Трудоустройство гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации

(Голенко Е. Н.) («Право в Вооруженных Силах», N 9, 2002)

ТРУДОУСТРОЙСТВО ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е. Н. ГОЛЕНКО

Е. Н. Голенко, полковник юстиции, начальник кафедры трудового права, гражданского и арбитражного процесса Военного университета.

1. Занятость граждан и их трудоустройство

Конституцией Российской Федерации провозглашен принцип свободного труда: каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. В то же время принудительный труд запрещен. Однако современная действительность нашей жизни, характеризующаяся нестабильностью экономики, общим спадом производственных показателей большинства предприятий и других организаций, их неустойчивым финансовым положением и как следствием этих процессов — массовым высвобождением работников и нарастающей структурной безработицей, резко ограничивает практическую реализацию этого конституционного права граждан. Становление рыночной экономики всегда предполагает формирование рынка труда, который полностью сложился в нашей стране в течение последних 10 лет. По сообщению Госкомстата России, на 1 ноября 2001 г. общая численность безработных в Российской Федерации составила 6,2 млн. человек <*>, что с учетом латентной (скрытой) безработицы в целом соответствует обычному для каждого индустриально развитого общества 10-процентному показателю лишних людей от числа занятых в экономике страны. По-прежнему тревожными фактами являются высокий процент безработицы среди женщин и несовершеннолетних, а также отсутствие платежеспособного спроса на выпускников высших и средних специальных учебных заведений <**>. ——————————— <*> См.: Российская газета. 2001. 30 ноября. <**> См.: Российская газета. 2000. 4 апреля.

Еще более неблагоприятная картина на рынке труда может возникнуть в результате осуществляемой реформы Вооруженных Сил Российской Федерации, неизбежным следствием которой ожидается в том числе и значительное сокращение гражданского персонала с 1 млн. человек до 600 тыс. работников. В связи с этим в целях достижения положительной динамики рынка труда и реализации вышеприведенного конституционного права граждан на труд в настоящее время решающее значение приобретают усилия государства по трудоустройству высвобождаемых работников. Правовой основой для этой деятельности служит законодательство о трудоустройстве граждан, которое призвано обеспечить занятость населения в нашей стране. Общие вопросы занятости и трудоустройства граждан в Российской Федерации урегулированы Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ с последующими изменениями), другими законами (в том числе региональным законодательством) и подзаконными актами. По сравнению с ранее действовавшим Кодексом законов о труде РФ Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ) не устанавливает общих правовых гарантий реализации прав граждан на труд и порядок направления их на работу. Исходя из принципиального положения о регламентации им общественных отношений по трудоустройству исключительно у данного работодателя (ст. 1 ТК РФ), новый Закон содержит лишь отдельные нормы о трудоустройстве граждан, связанные с: порядком приема граждан на работу и предъявляемыми к ним требованиями, профессиональным обучением ищущих работу граждан (ученический договор), гарантиями и компенсациями при расторжении трудового договора, в том числе предоставлением им другой работы в этой же организации (см. предыдущие публикации журнала). Законодательство о занятости и трудоустройстве граждан, определяя правовые, экономические и организационные основы государственной политики в этой области, а также государственные гарантии по реализации прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы, без каких-либо изъятий или особенностей распространяется на увольняемый (уволенный) гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации либо граждан, осуществляющих поиск работы в воинских частях и военных организациях. Прежде всего Закон РФ от 19 апреля 1991 г. (далее — Закон) строго очерчивает круг занятого населения, к которому относятся не только граждане, состоящие в трудовых отношениях с работодателями, включая временных и сезонных работников (за исключением участвующих в общественных работах), либо временно отсутствующие на работе по уважительным причинам (например, в связи с нетрудоспособностью, отпуском, приостановкой производства и т. п.). К числу занятых также относятся граждане: выполняющие работы по договорам гражданско — правового характера (например, подряда, поручения, возмездного оказания услуг, авторскому договору и т. д.) с организациями или индивидуальными предпринимателями; избранные, назначенные или утвержденные на любую оплачиваемую должность; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; обучающиеся на очных отделениях различных образовательных учреждений; проходящие военную службу и службу в органах внутренних дел; занимающиеся предпринимательской деятельностью; являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в том случае, если они не имеют имущественных прав в отношении этих организаций, и некоторые другие граждане. Все перечисленные граждане не считаются безработными, не попадают в сферу действия Закона, и его нормы на них не распространяются. В то же время большинство положений Закона посвящено конкретным мероприятиям государственных органов и органов местного самоуправления, а также работодателей и представительных органов работников по содействию так называемой трудовой занятости безработных граждан. Под ней в законодательстве понимается обеспечение этих граждан востребованной на рынке труда подходящей работой, причем исключительно по трудовому договору, путем устройства на нее с помощью посредников, в качестве которых выступают государственные органы по вопросам занятости (в дальнейшем — органы занятости) и различные негосударственные организации. Поэтому данный Закон не решает вопросов правового регулирования вовлечения безработных в предпринимательскую и иные виды деятельности, не порождающие трудовых отношений. По Закону понятия «занятость» и «трудоустройство» неразрывно связаны между собой как цель и средство ее достижения. В связи с этим трудоустройство им рассматривается как осуществляемый при содействии государственных органов и негосударственных организаций процесс поиска безработными подходящей работы, устройства на нее и подбора работодателями необходимых работников. Именно с этих правовых позиций и рекомендуется исходить при рассмотрении порядка трудоустройства граждан на работу.

2. Формы трудоустройства граждан и порядок регистрации безработных

Законодательство о труде различает следующие две формы трудоустройства граждан: во-первых, прямое или самостоятельное обращение к работодателю по поводу работы. В настоящей статье эта форма трудоустройства граждан не рассматривается, поскольку она представляет собой непосредственно процедуру приема граждан на работу, чему достаточно большое внимание уделено в предыдущих публикациях журнала; во-вторых, обращение граждан к посреднику: в государственные органы занятости — территориальные органы Минтруда России по месту жительства либо в негосударственные организации по содействию занятости населения. Что касается трудоустройства через негосударственные организации, то законодательством на них не возлагаются какие-либо конкретные обязательства по поиску работы обратившимся к ним гражданам. Поэтому действующие в настоящее время на рынке труда всевозможные рекрутские фирмы, оказывая на безвозмездной основе (для ищущих работу, но не для работодателей) либо платные услуги (как для тех, так и для других) по трудоустройству граждан, в том числе и за границей, прежде всего преследуют цели извлечения прибыли. Не оказывая какой-либо материальной поддержки безработным гражданам, они стараются иметь дело только с профессионально подготовленными кадрами и подчас по заданиям или договорам с другими организациями просто «перекупают» квалифицированных работников у других работодателей. Закон подробно не регламентирует работу этих организаций и предъявляет к организациям, занимающимся трудоустройством российских граждан за рубежом, единственное требование: наличие лицензии на соответствующий вид деятельности. При этом данные организации должны быть исключительно российскими. С учетом указанного деятельность этих коммерческих организаций на рынке труда остается за рамками настоящей публикации. Процесс поиска работы с помощью государственных органов занятости может длиться как годами, так и буквально несколько дней. Все зависит от фактора востребованности на рынке труда знаний и умений (профессиональной подготовки) обратившегося в эти органы гражданина. По свидетельству сотрудников органов занятости, они в настоящее время располагают достаточно большим банком данных о вакантных рабочих местах, и, например, в г. Москве они предлагают в среднем четыре вакансии на одного зарегистрированного безработного, а в других регионах России — в среднем две вакансии <*>. Вместе с тем число обратившихся за помощью в эти органы и официально зарегистрированных в них на 1 ноября 2001 г. не превышает 1 млн. 11 тыс. человек. ——————————- <*> См.: Российская газета. 2001. 30 ноября.

Регистрация незанятых граждан в качестве безработных, их перерегистрация и снятие с регистрационного учета в органах занятости осуществляются в соответствии с Законом и Порядком регистрации безработных граждан, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 458 (с последующими изменениями и дополнениями). Исходя из требований указанных правовых актов, установленный порядок регистрации безработных граждан фактически состоит из следующих этапов:

1-й этап. Обращение граждан в органы занятости по месту жительства для первичной регистрации

Незанятые граждане, как не имеющие работы и заработка, вправе обращаться в органы занятости для своего трудоустройства в любое время. Необходимо лишь учитывать, что высвобожденные работники, потерявшие работу в связи с осуществлением в воинской части, военной организации мероприятий по сокращению численности или штата работников (т. е. уволенные по п. п. 1 и 2 ст. 81 ТК РФ), заблаговременно, в двухнедельный срок после увольнения, должны обратиться в эти органы, если в дальнейшем рассчитывают получить средний заработок за 3-й месяц, в течение которого они не были трудоустроены (ч. 2 ст. 178 ТК РФ). Обратившиеся за помощью в органы занятости граждане проходят первичную регистрацию с фиксацией в учетных документах этих органов следующих данных обратившихся: — фамилии, имени и отчества; — адреса места жительства; — возраста; — пола; — образования; — специальности (профессии); — отношения к занятости; — причины обращения; — краткого содержания предоставленной информации (оказанной услуги) по интересующему вопросу. В процессе первичной регистрации органы занятости бесплатно предоставляют гражданам разнообразную информацию о состоянии рынка труда на соответствующей территории, наличии вакансий, об оплате и других условиях труда, возможностях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации и т. п. В отдельных регионах, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, регистрация безработных граждан может осуществляться в упрощенном порядке, т. е. без прохождения ими первичной регистрации. В некоторых случаях сотрудники органов занятости отказывают безработным гражданам в постановке на учет по причине отсутствия у них регистрации по месту жительства. Однако такой отказ по этому основанию судебной практикой расценивается как необоснованный <*>. ——————————— <*> См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 1.

2-й этап. Обращение в органы занятости для регистрации безработного гражданина в целях поиска подходящей работы

Регистрацию безработного гражданина в целях поиска подходящей работы следует рассматривать как самостоятельную процедуру, поскольку она производится со дня его личного обращения с предоставлением всех необходимых документов, а именно: 1) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; 2) трудовой книжки или других документов, подтверждающих трудовой стаж; 3) документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию; 4) индивидуальной программы реабилитации инвалида, трудовой рекомендации или заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, выдаваемых государственной службой медико — социальной экспертизы (ранее — ВТЭК). Указанные документы предоставляются только инвалидами; 5) документа об образовании (наряду с паспортом представляется только впервые ищущими работу, не имеющими профессии или специальности); 6) справки о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), если гражданин потерял работу в течение года до дня обращения. Перечень дополнительно предоставляемых документов определяется органами занятости, в связи с чем ими также могут быть затребованы у граждан: а) уволенных с военной службы или из органов внутренних дел, — военный билет; б) работавших у предпринимателя без образования юридического лица, — трудовой договор и справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате за этот период страховых взносов; в) ранее осуществлявших предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — документы из регистрационной палаты о прекращении этой деятельности; г) бывших учредителей (участников) организаций — свидетельство о ликвидации организации либо документы из регистрационной палаты, содержащие сведения об их выходе из состава учредителей (участников); д) бывших частных нотариусов — выписки из приказов органа юстиции об освобождении их от полномочий нотариусов; е) вынужденных переселенцев — удостоверение вынужденного переселенца, свидетельство о регистрации по месту пребывания; ж) иностранных граждан и лиц без гражданства — вид на жительство. В течение 10 дней со дня произведенной регистрации органы занятости предлагают обратившемуся гражданину по возможности два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а при отсутствии подходящей работы ему могут быть предложены участие в общественных работах (с его согласия) либо бесплатная профессиональная подготовка (переподготовка), повышение квалификации. Как следует из ст. 4 Закона, критерии подходящей работы различны для отдельных категорий безработных граждан, в то время как критерии неподходящей для них работы едины для всех без исключения. Так, в соответствии с Законом любая оплачиваемая работа (в том числе работа временного характера и общественные работы), отвечающая требованиям трудового законодательства, является подходящей для: — впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности); — уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации в качестве оснований для прекращения трудового договора; — ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами занятости на обучение и отчисленных за виновные действия; — отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы; — состоящих на учете в органах занятости свыше 18 месяцев; — не работавших более 3 лет; — обратившихся в органы занятости по окончании сезонных работ. Для всех остальных безработных предлагаемая работа (в том числе работа временного характера) признается подходящей, если она соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места (определяется органом местного самоуправления). При этом главным условием подходящей работы является ее соответствие профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки. Вместе с тем работу следует расценивать как неподходящую, если: 1) она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; 2) условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; 3) предлагаемая оплата труда менее: — среднего заработка гражданина, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы, при условии, если этот заработок не превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации; — величины прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации, если средний заработок гражданина по последнему месту работы превышал размер указанного прожиточного минимума. В то же время безработному гражданину, впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), предлагаются два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера и общественные работы. Причем ему не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды, а супруги военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия (п. 4 ст. 13 Закона). Все предложения подходящей работы, выданные направления на профессиональное обучение и другие необходимые сведения указываются в личном деле, которое оформляется на каждого безработного.

3-й этап. Регистрация нетрудоустроенного гражданина в качестве безработного

Не позднее 11 календарных дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы органы занятости обязаны принять решение о признании и регистрации его в качестве безработного. С этого момента гражданин приобретает правовой статус безработного. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка и зарегистрированы в органах занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом они обязательно должны отвечать требованиям, предусмотренным ст. 3 Закона, согласно которой безработными могут быть признаны только следующие граждане: — трудоспособные в возрасте от 16 до 55 лет (женщины) либо 60 лет (мужчины); — зарегистрированные в органах занятости в целях поиска подходящей работы; — не имеющие работы и заработка; — ищущие работу и готовые приступить к ней; — которые в течение 10 дней с момента регистрации не отказались от более чем одного варианта подходящей работы и не трудоустроены на такой работе; — если им не назначена пенсия по старости либо за выслугу лет; — инвалиды III группы — при наличии в индивидуальной программе реабилитации рекомендации о видах трудовой деятельности; — не осужденные к лишению свободы или к исправительным работам; — представившие документы, содержащие достоверные сведения об отсутствии работы и заработка, а также о других данных, имеющих значение для признания их безработными (в целях указанной регистрации граждане представляют документы, перечисленные при рассмотрении 2-го этапа). В данном случае в качестве заработка Законом не признаются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организации (с военной службы) независимо от организационно — правовой формы и формы собственности в связи с их ликвидацией, сокращением штата или численности работников. Одновременно с признанием гражданина безработным органы занятости принимают решение о выплате безработному гражданину пособия по безработице. В случае отказа в регистрации в качестве безработного гражданин имеет право на повторное обращение в органы занятости через 1 месяц. Об отказе в признании безработным и о причинах данного решения гражданин уведомляется устно или письменно с отметкой об этом в личном деле.

4-й этап. Перерегистрация безработного гражданина

В целях перерегистрации безработные граждане обязаны являться в сроки, установленные органами занятости, но не реже двух раз в месяц, а в регионах, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, — не реже одного раза в месяц. При этом они предъявляют документы, перечисленные при рассмотрении 2-го этапа. Перерегистрация безработного гражданина производится с отметкой сроков его явки в органы занятости в личном деле. При каждом посещении эти органы по возможности предлагают безработному подходящую для него работу и вместе с направлением (рекомендацией) направляют его в целях найма к работодателю. При приеме на работу гражданина, направленного органами занятости, работодатель в 5-дневный срок возвращает в эти органы направление с указанием дня приема гражданина на работу. В случае отказа в приеме на работу такого гражданина работодатель делает в направлении органов занятости отметку о дне его явки и причине отказа в приеме на работу и возвращает безработному направление. Безработные граждане обязаны активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации, информировать органы занятости о своих действиях по самостоятельному поиску работы и трудоустройству, в том числе о работе временного характера. Законом определена возможность аннулирования регистрации гражданина как безработного, но только по строго установленным им основаниям. Безработный гражданин может быть снят с регистрационного учета по решению органов занятости в следующих случаях: а) признания его в соответствии с законодательством занятым; б) прохождения им профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов занятости с выплатой стипендии; в) неявки без уважительных причин в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы в органы занятости для предложения ему подходящей работы, а также неявки в срок, установленный органами занятости для регистрации его в качестве безработного; г) длительной (более одного месяца) неявки в органы занятости без уважительных причин; д) переезда в другую местность; е) установления злоупотреблений со стороны гражданина (сокрытие заработка или дохода, предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработным и т. п.); ж) осуждения к наказанию в виде лишения свободы; з) назначения в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости или за выслугу лет. В соответствии со ст. 32 Закона возможно досрочное назначение безработным гражданам с их согласия и по инициативе органов занятости пенсии по старости, включая пенсии на льготных условиях, при отсутствии возможности для их трудоустройства — за 2 года до достижения установленного возраста. На этих условиях пенсия может быть назначена безработным гражданам, ранее уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением численности, штата работников при наличии требующегося по закону общего трудового стажа. Однако новым пенсионным законодательством, и прежде всего Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (вступил в силу с 1 января 2002 г.), отрицается возможность досрочного назначения пенсий безработным гражданам. Согласно ст. 31 этого Федерального закона ранее принятые законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются только в части, ему не противоречащей. Законом на государственные органы занятости возложены обязанности по обеспечению безработных граждан социальной поддержкой.

3. Меры социальной поддержки безработных граждан

Законом предусмотрены следующие меры социальной поддержки безработных: 1) выплата пособия по безработице либо стипендии в период профессиональной подготовки (повышения квалификации, переподготовки); 2) направление на оплачиваемые общественные работы; 3) оплата периода временной нетрудоспособности безработного; 4) оплата отпуска по беременности и родам; 5) компенсация затрат в связи с переездом в другую местность для трудоустройства; 6) оказание материальной и другой помощи (дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жилыми помещениями, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания). Пособие по безработице является одной из основных мер социальной поддержки безработных граждан, назначаемой и выплачиваемой в денежной сумме из бюджетных средств (до 1 января 2001 г. — из средств, поступавших в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации) в процентном отношении от предыдущего заработка гражданина, но не свыше исчисленного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума, либо в процентном отношении от этого прожиточного минимума, но не менее 100 руб. Как определено ст. 31 Закона, пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении этого пособия принимается органами занятости по месту жительства гражданина одновременно с решением о признании его безработным. Поэтому для его назначения требуются те же документы (указаны при рассмотрении 2-го этапа порядка регистрации безработных граждан), а также справка из жилищно — коммунальной организации о наличии лиц, находящихся на содержании безработного. В порядке исключения из общего правила высвобожденные из организаций работники (уволенные по п. п. 1 и 2 ст. 81 ТК РФ) имеют право на пособие по безработице лишь по истечении того периода, в течение которого они получали компенсацию при увольнении с прежнего места работы (на период трудоустройства в течение до 3 месяцев или до 6 месяцев при увольнении из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, или в закрытых административно — территориальных образованиях). Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не должна превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Для некоторых категорий безработных эти периоды выплаты пособия не могут превышать 6 месяцев в каждом периоде безработицы и 12 календарных месяцев в суммарном исчислении продолжительности его выплаты. Такая длительность получения пособия определена для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством, а также граждан, направленных органами занятости на обучение и отчисленных за виновные действия. Максимальная продолжительность выплаты пособия данным гражданам ограничена вышеназванным общим сроком предоставления этого пособия. В случае непредоставления безработному оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев он имеет право на повторное получение пособия по безработице, однако уже в размере 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте России, но не ниже 100 руб. При этом органы государственной власти (представительной и исполнительной) субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать и более продолжительные сроки выплаты этого пособия или предусматривать условия продления его выплаты за счет средств соответствующих бюджетов. В ст. 32 Закона для граждан, общий трудовой стаж которых в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации дает им право на пенсию по старости, включая пенсии на льготных условиях, но которые не достигли пенсионного возраста, предусмотрены более длительные сроки выплаты этого пособия. Для них продолжительность периода выплаты им пособия (12 месяцев) увеличивается на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. В этих случаях максимальная продолжительность выплаты пособия по безработице этим гражданам не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев. В большинстве случаев размер пособия исчисляется в процентном отношении к среднему заработку (денежному довольствию), определенному за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), и устанавливается в размере: — 75% от указанного среднемесячного заработка (денежного довольствия) — в первые три месяца безработицы; — 60% от среднемесячного заработка (денежного довольствия) — в последующие четыре месяца; — 45% от среднемесячного заработка (денежного довольствия) — в дальнейшем. При этом размер пособия во всех случаях не должен быть выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, и не ниже 20% величины этого минимума и одновременно 100 руб. (с 1 января 2001 г. по Федеральному закону от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ). Такой способ исчисления пособия применяется для граждан, уволенных по любым основаниям и имевших в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). Также устанавливается размер пособия для уволенных с военной службы или из органов внутренних дел и признанных в установленном порядке безработными. Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где к заработной плате применяются районные коэффициенты, средняя заработная плата для начисления этого пособия рассчитывается с учетом этих районных коэффициентов и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях. Пособие по безработице может определяться в размере 20% прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации. Этот способ применяется для назначения пособия гражданам: 1) впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности); 2) стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; 3) уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевших в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы; 4) другим безработным гражданам во всех иных случаях, а также при повторном назначении пособия всем безработным г ражданам. Величина прожиточного минимума устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ. К основной части пособия назначаются надбавки на иждивенцев и (или) доплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных катастроф и аварий. Как определено п. 3 ст. 30 Закона, при наличии у безработного лиц, находящихся на его содержании, выплачиваемое ему пособие увеличивается на 10% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, но не менее чем на 50 руб. на каждого из этих лиц. При этом максимальный размер этой надбавки не может превышать 30% величины такого прожиточного минимума. В случае если оба родителя являются безработными, данная надбавка выплачивается каждому из них. К лицам, находящимся на содержании безработного, относятся лица, не достигшие 18 лет (учащиеся — 24 лет), проживающие на средства безработного гражданина, не имеющие самостоятельных источников дохода и состоящие с ним в родстве. В то же время в их число не входят граждане, перечисленные в ст. 36 Закона (получающие стипендии, пенсии и пособия по безработице и т. д.). Доплаты к пособию по безработице гражданам в связи с их проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения, возникших вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф, осуществляются за счет средств федерального бюджета. Они установлены этим гражданам в следующих размерах: а) постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально — экономическим статусом при условии постоянного проживания на территории зоны до 1 января 1991 г. — в размере 10% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, но не ниже (с 1 января 2001 г.) 50 руб.; б) постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение — в размере 20% прожиточного минимума, но не менее 100 руб.; в) постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы — в размере 40%, но не ниже 200 руб. В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно — климатических условиях, пособие по безработице, установленное в размере 100 руб., назначается с учетом районного коэффициента. В других случаях, в том числе при исчислении данного пособия из среднемесячного заработка, пособие на районный коэффициент не повышается. Пособие по безработице и другие выплаты безработным в настоящее время подлежат индексации в соответствии с федеральным законом. Пособие выплачивается органом занятости по месту жительства безработного гражданина не реже двух раз в месяц при условии прохождения им перерегистрации в установленные этим органом сроки. По решению органов занятости выплата пособия по безработице может быть прекращена (например, при признании гражданина занятым и т. д.) и приостановлена (в частности, на срок до 3 месяцев при отказе гражданина в период безработицы от двух вариантов подходящей работы; на соответствующий срок в период отпуска по беременности и родам и т. п.), а размер выплачиваемого пособия может быть сокращен (например, на 25% на срок до одного месяца в случаях его неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами занятости либо его отказа без уважительных причин явиться в органы занятости для получения направления на работу или учебу). В период временной нетрудоспособности безработных граждан им на основании листков нетрудоспособности выплачивается пособие по безработице за весь период этой нетрудоспособности. В соответствии со ст. 217 Налогового кодекса РФ выплачиваемые гражданам пособия по безработице освобождены от налогообложения, а другие виды удержаний (алименты, возмещение причиненного ущерба и т. д.) с пособия возможны в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве. Срочные трудовые договоры с безработными на их участие в оплачиваемых общественных работах заключаются в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 (с последующими изменениями и дополнениями). К общественным работам относится общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки ищущих работу граждан. На общественные работы направляются не только безработные граждане, но и граждане, испытывающие затруднения с трудоустройством (например, лица предпенсионного возраста или с пониженной трудоспособностью, молодежь, граждане, имеющие детей, и т. д.). Среди этих лиц, зарегистрированных в органах занятости, преимущественным правом направления на эти работы пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице либо состоящие на учете в этих органах свыше 6 месяцев (ст. 24 Закона). Органы занятости направляют граждан на эти работы только с их согласия и с учетом их состояния здоровья, возрастных, профессиональных и других их индивидуальных особенностей. Организуют эти платные работы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления при участии органов занятости в организациях, находящихся в их собственности, а по договорам — и в других организациях (ст. 24 Закона). В свою очередь, на основании направлений органов занятости работодатели заключают с желающими участвовать в этих работах срочные трудовые договоры. При этом на штатные должности и рабочие специальности в организации эти лица не назначаются, и они вправе досрочно уволиться с общественной работы в любое время при подыскании постоянной или временной работы. Период, в течение которого гражданин привлекается к этой работе, не прерывает его трудового стажа и засчитывается в трудовой (страховой) стаж. Помимо вознаграждения за работу, участвующие в ней граждане вправе получать пособие по безработице, и на них в полном объеме распространяется законодательство о труде и социальном страховании. Общественные работы проводятся для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям: строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных и других линейных коммуникаций; проведение сельскохозяйственных и лесохозяйственных работ; переработка и хранение сельскохозяйственной продукции и др. Безработные граждане могут быть трудоустроены в другой местности только при отсутствии подходящей работы по месту жительства и при изъявлении такого согласия после ознакомления с требованиями работодателя. Работу по согласованию с организацией (работодателем) кандидатуры направляемого к ним работника проводит орган занятости. В случае желания безработного гражданина переехать для трудоустройства в другую местность орган занятости снимает гражданина с учета в качестве безработного. Компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению органов занятости установлена ст. 28 Закона и Положением о порядке оказания гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21 июля 1997 г. N 41. При переезде безработных граждан для трудоустройства на неопределенный срок органы занятости возмещают и расходы, связанные с переездом членов семьи безработного, находящихся на его иждивении. Во всех указанных случаях компенсация затрат безработному (в том числе и на иждивенцев — членов его семьи) производится в размерах, установленных Постановлением Совета Министров СССР «О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность» от 15 июля 1981 г. (объявлено Приказом Министра обороны СССР от 9 сентября 1981 г.). Направление граждан для работы в сельскую местность осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность» от 25 мая 1994 г. N 533. Такое переселение производится для работы на предприятиях АПК независимо от их принадлежности и формы собственности, занимающихся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, а также для работы в учреждениях народного образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, правоохранительных органах, на предприятиях торговли, общественного питания, бытового обслуживания и связи на селе. Документом, удостоверяющим право на получение этих льгот, является переселенческий билет, выдаваемый органами службы занятости на основании договора о переселении. Установленные данным Постановлением льготы действуют при переселении в субъекты России, перечисленные в приложении к указанному Постановлению. Особенности компенсации материальных затрат в связи с направлением на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности предусмотрены ст. 35 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г. N 4520-1. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан и незанятого населения по направлениям органов занятости организуются в порядке, предусмотренном Положением, утвержденным Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2000 г. N 3/1. Обучение носит краткосрочный характер в пределах до 6 месяцев, а в отдельных случаях — 12 месяцев. При этом гражданину не может быть предложена профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности дважды. Профессиональное обучение заканчивается аттестацией, проводимой в установленном порядке образовательными учреждениями, организациями. Со дня зачисления на обучение гражданам выплачивается стипендия (ст. 29 Закона). Вышеназванное обучение производится в учебных центрах органов занятости и иных учебных заведениях по договорам. Особенности трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, установлены Законом, ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, а также нормативными актами субъектов Российской Федерации (например, Законом г. Москвы «О квотировании рабочих мест в г. Москве» от 12 ноября 1997 г. N 47, Законом Московской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи в Московской области» от 20 сентября 1999 г. N 63/99-ОЗ). Для них устанавливается квотирование рабочих мест, т. е. определяемое органами местного самоуправления в процентном отношении к среднесписочной численности организации минимальное количество рабочих мест для их трудоустройства. Квотирование рабочих мест производится в целях трудоустройства: инвалидов; выпускников общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования; молодежи из числа сирот и детей, лишенных попечения родителей, и других лиц моложе 18 лет; одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей — инвалидов, и иных граждан. Размер квоты и порядок ее введения определяются органом местного самоуправления ежегодно на срок не менее одного года. При этом квота инвалидов устанавливается в размере не менее 3% (с учетом работающих на предприятии инвалидов). Указанным Законом г. Москвы от 12 ноября 1997 г. N 47 определены размеры квот в зависимости от среднесписочной численности работников и составляют для организаций численностью: — от 15 до 30 человек — 1 рабочее место для инвалида или гражданина, не достигшего 18 лет (по усмотрению работодателя); — от 31 до 100 человек — 1 рабочее место для инвалида и 1 рабочее место для гражданина, не достигшего 18 лет, на каждые 30 работников; — свыше 100 человек — 3% для инвалидов и 1% для молодежи в возрасте до 18 лет. Аналогичные квоты для тех же категорий работников установлены и в Московской области Законом Московской области от 20 сентября 1999 г. N 63/99-ОЗ.

——————————————————————