Канада и проблема насилия в семье: двадцать лет борьбы

(Забелина Т. Ю., Исраелян Е. В., Шведова Н. А.)

(«Вопросы ювенальной юстиции», 2006, N 4)

КАНАДА И ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ: ДВАДЦАТЬ ЛЕТ БОРЬБЫ

Т. Ю. ЗАБЕЛИНА, Е. В. ИСРАЕЛЯН, Н. А. ШВЕДОВА

Канада — признанный лидер в области разработки и проведения политики по пресечению насилия в семье. Она хорошо известна своими федеральными и региональными законами, а также социальными программами местного уровня, направленными на борьбу с этим злом.

В стране более двадцати лет ведется изучение проблемы насилия в отношении женщин. Крупномасштабное общенациональное исследование «Канадский опрос по проблемам насилия в отношении женщин», предпринятое в 1991 — 1993 гг., было нацелено на сбор данных, необходимых для осмысления природы и масштабов этого явления. Использовались телефонные интервью: выборка включала 123 000 женщин, среди которых 25 процентов в возрасте от 18 лет и старше пережили различные формы насилия в супружеской жизни.

Насилие в семье приводит к существенным медицинским затратам. Всемирный банк в своем Докладе о мировом развитии от 1993 г. отмечает, что «в индустриальных странах изнасилование и домашнее насилие отнимают почти год из каждых пяти лет здоровой жизни женщин в возрастной группе от 15 до 44 лет». В нем также сказано, что в расчете «на душу населения ущерб здоровью, наносимый женщинам репродуктивного возраста домашним насилием, приблизительно одинаков как в развитых, так и в развивающихся странах».

В Канаде, по данным Ванкуверского центра исследования проблем насилия, женщины, лишившиеся трудоспособности в результате нападений, теряют 7 млн. долл. в заработках ежегодно. Система социального обеспечения расходует 1,8 млн. долл. в год на поддержку женщин, которые вынуждены были прервать свои семейные или партнерские отношения из-за насилия.

По оценкам экспертов, в Канаде расходуется 4,2 млрд. долл. в год для покрытия расходов на медицинские нужды и потерянное рабочее время в связи с сексуальным насилием и другими видами насилия в отношении женщин и девочек.

Федеральное финансирование на цели

предотвращения насилия в отношении женщин

В 1997 — 1998 гг. федеральное финансирование на цели предотвращения семейного насилия составляло 30,7 млн. долл., которые идут на прямое финансирование поддержания убежищ, а также на проекты профилактики семейного насилия. Эта сумма включает дополнительное финансирование в размере 7 млн. долл., которые идут на обеспечение деятельности семи министерств, вовлеченных в борьбу по пресечению насилия, координацию осуществляемых ими мер и для функционирования Национального информационного центра по проблемам семейного насилия.

Эта деятельность свидетельствует о новой стадии в развитии государственной политики по пресечению семейного насилия. Сегодня проблемы семейного насилия интегрированы в текущие программы многих правительственных департаментов, таких как Министерство здравоохранения, Министерство недвижимости и строительства, Королевская канадская конная полиция (RCMP), Министерство юстиции, Министерство наследия, Министерство по делам женщин, Ведомство статистики Канады, а также ряд проектов и программ развивают Министерство национальной обороны, Министерство по делам индейцев и народов Севера, Министерство по делам гражданства и иммиграции, Министерство иностранных дел и внешней торговли и другие.

Особое внимание уделяется вопросам медицинской помощи пострадавшим от злоупотреблений в семейных отношениях. Министерством здравоохранения Канады в сотрудничестве с медицинскими учебными заведениями, ассоциациями врачей и медсестер организованы курсы, обучающие семинары для медицинского персонала, занятого в работе с пережившими семейное насилие. Проведенное специальное исследование «Здравоохранение и насилие в отношении женщин» вскрыло всю глубину и серьезность последствий насилия для физического и психического здоровья жертв. По указанию Министерства были также разработаны правила поведения для врачей и издано руководство для медсестер, оказывающих помощь пострадавшим от домашнего насилия.

Генеральная прокуратура и Министерство юстиции были также подключены к реализации программы. В ее рамках предусматривалось прохождение полицейскими специальной подготовки для работы с пережившими насилие — ведь так же, как россиянки, канадские женщины часто жалуются на грубость и бестактность работников правоохранительных органов. Полицейские получили инструкции и информационные материалы по оказанию помощи жертвам насилия. Канадскими юристами было подготовлено специальное пособие для социальных работников, поддерживающих пострадавших от насилия в семье.

Кроме того, на рассмотрение парламента представлены поправки к существующему законодательству, касающиеся ужесточения правил досрочного или условного освобождения из тюремного заключения лиц, совершивших насилие. Другие предложенные модификации призваны облегчить процесс дачи женщиной показаний в суде и освободить ее от многих унизительных формальностей.

Судебная система и проблема насилия в отношении женщин.

Федеральные законы

Сфера уголовного судопроизводства в Канаде — компетенция федерального и провинциального правительств. Федеральное правительство отвечает за уголовное законодательство, а провинциальное — за отправление правосудия. Соответственно оба уровня правительства должны работать в тесном взаимодействии.

В Канаде не существует специального федерального закона по насилию в отношении женщин.

Начиная с 1994 г. федеральное правительство внесло дополнения (поправки) в Уголовный кодекс, предусматривающие систему мер по обеспечению защиты женщин и детей от насильственных посягательств и действий в отношении их.

До 1983 г. мужчина, изнасиловавший свою жену или допустивший сексуальные злоупотребления в отношении ее, даже если они жили раздельно в этот момент, преследовался законом лишь в том случае, если в результате насилия женщина оказалась изувеченной.

В 1983 г. Закон об изнасиловании был реформирован. Цель реформы состояла в том, чтобы привести в соответствие норму Закона с изменениями в толковании изнасилования как уголовного преступления.

Законопроект C-127, ставший частью Уголовного кодекса, предусматривал изъятие изнасилования из части «Сексуальных правонарушений, нарушений общественной морали и общественного порядка» и перемещение этого вида правонарушения в часть «Правонарушений против личности и репутации». Вводилось три новых определения правонарушений:

— простое сексуальное нападение;

— сексуальное нападение, влекущее за собой телесные повреждения, при использовании оружия или других средств;

— отягощенное сексуальное нападение.

Данный законопроект отменил одно из наиболее сексистских и устаревших аспектов канадского уголовного права, покоившегося на убеждении о том, что сексуальное нападение не может иметь место в отношениях между супругами. Другими словами, было признано уголовным правонарушением изнасилование в браке.

Канадские провинции: законодательство и политика

В Канаде основную ответственность за развитие политики и системы социальных служб, образования и здравоохранения несут правительства провинций и территорий. Эти правительства определяют тип необходимых служб поддержки для женщин, подвергающихся насилию, а также размеры финансирования. Правительства всех провинций и территорий Канады уделяют много внимания проблеме запрещения насилия в отношении женщин, делая основной упор на превентивные меры. Используются возможности системы образования, предпринимаются меры по обеспечению безопасности женщин, развиваются службы для переживших насилие и повышаются требования к правозащитной системе. При этом налицо стремление учитывать потребности групп населения со специальными нуждами: женщин-инвалидов, аборигенок, представительниц национальных меньшинств.

Правоохранительные системы всех провинций и территорий Канады основаны на принципе «нулевой терпимости» ко всем проявлениям насилия. Полиции и судам предписано действовать решительно и быстро. Для реализации таких установок развиваются обучающие программы и тренинги для полиции, прокуроров, сотрудников пенитенциарных заведений, патрульных служб. В провинции Онтарио проводится ежегодный тренинг для прокуроров, специализирующихся по делам, связанным с сексуальным и семейным насилием. В некоторых провинциях, таких как Новая Шотландия, обеспечивается привлечение к подобным тренингам всех сотрудников полиции, правоохранительных органов и пенитенциарных заведений. Провинция Саскачеван также обеспечивает тренингами работников правоохранительных органов и сотрудников местных органов власти и социальных служб (в соответствии с Актом о жертвах домашнего насилия, принятым в этой провинции).

Провинции и территории Канады наряду с тренингами подготовили учебные материалы, включая практические пособия для королевских прокуроров, сотрудников системы исправительных заведений и правоохранительных органов.

В провинции Альберта в 1998 г. был принят Акт защиты от насилия в семье, который берет под защиту всех членов семьи — женщин, мужчин, детей, пожилых людей. В соответствии с этим Актом действуют три формы защиты:

1. Охранный ордер (когда требуется немедленная помощь).

2. Королевский судебный ордер защиты.

3. Ордер, дающий право на вход в жилище.

Осуществляется также деятельность по предотвращению насилия: из ресурсов службы по предотвращению насилия в семье местным организациям для проведения работы выделяются небольшие гранты. Создан информационный пакет для подростков с целью расширить их знания о возможности насилия во время свиданий, а также о насилии в отношении женщин. Эта работа направлена на повышение самосознания молодежи и обеспечение превентивных действий в случае угрозы насилия.

В провинции Манитоба разработаны три типа образовательных программ для обидчиков:

1. 24-часовые занятия по групповому консультированию (предлагаются на шести языках);

2. 84-часовая программа интенсивной терапии (для тех, кто освобожден от наказания условно);

3. 300-часовая программа (для тех, кто находится в заключении).

Существуют также программы индивидуального консультирования для обидчиков.

В Виннипеге с 1990 г. действует Суд по семейному насилию, созданный под давлением общественности для внимательного и справедливого разбирательства случаев насилия в отношениях между супругами, по отношению к детям и престарелым. Создание этого специального суда обеспечивает такой же строгий подход к случаям насилия в семье, как и к другим проявлениям насилия против личности. Работа Суда по семейному насилию признана успешной, во многом благодаря подбору специально подготовленных судей и прокуроров, осведомленных о проблемах насилия. Помимо этого, в качестве компонента обвинительного процесса создана Программа защиты женщин (The Women’s Advocacy Program), обеспечивающая поддержку женщинам на всех этапах взаимодействия с правозащитной системой.

Результат деятельности судов по семейному насилию в провинции Манитоба, а также в других провинциях и территориях Канады привел к тому, что случаи семейного насилия перестали попадать в разряд незначительных дел и ими занимаются высококвалифицированные специалисты.

Помощь пережившим насилие

В соответствии с Актом о жертвах домашнего насилия в провинции Саскачеван в 1995 г. введены в действие ордера, дающие право немедленного вмешательства в любое время суток со стороны специально обученных мировых судей. Эти ордера могут предоставить жертвам эксклюзивное право владения общим жилищем, оберегают жертв домашнего насилия от любых контактов с обидчиком и предписывают служащим полиции наблюдение за данным домом. Наряду с этим ордера могут обеспечивать дополнительные средства, такие как денежная компенсация жертве (например, оплата услуг по переезду, услуг дантиста, юриста и т. п.). Специальный ордер на вход в жилище позволяет официальным лицам контролировать ситуацию и, если требуется, эвакуировать жертву (в том случае, если она не может действовать самостоятельно), особенно если пострадавшие — пожилые люди или люди с ограниченными возможностями. Нарушение любой части указанного Акта является уголовным преступлением. Каждый офицер полиции в провинции прошел специальное обучение по проблемам домашнего насилия и по применению нового законодательства.

С 1988 г. в провинции Онтарио, в частности в крупнейшем городе провинции — Торонто, действует Система немедленного реагирования на проявления домашнего насилия (Domestic Violence Emergency Response System (DVERS)). Учредителями этой Системы стали Канадская служба безопасности (ADT), службы поддержки жертв и полиция г. Торонто. ADT бесплатно предоставляет жертвам насилия портативную сигнальную аппаратуру и обеспечивает круглосуточную ее работу. Член семьи, которому угрожает опасность, может с помощью этой аппаратуры подать сигнал, который немедленно передается в полицию как звонок особой важности. Семьи из «группы риска» определяются с помощью местных социальных служб или правоохранительных органов; представители ADT обучают членов таких семей, в том числе и детей, как пользоваться аппаратурой.

Развиваемая ADT с 1991 г. в качестве местной услуги система DVERS стала первой программой такого рода в Северной Америке. Торонто явился 26-м городом в Канаде, пользующимся этой системой, которая внедрена также в 130 городах США.

В Онтарио существуют также два типа судов по делам о семейном насилии. В судах одного типа рассматриваются более простые случаи, в том числе те, где супруги предлагают продолжать жить вместе, а также те случаи, которые касаются впервые переступивших закон. Суды второго типа рассматривают более серьезные случаи, требующие строгого наказания. Такая специализация помогает улучшить качество судопроизводства и больше соответствует защите интересов, пострадавших от насилия.

В 1999 г. в Онтарио было проведено исследование изменений, происходящих в уголовных судах провинции. В первую очередь рассматривалось отношение к случаям насилия против женщин и проведено сравнение с результатами подобного исследования 1995 г. Был сделан вывод об оправданности тактики создания двух типов судов по делам о семейном насилии; постепенно менялось и отношение судей, общественности к пострадавшим. Налицо было стремление добиться меньшего травмирования жертв в ходе судебных разбирательств. Положительные результаты были достигнуты и в реализации программ для обидчиков.

Исследование также показало, что по сравнению с 1995 г. значительно, до 50 процентов, увеличилось число женщин-судей и женщин — королевских прокуроров. Однако отношение судей к случаям домашнего насилия было далеко не одинаковым, и не все они одинаково серьезно оценивали опасность насилия в семье и влияние его на детей, не принимали всерьез программы для обидчиков. Однако эти программы интенсивно развиваются, давая наилучшие результаты в том случае, если вмешательство произошло на раннем этапе процесса развития домашнего насилия. В этот момент с помощью интенсивного консультирования возможно разорвать порочный круг семейных взаимоотношений, отмеченных насилием.

Онтарио, как и многие другие провинции Канады, имеют успешно реализуемые программы помощи жертвам-свидетелям, которым предстоит давать показания в суде, большинство из которых женщины и дети. В 1994 — 1995 гг. 54% ресурсов этой программы было потрачено на помощь жертвам домашнего насилия. Программа «Жертва — свидетель» помогает им на различных стадиях судебного разбирательства, включая и сам судебный процесс. В 1996 — 1997 гг. около 20 тысяч жертв преступлений получили защиту в рамках этой Программы.

Движение по созданию убежищ

До 70-х годов в Канаде социальные службы не обеспечивали пристанищем женщин, подвергшихся насилию. Помощь иногда оказывали религиозные или благотворительные организации. Только в 70-е годы, когда проблемы насилия стали шире обсуждаться в обществе, появилась необходимость создания убежищ, «безопасных домов» для пострадавших от насилия. Первые из них располагались в гостиных домах, в их числе дома временного пребывания в Ванкувере и Торонто. В 1980 г. таких домов было уже более 70 по всей Канаде, а к 1990 г. существовала сеть из 400 домов, расположенных как в городской, так и в сельской местности. Ныне их число достигло 470, и потребность в них велика: например, в 1994 г. 85 тыс. женщин и детей обратились за помощью в канадские убежища для жертв насилия.

Услуги, предоставляемые женщинам и детям в убежищах:

1. Терапевтическое консультирование.

2. Индивидуальное и групповое консультирование.

3. 24-часовая кризисная телефонная линия.

4. Помощь в обращениях к юристам и в другие организации.

Многие убежища одновременно проводят образовательные программы, деятельность по сбору средств и тренинги для сотрудников и волонтеров. Делаются такие попытки помочь женщинам стать «социальными адвокатами» (общественными защитниками для других женщин, страдающих от насилия). Во многих населенных пунктах Канады на первых страницах телефонных книг печатаются номера местных убежищ для женщин, подвергающихся домашнему или сексуальному насилию, а также кризисных центров, телефонов доверия и служб для детей, страдающих от жестокого обращения.

Средства на содержание указанных служб и убежищ предоставляются в первую очередь (82%) федеральными, провинциальными или муниципальными властями (всего 140 млн. долл. в год). Кроме того, 30 млн. долл. поступает от неправительственных источников (пожертвования, поиск средств самими убежищами, лотереи, займы и гаранты, деятельность «Юнайтед Уэй»).

В провинции Онтарио правительство финансирует целую систему служб помощи женщинам, пережившим насилие, а также превентивные мероприятия (убежища и службы поддержки, консультирование жертв, центры помощи жертвам сексуального и домашнего насилия, кризисные центры, программы для мужчин-обидчиков). Проводится регулярный мониторинг эффективности этих проектов.

В 90-е годы канадское правительство, учитывая рекомендации Комиссии по выработке национальной стратегии по борьбе с насилием, предпринимает дополнительные меры, нацеленные на поддержку тех групп, которые имели ограниченный доступ к подобным центрам. Они касались прежде всего женщин, проживающих в сельской местности, представительниц коренного населения, национальных меньшинств, иммигранток и женщин с ограниченными возможностями (инвалиды). И хотя женские организации Канады критикуют правительство за недостаточное финансирование и неравномерное территориальное распределение служб, ясно одно: канадки не одиноки в беде, им есть куда обратиться в минуты горечи и отчаяния.

Кризисные центры в Канаде — это своеобразные социальные институты, живущие в соответствии со своими принципами и кодексом чести. Их деятельность покоится на следующих принципах:

— конфиденциальность полученной центром или телефоном доверия информации;

— равное уважение ко всем обратившимся независимо от их социального положения и национальной принадлежности;

— доверительная атмосфера во взаимоотношениях между работниками центра и добровольными помощниками;

— активная гражданская позиция.

Многие центры ведут активную общественную деятельность, участвуя помимо просветительской и воспитательной работы в законотворческом процессе. Так, представительницы кризисных центров добились внесения в законодательство понятия «об изнасиловании в браке».

Создание кризисных центров и убежищ является частью Правительственной программы по насилию в семье, действующей в Канаде с 1988 г.

Ответственность местной общины

и проблема сексуального насилия

Хотя движение против изнасилований имеет длительную историю в феминистском движении, число центров для переживших сексуальное насилие сокращается (в отличие от центров помощи жертвам насилия в семье), в некоторых провинциях Канады их нет совсем. Обычно подобные центры действуют с помощью большого числа волонтеров, с небольшими ресурсами и с ограниченным числом платных сотрудников. В Канаде ныне действует свыше 80 центров помощи пережившим сексуальное насилие. Одним из масштабных мероприятий этих центров является ежегодный марш в ночное время по улицам основных городов Канады, символизирующий стремление женщин без страха гулять по городу в любое время.

Акция торонтского метро: проверка на безопасность

Объединения граждан по месту их проживания — важная составная часть участников противоборства и предупреждения насилия. Они приняли участие в проверке своих микрорайонов на безопасность, присоединившись к инициативе Комитета по проблемам насилия в отношении женщин и детей торонтского метро (МЕТРАК). Эта инициатива была подхвачена в университетских городках, жилых комплексах и торговых центрах по всей Канаде. Основной принцип проверки на безопасность: риск нападения может быть в значительной степени сокращен благодаря простым и дешевым мерам, таким как обеспечение достаточной освещенности улиц, перенос зеленых насаждений дальше от пешеходных дорожек, размещение автобусных остановок возле людных мест и т. д.

Участие научных, учебных, религиозных, медицинских и других

организаций в движении против насилия в отношении женщин

В Канаде приобрели известность пять исследовательских центров (в Ванкувере, Виннипеге, Лондоне, провинции Онтарио, Монреале, в г. Фредериктон, провинции Нью-Брансвик) по проблемам семейного насилия и насилия против женщин. Они созданы в 1993 г. и финансируются Исследовательским советом по социальным и гуманитарным наукам Канады и федеральным департаментом здравоохранения и социального обеспечения, а также получают средства от местных объединений граждан. Эти центры стремятся обеспечить устойчивое сотрудничество между учеными, преподавателями, практиками, политиками и всеми заинтересованными организациями.

Исследовательские центры сотрудничают более чем с 600 правительственными и местными организациями на основе длительного партнерства.

В противостояние насилию включаются все новые канадские организации. Так, в 1997 г. Канадский конгресс по образовательным возможностям для женщин и Национальный секретариат по грамотности начали исследование о влиянии насилия на жизнь тех женщин, которые участвуют в образовательной деятельности.

В кампанию по предотвращению и осуждению всех форм насилия включились две крупные фирмы по производству косметики — «Боди Шоп» и «Эйвон». Совместно с Ассоциацией молодых христианок они начали выпуск наклеек, маек и прочей продукции, содержащей призывы покончить с насилием.

Кампанию против насилия поддерживают и многие работодатели. Они поощряют проведение тренингов для своих сотрудников по вопросам насилия, включают семинары и консультирования в программы помощи сотрудникам.

В противоборстве насилию активно участвуют и церкви различных конфессий. Их представители разработали разнообразные формы просветительской работы: образовательные семинары для членов общины, публикации в местных газетах, молитвы с осуждением насилия, обход местных ферм, где женщины и дети месяцами живут в изоляции из-за отсутствия транспорта. Для них были организованы театрализованные представления, ролевые игры и обеспечен транспорт для посещения этих мероприятий. В некоторых общинах церкви провели марши по городу, стремясь привлечь внимание к проблеме насилия и методам борьбы с ним.

В деятельности, направленной на предотвращение и искоренение насилия, принимают участие средства массовой информации, в том числе Канадская ассоциация радиовещания, а также профсоюзы. Например, Объединенный профсоюз рабочих сталелитейной промышленности, в котором преобладают мужчины, принял решение считать насилие против женщин «своей проблемой» и сотрудничать с национальными и местными женскими организациями, чтобы распространить информацию, участвовать в совместных действиях и поиске средств решения проблем.

Большой оригинальностью отличаются инициативы местных сообществ (community): создаются театрализованные и музыкальные постановки; выпускаются футболки с надписями и символикой против насилия (дизайн некоторых создан теми, кто его пережил); работают группы образования для мужчин, которые используют традиции коренных народов, буддистов, гандистов, экологистов и т. п.

Выводы

С 1995 по 1998 г. федеральное Правительство Канады выделило 176 млн. долл. на различные инициативы по борьбе с домашним насилием. Провинциальные и муниципальные власти также сделали немало: проведены информационные и образовательные кампании, поддержаны службы для переживших насилие, программы для коррекции поведения мужчин-насильников. И хотя в последние годы в ряде мест, например в Онтарио, правительство урезало финансирование женских организаций, все же у них есть возможность обеспечивать социальные службы для женщин.

Проблема насилия в отношении женщин касается всех стран, всего мира. Женщины не освободятся от насилия до тех пор, пока не достигнут равенства с мужчинами. В то же время равенство не может быть достигнуто, пока насилие и угроза насилия не изгнаны из жизни женщин. Высокая материальная и моральная цена, которую приходится платить за насилие против женщин, подчеркивает необходимость продолжения поисков решения этой проблемы. Опыт Канады — страны, признанной во всем мире лидером в борьбе с насилием, — является кладезем форм и методов противостояния этому злу. Достижения Канады могут быть учтены не только при составлении и реализации проектов неправительственных организаций, но и при подготовке и внедрении правительственных программ, как на местном, так и на общенациональном уровне. Для Канады не стала самоцелью выработка единого федерального закона о насилии в семье (в отличие от России, где в течение нескольких лет общественные и государственные деятели, юристы, эксперты потратили массу усилий, времени и средств, безуспешно пытаясь создать подобный законопроект). Представляется, что для России вполне приемлем путь Канады, где федеральное правительство отвечает за уголовное законодательство, а правительства провинций в тесном взаимодействии с федеральным — за осуществление правосудия. Власти всех уровней тесно взаимодействуют с неправительственными организациями, образовательными и культурными учреждениями. В этом — залог успешного развития Канады по пути созидания такого общества, где на деле реализуется принцип всеобщей нетерпимости к проявлениям насилия.

——————————————————————