О льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии гражданам, уволенным с военной службы, подвергшимся радиационному воздействию

(Закиров Р. А., Кондаков А. А.) («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

О ЛЬГОТНОМ ИСЧИСЛЕНИИ ВЫСЛУГИ ЛЕТ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ ГРАЖДАНАМ, УВОЛЕННЫМ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, ПОДВЕРГШИМСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ

Р. А. ЗАКИРОВ, А. А. КОНДАКОВ

Закиров Р. А., адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции.

Кондаков А. А., помощник командира войсковой части 26219 по правовой работе, капитан юстиции.

1. Выслуга лет для назначения пенсии гражданам, подвергшимся радиационному воздействию при проведении испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, при ликвидации последствий этих аварий. В Российской Федерации для граждан, подвергшихся радиационному воздействию при проведении испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, при ликвидации последствий этих аварий, а также для членов семей этих граждан установлены дополнительные меры социальной поддержки, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения. Одной из мер социальной поддержки указанной категории граждан в сфере пенсионного обеспечения является льготное исчисление выслуги лет для назначения соответствующей пенсии. Меры социальной поддержки указанных граждан определены следующими законодательными актами: — Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. N 1244-1; — Федеральный закон «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сброса радиоактивных отходов в реку Теча» от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ; — Федеральный закон «О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ; — Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» от 27 декабря 1991 г. N 2123-1. Основным законодательным актом, определяющим государственную политику в области социальной поддержки граждан, пострадавших в результате радиационно опасных аварий и при работе с ядерным оружием, является Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Большинство норм остальных указанных выше нормативных правовых актов носит характер ссылок на соответствующие нормы данного Закона Российской Федерации. К примеру, в ст. 1 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сброса радиоактивных отходов в реку Теча» указано, что действие Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространено на следующих граждан: а) на граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957 — 1958 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк», а также на граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 — 1956 гг.; б) на граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1959 — 1961 гг. непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк», а также на граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957 — 1962 гг. В ст. 4 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ установлено, что гражданам, относящимся к первой из вышеуказанных групп, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». К ним относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 гг. службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 гг. в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений. В ст. 5 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ установлено, что гражданам, относящимся ко второй из вышеуказанных групп гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». К ним относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 — 1990 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 — 1990 гг. службу в зоне отчуждения. Критерии отнесения военнослужащих (в том числе временно направленных или командированных) к категориям граждан, принимавших непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк», а также граждан, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча, содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 8 октября 1993 г. N 1005. Что касается граждан, указанных в Федеральном законе «О социальных гарантиях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и Постановлении Верховного Совета Российской Федерации «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» от 27 декабря 1991 г. N 2123-1, то социальной гарантии в виде льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет для них в данных нормативных правовых актах не установлено; также нет и ссылок на другие нормативные акты, в которых бы устанавливалась соответствующая льготная выслуга лет. Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 определяет категории лиц, имеющих право на пенсию за выслугу лет, а также условия ее назначения. Так, в соответствии со ст. 8 указанного Закона лицам, указанным в статье 1 данного Закона, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семьям этих лиц предоставляются дополнительно льготные условия назначения пенсий, выплачиваются надбавки к пенсиям, пособия и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию. В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, определенным в указанном Законе, установлен Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941. В соответствии с п. 3 указанного Постановления в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим засчитывается на льготных условиях: 1) один месяц службы за три месяца — на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды в зоне отчуждения (на территории, с которой было эвакуировано население в 1986 г.), в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1987 г.; 2) один месяц службы за полтора месяца — на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды в зоне отчуждения (на территории, с которой было эвакуировано население в 1986 г.), в период с 1 января 1988 г. по 31 декабря 1990 г. Также как уже говорилось выше, в соответствии со ст. 23 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 1 января 2002 г. время на выполнение заданий и несение военной службы (службы) в зоне отчуждения засчитывается в выслугу лет на пенсию один месяц за три. В соответствии со ст. 8 указанного Закона зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 гг. 30-километровой зоной, а с 1988 г. до 15 мая 1991 г. — зоной отселения) — это территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 гг. население было эвакуировано. Ныне действующий Перечень населенных пунктов Российской Федерации, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582. В льготную выслугу для назначения пенсии включается время на выполнение заданий и несение военной службы в зоне отчуждения в период действия перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации (см. таблицу).

Нормативный правовой акт Период Зона отчуждения действия

Перечень населенных пунктов, с 28.12.1991 Брянская область относящихся к территориям по Красногорский район радиоактивного загрязнения, 04.04.1993 — Барсуки (Барсу — утвержденный распоряжением ковский сельсовет); Правительства Российской — Князевщина; Федерации от 28 декабря 1991 — Нижняя Мельница; г. N 237-р — Прогресс

Перечень населенных пунктов, с 05.04.1993 Брянская область относящихся к территориям по Злынковский район радиоактивного загрязнения, 01.02.1998 — Саньково; утвержденный распоряжением Красногорский район Правительства Российской — Барсуки (Барсу — Федерации от 28 декабря 1991 ковский сельсовет); г. N 237-р — Борки (Барсуков — ский сельсовет); — Буковец; — Гущи; — Долгое; — Ковали; — Князевщина; — Нижняя Мельница; — Новоалександровка; — Озерщина; — Прогресс; — Прохоренко (Барсу — ковский сельсовет); — Тугани; Новозыбковский район — Бабаки; — Борец; — Глыбочка

Перечень населенных пунктов, с 01.02.1998 Брянская область находящихся в границах зон по настоящее Красногорский район радиоактивного загрязнения время Барсуковский сель — вследствие катастрофы на совет: Чернобыльской АЭС, — Барсуки; утвержденный Постановлением Заборский сельсовет: Правительства Российской — Князевщина; Федерации от 18 декабря 1997 — Прогресс; г. N 1582 Медведевский сельсовет: — Нижняя мельница

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 августа 1993 г. N 5625-1 утвержден Список работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1990 г. в зоне отчуждения Российской Федерации. К ним относятся следующие виды работ: — радиологическое обследование подвергшихся радиоактивному загрязнению местности, техники, зданий и сооружений, помещений, угодий, включая личные подсобные хозяйства и имущество граждан (отбор проб, наземные и воздушные измерения гамма-фона) и определение степени их загрязнения; — погрузка и транспортировка всеми видами транспорта материальных ресурсов, животных, сельскохозяйственной продукции, оборудования, перевозка людей и их имущества; — обеспечение охраны отселенных жилых массивов, безопасности перевозок, профилактика и тушение пожаров; — работы, связанные с оценкой стоимости зданий, хозяйственных строений, плодово-ягодных насаждений, посевов, имущества, а также определение возможности их вывоза в зависимости от степени их радиоактивной загрязненности; — строительно-монтажные работы по строительству новых, реконструкции и ремонту (приспособлению) существующих зданий и сооружений, включая прокладку разводящих сетей водопроводных линий, линий электропередач, автомобильных дорог, сооружение столовых, душевых и других вспомогательных сооружений; — ремонт и содержание железнодорожных путей, дорог, расположенных на них сооружений, закрепление грунтов в придорожной полосе и стабилизация (обеспыливание) дорог с неусовершенствованными видами покрытий; — дезактивация зданий, сооружений, оборудования, техники, всех видов транспорта, сельскохозяйственных угодий, территорий, спецодежды и спецобуви; — сбор, удаление, транспортировка и захоронение радиоактивных материалов (отходов), в том числе снятие и вывоз загрязненного грунта, снос ветхих строений, вырубка лесов и насаждений; — работы по оборудованию пунктов (станций) по дезактивации техники, оборудования подвижного состава, а также спецодежды и спецобуви; — работы, связанные с формированием, размещением и обеспечением войсковых подразделений, принимавших участие в проведении работ по дезактивации, и их расформированием; — агротехнические, агрохимические, мелиоративные, лесотехнические и гидротехнические работы, в том числе связанные со снижением уровня радиации производимой сельскохозяйственной продукции; — работы по обеспечению связи, энергетическому, коммунально-техническому обслуживанию, обслуживанию систем газоснабжения, а также отключение этих систем при ликвидации населенного пункта; — работы по сносу, утилизации, захоронению и консервации зданий, сооружений, материальных ценностей; — радиационный (дозиметрический) контроль, медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения и граждан, привлекаемых для ликвидации последствий аварии; — работы, связанные с организацией и проведением эвакуации (переселения) населения, материально-технических ресурсов, сельскохозяйственных животных, а также с обеспечением торгового, социально-бытового, медицинского и культурного обслуживания, снабжение продуктами питания населения; — распыление и рассев с воздушных судов веществ в целях дезактивации объектов земной поверхности и водоемов. 2. Выслуга лет для назначения пенсий гражданам, уволенным с военной службы, из числа бывших военнослужащих, занятых на работах по перезарядке ядерных реакторов кораблей, обращению с ядерным топливом и радиоактивными отходами, несущих (проходивших) службу на атомных кораблях, а также в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственной эксплуатацией ядерных боеприпасов и работой в специальных сооружениях с источниками ионизирующих излучений. Срок службы на льготных условиях указанным военнослужащим засчитывается с 1 января 1966 г. из расчета один месяц службы за два месяца на работах по перезарядке ядерных реакторов кораблей, связанных с обращением с ядерным топливом и радиоактивными отходами, по перечню частей, подразделений и должностей, утверждаемому министром обороны Российской Федерации. В настоящее время Перечень воинских частей, подразделений, а также должностей военнослужащих, занятых на работах по перезарядке ядерных реакторов кораблей, обращению с ядерным топливом и радиоактивными отходами, которым выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы и засчитывается на льготных условиях выслуга лет для назначения пенсий, определен в приложении N 6 к Порядку обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200. Срок службы на льготных условиях засчитывается из расчета один месяц службы за полтора месяца: — на атомных надводных кораблях — со сроков, предусмотренных абз. 2 подп. «а» п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941; — в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственной эксплуатацией ядерных боеприпасов и работой в специальных сооружениях с источниками ионизирующих излучений, — с 1 июля 1995 г. на условиях, определяемых министром обороны Российской Федерации. Условия льготного исчисления выслуги лет указанной категории граждан определены Инструкцией о льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим, проходящим военную службу на должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственной эксплуатацией ядерных боеприпасов и работой в специальных сооружениях с источниками ионизирующих излучений, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 31 июля 1996 г. N 284. В соответствии с п. п. 1 и 2 данной Инструкции право на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии (один месяц службы за полтора месяца) с 1 июля 1995 г. имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в воинских частях, военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации на промышленных предприятиях, отделах учреждений и организаций Росатома на штатных воинских должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственной эксплуатацией ядерных боеприпасов и работой в специальных сооружениях с источниками ионизирующих излучений. Перечень штатных воинских должностей, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственной эксплуатацией ядерных боеприпасов и работой в специальных сооружениях с источниками ионизирующих излучений, утверждается министром обороны Российской Федерации по представлению начальника 12-го Главного управления Министерства обороны Российской Федерации и рассылается отдельно. Военнослужащие, занимающие воинские должности, перечисленные в перечне, имеют право на льготное исчисление выслуги лет при условии наличия в воинских частях штатных (находящихся в производстве) ядерных боеприпасов. Приказом министра обороны Российской Федерации от 31 июля 1996 г. N 284 утверждена также Инструкция о льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим Ракетных войск стратегического назначения, несущим боевое дежурство. В соответствии с п. п. 1 и 2 данной Инструкции право на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии (один месяц службы за полтора месяца) с 1 июля 1995 г. имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на штатных воинских должностях в Ракетных войсках стратегического назначения, несущие боевое дежурство в составе боевых расчетов в подземных (заглубленных) сооружениях, на подвижных командных пунктах и боевых железнодорожных ракетных комплексах. Военнослужащие, несущие боевое дежурство, имеют право на льготное исчисление выслуги лет со дня привлечения военнослужащего к несению боевого дежурства в составе боевого расчета по день фактического прекращения боевого дежурства (при отстранении от дежурства; вступлении в исполнение обязанностей по воинской должности, не связанной с несением боевого дежурства; увольнении с военной службы). 3. Некоторые итоги и выводы. Проведя анализ нормативных правовых актов, содержащих нормы о мерах социальной поддержки военнослужащих, перечисленных в ч. ч. 1 и 2 настоящей статьи, можно сделать следующие выводы: — во-первых, количество нормативных правовых актов, содержащих меры социальной поддержки вышеуказанных граждан, достаточно велико, что создает определенные затруднения в их поиске и применении. Каждый нормативный правовой акт содержит определенный перечень гарантий, зависящий от специфики регулируемых данным актом отношений; — во-вторых, не во всех нормативных правовых актах, устанавливающих меры социальной поддержки, содержатся сами эти меры и социальные гарантии. Многие нормы носят отсылочный характер. Данное обстоятельство также создает определенные проблемы с реализацией этих гарантий; — в-третьих, наблюдается некоторое неравенство в мерах социальной поддержки вышеуказанных военнослужащих. Это проявляется, в частности, в праве на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет. Одни категории военнослужащих данной социальной гарантией пользуются, а другие, проходящие (проходившие) военную службу в равнозначных условиях, такого права не имеют. Из всего вышесказанного следует, что было бы целесообразным разработать и принять единый законодательный акт, регулирующий всю совокупность правоотношений по социальной поддержке указанных выше граждан, которые сегодня регулируются отдельными нормативными правовыми актами. Кроме того, необходимо пересмотреть вопрос о порядке льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии вышеуказанным гражданам в целях обеспечения их равенства в правах.

——————————————————————

Вопрос: Уволен в 1990. Пенсия исчислена в Приморском крае с учетом районного коэффициента 1,2. Перерасчет сделан с 1 января 2003 г. с применением коэффициента 1,5. За период до 1 января 2003 г. в перерасчете пенсии отказано. Правомерно ли это? Некоторое время служба была связана с радиаций и излучением. Уволен по болезни. Какие положены льготы и компенсации? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Уволен в 1990 г. с полуострова Камчатка. 20 лет непрерывной военной службы на п/о Камчатка. Пенсия исчислена в Приморском крае с учетом районного коэффициента 1,2. Перерасчет сделан с 1 января 2003 г. с применением коэффициента 1,5. За период до 1 января 2003 г. в перерасчете пенсии отказано. Правомерно ли это? В течение 9 лет служба была связана с источниками радиоактивных веществ и ионизирующих излучений. Уволен по болезни. Какие положены льготы и компенсации и на основании каких нормативных актов? Куда и какие необходимо представить документы?

Ответ: По первому вопросу. В соответствии с первоначальной редакцией Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (далее — Закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…») с 1 февраля 1993 г. действовало положение, предоставлявшее военным пенсионерам и членам их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, соответствующие надбавки к этим пенсиям и повышения (с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей). При этом указанные надбавки устанавливались только на период проживания военных пенсионеров в этих местностях. В том случае, если уволенные военнослужащие переезжали на Большую землю, они утрачивали право на получение пенсии с учетом северных надбавок. Поскольку Вы переехали на постоянное место жительства в Приморский край, то и размер Вашей пенсии должен был исчисляться с применением районного коэффициента, установленного для Приморского края (1,2). С 1 января 1997 г. действуют нормы, введенные Федеральным законом от 28 ноября 1995 г. N 186-ФЗ, гарантирующие для военных пенсионеров, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, сохранение размера пенсии, исчисленной с применением ч. 1 ст. 48 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» (т. е. с учетом соответствующего районного коэффициента), при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства. С 1 января 2003 г. Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 3-ФЗ в ч. 3 ст. 48 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» введена норма, устанавливающая, что военным пенсионерам, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5. В связи с изложенным, поскольку указанный порядок введен в действие с 1 января 2003 г., районный коэффициент, установленный по последнему месту Вашей службы в Камчатской области (с учетом предельного размера) подлежит применению только с указанной даты. Действия пенсионного органа правомерны. По второму вопросу. Дополнительные гарантии Вам могли бы быть предоставлены только в случае установления Вам инвалидности вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы, т. е. вследствие военной травмы.

О. В.Шикалова Юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России

——————————————————————

Вопрос: Согласно п. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Однако, проживая в равных климатических условиях, я лишен права на «северную пенсию» при выезде из районов Крайнего Севера, несмотря на общий трудовой специальный (льготный) стаж более 25 календарных лет, поскольку ни один стаж в отдельности (военный, трудовой) не достиг по закону 15 календарных лет в районах Крайнего Севера. Когда восторжествует справедливость для всех пенсионеров Севера? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Согласно п. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Однако, проживая в равных климатических условиях, я лишен права на «северную пенсию» при выезде из районов Крайнего Севера, несмотря на общий трудовой специальный (льготный) стаж более 25 календарных лет, поскольку ни один стаж в отдельности (военный, трудовой) не достиг по закону 15 календарных лет в районах Крайнего Севера. Когда восторжествует справедливость для всех пенсионеров Севера?

Ответ: Действующим пенсионным законодательством при исчислении как государственных, так и трудовых пенсий предусмотрено применение районных коэффициентов для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В настоящее время указанное право предоставлено бывшим военнослужащим, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет. Если Вы считаете, что указанные нормы Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» противоречат Конституции Российской Федерации, Вы можете обжаловать это в Конституционный Суд Российской Федерации <1>. ——————————— <1> Порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации разъясняется в N 3 журнала «Право в Вооруженных Силах» за 2008 г.

О. В.Шикалова Юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России

——————————————————————

Вопрос: Уволен по выслуге лет с должности старшего техника по 9-му разряду. С 1 октября 2005 г. должность старшего техника подлежит замещению офицерами и установлен 11-й разряд (Приказ министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, приложение N 2, п. 16). Военкомат отказал в перерасчете пенсии, мотивируя тем, что нет достаточных оснований. Прошу объяснить, имею ли я право на перерасчет пенсии по 11-му разряду, если нет, то почему. («Прав о в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Уволен по выслуге лет с должности старшего техника по 9-му разряду. С 1 октября 2005 г. должность старшего техника подлежит замещению офицерами и установлен 11-й разряд (Приказ министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, приложение N 2, п. 16). Военкомат отказал в перерасчете пенсии, мотивируя тем, что нет достаточных оснований. Прошу объяснить, имею ли я право на перерасчет пенсии по 11-му разряду, если нет, то почему.

Ответ: В соответствии с п. 8 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в п. п. 9 и 10 названного Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета пенсии. В соответствии с п. 9 указанного Постановления в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном п. 8 данного Постановления, включается: уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подп. «в», «г» и «д» п. 9) — оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов. Оклад по последней штатной должности исчислялся Вам из 9-го тарифного разряда. Штатную должность, по которой установлен 11-й тарифный разряд, Вы перед увольнением не занимали и не имеете права на расчет пенсии исходя из 11-го тарифного разряда. Статьей 49 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» в качестве одного из оснований пересмотра пенсий установлено увеличение денежного довольствия военнослужащих: военные пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением. При этом изменение тарифного разряда по должности не относится к увеличению денежного довольствия военнослужащих. Права на перерасчет пенсии Вы не имеете.

О. В.Шикалова Юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России

——————————————————————

Вопрос: Прослужил 20 лет 3 месяца (майор запаса). Уволили без пенсии, так как нет подтверждения срочной службы. НОК 35 ОА указал, что пенсия положена, но добиваться нужно самому. Добиваюсь 5 лет — безрезультатно. Куда только не писал, вплоть до приемной Министерства обороны Российской Федерации. Все ссылаются друг на друга. Помогите. («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Прослужил 20 лет 3 месяца (майор запаса). Уволили без пенсии, так как нет подтверждения срочной службы. НОК 35 ОА указал, что пенсия положена, но добиваться нужно самому. Добиваюсь 5 лет — безрезультатно. Куда только не писал, вплоть до приемной Министерства обороны Российской Федерации. Все ссылаются друг на друга. Помогите.

Ответ: К сожалению, в своем вопросе Вы указали недостаточно информации для подготовки обоснованного ответа. Не совсем понятно, что Вы имеете в виду, говоря о неподтверждении срочной службы. Попробуйте решить Вашу проблему путем обращения в суд.

О. В.Шикалова Юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России

——————————————————————

Вопрос: Почему при повышении пенсий систематически задерживают на 2 — 3 месяца выплату надбавок, в том числе надбавок с 1 декабря 2007 г., хотя перерасчет пенсий произведен своевременно? Офицерам денежное довольствие с 1 декабря 2007 г. выплачено по-новому. Военные пенсионеры, видимо, люди второго сорта? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Почему при повышении пенсий систематически задерживают на 2 — 3 месяца выплату надбавок, в том числе надбавок с 1 декабря 2007 г., хотя перерасчет пенсий произведен своевременно? Офицерам денежное довольствие с 1 декабря 2007 г. выплачено по-новому. Военные пенсионеры, видимо, люди второго сорта?

Ответ: Это связано, по видимому, с чисто техническими причинами, поскольку работники пенсионных органов должны производить перерасчет пенсий персонально каждому военному пенсионеру, а для этого необходимо определенное время. Вы вправе в судебном порядке взыскать с пенсионных органов убытки, причиненные Вам за несвоевременную выплату сумм пенсии с учетом инфляции.

О. В.Шикалова Юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России

——————————————————————

Вопрос: Младший сержант, выслуга — 20 лет (календарных). Нахожусь в распоряжении, имею инвалидность 3-й группы (рабочая). В этом случае мне положена выплата пенсии по инвалидности? Пенсионный фонд Российской Федерации мне отказывает в выплате. Если да, то куда обращаться? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Младший сержант, выслуга — 20 лет (календарных). Нахожусь в распоряжении, имею инвалидность 3-й группы (рабочая). В этом случае мне положена выплата пенсии по инвалидности? Пенсионный фонд Российской Федерации мне отказывает в выплате. Если да, то куда обращаться?

Ответ: В соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» пенсии лицам, проходившим военную службу, назначаются только после их увольнения с военной службы. Пока Вы не уволены, никакая пенсия Вам не положена, поскольку в период прохождения службы, включая нахождение в распоряжении, Вам выплачивается денежное довольствие. За назначением пенсии после Вашего увольнения с военной службы Вы должны обратиться с заявлением не в Пенсионный фонд Российской Федерации, который никакого отношения к военным пенсиям не имеет, а в военный комиссариат, в который Вас поставят на воинский учет. Принимая во внимание, что Ваша выслуга на военной службе составляет 20 календарных лет, Вы можете воспользоваться предоставленным ч. 1 ст. 7 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» правом выбора: Вам может быть назначена либо пенсия по инвалидности, либо пенсия за выслугу лет по п. «а» ст. 13 данного Закона с увеличением размера пенсии за выслугу лет как лицу, имеющему инвалидность.

О. В.Шикалова Юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России

——————————————————————

Вопрос: Я — вдова капитана Российской армии, уволенного в 1992 г. по возрасту и умершего 30 апреля 2005 г. Имею ли я право как жена получить перерасчет за мужа, военного пенсионера, за 1994 — 1998 гг.? С нами проживали двое несовершеннолетних детей: дочь 1978 г. р., сын 1985 г. р. Я считаю, что Министерство обороны Российской Федерации обязано возместить ущерб семье погибшего. («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Я — вдова капитана Российской армии, уволенного в 1992 г. по возрасту и умершего 30 апреля 2005 г. Имею ли я право как жена получить перерасчет за мужа, военного пенсионера, за 1994 — 1998 гг.? С нами проживали двое несовершеннолетних детей: дочь 1978 г. р., сын 1985 г. р. Я считаю, что Министерство обороны Российской Федерации обязано возместить ущерб семье погибшего.

Ответ: Согласно ст. 63 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» сумма пенсии, причитавшаяся пенсионеру из числа лиц, проходивших военную службу по контракту, и членов их семей и оставшаяся недополученной в связи с его смертью, выплачивается членам семьи умершего пенсионера, если они производили его похороны, без включения этих сумм в состав наследства. В других случаях сумма пенсии, недополученная пенсионером в связи со смертью, выплачивается его наследникам на общих основаниях, установленных гражданским законодательством Российской Федерации. Важно отметить, что по вопросам наследования невыплаченных сумм пенсий сложилась достаточно обширная судебная практика, в том числе и Верховного Суда Российской Федерации. Так, Определением Верховного Суда от 3 ноября 2006 г. N 83-В06-17 в удовлетворении иска истицы о перерасчете и выплате недополученной пенсии умершего мужа отказано, поскольку при жизни мужу истицы не были начислены данные денежные суммы пенсии, а значит, они не входят в состав наследственного имущества. Изложенную позицию Верховный Суд Российской Федерации мотивировал следующим. Недополученные при жизни пенсионера суммы пенсии в соответствии с п. 3 ст. 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях. В том случае, если истица вступила в права наследования после смерти мужа, о чем ею было получено свидетельство о праве на наследство, ей подлежат выплате недополученные мужем суммы пенсии. Однако такое право предоставляется в отношении тех денежных сумм, которые входят в состав наследственной массы, т. е. реально начислены, но не были по различным причинам получены ко дню открытия наследства. Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 1112 ГК РФ не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя (в частности, право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, и др.). Правом на перерасчет пенсии с учетом надбавок и повышений, а также на выплату недополученных сумм обладает исключительно тот гражданин, который являлся получателем пенсии, поскольку такое право связано с его личным субъективным правом. Таким образом, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, в том случае, если погибший (умерший) супруг истицы при жизни с заявлением о перерасчете пенсии ни в судебные, ни в пенсионные органы не обращался, вследствие чего ему не были начислены указанные денежные суммы пенсии, на получение которых претендует истица, то согласно ст. ст. 1112, 1183 ГК РФ они не входят в состав наследственного имущества. При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований истицы о взыскании недополученной пенсии ее супруга не имеется. Следовательно, принимая во внимание сложившуюся судебную практику, в том случае, если Ваш супруг при жизни не обращался ни в судебные, ни в пенсионные органы с заявлением о перерасчете пенсии (и ему не были начислены указанные денежные суммы пенсии за период с 1995 по 1998 гг.), Вы не имеете права на получение перерасчета указанных сумм.

О. В.Шикалова Юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России

——————————————————————

Вопрос: 1. Уволен из рядов Вооруженных Сил в апреле 1979 г. Выслуга — 25 календарных лет, в звании «подполковник». В 1990 г., находясь в запасе, работал в школе военным руководителем. Приказом министра обороны Российской Федерации от 2 мая 1990 г. N 80 мне присвоено звание «полковник». Обращался в военкомат о перерасчете пенсии, имея в виду статью Тюрина А. И. в Вашем журнале N 1 за 2001 г., стр. 31 — 32. Ответ отрицательный. 2. Все документы оформляют на подполковника. Так кто же я по воинскому званию? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: 1. Уволен из рядов Вооруженных Сил в апреле 1979 г. Выслуга — 25 календарных лет, в звании «подполковник». В 1990 г., находясь в запасе, работал в школе военным руководителем. Приказом министра обороны Российской Федерации от 2 мая 1990 г. N 80 мне присвоено звание «полковник». Обращался в военкомат о перерасчете пенсии, имея в виду статью Тюрина А. И. в Вашем журнале N 1 за 2001 г., стр. 31 — 32. Ответ отрицательный. 2. Все документы оформляют на подполковника. Так кто же я по воинскому званию?

Ответ: В перерасчете пенсии Вам отказано правомерно, поскольку исчерпывающий перечень оснований для перерасчета пенсий изложен в ст. 49 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…». Присвоение воинских званий в запасе как основание для перерасчета пенсии в данной статье не упоминается. Следовательно, при исчислении пенсии учитывается то воинское звание, которое гражданин имел на момент увольнения с военной службы. Вы являетесь полковником в отставке (или в запасе). Но с точки зрения пенсионного обеспечения учитывается то воинское звание, которое Вы имели на день увольнения, т. е. «подполковник».

О. В.Шикалова Юрист, соискатель Московского пограничного института ФСБ России

——————————————————————

Вопрос: Распространяются ли на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1373 и дополнения в Федеральный закон от 22 июня 2007 г. N 76? Можем ли мы претендовать на эту выплату? Сохраняется ли денежная компенсация за непредоставление путевки за 2007 г. в соответствии с Приказом министра обороны Российской Федерации от 7 июля 2000 г. N 355? («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

Вопрос: Распространяются ли на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1373 и дополнения в Федеральный закон от 22 июня 2007 г. N 76? Можем ли мы претендовать на эту выплату? Сохраняется ли денежная компенсация за непредоставление путевки за 2007 г. в соответствии с Приказом министра обороны Российской Федерации от 7 июля 2000 г. N 355?

Ответ: 1. Скорее всего, Вы имели в виду Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров» от 18 октября 2007 г. N 1373с. Данный нормативный правовой акт не распространятся на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, он направлен на обеспечение социальной защиты военных пенсионеров. 2. Очевидно, Вы имеете в виду Федеральный закон «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 22 июня 2007 г. N 114-ФЗ. Данный Федеральный закон не распространяется на правоотношения, возникшие в 2007 г., так как изменения, предусмотренные названным Федеральным законом, вступили в силу с 1 января 2008 г. 3. Названный Вами Приказ министра обороны Российской Федерации «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 160» от 7 июля 2000 г. N 355 с 16 июня 2007 г. признан утратившим силу. Однако фактически данный нормативный правовой акт утратил действие с 1 января 2007 г., так как был издан во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении путевок в лечебно-оздоровительные учреждения военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, и членам их семей» от 25 февраля 2000 г. N 160, которое с 1 января 2007 г. признано утратившим силу.

С. В.Шанхаев Адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции

——————————————————————