О некоторых вопросах, связанных с выплатой государственных пособий беременным женам военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а также матерям, опекунам и иным родственникам ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

(Трофимов Е. Н.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2008, N 8)

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ВЫПЛАТОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ПОСОБИЙ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНАМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ

СЛУЖБУ ПО ПРИЗЫВУ, А ТАКЖЕ МАТЕРЯМ, ОПЕКУНАМ И ИНЫМ

РОДСТВЕННИКАМ РЕБЕНКА ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО, ПРОХОДЯЩЕГО

ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО ПРИЗЫВУ

Е. Н. ТРОФИМОВ

Трофимов Е. Н., начальник группы по ведению судебной работы юридической службы Приволжско-Уральского военного округа, подполковник юстиции.

Федеральным законом от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» в ряд федеральных законов внесены существенные изменения, связанные с поэтапным сокращением сроков военной службы по призыву. Больше всего изменений внесено в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», регламентирующий порядок подготовки к военной службе и порядок ее прохождения.

Поэтапное сокращение сроков военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, неизбежно повлекло сокращение оснований освобождения от призыва на военную службу и отсрочки от призыва на военную службу. Эти меры инициированы законодателем в целях недопущения снижения укомплектованности Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими, проходящими военную службу по призыву. Большая часть изменений, касающихся освобождения от призыва на военную службу и отсрочки от призыва на военную службу, вступили в силу с 1 января 2008 г.

Изменения оснований отсрочек от призыва на военную службу коснулись и граждан, имеющих детей в возрасте до трех лет. Ранее в соответствии с подп. «д» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» правом на отсрочку от призыва на военную службу пользовались все граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеющие ребенка в возрасте до трех лет. Одновременно данное обстоятельство давало военнослужащему, проходящему военную службу по призыву и не имеющему воинского звания офицера, право на досрочное увольнение с военной службы в случае рождения ребенка уже в период его военной службы. При этом повторному призыву на военную службу после достижения ребенком возраста трех лет такие граждане не подлежали.

С 1 января 2008 г. правом на отсрочку от призыва на военную службу пользуются лишь граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеющие ребенка-инвалида в возрасте до трех лет.

В целях недопущения снижения уровня социальной защищенности беременных жен военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, матерей детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, опекунов ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, фактически осуществляющих уход за ним, Федеральным законом от 25 октября 2007 г. N 233-ФЗ в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» внесены изменения, в соответствии с которыми для указанной категории граждан предусмотрены дополнительные меры социальной защиты, выражающиеся в установлении единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также в установлении ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Так, вышеуказанным Законом установлено право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней. Размер такого пособия составляет 14000 руб.

Что касается размера единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, то следует отметить, что в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Федеральным законом от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ, данная выплата подлежит ежегодной индексации исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Однако на 2008 г. такая индексация рассматриваемой выплаты не предусмотрена, так как в соответствии с положением ст. 4.2 указанного Закона норма об индексации единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, вступает в силу с 1 января 2009 г.

Возможность получения единовременного пособия в связи с беременностью является мерой исключительной и предусмотрена лишь для строго ограниченного круга лиц — беременных жен военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. При этом она не исключает права указанных лиц на иные виды государственных пособий, назначаемых и выплачиваемых гражданам, имеющим детей, установленные Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и законами субъектов Российской Федерации.

Порядок и условия назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, определяются разд. VI.1 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 865 «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 948).

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, назначается и выплачивается по месту жительства жены военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, органом, уполномоченным производить назначение и выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Так, например, в Свердловской области Постановлением Правительства Свердловской области от 1 февраля 2008 г. N 66-П «Об осуществлении полномочий по назначению и выплате единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву» обязанность по назначению и производству рассматриваемых выплат возложена на территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.

Для назначения единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, представляются:

а) заявление о назначении пособия;

б) копия свидетельства о браке;

в) справка из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет;

г) справка из воинской части о прохождении мужем военной службы по призыву (с указанием срока службы).

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, назначается и выплачивается не позднее 10 дней с даты представления всех необходимых документов.

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации. Субвенция (от лат. subvenire — приходить на помощь) — средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (Большой юридический словарь. М., 2004. С. 592).

С учетом того что субвенция в отличие от дотации должна быть использована строго по целевому назначению и в установленный срок, а в противном случае она подлежит возврату предоставившему ее органу, в целях строгого учета, контроля и предоставления отчетов о расходовании предоставленных субвенций территориальные исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе возложить указанные функции на уполномоченные органы. Так, например, вышеупомянутым Постановлением Правительства Свердловской области министерство социальной защиты населения Свердловской области определено уполномоченным органом по представлению в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации заявок на финансирование расходов по выплате единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также списков получателей указанного пособия, в Министерство финансов Российской Федерации — отчетов о расходовании субвенций из федерального бюджета, представленных на осуществление переданных полномочий.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается в том же порядке, что и единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Однако право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеет не только жена военнослужащего. Право на указанное пособие имеют:

— мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

— опекун ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, либо другой родственник такого ребенка, фактически осуществляющий уход за ним, в случае, если мать умерла, объявлена умершей, лишена родительских прав, ограничена в родительских правах, признана безвестно отсутствующей, недееспособной (ограниченно дееспособной), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняется от воспитания ребенка или от защиты его прав и интересов или отказалась взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и из других аналогичных учреждений (п. 53.9 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 865 (далее — Положение)).

Так, право на указанную выплату имеет мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; при этом она может и не состоять в браке с указанным военнослужащим.

Установление отцовства ребенка производится в соответствии с гл. 10 Семейного кодекса Российской Федерации.

Также право на рассматриваемую выплату имеет опекун ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, либо другой родственник такого ребенка, фактически осуществляющий уход за ним, в случаях, указанных в п. 53.9 Положения.

Для назначения ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в орган, уполномоченный производить назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, определяемый в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, находящийся по месту жительства ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, представляются:

а) заявление о назначении пособия;

б) копия свидетельства о рождении ребенка (детей);

в) справка из воинской части о прохождении отцом ребенка военной службы по призыву (с указанием срока военной службы);

г) в случае наличия соответствующих оснований — копия свидетельства о смерти матери, выписка из решения об установлении над ребенком (детьми) опеки, копия вступившего в силу решения суда, копия заключения учреждения здравоохранения.

В случае если уход за ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, осуществляется одновременно несколькими лицами, указанными в п. 53.9 Положения, право на получение ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, предоставляется одному из указанных лиц.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается независимо от наличия права на получение иных видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленных Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и законами субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что лицо, получающее ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, права на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, установленное гл. VI Положения, не имеет, так как данные пособия относятся к одному и тому же виду — ежемесячному пособию.

Выплата ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, осуществляется:

— лицу, указанному в абз. 2 п. 53.9 Положения, — со дня рождения ребенка, но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву;

— лицам, указанным в абз. 3 п. 53.9 настоящего Положения, — со дня смерти матери ребенка либо со дня вынесения соответствующего решения (вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения учреждения здравоохранения), но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву.

Выплата ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, прекращается по достижении ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возраста трех лет, но не позднее дня окончания военной службы по призыву отцом такого ребенка.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается в размере 6000 руб. на каждого ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Размер ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, также подлежит ежегодной индексации исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Данная норма также вступает в силу с 1 января 2009 г. (ст. 4.2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ (в редакции от 1 марта 2008 г.)).

Необходимо отметить, что вышеизложенный порядок выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, когда указанные выплаты производятся уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, установлен на определенный период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года (статья 3 Федерального закона от 25 октября 2007 года N 233-ФЗ). В последующем данный порядок может быть изменен.

Таким образом, порядок и условия назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, достаточно полно и четко определены. Однако на практике не редки случаи, связанные с отказом органов, уполномоченных назначать и выплачивать единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в производстве данных выплат. Чаще всего такие отказы получают беременные жены военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а также лица, имеющие право на получение ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, в том случае, когда гражданин, являющийся мужем беременной жены и (или) отцом ребенка, был призван на военную службу в 2007 г.

В обоснование такого отказа приводится ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2007 года N 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», которая гласит, что «право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возникает у лиц, указанных в статьях 12.3 и 12.5 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции настоящего Федерального закона), при призыве граждан на военную службу начиная с 1 января 2008 года».

Отказы органов, производящих рассматриваемые выплаты, по мнению автора, основываются на неправильном толковании ст. 2 указанного Закона. Так, ими дата 1 января 2008 г. в указанной статье применяется к призыву граждан на военную службу, тогда как из смысла данной статьи, состоящей всего из одного предложения, дата 1 января 2008 года относится к возникновению права на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Таким образом, право на получение рассматриваемых выплат имеют также и беременные жены военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и призванных на военную службу до 1 января 2008 г., срок беременности которых, дающий право на получение единовременного пособия (180 дней), наступил в 2008 г.

Аналогично, по мнению автора, должен решаться и вопрос о выплате ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, призванного на военную службу до 1 января 2008 г.

К сожалению, и некоторые суды неправильно трактуют положение ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Так, один из районных судов города Пензы отказал в удовлетворении требований заявительницы Д., оспорившей отказ районного отдела социального обеспечения в выплате ей единовременного пособия как беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, поскольку ее супруг был призван на военную службу до 1 января 2008 г.

Ошибочность позиции районного отдела социального обеспечения города Пензы и районного суда города Пензы вытекает также из анализа действующего законодательства Российской Федерации.

Как указывалось в начале настоящей статьи, одним из обстоятельств, послуживших основанием для принятия соответствующего решения об установлении единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, явилась отмена с 1 января 2008 г. ряда льгот по предоставлению отсрочек от призыва на военную службу в связи с беременностью жены гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и рождением ребенка у гражданина, подлежащего призыву на военную службу. С 1 января 2008 г. отменено также право военнослужащего, не имеющего воинского звания офицера и проходящего военную службу по призыву, на досрочное увольнение с военной службы в случае рождения ребенка уже в период его военной службы.

Таким образом, отмена вышеприведенных льгот без адекватной замены их другими формами социального обеспечения неизбежно привела бы к снижению уровня социальной защищенности беременных жен военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и детей таких военнослужащих, что противоречило бы требованию п. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. При этом гарантией сохранения существующего уровня социального обеспечения является отмена одной формы социального обеспечения (льгот по отсрочке от призыва и право на досрочное увольнение с военной службы) с одновременным введением другой формы социального обеспечения (право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву).

Именно исходя из изложенной выше позиции необходимо оценивать и применять ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Подтверждением изложенного служит и то обстоятельство, что в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25 октября 2007 г. N 233-ФЗ) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, не предоставляется жене курсанта военного образовательного учреждения профессионального образования (ст. 12.3). Аналогично право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, не предоставляется матери, опекуну либо другому родственнику ребенка курсанта военного образовательного учреждения профессионального образования (ст. 12.5).

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» относятся к военнослужащим:

а) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы;

б) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву: сержанты, старшины, солдаты, матросы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

К военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, относятся также офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.

Курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта о прохождении военной службы имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. На них распространяются права и льготы, предусмотренные для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а также ограничения, связанные с прохождением военной службы по призыву, такие как, например, отсутствие права на участие в референдуме при выборах в органы местного самоуправления и на местном референдуме (п. 5 ст. 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Позиция о том, что курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на сегодняшний день никем не оспаривается, следовательно, все изменения в правовом положении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в части прав и льгот относятся и к ним, в том числе установление дополнительных прав и льгот для данной категории военнослужащих.

В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации уровень существующих прав и льгот не может быть отменен либо уменьшен. При необходимости возможно лишь заменить существующую форму права (льготы) на другую форму, по объему и содержанию обеспечивающую как минимум сохранение существующего уровня социальной защищенности.

Установление единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, есть мера, направленная на сохранение уровня социальной защищенности данной категории граждан в связи с отменой льгот по предоставлению отсрочек от призыва на военную службу и освобождению от призыва на военную службу мужу беременной женщины и отцу, имеющему ребенка в возрасте до трех лет.

Именно исходя из данной позиции, законодатель, предоставив право единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, исключил возможность получения указанных выплат женами курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования и матерями, опекунами либо другими родственниками ребенка курсанта военного образовательного учреждения профессионального образования.

Примечание редакции. Следует отметить, что данное автором статьи толкование ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2007 г. N 233-ФЗ является неофициальным. Норма права, установленная указанной статьей Закона, действительно допускает двоякое толкование:

а) право на пособие возникает у лиц при наличии определенного обстоятельства (при призыве граждан на военную службу) начиная с 1 января 2008 г. (толкование автора статьи);

б) право на пособие возникает у лиц при призыве граждан на военную службу начиная с 1 января 2008 г. При таком толковании определяющей является дата призыва на военную службу (с 1 января 2008 г. и далее).

По-видимому, окончательно рассматриваемый вопрос будет решен по итогам анализа судебной практики. Не исключена и возможность толкования указанной нормы Конституционным Судом Российской Федерации.

——————————————————————

Вопрос: 1. Подлежит ли перерасчету пенсия в связи с повышением оклада по воинскому званию в 2,02 раза по Указу Президента Российской Федерации N 1638. 2. На каком основании процентная надбавка за выслугу лет назначалась с учетом только нахождения на офицерских должностях с 1 января 1993 г. по 1 января 2000 г.? 3. Выплаты по Указу Президента Российской Федерации N 1373с по сумме в несколько раз превышают начисления по судебным искам. Законно ли это?

(«Право в Вооруженных Силах», 2008, N 8)

Вопрос: 1. Подлежит ли перерасчету пенсия в связи с повышением оклада по воинскому званию в 2,02 раза по Указу Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 г. N 1638. Практически все пенсионеры г. Тулы выиграли судебные иски в связи с повышением оклада по воинскому званию в 2,02 раза. Однако три месяца назад судьи по требованию ответчика (военного комиссариата) стали выносить отрицательные решения, ссылаясь на то, что военнослужащим, проходящим военную службу, не повышали оклады по воинскому званию, несмотря на решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2001 г. N ВКПИ00-16 и от 20 октября 1999 г. N ВКПИ99-18. Нам необходимо узнать Ваше мнение. 2. На каком основании процентная надбавка за выслугу лет назначалась с учетом только нахождения на офицерских должностях с 1 января 1993 г. по 1 января 2000 г.? 3. Выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1373с по сумме в несколько раз превышают начисления по судебным искам. Законно ли это?

Ответ: 1. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 г. N 1638 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции» было предписано повысить с 1 июля 1999 г. в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим, оклады по присвоенным специальным званиям сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции.

Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2001 г. N ВКПИ00-16 приложение N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 72 было признано незаконным и недействующим со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 г. N 1638.

Ссылка ответчиков (военных комиссариатов) на обстоятельства, изложенные Вами, не соответствует действующим нормам права по следующим основаниям.

Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 г. N 1638 является нормативным правовым актом. Так, в соответствии с Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установлено, что указы и распоряжения Президента Российской Федерации (далее — акты Президента Российской Федерации), постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее — акты Правительства Российской Федерации) подлежат обязательному официальному опубликованию. Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 г. N 1638 опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 1998 г.

Пунктом 14 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» установлено, что пенсии, назначенные в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», подлежат пересмотру в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, при этом одновременно подлежат пересмотру также пенсии, назначенные ранее уволенным со служ бы военнослужащим.

Таким образом, пенсия, назначенная военнослужащему, уволенному с военной службы, должна быть увеличена в 2,02 раза, как это предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 г. N 1638.

2. С 1 февраля 1993 г. действует Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», который устанавливает, что в денежное довольствие для исчисления пенсии включается процентная надбавка за выслугу лет для всех составов и категорий военнослужащих. В связи с этим не совсем понятен Ваш вопрос. В выслугу лет для исчисления пенсии засчитываются периоды в соответствии с Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.

Если же речь идет о процентной надбавке за выслугу лет военнослужащим, то до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2000 г. N 524 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1992 г. N 781 в выслуге лет для выплаты надбавки не учитывались периоды прохождения срочной военной службы (военной службы по призыву).

3. Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров» было установлено: «…произвести лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, единовременную доплату к пенсиям, назначенным в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в связи с увеличением военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации окладов по воинской должности (должностных окладов) на 25 процентов за службу в Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, органах контрразведки Российской Федерации (органах федеральной службы безопасности), Пограничных войсках Российской Федерации, Вооруженных Силах Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и органах внутренних дел Российской Федерации на основании:

Постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 1994 г. N 961 «О предоставлении Главнокомандующему Пограничными войсками Российской Федерации права установления дополнительных выплат военнослужащим и гражданскому персоналу Пограничных войск Российской Федерации» — за период с 1 октября 1994 г. по 31 декабря 1997 г.;

Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел» — за период с 1 января 1995 г. по 28 февраля 1998 г…».

Вышеназванным Указом установлено, что лица, проходившие военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, получившие на основании судебных решений и (или) по другим основаниям доплату к пенсии с учетом увеличенного на 25% оклада по воинской должности (должностного оклада) за названные в данном Указе соответствующие периоды, права на получение единовременной доплаты к пенсии, предусмотренной данным Указом, не имеют.

Автору представляется, что, скорее всего, в судебном постановлении имеет место счетная ошибка.

В данном случае автор советует Вам самостоятельно произвести перерасчет присужденной денежной суммы и денежных сумм, указанных в Указе Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1373с, и в случае подтверждения счетной ошибки подать в суд соответствующее исковое заявление.

С. В.Шанхаев

Кандидат юридических наук,

капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Имеет ли право на получение свидетельства о праве на льготы или удостоверения ветерана боевых действий участник событий на Кубе, военно-стратегической операции 1963 г.?

(«Право в Вооруженных Силах», 2008, N 8)

Вопрос: Имеет ли право на получение свидетельства о праве на льготы или удостоверения ветерана боевых действий участник событий на Кубе, военно-стратегической операции 1963 г.?

Ответ: К сожалению, Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» и Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» не предусматривают возможность получения участниками событий на Кубе свидетельства о праве на льготы или удостоверения ветерана боевых действий.

С. В.Шанхаев

Кандидат юридических наук,

капитан юстиции

——————————————————————