Влияние выводов Конституционного Суда РФ на страховое обеспечение

(Борисенко М. В.)

(«Законодательство и экономика», 2007, N 8)

ВЛИЯНИЕ ВЫВОДОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ

НА СТРАХОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

М. В. БОРИСЕНКО

Позиция Конституционного Суда РФ, сформулированная

в Определении от 2 марта 2006 г. N 16-О

По результатам рассмотрения жалобы гражданина на положения Указа Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 508 и нормативных актов органов государственной власти бывшего Союза ССР, устанавливающие зависимость размера пособия по временной нетрудоспособности от продолжительности непрерывного трудового стажа ко дню наступления нетрудоспособности, Конституционный Суд РФ принял Определение от 2 марта 2006 г. N 16-О «По жалобе гражданина Корнилова Владимира Петровича на нарушение его конституционных прав положениями Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 508 «О размере пособия по временной нетрудоспособности», Правил исчисления непрерывного трудового стража рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию» (далее — Определение N 16-О).

В связи с данной жалобой Конституционный Суд рассмотрел также вопрос о конституционности определения условий и порядка выплаты работникам пособия по временной нетрудоспособности подзаконными нормативными правовыми актами.

Согласно Определению N 16-О в системе действующего правового регулирования предписания нормативных актов органов государственной власти бывшего Союза ССР, устанавливающих условия назначения и порядок выплаты работающим гражданам пособий по временной нетрудоспособности, сохраняют свою юридическую силу и, по существу, заменяют законодательные нормы.

При этом Суд отметил следующее: Трудовой кодекс РФ предусматривает, что в случае временной нетрудоспособности работника работодатель выплачивает ему пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом (ст. 183 ТК РФ), однако такой федеральный закон до настоящего времени (на дату принятия Определения N 16-О) не принят.

По вопросу действия обжалованных гражданином положений нормативных актов органов государственной власти бывшего Союза ССР Конституционный Суд РФ определил, что они в части, увязывающей право на получение пособия по временной нетрудоспособности и его размер с длительностью непрерывного трудового стажа, с 1 января 2007 г. не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами, как противоречащие Конституции РФ, и утрачивают силу.

Акты органов государственной власти Союза ССР предусматривали, в частности, что для лиц, имеющих непрерывный трудовой стаж до пяти лет, размер пособия по временной нетрудоспособности составляет 60 процентов заработка; для лиц, имеющих стаж от пяти до восьми лет — 80 процентов, а для лиц, имеющих стаж более восьми лет, — 100 процентов заработка.

Исходя из Определения N 16-О страховое обеспечение, призванное возместить работнику временно утраченный заработок, не должно ставиться в зависимость от наличия и длительности перерывов в работе. В противном случае существенно снижается объем страхового обеспечения по сравнению с тем, который предоставляется при наступлении временной нетрудоспособности работникам с таким же средним заработком и трудовым (страховым) стажем при иных обстоятельствах трудовой деятельности, чем нарушается равенство прав и свобод человека и гражданина (ст. 19 Конституции РФ).

Конституционный Суд РФ в пункте 3.2 Определения N 16-О указал, что федеральному законодателю в соответствии с требованиями статьи 39 Конституции РФ надлежит определить условия и порядок обеспечения застрахованных работников пособиями по временной нетрудоспособности в федеральном законе. И далее в пункте 3.2 содержится следующее: «При этом, будучи свободным в выборе критериев предоставления страхового обеспечения в случае болезни, он в то же время обязан осуществить необходимое правовое регулирование с учетом конституционных принципов правовой справедливости и равенства, основываясь на целях и задачах социального страхования».

Федеральный законодатель, устанавливая с 1 января 2007 г. федеральным законом нормы по страховому обеспечению, учел вывод Конституционного Суда РФ о противоречии Конституции РФ норм, предусматривающих связь размера пособия по временной нетрудоспособности с длительностью непрерывного трудового стажа.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» не предусматривает зависимость размера пособия от непрерывности стажа, однако устанавливает правила об определении размера пособия по временной нетрудоспособности, аналогичные правилам, действовавшим до 1 января 2007 г.

Полагаем, что федеральный законодатель только частично учел позицию Конституционного Суда РФ, сформулированную в Определении N 16-О.

В абзаце 5 п. 3.1 Определения N 16-О указано, что размер страхового обеспечения, поставленный в зависимость от продолжительности непрерывного трудового стажа, объективно оказывается ниже у начинающих трудовую деятельность работников, при том что они могут подвергаться заболеваниям не менее тяжелым и длительным, чем лица, имеющие непрерывный трудовой стаж, который дает право на получение пособия по временной нетрудоспособности в максимальном размере, и что на время болезни они в той же мере нуждаются в страховом обеспечении в виде возмещения утраченного заработка.

Поскольку акты органов государственной власти Союза ССР предусматривали только понятие «непрерывный трудовой стаж», Конституционный Суд РФ и формулировал свою позицию исходя из применяемого до 1 января 2007 г. понятия непрерывного трудового стажа.

В связи с этим для дальнейшего правового регулирования вопросов страхового обеспечения никоим образом нельзя исключать указанную в абзаце 5 п. 3.1 Определения N 16-О мотивировку противоречия Конституции РФ норм, действовавших до 1 января 2007 г.

Из Определения N 16-О следует, что размер пособия по временной нетрудоспособности не должен ставиться в зависимость от продолжительности стажа работника, поскольку продолжительность стажа не может быть критерием предоставления страхового обеспечения: начинающие трудовую деятельность работники на время болезни в той же мере нуждаются в страховом обеспечении в виде возмещения утраченного заработка, что работники, имеющие длительный стаж работы (страховой стаж), ведь болеть могут одинаково тяжело и длительно как работники, имеющие небольшой стаж, так и работники, имеющие продолжительный стаж.

Следовательно, законодатель, не учтя вышеизложенную позицию Конституционного Суда РФ, при введении в действие Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ проигнорировал вывод Суда о необходимости правового регулирования с учетом конституционных принципов правовой справедливости и равенства, основанных на целях и задачах социального страхования (абз. 2 п. 3.2 Определения N 16-О).

Очевидно, что исходя из действующей в Российской Федерации системы социального страхования на случай болезни работнику выплачивается не вознаграждение за выполнение им трудовой функции, а социальное пособие с целью возместить работнику заработок, утрачиваемый из-за болезни.

Таким образом, Конституционный Суд РФ сформулировал в Определении N 16-О позицию, согласно которой размер страхового обеспечения не должен ставиться в зависимость от продолжительности трудового (страхового) стажа работника.

Необходимо отметить, что фактически такой позиции придерживался законодатель, предусматривая в статье 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ пособие по беременности и родам в размере 100 процентов от среднего заработка.

Социальная справедливость и равенство граждан соблюдаются федеральным законодателем не только в части установления размера пособия по беременности и родам. Согласно части 5 ст. 7 и ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ размер пособий не может превышать максимальный размер пособий, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год.

Так, ст. 13 Федерального закона от 19 декабря 2006 г. N 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» вне зависимости от трудовой биографии работника установлен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц (16125 руб.). Максимальный размер пособий одинаков для всех работников.

При этом основным источником бюджета ФСС РФ являются суммы единого социального налога, уплачиваемые работодателями в соответствии с налоговой ставкой, установленной статьей 241 Налогового кодекса РФ. В силу данной статьи размер ставки зависит только от размера сумм выплат и иных вознаграждений, начисляемых работодателем в пользу физических лиц.

Применение Определения Конституционного Суда РФ N 16-О

1. Согласно части 1 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2007 г., пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается в следующих размерах:

1) лицу, имеющему страховой стаж восемь и более лет, — 100 процентов среднего заработка;

2) лицу, имеющему страховой стаж от пяти до восьми лет, — 80 процентов среднего заработка;

3) лицу, имеющему страховой стаж до пяти лет, — 60 процентов среднего заработка.

Поскольку на основании Определения N 16-О установление федеральным законодателем пособия, выплачиваемого лицам, имеющим стаж менее восьми лет, в меньшем размере, чем лицам, имеющим стаж более восьми лет, противоречит статье 19 Конституции РФ, права работников, недавно начавших трудовую деятельность, должны быть защищены с 1 января 2007 г. исходя из следующего.

Конституционный Суд РФ в Определении N 16-О указал, что в силу правовых позиций, выраженных им в Определении от 4 марта 2004 г. N 138-О и в Определении N 16-О, обжалованные гражданином Корниловым В. П. положения актов органов государственной власти бывшего Союза ССР не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами с 1 января 2007 г. и утрачивают силу. Согласно Определению N 16-О федеральному законодателю надлежало урегулировать порядок и условия реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение в случае болезни и обеспечить введение нового правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 г.

В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Суда обязательны на всей территории России для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Статьей 79 данного Закона предусмотрено, что решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает немедленно после его провозглашения. Следовательно, федеральный законодатель должен был с 1 января 2007 г. установить нормы, регулирующие страховое обеспечение, в соответствии с правовой позицией Суда, изложенной в Определении N 16-О. Нормы, не в полной мере соответствующие данной позиции, не должны применяться с 1 января 2007 г.

Федеральный законодатель может установить нормы, предусматривающие выплату работникам пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка вне зависимости от длительности страхового стажа, и распространить их действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

До принятия соответствующего федерального закона, а также в случае введения в действие норм, предусматривающих выплату пособия по временной нетрудоспособности вне зависимости от длительности стажа, не с 1 января 2007 г., права молодых работников могут быть защищены в судебном порядке.

Поскольку при новом правовом регулировании правила выплаты пособия по временной нетрудоспособности не должны содержать условия, определяющие разные размеры пособия для лиц, имеющих разный страховой стаж, то часть 1 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ должна применяться исходя из того, что всем лицам при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается пособие в размере 100 процентов среднего заработка.

Данный вывод соответствует позиции Конституционного Суда РФ о целях выплаты пособия по временной нетрудоспособности и указывает на то, что пробел в правовом регулировании размера пособия, подлежащего выплате работнику, не возникает.

2. Система социального страхования построена на том, что основным источником выплаты пособия по временной нетрудоспособности являются средства бюджета Фонда социального страхования РФ (ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ). В определенных законом случаях пособие выплачивается за счет средств работодателя только за первые два дня временной нетрудоспособности.

Согласно части 1 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ назначение и выплата пособий осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением некоторых случаев). При этом на основании пункта 2 ст. 243 Налогового кодекса РФ работодатель уменьшает на сумму произведенных им самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования (т. е. выплаченных пособий) сумму единого социального налога, подлежащую уплате в ФСС РФ.

Работодатель, таким образом, осуществляет расходование средств обязательного социального страхования, которые ФСС РФ учитывает, поскольку является специализированным учреждением, управляющим средствами государственного социального страхования РФ на основании Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101.

ФСС РФ (его отделения, филиалы отделений), в свою очередь, осуществляет контроль за расходованием работодателями средств обязательного социального страхования посредством проведения документальных камеральных и выездных проверок, истребования у них документов, получения от страхователей объяснений, проверки данных учета и отчетности (п. 8.1 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 9 марта 2004 г. N 22).

Расходы в виде выплаченных сумм пособий по временной нетрудоспособности, произведенные работодателем, могут быть не приняты отделением (филиалом отделения) ФСС РФ к зачету в счет начисленного единого социального налога. Решения отделений (филиалов отделений) ФСС РФ о непринятии к зачету расходов, произведенных работодателями — плательщиками единого социального налога, направляются в налоговые органы (п. 8.4 упомянутой Инструкции).

Из изложенного следует, что на основании ст. ст. 6, 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ как ФСС РФ, так и работодатель могут, руководствуясь правовой позицией Конституционного Суда РФ, осуществлять с 1 января 2007 г. выплату пособий по временной нетрудоспособности молодым работникам в размере 100 процентов среднего заработка.

Однако работодатель в данных правоотношениях выступает в качестве посредника между ФСС РФ и работником. При этом работодатель подконтролен и подотчетен Фонду, и в случае принятия его подразделением соответствующего решения, подлежащего направлению в налоговый орган, работодатель обязан будет доплатить в бюджет Фонда соответствующую сумму единого социального налога.

Таким образом, работодатель может осуществить перерасчет выплаченного в период с 1 января 2007 г. пособия по временной нетрудоспособности за первые два дня временной нетрудоспособности за счет собственных средств. В отношении последующих дней временной нетрудоспособности (с третьего дня до последнего дня, указанного в листке нетрудоспособности, выданном медицинской организацией) молодому работнику необходимо будет обращаться непосредственно в отделение (филиал отделения) ФСС РФ за перерасчетом пособия и выплаты разницы между средним заработком и уже выплаченным в размере, определенным статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ, пособием.

Представляется, что ФСС РФ будет руководствоваться только Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ.

Следовательно, вопрос о том, необходимо ли руководствоваться правовой позицией Определения N 16-О в споре между работником и ФСС РФ о размере пособия по временной нетрудоспособности, будет решаться судом.

——————————————————————