«Чернобыльцы» должны получать свои льготы

(Редакционный материал)

(«Обозрение: судебные новости», 2001, N 1)

«ЧЕРНОБЫЛЬЦЫ» ДОЛЖНЫ ПОЛУЧАТЬ СВОИ ЛЬГОТЫ

В производственном объединении «Северное машиностроительное предприятие» (Северодвинск) работает немало чернобыльцев — граждан, подвергшихся воздействию радиации после аварии на Чернобыльской АЭС. И предприятие исправно предоставляет всем им 50-процентную скидку по коммунальным платежам за водоснабжение и водоотведение. По закону целевое финансирование этой льготы должно идти из федерального бюджета, но компенсировать предприятию его расходы по предоставлению скидки никто и не подумал. Тогда Севмашпредприятие обратилось в Архангельский областной арбитражный суд с просьбой взыскать задолженность по возмещению скидки с комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Северодвинска, финуправления администрации области и Министерства финансов в лице управления Федерального казначейства по Архангельской области. Сумма заявленных истцом требований составила 29242 рубля.

Областной арбитражный суд взыскал эту сумму с Минфина за счет казны, отказав в иске в отношении остальных ответчиков. Министерство финансов обжаловало решение архангельских судей в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа. Основной аргумент жалобы финансистов состоял в том, что судьи не отграничили требований, связанных с гражданско-правовыми обязательствами, от бюджетных правоотношений. В то же время Арбитражный процессуальный кодекс не предусматривает рассмотрение споров по поводу выделения средств из бюджетов различных уровней или по их перераспределению, то есть споров, основанных на финансовых (бюджетных) правоотношениях. Но Федеральный арбитражный суд, рассмотрев жалобу ответчика, решил, что финансисты заблуждаются. Правовым основанием иска Севмашпредприятия являются нормы Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и изданного в исполнение этого Закона постановления Правительства о порядке финансирования расходов по реализации льгот. Именно по этому Закону финансирование осуществляется из федерального бюджета и является целевым. (Таким образом, у Севмашпредприятия возникло право компенсации понесенных им расходов, и этому праву корреспондирует обязательство государства их компенсировать.) Возникающие при этом правоотношения имеют комплексный характер и состоят из отношений, которые складываются в сфере бюджетного распределения, а также в сфере гражданского оборота, поскольку опосредуют участие и взаимодействие коммерческих организаций с государственными органами и гражданами. Неразрывность этих правоотношений предполагает, что возникающие при их реализации споры выходят за рамки собственно бюджетных, связанных с делением денежных средств между бюджетами различных уровней.

В связи с этим кассационная инстанция и отклонила довод финансистов о том, что арбитражный суд не мог рассматривать этот спор. Еще Федеральный арбитражный суд отметил, что, поскольку уполномоченные государственные органы не исполнили обязательства по финансированию льгот, суд правомерно взыскал истребуемые средства с Министерства финансов за счет казны.

Агентство судебной информации

——————————————————————