Социально-экономические и политические предпосылки пенсионного реформирования в России

(Соколова А. В.)

(«История государства и права», 2008, N 1)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

ПЕНСИОННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ В РОССИИ

А. В. СОКОЛОВА

Соколова А. В., старший преподаватель кафедры теории и истории права и государства Санкт-Петербургского филиала ГУ — ВШЭ.

Анализ современного состояния экономической и социальной сфер свидетельствует о том, что неотъемлемой чертой преобразования в России стала социальная незащищенность значительной части ее граждан. Формирование в соответствии с конституционными принципами новой системы пенсионного обеспечения, адекватной новым отношениям собственности, рыночной системе производства, распределения и потребления, представляется весьма актуальным с точки зрения реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение. К числу причин социально-экономического характера, обусловивших объективные предпосылки пенсионной реформы, следует отнести девальвацию пенсионной системы советского периода, превратившейся в уравнительную систему, финансируемую на протяжении многих десятилетий по остаточному принципу.

Формально пенсионное обеспечение трудящихся осуществлялось в порядке государственного социального страхования, что, в частности, было закреплено в КЗоТ РСФСР. При этом в течение многих лет гражданам навязывался постулат о том, что государственное социальное страхование (в том числе и пенсионное обеспечение) осуществляется в нашей стране якобы за счет государства. Эта идея, закрепленная законодательно и внедренная в сознание людей, умело использовалась в практике формирования управленческих решений. Уровень оплаты труда работающих был одним из низких в мире, и львиная доля того, что создавалось их трудом, изымалось государством под предлогом заботы о благе народа, поскольку трудящиеся были освобождены от уплаты страховых взносов из личных трудовых доходов. Это выдавалось за величайшее социальное благо. Средства социального страхования практически сливались с налоговыми платежами и аккумулировались в государственном бюджете вместе с иными бюджетными доходами. Финансирование расходов на выплату пенсий осуществлялось в основном за счет государственной дотации ввиду низких страховых взносов. Все это приводило к искажению реальной стоимости рабочей силы, занижению совокупных затрат на нее, в том числе в пенсионный период жизни человека, создавало иллюзию, что пенсионеров содержит государство, а не тот, кто трудится и создает богатство общества. Советское государство на протяжении многих десятилетий как бы «экономило» на старшем поколении. Одним из методов, используемых государством для достижения такой асоциальной цели, был метод сознательного замораживания уровня пенсионного обеспечения. Нормы принимаемых законов не гарантировали непрерывного улучшения жизни пенсионеров по мере роста оплаты труда, повышения уровня стоимости жизни, появления у государства дополнительных экономических возможностей, которые в основном уходили на реализацию «проектов века» и военно-промышленный комплекс. При этом власть не забыла о себе, законодательно закрепив систему персональных пенсий. Уровень этих пенсий был более высоким, но все-таки не диссонировал с экономическими возможностями государства. А получение персональной пенсии автоматически было связано с предоставлением целого комплекса иных социальных льгот.

Результатом такой социальной политики стал существенный разрыв в уровне жизни человека до перехода на пенсию и после него. Крайне низкий абсолютный и относительный уровень пенсионного обеспечения, не позволяющий значительной части пенсионеров удовлетворять жизненно необходимые потребности, превращение общей пенсионной системы в уравнительную, полностью игнорирующую принцип обусловленности уровня пенсии трудовым вкладом человека (один из принципов, отражающий представление о социальной справедливости), предоставление преимущества в пенсионном обеспечении тем, кто был занят в структурах государственного механизма, — это те объективные предпосылки, которые диктовали необходимость осуществления пенсионной реформы в новых экономических условиях и обязывали государство учесть их при ее проведении. Кроме того, начавшийся процесс перехода страны к рыночной экономике и формирование рынка труда объективно требовали внедрения в систему пенсионного обеспечения страховых принципов, то есть законодательного закрепления реальной, а не формальной системы обязательного пенсионного страхования, гарантирующей достойный уровень жизни тем, кто выбывает из сферы общественного производства в силу причин, не зависящих от человека.

Реально оценивая изменения в пенсионной системе России, осуществлявшиеся с начала 90-х годов, надо признать, что ее реформирование идет все эти годы. Первыми реформаторскими шагами были: отделение бюджета пенсионной системы от федерального (1990 г.), введение индексации пенсий с учетом роста цен. Однако в системном плане реформы начали осмысливаться и проводиться только с 1995 г., когда Правительством была одобрена Концепция реформирования пенсионного обеспечения. А в 1998 г. была одобрена Программа реформирования пенсионной системы Российской Федерации, определяющая тот облик пенсионной системы, который она должна приобрести в процессе реформ, а также совокупность мероприятий и законодательных актов, ведущих к пенсионной системе будущего. Критическое состояние, в котором оказалась пенсионная система в результате финансового кризиса августа — сентября 1998 г. и последовавшего за ним роста цен на потребительские товары, требовало принятия комплекса как неотложных, так и стратегических мер по стабилизации пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Совершенно очевидно, что пенсионеры, для подавляющей части которых пенсия является единственным источником средств существования, в первую очередь и в наибольшей степени пострадали от негативных последствий финансового кризиса августа — сентября 1998 г. Процесс ухудшения материального положения пенсионеров еще более усугубился в связи с массовыми задержками пенсионных платежей в среднем на 2 — 3 месяца. Согласно оперативным данным Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), задолженность по финансированию пенсий только на 9 октября 1998 г. составляла 30,6 млрд. рублей. Основные корни кризиса пенсионной системы лежали прежде всего в экономической сфере, где произошел масштабный спад производства, появилась значительная доля безработных, снизилась заработная плата, резко вырос теневой рынок труда.

Существовавший механизм поддержания покупательной способности пенсий оказался не приспособленным для функционирования в условиях значительной инфляции и не обеспечивал эффективной защиты доходов пенсионеров от обесценивания. Механизмы пенсионной системы по своей сути оставались рычагами социальной помощи, а не страхования. Так, в структуре пенсионных выплат около половины были не увязаны с уплатой страховых взносов. Это различного рода досрочные пенсии на льготных условиях — за особые условия труда, за работу на Севере, за выслугу лет. Разумеется, многие из этих выплат оправданны и имеют под собой основания, но производиться они должны были за счет специально изысканных на то ресурсов. Пенсионное обеспечение в нашей стране все в меньшей степени зависело от размеров страховых взносов, то есть нарушался главный принцип социального страхования — эквивалентность страховых взносов и выплат. На практике это означало, что независимо от стажа, уровня квалификации, средней заработной платы, с которой уплачивались страховые взносы, пенсии у всех категорий граждан были примерно одинаковы. А чтобы система обеспечивала рост пенсий, она должна позволить разрешить задачу повышения доходов Пенсионного фонда, из которого производятся и будут в дальнейшем производиться пенсионные выплаты. На сегодняшний день источником этих доходов являются сборы с фондов оплаты труда (их платят работодатели), с января 2005 г. составляют 20% от этих фондов. Но поскольку легальная часть доходов населения составляет лишь 35,8 процента от общей величины, доходы пенсионной системы составляют чуть больше 9 процентов от общих доходов населения. Поэтому первая задача, которую решала пенсионная реформа, — вывести скрытые части зарплат из тени и увеличить за счет этого поступление средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. Вторая задача пенсионной реформы — создать стимул для работающих к полной уплате взносов со всего объема своих доходов. Новая пенсионная система направлена, во-первых, на учет каждого рубля, каждой копейки, внесенных каждым россиянином за каждый год и месяц своей трудовой деятельности, и во-вторых, на закрепление их в виде обязательств государства персонально перед каждым работником. Наконец, третья задача — обеспечить прозрачность пенсионной системы, которая предполагает выражение обязательств государства перед гражданином по пенсионным выплатам не в процентах и годах, а в рублях и с учетам всех инфляций. Суть такой системы, представляющей одно из изобретений человечества в эпоху появления наемного труда, заключается в нижеследующем. Каждый работающий по найму подлежит обязательному социальному пенсионному страхованию независимо от воли и желания его лично и работодателя. Другими словами, эта система принудительная. Принуждение осуществляется государством, в связи с чем данная система называется государственной. Все условия и нормы уплаты соответствующих страховых взносов, как условия и нормы пенсионного обеспечения, определяются самим государством. Они не могут быть изменены соглашением сторон трудового договора. В случае нарушения установленных правил применяются меры государственного принуждения, гарантирующие полноценное функционирование данной системы.

Экономическая сущность обязательного пенсионного страхования коренится в производственных отношениях и связана с реальной стоимостью рабочей силы. Стоимость рабочей силы не может определяться в развитых странах ценой лишь живого труда в период ее функционирования непосредственно в процессе производства. Она включает в себя и другие оплачиваемые периоды, в частности пенсионный период жизни человека. Поэтому одним из элементов, формирующих стоимость рабочей силы, являются страховые взносы, уплачиваемые как каждым работодателем, так и работником. Социальная сущность страховых пенсионных систем заключается в солидарности всех застрахованных и всех работодателей, работающих в разных регионах, различных отраслях и организациях. Но, пожалуй, одним из главных факторов, гарантирующих надежность функционирования системы обязательного социального пенсионного страхования, является солидарность поколений. К числу основополагающих идей (принципов), на основе которых функционируют обязательные пенсионные системы в развитых зарубежных странах, относятся следующие:

— пенсионеры, получающие пенсию в системе обязательного пенсионного страхования, заработали ее собственным трудом и не являются иждивенцами общества;

— пенсионные взносы должны взиматься в размерах, достаточных для предоставления человеку пенсии, которая обеспечивает достойный уровень жизни в пенсионный период;

— уровень пенсии должен находиться в неразрывной связи со страховым стажем и заработком, из расчета которого уплачивались страховые платежи;

— средства страхового фонда ни при каких обстоятельствах не могут расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахованных и их семей, и тем более изыматься из данного фонда, в том числе даже временно;

— деятельность всех органов, обеспечивающих финансирование систем обязательного пенсионного страхования, должна находиться под контролем и наблюдением застрахованных и страхователей;

— обязанность государства гарантировать осуществление установленной им системы обязательного пенсионного обеспечения.

Решив эти основные и ряд частных задач, пенсионная реформа позволила сформировать новую пенсионную систему — более простую и удобную для расчетов, более понятную гражданам.

——————————————————————