Правовое регулирование основных видов социального обеспечения осужденных

(Долженкова Г. Д.) («Журнал российского права», N 7, 2002)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Г. Д. ДОЛЖЕНКОВА

Долженкова Галина Дмитриевна, ведущий научный сотрудник ВНИИ МВД РФ, кандидат юридических наук.

В настоящее время в России проводится реформа государственной системы социального обеспечения в целях приведения ее в соответствие с новой социально — экономической реальностью. Юридическая база реформы определена Конституцией РФ, в соответствии с которой право на социальное обеспечение граждан является одним из основных социально — экономических прав. В современных условиях право социального обеспечения развивается на основе новых концепций и принципов, охватывает новые области отношений, которые раньше находились за рамками правовой регламентации. Так, впервые в нашей стране осужденные к лишению свободы согласно ч. 7 ст. 12 УИК РФ имеют ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (выделено мною. — Г. Д.), которое представляет собой комплекс социально — экономических мер, проводимых государством, по предоставлению им различных выплат и услуг в случаях, если они окажутся лишенными всех или части своих доходов от труда на все время или на какой-то период, в связи с нетрудоспособностью, старостью и в других случаях, предусмотренных российским законодательством. На осужденных к лишению свободы распространяется государственное социальное страхование, так как оно является одной из основных организационно — правовых форм осуществления социального обеспечения <*>. За рубежом принцип страхования используется уже давно, теперь он реально закреплен и в российском законодательстве. ——————————— <*> См.: Андреев В. С. Конституционные основы советского права социального обеспечения // Вопросы теории и практики социального обеспечения. М., 1978. С. 4.

До недавнего времени в соответствии с ч. 1 ст. 98 УИК РФ осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежали обязательному государственному социальному страхованию НА ОБЩИХ ОСНОВАНИЯХ. Таким образом, осужденные, работающие в исправительных учреждениях, уравнивались в праве на социальное страхование со всеми иными категориями граждан Российской Федерации, участвующими в труде и подлежащими этому виду страхования. Федеральный закон от 9 марта 2001 года внес некоторые изменения в эту норму, заменив слова «НА ОБЩИХ ОСНОВАНИЯХ» словами «В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Здесь просматривается изменение подхода законодателя к данной проблеме, в частности выделение осужденных к лишению свободы, привлеченных к труду, в отдельную категорию лиц, нуждающихся в социальном страховании. Каковы же основные виды социального обеспечения осужденных к лишению свободы? Рассматривая структуру социального обеспечения, необходимо отметить, что ее «сердцевиной» является пенсионное обеспечение граждан. Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации представляет собой одну из острейших социально — экономических проблем. Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы почти 37 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильцев, определенную часть из которых составляют лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы. В настоящее время законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также из иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» <*> ЗАСТРАХОВАННЫМИ являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, на которых распространяется пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. ——————————— <*> См.: СЗ РФ. 2001. N 53. Ст. 5051.

Основанием для социального страхования осужденных к лишению свободы был и остается факт их привлечения к труду. В статье 1 названного Закона указано, что организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию «РАБОТОДАТЕЛЬ». Они собирают и представляют сведения о периодах привлечения к труду лиц, осужденных к лишению свободы, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Необходимо отметить, что право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется только в случае уплаты страховых взносов. Установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию осуществляются в порядке и на условиях, которые закреплены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом «О погребении и похоронном деле». Таким образом, согласно действующему законодательству в этой области обязательным страховым обеспечением граждан в Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию являются: страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости; страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности; страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца; социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Порядок установления и выплат пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируется Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно — исполнительной системы, и их семей». Граждане Российской Федерации в соответствии с вышеназванными законами имеют право на следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия по старости; пенсия за выслугу лет; пенсия по инвалидности; социальная пенсия. Следует пояснить, что социальные пенсии — это принципиально новый институт в российском пенсионном законодательстве. Впервые социальные пенсии вошли в пенсионную систему в связи с принятием Верховным Советом СССР Закона «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» от 15 мая 1990 года. Основная цель введения социальных пенсий — обеспечение гарантированной государственной минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию в связи с отсутствием у них трудового стажа <*>. ——————————— <*> См.: Буянова М. О., Кондратьева З. А., Кобзева С. И. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М., 1997. С. 38.

Вопрос о назначении и выплате социальных пенсий осужденным к лишению свободы был частично решен Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 года <*>, где было указано о целесообразности приостановления выплаты социальных пенсий во время лишения пенсионера свободы по приговору суда с учетом целевого назначения и сущности этого вида пенсий. ——————————— <*> См.: Российская газета. 1995. 21 окт.

В соответствии с ч. 2 ст. 98 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ в старости (мужчины — по достижении 60 лет, женщины — 55 лет), при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, которое реализовывается в форме выплат соответствующих пенсий и пособий. В этой связи согласно ст. 107 УИК РФ из заработной платы работающих осужденных производятся обязательные отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иные обязательные отчисления, предусмотренные законодательством. Из пенсий, получаемых осужденными, производятся удержания для возмещения стоимости питания, одежды и коммунально — бытовых услуг, предоставляемых осужденным, содержащимся в исправительном учреждении, кроме стоимости спецодежды, в порядке, предусмотренном ст. ст. 99 и 107 УИК РФ. Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации НА ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ, представляющие собой ежемесячные денежные выплаты в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, регулируются Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Таким образом, право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также нетрудоспособные члены семей этих лиц и иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения выступает трудовая деятельность. Обязательным условием при определении права на трудовую пенсию является наличие у лица СТРАХОВОГО СТАЖА, который представляет собой суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж и предусмотренных ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно этой же статье период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке, засчитывается в страховой стаж для определения права на трудовую пенсию. Кроме трудовых и социальных пенсий, социальное обеспечение предполагает такой массовый вид обеспечения, как СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ. Путем предоставления пособий государство имеет возможность оказывать социальную поддержку наиболее нуждающимся гражданам. Ранее существовавшая система государственных пособий претерпела существенные изменения, обусловленные как трансформацией социально — экономических основ общества, изменением пенсионного законодательства, так и несовершенством ранее действовавшей системы государственных пособий. Необходимо отметить, что если вопросы пенсионного обеспечения осужденных к лишению свободы после принятия УИК РФ 1997 г. были практически решены, то порядок обеспечения пособиями по обязательному страхованию осужденных к лишению свободы не был в полной мере урегулирован. До последнего времени было неясно: следует ли осужденным выплачивать пособия по временной нетрудоспособности, а женщинам — пособия по случаю рождения ребенка и уходу за ним до достижения последним полутора лет. Дело в том, что неработающие по болезни осужденные и осужденные кормящие матери на период освобождения от работы питание получают не только бесплатно, но и по повышенным нормам. В целях реализации п. 1 ст. 98 Уголовно — исполнительного кодекса РФ Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 15 октября 2001 года, утверждающее Положение «Об обеспечении пособиями по обязательному государственному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду» <*>. ——————————— <*> См.: СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4106.

Принятие Положения, определяющего порядок обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы, исходя из условий отбывания наказания в виде лишения свободы, представляется важным шагом по пути реализации права на социальное обеспечение осужденных к лишению свободы. Однако следует отметить, что в указанном Положении имеется ряд существенных ограничений в обеспечении пособиями осужденных к лишению свободы, что, на наш взгляд, является не совсем правильным решением данной проблемы. Так, в настоящее время осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, имеют право на выплату следующих пособий: по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний); по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности (до 12 недель); единовременное пособие при рождении ребенка (кроме случаев, когда дети осужденных находятся на полном государственном обеспечении). Основное внимание законодателя при этом акцентировано на том обстоятельстве, что осужденные к лишению свободы имеют право на получение пособий (кроме единовременного пособия при рождении ребенка), если до освобождения от работы в связи с нетрудоспособностью или беременностью трудовые обязанности исполнялись ими В СООТВЕТСТВИИ С УСТАНОВЛЕННЫМ ГРАФИКОМ РАБОТЫ. Если учесть тот факт, что с момента принятия Уголовно — исполнительного кодекса РФ до недавнего времени осужденные женщины обеспечивались пособиями по беременности и родам на ОБЩИХ ОСНОВАНИЯХ, что, наверное, более правильно, то Федеральный закон от 9 марта 2001 года, который внес изменения в ч. 1 ст. 98 УИК РФ, закрепив право осужденных женщин на выплату пособий по беременности и родам «В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», а впоследствии и принятие соответствующего постановления следует расценивать как значительное сужение права на социальное обеспечение осужденных к лишению свободы. Не очень убедительными представляются обстоятельства, при которых осужденным к лишению свободы устанавливается размер пособия по временной нетрудоспособности. Так, при установлении размера пособия по временной нетрудоспособности учитывается непрерывный трудовой стаж, исчисляемый со дня начала работы осужденного до дня наступления временной нетрудоспособности. При этом периоды привлечения осужденного к оплачиваемому труду включаются в непрерывный трудовой стаж ПРИ УСЛОВИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ИМ УСТАНОВЛЕННОГО ГРАФИКА РАБОТЫ. Кроме того, в связи с принятием Трудового кодекса Российской Федерации, который введен в действие с 1 февраля 2002 года, появились некоторые несоответствия в действующем трудовом и уголовно — исполнительном законодательстве Российской Федерации. Согласно ст. 227 Трудового кодекса Российской Федерации расследованию и учету подлежат несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками и другими лицами, в том числе подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при исполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или работодателя. К указанным лицам, кроме работников, выполняющих работу по трудовому договору, и студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, относятся также лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией организации. Несмотря на это, в соответствии с комментируемым Положением осужденные к лишению свободы, привлекаемые к труду, не имеют права на выплату пособия по временной нетрудоспособности при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях. Мы рассмотрели структуру и правовое регулирование основных видов социального обеспечения осужденных к лишению свободы, что стало возможным лишь после принятия Уголовно — исполнительного кодекса РФ, который впервые законодательно закрепил право осужденных к лишению свободы на социальное обеспечение. Принятие последующих нормативных правовых актов, регламентирующих данную область правоотношений, было, с одной стороны, необходимым, так как любые пробелы в законодательстве ведут к последующим неточностям и ошибкам в процессе применения нововведений. С другой же стороны, выделение осужденных к лишению свободы, привлеченных к труду, в отдельную категорию лиц, нуждающихся в социальном страховании, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и введение существенных ограничений в обеспечении пособиями осужденных к лишению свободы значительно сужают их права на социальное обеспечение. Острота данной проблемы обусловлена большой значимостью института социального обеспечения при решении воспитательных задач в местах отбывания лишения свободы и вопросов адаптации освобожденных к жизни на свободе.

——————————————————————