Правовое заключение на документы о прекращении выплат иждивенцу лица, умершего от профессионального заболевания

(Миронов В. И.)

(«Трудовое право», 2009, N 2)

ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА ДОКУМЕНТЫ О ПРЕКРАЩЕНИИ ВЫПЛАТ

ИЖДИВЕНЦУ ЛИЦА, УМЕРШЕГО ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

В. И. МИРОНОВ

Миронов В. И., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, член НЭПС и Научно-консультативного совета при Генеральной прокуратуре РФ.

Смерть застрахованного от профессионального заболевания влечет возникновение права на получение страховых выплат его иждивенцами и в том случае, когда застрахованный получал данные выплаты до смерти от профессионального заболевания.

В Конституционный Суд Российской Федерации обратилась Журба Л. Н., которая получала страховые выплаты после смерти мужа от профессионального заболевания. Заместитель директора филиала N 5 г. Находки Главного управления Приморского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации 25 января 2008 г. уведомил заявительницу о прекращении ежемесячных страховых выплат. Судебные органы требования о незаконности прекращения страховых выплат оставили без удовлетворения. Заявительница оспаривает конституционность ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которая применена в качестве основания для отказа в удовлетворении ее требований о незаконности прекращения страховых выплат.

В связи с изложенным судья Конституционного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Маврин С. П. обратился в НЭПС на предмет подготовки заключения по поставленной заявительницей проблеме, а также по вопросу о возможности получения ежемесячной страховой выплаты иждивенцами застрахованного лица, получавшего страховые выплаты до смерти от профессионального заболевания.

В соответствии с ч. 2 ст. 74 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации оценивает как буквальный смысл оспариваемой нормы, так и смысл, который ей придается правоприменительной практикой. Правоприменители в рассматриваемом случае полагают, что оспариваемая норма не позволяет выплачивать страховые выплаты после смерти от профессионального заболевания застрахованного, получавшего страховые выплаты.

В ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее по тексту — Федеральный закон) право на получение страховых выплат гарантировано в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая. В ст. 3 Федерального закона страховой случай определен и как профессиональное заболевание, наличие которого влечет обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию. Тогда как в этой же норме объектом страхования данного вида указаны утрата профессиональной трудоспособности либо смерть застрахованного вследствие профессионального заболевания. Следовательно, правовым последствием страхового случая может стать утрата профессиональной трудоспособности, что влечет получение страховых выплат самим застрахованным, либо смерть застрахованного, в результате которой право на получение страховых выплат возникает у его иждивенцев. Данные правовые последствия могут возникать в результате одного страхового случая, что и произошло в рассматриваемой ситуации. Таким образом, объектом обязательного социального страхования в данном случае выступают два вида интересов: 1) имущественные интересы застрахованного при утрате профессиональной трудоспособности; 2) имущественные интересы иждивенцев после смерти застрахованного от профессионального заболевания. Таким образом, для назначения страховых выплат застрахованному либо его иждивенцам используются различные виды объектов страхования. После смерти застрахованного в качестве объекта страхования выступают имущественные интересы его иждивенцев. Следовательно, ст. 3 и ч. 2 ст. 7 Федерального закона допускают после смерти застрахованного использование в качестве объекта страхования имущественных интересов иждивенцев застрахованного, умершего от профессионального заболевания. Изменение объекта страхования от страхового случая влечет возникновение права на получение страховых выплат у иждивенцев застрахованного, умершего от профессионального заболевания. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что правоприменители при рассмотрении настоящего гражданского дела допустили смешение понятий страхового случая и его последствий в виде изменения объекта страхования при определении вида страховых выплат. Хотя очевидно, что вид страховой выплаты непосредственно зависит от объекта страхования, который применяется для ее определения.

Фактически правоприменители при прекращении страховых выплат заявительнице использовали в качестве основания наличие промежутка времени между страховым случаем и его последствием в виде смерти от профессионального заболевания. Такое основание для прекращения выплат в Федеральном законе отсутствует. Применение этого основания для ограничения конституционного права на социальное обеспечение в форме страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вступает в противоречие со ст. ст. 2, 7 (ч. ч. 1 и 2), 18, 19 (ч. ч. 1 и 2), 39 (ч. ч. 1 и 2), 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации. Применив данное основание, правоприменители фактически дополнили Федеральный закон новым обстоятельством, наличие которого приводит к ограничению права на социальное обеспечение. Данные действия вступают в противоречие со ст. 10 Конституции Российской Федерации.

Назначение пенсии не может рассматриваться как законное основание для лишения страховых выплат, поскольку назначение пенсии и назначение страховых выплат имеют различные основания. Зачет пенсий при назначении страховых выплат действующее законодательство не предусматривает.

В качестве основания для прекращения страховых выплат правоприменители указали и ст. 383 ГК РФ. Однако данная норма призвана регламентировать отношения, входящие в предмет гражданского права, в основу которого положены частные начала. Тогда как возникшие отношения входят в предмет права на социальное обеспечение, в основе своей имеющего публичные начала. Поэтому применение данной нормы для ограничения конституционного права на социальное обеспечение также вступает в противоречие с перечисленными конституционными требованиями.

Нельзя не заметить, что данное гражданское дело рассмотрено в порядке искового производства. Тогда как заявительница ставит вопрос о незаконности решения структурного подразделения государственного Фонда социального страхования Российской Федерации, что предполагает разрешение требования по правилам публично-правового производства, которые определены в ст. ст. 254 — 258 ГПК РФ. Отсутствие в Федеральном законе оснований для прекращения страховых выплат заявительнице не позволяло признать соответствующим требованиям законодательства решение о прекращении страховых выплат после смерти застрахованного, получавшего страховые выплаты. Изменение вида гражданского судопроизводства также привело к нарушению конституционного права заявительницы на получение страховых выплат после смерти мужа вследствие профессионального заболевания.

Таким образом, смысл, придаваемый оспариваемой заявительницей норме в практике ее применения, вступает в противоречие с перечисленными конституционными требованиями. В связи с этим, полагаю, толкование данной нормы может быть дано с учетом требований Конституции Российской Федерации, что позволит защитить права граждан на получение страховых выплат после смерти от страхового случая застрахованного, получавшего страховые выплаты.

——————————————————————

Вопрос: При достижении 55 лет как вдова военнослужащего я выбрала пенсию по случаю потери кормильца от Министерства обороны Российской Федерации. Прошу разъяснить, имею ли я право на получение страховой части трудовой пенсии по старости согласно Федеральному закону от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ? Работала все годы и продолжаю работать (библиотекарь).

(«Право в Вооруженных Силах», 2009, N 2)

Вопрос: При достижении 55 лет как вдова военнослужащего я выбрала пенсию по случаю потери кормильца от Министерства обороны Российской Федерации. Прошу разъяснить, имею ли я право на получение страховой части трудовой пенсии по старости согласно Федеральному закону от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ? Работала все годы и продолжаю работать (библиотекарь).

Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» жены лиц, указанных в ст. 1 данного Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в п. «а» ст. 21 названного Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право получать две пенсии. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца (ст. 30 вышеназванного Закона) и трудовая пенсия по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», либо пенсия по случаю потери кормильца (ст. 30 указанного Закона) и социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца), либо пенсия по случаю потери кормильца (ст. 30 вышеназванного Закона) и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная указанным Законом.

Таким образом, Вы имеете право на получение двух пенсий в случае, если причинная связь гибели (смерти) Вашего мужа определена как «военная травма» (вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей)).

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Имеет ли право вдова умершего 7 мая 2004 г. военнослужащего-пенсионера на перерасчет недоплаченной мужу пенсии за продовольственный паек за период с 1 марта 1993 г. по 31 декабря 1999 г.?

(«Право в Вооруженных Силах», 2009, N 2)

Вопрос: Имеет ли право вдова умершего 7 мая 2004 г. военнослужащего-пенсионера на перерасчет недоплаченной мужу пенсии за продовольственный паек за период с 1 марта 1993 г. по 31 декабря 1999 г.?

Ответ: В соответствии со ст. 58 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (далее — Закон) сумма пенсии, начисленная пенсионеру, но не востребованная им своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением.

Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Согласно ст. 63 Закона сумма пенсии, причитавшаяся пенсионеру и оставшаяся недополученной в связи с его смертью, выплачивается членам семьи умершего пенсионера, если они производили его похороны, без включения этих сумм в состав наследства. В других случаях сумма пенсии, недополученная пенсионером в связи со смертью, выплачивается его наследникам на общих основаниях, установленных гражданским законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что Вы имеете право на соответствующую недополученную сумму пенсии за указанный промежуток времени, если задержка выплаты произошла по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: До 2006 г. проходил военную службу в ФСИН. С 2007 г. прохожу военную службу в береговой охране ФСБ России. В выслугу лет при увольнении с ФСИН был зачтен период половины обучения в среднем специальном учебном заведении. Сохраняется ли выслуга лет в ФСИН, включая период половины обучения в среднем специальном учебном заведении при исчислении выслуги лет при назначении пенсии при увольнении с военной службы?

(«Право в Вооруженных Силах», 2009, N 2)

Вопрос: До 2006 г. проходил военную службу в ФСИН в качестве офицера. С 2007 г. прохожу военную службу в береговой охране ФСБ России (мичман). В выслугу лет при увольнении с ФСИН был зачтен период половины обучения в среднем специальном учебном заведении (отсутствовала военная кафедра). Сохраняется ли выслуга лет в ФСИН, включая период половины обучения в среднем специальном учебном заведении при исчислении выслуги лет при назначении пенсии при увольнении с военной службы?

Ответ: В соответствии с п. 1 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов уголовно-исполнительной системы засчитываются служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в качестве лиц рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).

Период обучения в среднем специальном учебном заведении Вам при исчислении выслуги лет для назначения пенсии при увольнении с военной службы засчитан не будет (п. 2 указанного Постановления).

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Назначена пенсия (17 лет гражданского стажа, 14 лет военного стажа). Вышел Закон, включающий время пребывания жен офицеров в гарнизонах вместе с мужьями в стаж, учитываемый при назначении пенсии («Российская газета» от 25 июля 2008 г.). Имеется перерыв в 1,5 года из-за переезда. Должны ли эти 1,5 года включаться в гражданский стаж при назначении пенсии и возможен ли перерасчет пенсии?

(«Право в Вооруженных Силах», 2009, N 2)

Вопрос: Назначена пенсия (17 лет гражданского стажа, 14 лет военного стажа). Вышел Закон, включающий время пребывания жен офицеров в гарнизонах вместе с мужьями в стаж, учитываемый при назначении пенсии («Российская газета» от 25 июля 2008 г.). Имеется перерыв в 1,5 года из-за переезда. Должны ли эти 1,5 года включаться в гражданский стаж при назначении пенсии и возможен ли перерасчет пенсии?

Ответ: В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» право на пенсию за выслугу лет, в частности, имеют лица, указанные в ст. 1 названного Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

При определении права на пенсию за выслугу лет в общий трудовой стаж включаются:

а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, периоды до 1 января 2002 г. (день вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») включаются в общий трудовой стаж, если это было возможно в соответствии с действовавшим в те периоды законодательством.

В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» супругам военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 г. вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 г. — в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги указанных военнослужащих были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе.

В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включается период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.

С учетом изложенного Вы сами можете оценить возможность пересчета Вам назначенной пенсии.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Мне 52 года. 14 лет календарной выслуги на Крайнем Севере, 24 года трудового стажа. Если я выйду на пенсию за выслугу лет, то положена ли мне вторая (трудовая) пенсия?

(«Право в Вооруженных Силах», 2009, N 2)

Вопрос: Мне 52 года. 14 лет календарной выслуги на Крайнем Севере, 24 года трудового стажа. Если я выйду на пенсию за выслугу лет, то положена ли мне вторая (трудовая) пенсия?

Ответ: В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при достижении мужчинами возраста 60 лет, женщинами — возраста 55 лет и наличии не менее пяти лет страхового стажа имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При этом в соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу , службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

——————————————————————

Вопрос: Во исполнение Приказа Министра обороны Российской Федерации Директивой ГШ ВС РФ от 24 декабря 2007 г. N 314/8/3950 с 1 января 2008 г. повышены тарифные разряды начальников военных представительств Министерства обороны Российской Федерации I и II категории. Правомочен ли отказ в перерасчете пенсии офицерам, уволенным с этих должностей в запас (отставку) до 2008 г.?

(«Право в Вооруженных Силах», 2009, N 2)

Вопрос: Во исполнение Приказа Министра обороны Российской Федерации Директивой ГШ ВС РФ от 24 декабря 2007 г. N 314/8/3950 с 1 января 2008 г. повышены тарифные разряды начальников военных представительств Министерства обороны Российской Федерации I и II категории. Правомочен ли отказ в перерасчете пенсии офицерам, уволенным с этих должностей в запас (отставку) до 2008 г.?

Ответ: В соответствии со ст. 49 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 названного Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением.

Пунктом 14 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. N 941 установлено, что в предусмотренных законодательством случаях увеличения денежного довольствия состоящих на службе военнослужащих либо увеличения расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 названного выше Закона, пенсии (в том числе исчисленные в минимальных размерах), надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, назначенные в соответствии с Законом, подлежат пересмотру.

Так, в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим и их семьям.

Например, подобного рода повышение было предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» от 1 декабря 2007 г. N 837.

По смыслу указанных выше правовых норм пенсии, назначенные гражданам, уволенным с военной службы, подлежат пересмотру только в случае увеличения денежного довольствия всех военнослужащих Российской Федерации, проходящих военную службу, независимо от должностного предназначения. Изменение последней воинской должности, которую занимал военнослужащий при увольнении с военной службы, а именно штатно-должностной категории, размера оклада по воинской должности и т. д. не может считаться основанием для изменения, в том числе и увеличения, ранее назначенной пенсии. Таким образом, к сожалению, повышение тарифных разрядов начальников военных представительств Министерства обороны Российской Федерации I и II категорий не может влиять на изменение размера назначенной Вам пенсии.

С. В.Шанхаев

Преподаватель Военного университета,

кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Выслуга — 32 года. Награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Имею ли я право на получение двух дополнительных окладов при увольнении?

(«Право в Вооруженных Силах», 2009, N 2)

Вопрос: Выслуга — 32 года. Награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Имею ли я право на получение двух дополнительных окладов при увольнении?

Ответ: Вопросы, связанные с выплатой военнослужащим единовременных пособий при увольнении с военной службы, регламентируются п. 3 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ.

В соответствии с указанной нормой и подп. «а» п. 17 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. N 941 предписано выплачивать при увольнении со службы единовременно пособие военнослужащим (кроме офицеров, проходивших военную службу по призыву) при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями, в связи с нарушением условий контракта в отношении военнослужащего, в связи с осуществлением полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в связи с избранием депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, главой исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа местного самоуправления либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе в размерах, установленных п. 3 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а уволенным по другим основаниям (кроме приведенных в последнем абзаце указанного пункта) — 40% установленных размеров с увеличением пособия военнослужащим, награжденным в период прохождения военной службы государственным орденом (орденами) или удостоенным почетных званий Союза ССР или Российской Федерации, на два месячных оклада денежного содержания.

Поскольку указанные Вами награды имеют статус «медаль», к сожалению, Вам не положена выплата двух месячных окладов денежного содержания.

С. В.Шанхаев

Преподаватель Военного университета,

кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Офицер, выслуга — 30 лет, уволен по подп. «в» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в распоряжении. Местное отделение МСЭ отказалось рассматривать мои документы до увольнения из Вооруженных Сил. Где можно найти акт заместителя Министра труда и социального развития от 10 ноября 1997 г. N 5546-АО и решение Генпрокуратуры, отменившей это письмо?

(«Право в Вооруженных Силах», 2009, N 2)

Вопрос: Офицер, выслуга — 30 лет, уволен по подп. «в» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в распоряжении. Местное отделение МСЭ отказалось рассматривать мои документы до увольнения из Вооруженных Сил. Где можно найти акт заместителя Министра труда и социального развития от 10 ноября 1997 г. N 5546-АО и решение Генпрокуратуры, отменившей это письмо?

Ответ: К сожалению, в редакции отсутствуют названные Вами документы.

В настоящее время действуют Правила признания лица инвалидом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95. В частности, в соответствии с названными Правилами гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение либо органом социальной защиты населения. Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российс кой Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. Организации, оказывающие лечебно-профилактическую помощь, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

В то же время в соответствии с формой направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 874, в разделе N 9 в качестве особой социальной категории должна быть, в частности, предусмотрена такая формулировка, как «бывший военнослужащий Российской (Советской) Армии».

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что Вы как военнослужащий до момента увольнения с военной службы не можете быть направлены на МСЭ для установления Вам инвалидности. Данное направление в связи с тем, что Вы имеете право на пенсию, будет выдано Вам органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, т. е. военным комиссариатом, поскольку подп. 40 п. 11 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г. N 1132, предусмотрено, что одной из основных задач военных комиссариатов являются организация и проведение работы по пенсионному и социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий, предоставление компенсаций и других выплат.

Более подробно см.: Шанхаев С. В. Право на получение пенсии должно быть реализовано в полном объеме // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 9. С. 46 — 53.

С. В.Шанхаев

Преподаватель Военного университета,

кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Правомерен ли подсчет выслуги лет, если проходил военную службу по контракту с 1999 по 2004 г., с учетом срочной службы? С 2004 по 2005 г. работал в воинской части в качестве гражданского персонала, с 2005 г. по настоящий момент — военнослужащий по контракту. Все периоды — в районе Крайнего Севера. По первому контракту уволен по подп. «в» п. 2 ст. 51. В 2005 г., когда восстановился, период с 1999 по 2005 г. не засчитали.

(«Право в Вооруженных Силах», 2009, N 2)

Вопрос: Правомерен ли подсчет выслуги лет в Министерстве обороны Российской Федерации и в районе Крайнего Севера, если проходил военную службу по контракту с 1999 г. по 2004 г., с учетом срочной службы? С 2004 по 2005 г. работал в воинской части в качестве гражданского персонала, с 2005 г. по настоящий момент — военнослужащий по контракту. Все периоды — в районе Крайнего Севера. По первому контракту уволен по подп. «в» п. 2 ст. 51. В 2005 г., когда восстановился, период с 1999 по 2005 г. не засчитали.

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) — один день военной службы за два дня работы.

Продолжительность военной службы военнослужащего рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.

Прохождение военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных, является основанием для льготного исчисления продолжительности военной службы военнослужащих.

Подробный перечень оснований для льготного исчисления выслуги лет военнослужащих установлен Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. N 941.

Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством продолжительность военной службы в льготном исчислении учитывается только в трех случаях:

1) при определении размеров пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы;

2) при расчете продолжительности основного отпуска военнослужащих;

3) при исчислении размера процентной надбавки за выслугу лет к денежному довольствию.

В связи с тем что Вы не указали местность, в которой Вы проходили военную службу, к сожалению, не представляется возможным ответить, подлежит ли исчислению в льготном порядке Ваша выслуга лет.

Однако отмечу следующее.

В соответствии с названным выше Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается, в частности, военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах Российской Федерации (п. 1 Постановления). При этом, в соответствии с п. 5 Постановления военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее — срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

Автор советует Вам ознакомиться со статьей В. М. Корякина, опубликованной в журнале «Право в Вооруженных Силах» N 2 за 2005 г. «Выслуга лет и ее роль в социальном обеспечении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы».

С. В.Шанхаев

Преподаватель Военного университета,

кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————

Вопрос: Прошу Вас проконсультировать, как с юридической стороны можно попытаться оформить документы для получения удостоверения участника Великой Отечественной войны. Имеется справка из военного комиссариата района о призыве 25 июля 1942 г. в Вооруженные Силы.

(«Право в Вооруженных Силах», 2009, N 2)

Вопрос: Прошу Вас проконсультировать, как с юридической стороны можно попытаться оформить документы для получения удостоверения участника Великой Отечественной войны. Имеется справка из военного комиссариата района о призыве 25 июля 1942 г. в Вооруженные Силы.

Ответ: В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

В ст. 2 названного Федерального закона перечислены также граждане, которые в зависимости от вида трудовой деятельности и прохождения военной службы могут быть отнесены к участникам Великой Отечественной войны.

Одним из основных признаков для отнесения к участникам Великой Отечественной войны является прохождение военной службы в воинских частях, входивших в состав действующей армии. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 427 определено, что при этом следует руководствоваться перечнями, определенными нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Справка о призыве, имеющаяся у Вас, естественно, не может подтвердить указанный факт.

Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69, определены юридические факты и документы, подтверждающие участие граждан в Великой Отечественной войне.

Подтверждающими документами могут служить: личные дела военнослужащих, военные билеты, красноармейские книжки, выданные в период войны или период других боевых операций по защите Отечества, предписания, справки архивных учреждений (в том числе Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации), справки военно-лечебных учреждений о ранениях, контузиях или заболеваниях, полученных на фронте, а в отношении партизан и членов подпольных организаций, действовавших в период войны или период других боевых операций по защите Отечества на оккупированной территории, — удостоверение партизана Великой Отечественной войны, справки штабов партизанского движения Великой Отечественной войны, справки архивных учреждений и решения областных комиссий по делам бывших партизан о принадлежности к партизанам и подпольщикам; документы, подтверждающие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников на территориях зарубежных стран в составе антифашистских формирований (документы о наградах зарубежных стран за участие в антифашистском движении, справки архивных учреждений, справки компетентных органов, общественных ветеранских организаций зарубежных стран и другие документальные подтверждения участия в боевых действиях).

Автор рекомендует Вам с помощью военкомата направить запрос в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации, а также обратиться в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации.

С. В.Шанхаев

Преподаватель Военного университета,

кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————