Основные направления защиты прав несовершеннолетних при осуществлении правосудия и применении мер уголовно-правового воздействия в Украине

(Юзикова Н. С.) («Lex russica», 2013, N 6)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ И ПРИМЕНЕНИИ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В УКРАИНЕ

Н. С. ЮЗИКОВА

Юзикова Наталия Семеновна, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и уголовного права Днепропетровского национального университет имени Олеся Гончара.

В статье раскрывается правовое положение несовершеннолетнего в процессе осуществления правосудия и применения мер уголовно правового характера. На основе исследования судебной практики выявлены пробелы в обеспечении прав в процессе назначения наказания, что нарушает принцип справедливости, равенства и индивидуализации уголовной ответственности. Очерчен круг проблем, возникающих в практике назначения наказания при наличии обстоятельств, исключающих возможность их применения для отдельных возрастных групп, обоснована целесообразность внесения изменений в Закон об уголовной ответственности Украины, регламентирующий имущественные виды наказания, с учетом нормативной и судебной практики России. Изложены процессуальные основы защиты прав подростков в рамках нового УПК Украины, дана их характеристика исходя из отдельных стадий уголовного процесса, предложены оптимальные формы внедрения в украинскую правоприменительную деятельность зарубежного опыта подготовки специалистов для работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом. Дальнейшее реформирование системы правосудия в отношении несовершеннолетних в Украине и применение к ним адекватных мер уголовно-правового и воспитательного характера дадут возможность оптимизировать условия формирования социально приемлемого поведения подростков в обществе.

Ключевые слова: юриспруденция, несовершеннолетний, индивидуализация уголовной ответственности, процессуальная защита, правосудие в отношении несовершеннолетних, наказание, гуманизация мер уголовно-правового воздействия, судья, ювенология.

Key direction of protection of rights of the juveniles in implementation of justice and application of measures of criminal legal influence in Ukraine N. S. Yuzikova

Yuzikova Natalia Semenovna — PhD in Law, Associate Professor of the Department of Administrative and Criminal Law of the Dnepropetrovsk National University named after Oles Gonchar.

The article is devoted to the legal status of a juvenile person within the process of Implementation of justice and application of the measures of criminal legal Influence. Based on the studies of judicial practice, the author discusses the gaps in the guarantees of the rights of juveniles in the process of assigning a punishment, which in turn violates the principle of fairness, equality and individual character of criminal responsibility. The author discusses a number of problems, which appear in the practice of assigning punishment, when the conditions excluding their application for some age groups are present. The author provides grounds for the need to amend the legislation of Ukraine on criminal responsibility regarding property-related to punishments, taking into account the normative and judicial practice of the Russian Federation. The author discusses procedural bases for the protection of the rights of juvenile persons in the new Criminal Procedural Code of Ukraine, characterizes them based upon certain stages of criminal process and offers optimum forms of introduction of foreign experience regarding training of personnel working with juvenile delinquents into the Ukrainian legal practice. The further reform of the judicial system regarding the underage persons in Ukraine and application of adequate criminal legal and educational measures to them shall allow to optimize the conditions for the formation of the socially acceptable behavior of the juvenile persons in the society.

Key words: jurisprudence, juvenile, individualization of criminal responsibility, procedural protection, justice towards the juveniles, punishment, humanization of the measures of criminal law influence, justice, juvenology.

Политика государства в отношении несовершеннолетних должна строиться на основе принципа «во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка» (ст. 3 Конвенции о правах ребенка 1989 г.) <1>. ——————————— <1> Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. М., 1998. С. 23 — 24.

В Украине продолжается процесс реформирования системы уголовной юстиции в отношении несовершеннолетних, что способствует обеспечению защиты их прав при осуществлении правосудия и применении мер уголовно-правового и воспитательного воздействия. Приняты Законы «О социальной работе с семьями, детьми и молодежью», «Об органах и службах по делам детей и специальных учреждениях для детей»; Указ Президента «О мерах по обеспечению защиты прав и законных интересов детей»; утверждены Общегосударственная программа «Национальный план действий по реализации Конвенции ООН о правах ребенка на период до 2016 года» и государственная Концепция развития уголовной юстиции по делам несовершеннолетних в Украине, принят новый Уголовный процессуальный кодекс Украины, внесены изменения в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей». Криминологи, криминалисты и специалисты уголовного права продолжают исследования в сфере всесторонней защиты прав несовершеннолетних, совершающих правонарушения и преступления, применения к ним оптимальных мер уголовно-правового и воспитательного воздействия (А. И. Долгова, В. В. Голина, В. П. Емельянов, А. П. Закалюк, И. Г. Забрянский, Н. Н. Крестовская, А. Н. Костенко, О. М. Литвак, А. Н. Литвинов, Э. Б. Мельникова, Г. М. Миньковский, Н. В. Шость и др.). Вопросам процессуальной защиты несовершеннолетних при осуществлении правосудия в отношении их посвящены труды И. С. Кошелевой, В. С. Зеленецкого, И. А. Макаренко, А. Б. Романюка, В. А. Рыбальской, Н. В. Сибилевой и др. Защита прав может быть реализована путем правового закрепления статуса несовершеннолетнего <2> (нормативный уровень), обеспечения гарантий и механизма для применения этих прав (правоприменительный уровень). ——————————— <2> Вопрос о содержании правового статуса является дискуссионным. Существует несколько подходов к его определению в широком и узком понимании, а также отождествление с понятием правового положения несовершеннолетнего. Не вступая в полемику по этому вопросу, укажем на определение статуса, данное В. А. Кучинским. Под правовым статусом он предлагает понимать совокупность закрепленных в нормах права четко определенных прав и обязанностей, устанавливающих пределы возможного и должного поведения, общие для всех лиц, подпадающих под определенные признаки (Кучинский В. А. Правовой статус и субъективные права граждан // Правоведение. 1965. N 4. С. 45).

На первом уровне обеспечение защиты прав указанных лиц при осуществлении правосудия реализуется в законодательном закреплении особенностей уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних (раздел XV УК Украины 2001 г.), что является материальной основой. Процессуальной основой выступают законодательное отражение общих правил производства в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение, и применения принудительных мер воспитательного характера к лицам, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность (гл. 38 «Уголовное производство в отношении несовершеннолетних» УПК Украины 2012 г.), а также закрепление принципов осуществления правосудия (раздел I. Принципы организации судебной власти Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей»). В разделе XV (ст. 97 — 108 УК Украины) систематизированы нормы, регулирующие особенности применения уголовно-правовых институтов к несовершеннолетним, что свидетельствует о приоритетном отношении государства к уголовной политике в сфере защиты прав ребенка. Данный раздел системно связан с другими разделами Кодекса: общими основаниями и границами уголовной ответственности (ст. 2, 4 — 8); основаниями освобождения от уголовной ответственности (ст. 44 — 48); освобождением от отбывания наказания с испытанием (ст. 75 — 78) и в связи с окончанием сроков давности (ст. 80); общими принципами назначения наказания (ст. 65); погашением и снятием судимости (ст. 88 — 91). Наличие самостоятельного раздела не исключает возможности применения к несовершеннолетним отдельных статей Уголовного кодекса, регламентирующих вопросы уголовной ответственности и наказания совершеннолетних лиц. Нормы общего и специального характера (особенностей уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних <3>) в УК Украины дают возможность обеспечивать права лиц, не достигших возраста 18-ти лет, при реализации в отношении их функций правосудия с учетом особенностей психофизического развития и возраста. ——————————— <3> Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних — это установленные нормами уголовного и уголовно-исполнительного законов отличительные, по сравнению с совершеннолетними лицами, правила относительно видов средств воздействия (принудительных мер воспитательного характера, наказания), их содержания, оснований назначения, порядка и условий исполнения, освобождения от ответственности и отбывания наказания, сроков погашения или снятия судимости.

Содержание особенностей уголовной ответственности и наказания подростков заключается в их индивидуализации <4>, которая базируется на максимальном учете психологического, морального, возрастного своеобразия ребенка, что обусловлено международными принципами справедливости, гуманизма, оптимизации мер воздействия с постепенным отказом от мер уголовной репрессии. ——————————— <4> Индивидуализация ответственности несовершеннолетних за совершение преступления выступает в форме: 1) освобождения от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного характера; 2) наказания и сроков его отбывания; 3) освобождения от отбывания наказания с испытанием; 4) освобождения от наказания с применением принудительных мер воспитательного характера; 5) условно-досрочного освобождения от отбывания наказания; 6) применения специальных сроков погашения и снятия судимости.

Реализация и защита прав несовершеннолетних в процессе применения уголовно-правовых норм об уголовной ответственности в подавляющем большинстве не вызывает трудностей. Однако на правоприменительном этапе, как явствуют результаты анализа судебной практики, уровень обеспечения прав в контексте особенностей уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних не в полной мере соответствует законодательно и конвенционно определенным принципам наилучшего обеспечения их интересов. В постановлениях Пленума Верховного Суда Украины <5> отмечено преимущественное соблюдение прав несовершеннолетних при осуществлении правосудия. Однако встречаются ошибки при применении уголовного закона при назначении наказания; в отдельных случаях не надлежащим образом выясняются причины и условия, приведшие к совершению преступления, исполняются требования закона относительно условий и порядка рассмотрения производства по делам несовершеннолетних; сроки наказания, назначаемые несовершеннолетним, не соответствуют санкции инкриминируемой нормы <6>. ——————————— <5> См., напр.: Постановление Пленума N 2 от 26 апреля 2002 г. «Об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания и замена не отбытой части наказания более мягким»; Постановление Пленума N 7 от 24 октября 2003 г. «О практике назначения судами уголовного наказания»; Постановление Пленума N 16 от 26 октября 2003 г. «О практике применения судами Украины законодательства о погашении и снятии судимости»; Постановление Пленума N 5 от 16 апреля 2004 г. «О практике применения судами Украины законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних»; Постановление Пленума N 2 от 15 мая 2006 г. «О практике рассмотрения судами дел о применении принудительных мер воспитательного характера» (Збiрник постанов. Пленуму Верховного Суду Украiни у кримiнальних справах: Видання четверте. Х., 2008. С. 49 — 106). <6> Так, приговором Ленинского районного суда г. Севастополя от 21 марта 2006 г. Т. осуждена по ч. 3 ст. 185 УК (кража) к 3 годам лишения свободы, по ч. 3 ст. 358 УК (подделка документов, печатей, штампов и бланков, их сбыт, использование поддельных документов) к 6 месяцам ареста, по ст. 357 УК (хищение, присвоение, вымогательство документов, штампов, печатей, завладение ими путем мошенничества или злоупотребления служебным положением или их повреждение) к 3 месяцам ареста. Определением Коллегии судей Судебной палаты по уголовным делам Верховного Суда Украины приговор был изменен и наказание в виде ареста уменьшено до 40 дней. Коллегией установлено, что Т. совершила преступление, за которое она осуждена до 18-летнего возраста, а на момент постановления приговора достигла совершеннолетия.

Проанализируем отдельные проблемы защиты прав несовершеннолетнего при осуществлении правосудия в процессе реализации принципа индивидуализации наказания в отношении лица, совершившего преступление в возрасте от 14 до 16 лет. Так, в санкциях ст. 116 (умышленное убийство, совершенное в состоянии сильного душевного волнения), ч. 2 ст. 189 (вымогательство) УК Украины наряду с лишением свободы предусмотрено ограничение свободы. А такой вид наказания в соответствии со ст. 61, 98 УК Украины не может быть применен к несовершеннолетним, поэтому безальтернативно применяется лишение свободы. В ст. 185 (кража) и 186 (грабеж) УК Украины закреплено пять основных видов наказаний: штраф, общественные работы, исправительные работы, арест и лишение свободы. К возрастной группе от 14 до 16 лет может быть применен штраф <7> или лишение свободы. Учитывая преимущественное отсутствие самостоятельного дохода или имущества у лиц до 16 лет, применение штрафа является невозможным. Поэтому в правоприменительной практике безальтернативно применяется лишение свободы на определенный срок <8>. Эта категория лиц находится в худшем положении не только по сравнению со взрослыми, но и с несовершеннолетними лицами в возрасте от 16 до 18 лет. ——————————— <7> Штраф — денежное вознаграждение в доход государства, налагаемое судом в размере, который приравнивается к определенному количеству необлагаемых минимумов доходов граждан. Закон не предусматривает оплату штрафа, назначенного несовершеннолетнему, его родителями, усыновителями, опекунами или другими лицами. Этот вид наказания применяется к несовершеннолетнему только при наличии у него самостоятельного дохода, собственных средств или имущества, на которое может быть обращено взыскание. <8> Судебная практика свидетельствует, что в отношении несовершеннолетних 16 — 18 лет лишение свободы по ряду норм является единственным видом наказания. Так, санкцией ст. 296 УК (хулиганство) предусмотрено ограничение свободы и лишение свободы.

В ч. 1 ст. 296 УК Украины (хулиганство) предусмотрен штраф, арест, ограничение свободы. При этом два последних вида наказания к лицам до 16 лет не применяются (ч. 1 ст. 98, ст. 101 УК Украины), а возможность назначения штрафа исключается из-за отсутствия самостоятельного заработка или дохода <9> (ч. 1 ст. 99 УК Украины). ——————————— <9> Характерно, что финансовая несостоятельность взрослых лиц не исключает возможность назначения штрафа. Даже предусмотрена возможность рассрочки выплаты частями или замена исправительными работами (ч. 4, 5 ст. 53 УК). К несовершеннолетним же, исходя из их имущественного положения, за совершение аналогичного преступления назначается лишение свободы.

О дискриминационном положении несовершеннолетних при осуществлении правосудия и необходимости внесения изменений в уголовное законодательство говорится в научной литературе <10>. ——————————— <10> Сучасне кримiнальне право Украiни: нормативно-правовi документи та судово слiдча практика: Хрестоматiя / Упорядник А. В. Савченко та iн.; За заг. ред. В. В. Кузнецова. К., 2005. С. 159; Юзикова Н. С. Теория и практика назначения наказания несовершеннолетним 14 — 16 лет по уголовному законодательству Украины // Уголовное право: истоки, реалии, переход к устойчивому развитию. Материалы VI Российского конгресса уголовного права (26 — 27 мая 2011 г.). М., 2011. С. 765 — 767.

В данной ситуации, на наш взгляд, необходимо учитывать опыт России. В ст. 88 УК РФ предусмотрено назначение штрафа при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, либо при их отсутствии. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. В судебной практике также возникают трудности при определении наказания при наличии обстоятельств, исключающих возможность их назначения несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет, на что неоднократно указывалось в научной литературе <11>. Так, в санкции закона, по которому осуждается несовершеннолетний, предусмотрены наказания, назначаемые при определенных условиях: ——————————— <11> Антипов В. В., Антипов В. I. Обставини, якi виключають застосування кримiнального покарання. К., 2004. С. 50; Юзикова Н. С. Особливостi застосування до неповнолiтнiх покарань за наявностi обставин, що виключають iх призначення // Науково-виробничий журнал «Держава та райони». Сер.: Право. 2011. N 2. С. 116 — 120.

1) при совершении впервые преступления небольшой тяжести. В ч. 1 ст. 135 УК Украины (оставление в опасности) в качестве наказания указаны ограничение или лишение свободы. Однако к несовершеннолетнему, впервые совершившему преступление, лишение свободы не применяется (п. 2, ст. 102 УК Украины), не может быть им назначено и ограничение свободы (ч. 3 ст. 61, ч. 1 ст. 98 УК Украины); 2) при отсутствии работы. В ст. 196 УК Украины (неосторожное уничтожение или повреждение имущества) предусмотрено наказание в виде исправительных работ, ограничения или лишения свободы. При совершении этого преступления впервые лишение свободы и ограничение свободы не применяются, а исправительные работы назначаются только работающим подросткам. Таким образом, ни один вид наказания при совершении несовершеннолетними перечисленных и некоторых других преступлений не может быть назначен. В данной ситуации судебная практика руководствуется Постановлением Пленума Верховного Суда Украины «О практике применения судами Украины законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних». При наличии соответствующих обстоятельств суд освобождает виновного от ответственности с применением принудительных мер воспитательного характера. Существующие законодательные ограничения в процессе осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних обусловливают наличие противоположных последствий. В одной ситуации несовершеннолетние оказываются в более неприемлемых, нежели взрослые, условиях при выборе меры наказания, когда единственно возможным является лишение свободы, в других — возникает ситуация безнаказанности, что провоцирует рецидив. В обоих случаях нарушается принцип справедливости, равноправия и индивидуализации, поэтому не достигается цель наказания. Применяемая к несовершеннолетним мера уголовно-правового воздействия должна быть необходимой и достаточной для исправления, воспитания подростка и предупреждения рецидива. Эффективность системы правосудия в отношении несовершеннолетних должна определяться не только количеством совершенных ими общественно опасных деяний, но и количеством подростков, отбывающих наказание в местах лишения свободы. В странах с развитой системой уголовного правосудия число лиц, не достигших совершеннолетия, отбывающих наказание, исчисляется десятками, а в странах с социалистической и постсоциалистической системой правосудия — десятками тысяч <12>. ——————————— <12> Крестовська Н. М. Ювенальне право Украiни: iсторико-теоретичне дослiдження. О., 2008. С. 168.

Так, по данным Государственной судебной администрации Украины, в 2011 г. лишение свободы было применено к 1915 несовершеннолетним, что составляет 22,7% от общего числа осужденных несовершеннолетних (8686 чел.) и 60% от количества несовершеннолетних, к которым было применено наказание (3219 чел.). Таким образом, самый строгий вид наказания — лишение свободы применен к 60% несовершеннолетних, а остальные (арест, исправительные, общественные работы, штраф и другие виды наказания) составляют 40%. При общей государственной политике гуманизации мер уголовно-правового воздействия правоприменительная практика свидетельствует о доминировании карательных мер <13>, несмотря на то что в науке и практике пришли к твердому убеждению о небольшой эффективности как воспитательного, так и превентивного характера такого вида наказания, как лишение свободы. Справедливости ради следует сказать, что освобожденных от уголовной ответственности несовершеннолетних значительно больше, чем осужденных к различным видам наказания. Их число составляет 5862 чел. (67% от общего числа осужденных несовершеннолетних). ——————————— <13> По законодательству Англии несовершеннолетний может быть помещен в исправительное учреждение закрытого типа или назначена пробация (как наказание, применяемое только при совершении тяжкого преступления) от 6 месяцев до 3 лет, в течение которых он должен регулярно встречаться с наставником. Как альтернатива лишению свободы применяются: штраф; компенсация потерпевшему; выполнение общественных работ; комендантский час; электронный надзор и смешанные меры (Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ, Японии. Общая часть уголовного права / Отв. ред. Н. Ф. Кузнецова. М., 1991. С. 44 — 45; Головко Л. В. Альтернативы уголовному преследованию в современном английском праве // Правоведение. СПб., 1998. N 3. С. 112).

Особенности процессуальной защиты подростка, совершившего преступление, осуществляются с соблюдением принципа верховенства права (ст. 8 УПК Украины), в соответствии с которым человек, его права и свободы признаются наивысшими ценностями, и определяют содержание и направленность деятельности государства. Реформаторский вектор нашел отражение в новом УПК Украины, постепенно внедряются международные правила и принципы в национальное законодательство по защите прав несовершеннолетних при осуществлении правосудия. Можно уверенно сказать, что в Кодекс заложены основы ювенального правосудия на принципах гуманного, ответственного и адекватного судопроизводства в отношении лиц, не достигших совершеннолетия. Специфика защиты прав рассматриваемой категории лиц при осуществлении правосудия заключается в особом подходе к несовершеннолетнему на всех стадиях уголовного процесса: — допрос осуществляется при участии законного представителя, педагога, психолога, а в случае необходимости — врача (ст. 491 УПК); — задержание и содержание под стражей имеют исключительный характер, обязательно об этом сообщается родителям или лицам, которые их заменяют; — предусмотрена передача под надзор родителям, опекунам, попечителям или администрации детского учреждения, которые принимают на себя обязательство обеспечить надлежащее поведение и прибытие подозреваемого или обвиняемого к следователю, прокурору или судье. Передача несовершеннолетнего под надзор родителей или иных лиц осуществляется только при условии обоюдного согласия, при этом собираются сведения о родителях, опекунах или попечителях, об их отношениях с детьми для решения вопроса о возможности надлежащего осуществления надзора за подростком. Нарушение взятых на себя обязательств влечет денежное взыскание. Четкое определение круга обстоятельств, подлежащих выяснению в ходе досудебного расследования и судебного рассмотрения уголовных правонарушений, допущенных несовершеннолетними, дает возможность всесторонне изучить обстоятельства совершения общественно опасного деяния, факторы, влияющие на негативное поведение личности, особенности последней. Это способствует более целесообразному и оптимальному выбору мер воздействия в целях перевоспитания виновного. Процессуальные нормы также направлены на гуманный подход к личности обвиняемого, подозреваемого, на максимальную защиту от негативного влияния в процессе следствия. Так, предусмотрено, что в процессе уголовного производства в отношении несовершеннолетнего, в том числе при применении принудительных мер воспитательного характера, следователь, прокурор, следователь-судья, суд и все другие лица, которые принимают в нем участие, обязаны осуществлять процессуальные действия в порядке, который наименьшим образом нарушает обычный уклад жизни несовершеннолетнего и отвечает его возрастным и психологическим особенностям; разъяснять суть процессуальных действий, решений и их значение, выслушивать аргументы подростка при принятии процессуальных решений и принимать другие меры, направленные на избежание негативного влияния на ребенка (484 УПК Украины). Следует обратить внимание на вопросы профессиональной подготовки лиц, осуществляющих процессуальную деятельность в сфере защиты прав ребенка, правосудие в отношении несовершеннолетних и предупреждение преступности среди указанных лиц. Это в первую очередь касается профессиональной компетентности кадрового состава путем специализации, профессиональной подготовки, обучения в процессе работы, курсов переподготовки и др. Специальная профессиональная подготовка ювенального характера необходима не только для обеспечения защиты прав и интересов несовершеннолетних при осуществлении правосудия, но и направлена на эффективное предотвращение и противодействие преступности подростков, улучшение обращения с правонарушителями и их возвращение в общество. На правоприменительном уровне при реализации права на справедливый и профессиональный суд важную роль играет норма, закрепленная в ст. 18 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» <14>, касающаяся ювенальной специализации судей. В п. 10 ст. 31 УПК Украины предусмотрено, что уголовное производство по рассмотрению в отношении несовершеннолетнего обвинительного акта, ходатайства об освобождении от уголовной ответственности, о применении принудительных мер воспитательного характера, их продлении, замене или прекращении осуществляется судьей, уполномоченным в соответствии с Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей». При коллегиальном рассмотрении производства в отношении лица, не достигшего совершеннолетия, председательствующим может быть только судья, наделенный соответствующими полномочиями. ——————————— <14> В соответствии со ст. 18 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» в местных общих судах и апелляционных судах областей, г. Киева и Севастополя, апелляционном суде Автономной Республики Крым действует специализация по осуществлению уголовного производства в отношении несовершеннолетних. При этом судьи, уполномоченные осуществлять уголовное производство в отношении указанных лиц, избираются из числа судей соответствующего суда собранием судей на срок не более трех лет и могут быть переизбраны повторно. Кроме того, действует автоматизированная система определения судьи, коллегии судей для конкретного судебного производства (ст. 35 УПК Украины).

С одной стороны, эти нормы являются формой реализации международных правил осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних (п. 1.6, 12.1, 22.1, 22.2 Минимальных стандартных правил ООН об осуществлении правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 г.); с другой — без достаточной материальной и профессиональной базы характеризуют формальный подход к механизму реализации их прав при осуществлении правосудия. Недостаточно нормативного закрепления возможности осуществлять правосудие в отношении несовершеннолетних отдельными судьями, необходима специальная подготовка и знания в сфере возрастной психологии и педагогики, что даст возможность в полной мере осуществить защиту прав подростков с учетом психологического, морального, полового, возрастного своеобразия, особенностей психофизического развития. Согласно Закону Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» 2012 г. одним из видов адвокатской деятельности является защита интересов несовершеннолетнего при применении принудительных мер воспитательного характера (ст. 6). О ювенальной специализации, дополнительной профессиональной подготовке психологического, педагогического или социального характера в Законе речь не идет, но отдельное направление все же предусмотрено. Несмотря на позитивный характер законодательных изменений уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних, связанных с привлечением соответствующих специалистов и служб, проблема всесторонней ювенальной защиты в корне не решается, отсутствует специализированная подготовка специалистов (прокуроров, следователей, судей, адвокатов), которые наряду с правовой подготовкой должны владеть педагогическими и психологическими знаниями и социальными практиками. Для ювенальных судей законодатель предусмотрел условие — наличие 10-летнего стажа, а при отсутствии судей с таким стажем — обязанности уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних осуществляет судья, который имеет наибольший стаж работы на должности судьи. Для следователей, прокуроров и адвокатов, принимающих участие в уголовном судопроизводстве по делам несовершеннолетних, не предусмотрено даже наличия стажа работы по специальности. Остается нерешенной проблема создания специально оборудованных помещений для осуществления ювенального правосудия. Нормативное провозглашение ювенальной специализации и акцент на формирование условий, которые наименьшим образом нарушают обычный образ жизни несовершеннолетнего и соответствуют его возрастным и психологическим особенностям, требуют определенной изоляции ребенка от общей системы уголовной юстиции, в том числе и в рамках помещений суда, прокуратуры, органов внутренних дел. То же самое касается и применения мер, направленных на устранение негативного влияния на несовершеннолетнего. Исходя из международных норм, для наилучшего обеспечения интересов подростка необходимо создать условия, отличающиеся как по форме, так и по содержанию от существующих единых для взрослых и детей. Изучение зарубежной практики дает возможность представить отечественную систему защиты прав несовершеннолетних в рамках уголовного судопроизводства в сравнении с системами других стран. К сравнительному правоведению с целью совершенствования национального законодательства п ризывал, например, великий ученый пришлого столетия А. Ф. Кистяковский. Экскурс в зарубежную правоприменительную практику свидетельствует о системном и комплексном подходе к вопросам кадрового и профессионального обеспечения в деятельности системы органов, осуществляющих защиту прав и интересов несовершеннолетних с девиантным поведением. Например, британским Советом по вопросам ювенальной юстиции разработаны учебные материалы для сотрудников полиции, включающие рекомендации по работе с несовершеннолетними, совершившими правонарушение, преступление или склонными к противоправным действиям. В программе Youth Offending Teams определяются направления работы с несовершеннолетними правонарушителями, сосредоточивается внимание на учебной и тренинговой деятельности. В Германии разработано руководство по оценке мер полиции, направленных на снижение показателей преступности в молодежной среде (Zentrale Geschdftsstelle). Обучение офицеров полиции направлено на умение согласованно сотрудничать с различными службами и структурами на уровне страны и общества, привлечение к сотрудничеству СМИ. В Канаде Police Athletic League (PAL) — полицейская атлетическая лига (ПАЛ) добивается формирования доверительного отношения к полицейским управлениям, сотрудничества с местным населением и защиты детей от вредных (запрещенных) наркотиков. Широкое распространение программа PAL получила и во многих американских полицейских управлениях, где представители полиции тренируют мальчиков и девочек по разным видам спорта (баскетбол, футбол и др.), помогают в выполнении домашних заданий. Каждый полицейский, который задействован в программе, имеет дополнительные обязанности (наряду с официальными) и время для такой деятельности, что обеспечивается гибкостью работы координаторов PAL. В рамках программы осуществляется не только всесторонняя защита интересов несовершеннолетних в течение критического периода их развития, но и формируются условия (путем использования образования, отдыха, национальных идей, искусства) для плодотворной и социально значимой жизни молодежи в обществе. Кроме того, для обеспечения более эффективной защиты прав несовершеннолетнего, совершившего правонарушение или преступление, во многих зарубежных странах предпочитают объединение в системе юстиции для несовершеннолетних специальных судов, социальных служб, представителей общественности. Такой комплексный подход, который необходимо применять и в Украине, позволяет избрать наиболее оптимальные и эффективные пути перевоспитания несовершеннолетних и обеспечить их полную реинтеграцию в общество. Подводя итог, отметим, что национальная политика обращения с несовершеннолетними, совершившими преступление, в Украине охватывает: обеспечение гарантий соблюдения прав человека в сфере правосудия; отказ от применения пожизненного лишения свободы и смертной казни; превентивные меры; социальную реинтеграцию. С принятием нового УПК Украины, Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», внесением соответствующих изменений в украинское законодательство по защите прав и свобод несовершеннолетних Украина реализует практику гуманного, справедливого и ответственного обращения с лицами, не достигшими совершеннолетия, при осуществлении правосудия в отношении их.

Библиография:

1. Антипов В. В., Антипов В. I. Обставини, якi виключають застосування кримiнального покарання. К., 2004. 2. Головко Л. В. Альтернативы уголовному преследованию в современном английском праве // Правоведение. 1998. N 3. 3. Крестовська Н. М. Ювенальне право Украiни: iсторико-теоретичне дослiдження. О., 2008. 4. Кучинский В. А. Правовой статус и субъективные права граждан // Правоведение. 1965. N 4. 5. Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ, Японии: Общая часть уголовного права / Отв. ред. Н. Ф. Кузнецова. М., 1991. 6. Сучасне кримiнальне право Украiни: нормативно-правовi документи та судово слiдча практика: Хрестоматiя / Упорядник А. В. Савченко та iн.; За заг. ред. В. В. Кузнецова. К., 2005. 7. Юзикова Н. С. Теория и практика назначения наказания несовершеннолетним 14 — 16 лет по уголовному законодательству Украины // Уголовное право: истоки, реалии, переход к устойчивому развитию: Материалы VI Российского конгресса уголовного права (26 — 27 мая 2011 г.). М., 2011. 8. Юзiкова Н. С. Особливостi застосування до неповнолiтнiх покарань за наявностi обставин, що виключають iх призначення // Науково-виробничий журнал «Держава та райони». Сер.: Право. 2011. N 2.

References (transliteration):

1. Kuchinskiy V. A. Pravovoy status i sub’ektivnye prava grazhdan // Pravovedenie. 1965. N 4. 2. Suchasne kriminal’ne pravo Ukraini: normativno-pravovi dokumenti ta sudovo slidcha praktika: Khrestomatiya / Uporyadnik A. V. Savchenko ta in.; Za zag. red. V. V. Kuznetsova. K., 2005. 3. Yuzikova N. S. Teoriya i praktika naznacheniya nakazaniya nesovershennoletnim 14 — 16 let po ugolovnomu zakonodatel’stvu Ukrainy // Ugolovnoe pravo: istoki, realii, perekhod k ustoychivomu razvitiyu: Materialy VI Rossiyskogo kongressa ugolovnogo prava (26 — 27 maya 2011 g.). M., 2011. 4. Antipov V. V., Antipov V. I. Obstavini, yak viklyuchayut’ zastosuvannya kriminal’nogo pokarannya. K., 2004. 5. Yuzikova N. S. Osoblivosti zastosuvannya do nepovnolitnikh pokaran’ za nayavnosti obstavin, shcho viklyuchayut’ ikh priznachennya // Naukovo-virobnichiy zhurnal «Derzhava ta rayoni». Ser.: Pravo. 2011. N 2. 6. Krestovs’ka N. M. Yuvenal’ne pravo Ukraini: istoriko-teoretichne doslidzhennya. O., 2008. 7. Prestuplenie i nakazanie v Anglii, SShA, Frantsii, FRG, Yaponii: Obshchaya chast’ ugolovnogo prava / Otv. red. N. F. Kuznetsova. M., 1991. 8. Golovko L. V. Al’ternativy ugolovnomu presledovaniyu v sovremennom angliyskom prave // Pravovedenie. 1998. N 3.

——————————————————————