места жительства и обеспечению нуждающихся несовершеннолетних временным или постоянным жильем; — организовывать благотворительную помощь беспризорным несовершеннолетним. Еще одной законодательной недоработкой Федерального закона от 24 июля 1999 г. N 120-ФЗ является сложность устройства беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних в государственные учреждения для подростков, нуждающихся в социальной реабилитации. Так, лица, не достигшие совершеннолетия, занимающиеся бродяжничеством и не совершившие какого-либо административного правонарушения, доставленные в орган внутренних дел, не помещаются в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, а направляются в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на основании акта оперативного дежурного органа внутренних дел о необходимости приема такого несовершеннолетнего (ст. ст. 13, 22). Однако на практике передача несовершеннолетних в такие учреждения сопровождается рядом трудностей (материальных, медицинских и иных). В заключение подчеркнем, что отраженные в данной статье взгляды на теоретические и практические аспекты организации деятельности по превенции безнадзорности, беспризорности, попрошайничества, административных правонарушений несовершеннолетних органами и учреждениями системы профилактики правонарушений несовершеннолетних не претендуют на исчерпывающую всеобъемлющую характеристику рассматриваемой деятельности и, по всей видимости, не свободны от недостатков.

——————————————————————