Бремя беременности

(Егоров В.)

(«ЭЖ-Юрист», 2009, N 30)

БРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

В. ЕГОРОВ

Вадим Егоров, газета «ЭЖ-Юрист».

Беременность работницы всегда добавляет работодателю немало хлопот: ей может потребоваться более легкая работа, неполный рабочий день или неполная рабочая неделя; кроме того, нужно обеспокоиться поиском нового сотрудника на время отпусков женщины по беременности и родам и по уходу за ребенком и т. д. Как выясняется, Фонд социального страхования РФ также не прочь подкинуть по этому поводу проблем работодателю — на сей раз финансовых.

Опоздала к врачу — лишили пособия

В соответствии с п. 48 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 N 514, будущей маме выдают листок нетрудоспособности в 30 недель беременности, а при многоплодной беременности — в 28.

Однако случается, что в бухгалтерию представляется листок нетрудоспособности, в котором значится более поздняя дата его выдачи, а срок предполагаемых родов указывается меньше 70 календарных дней.

В такой ситуации некоторые отделения ФСС России не принимают выплаты всего пособия к зачету, поскольку листок нетрудоспособности выдан с нарушением действующего порядка. Отдельные арбитражные суды заняли в этом вопросе сторону ФСС России и отказали организациям в возмещении пособия по беременности и родам (Постановления ФАС ЗСО от 03.07.2007 N Ф04-4473/2007(35949-А45-34) и от 02.08.2007 N Ф04-5155/2007(36851-А45-6).

Вдохновившись успехом своих сибирских коллег, и в других регионах ФСС стали отказывать в возмещении выплаты декретных из-за нерасторопности беременных работниц.

Между тем ФАС СЗО в Постановлении от 19.03.2009 N А26-4572/2008 подчеркнул: ст. 255 Трудового кодекса РФ определено, что женщинам по их заявлению на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов с выплатой пособия. При этом отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

Также суд решил, что требования о единовременности и продолжительности выдачи лечебным учреждением листка нетрудоспособности для предоставления отпуска по беременности и родам были соблюдены, если листок нетрудоспособности выдан на 140 календарных дней не со срока 30 недель беременности, а в день обращения женщины в более поздние сроки беременности.

Беременные и расчетливые

В вышеописанной ситуации для организации значительно проще провести разъяснительную работу с беременной женщиной, чем потом спорить с ФСС о законности выплаты пособия.

Тем не менее бывают случаи, когда на получение листка нетрудоспособности по беременности и родам с опозданием женщина идет осознанно.

К примеру, 30 недель беременности наступили у женщины 14.05.2007, но на тот момент ее страховой стаж был менее шести месяцев, следовательно, пособие должно было исчисляться исходя из МРОТ. Вместо этого в течение мая и июня 2007 г. женщина продолжала работать по трудовому договору.

С 14.05 по 30.06.2007 будущая мама не получала пособие по беременности и родам. Оно было назначено и выплачено только за период с 01.07 по 30.09.2007, то есть с момента, когда женщина написала заявление на предоставление ей отпуска по беременности и родам.

ФАС ВВО в Постановлении от 28.10.2008 N А31-357/2008-7 указал, что на день обращения с заявлением о предоставлении отпуска по беременности и родам страховой стаж женщины для определения размера пособия составил шесть месяцев (с января по июнь), следовательно, пособие правомерно выплачено исходя из 100% среднего заработка (выплата пособия по беременности и родам, как известно, носит заявительный характер).

Предродовая зарплата

Второе, на что смотрит ФСС при выплате пособия по беременности и родам, — это установление размеров заработной платы будущей маме.

В этом смысле работодатели иногда действительно злоупотребляют своими правами. Так, индивидуальный предприниматель принял свою беременную супругу на должность бухгалтера менее чем за три недели до наступления отпуска по беременности и родам с окладом 16,2 тыс. рублей, что в 14 раз превысило размер заработной платы главного экономиста.

ФАС УО в Постановлении от 23.03.2009 N Ф09-1556/09-С2 заявил, что до января 2007 г. в штатном расписании должность бухгалтера не была предусмотрена, после ухода в декретный отпуск жены бизнесмена на эту должность никто не принят, а функциональные обязанности бухгалтера выполнялись самим предпринимателем; записи в трудовой книжке о приеме на работу у женщины отсутствуют, а в ноябре 2006 г. ею получен диплом по специальности «юрист» (очная форма обучения).

Суд решил, что предпринимателем не представлено достаточных доказательств производственной необходимости и экономической обоснованности как введения должности бухгалтера, так и принятия на работу супруги на поздних сроках беременности, соответственно ФСС обоснованно отказал ему в возмещении выплаченного пособия.

Однако представители ФСС часто в своих требованиях, что называется, перегибают палку.

Например, ФАС ВСО в Постановлении от 24.12.2008 N А33-9241/07-Ф02-6427/08 не признал прием на работу 01.10.2004 женщины, которая с 11.01.2005 ушла в декретный отпуск, приемом на работу беременной на поздних сроках беременности. Кроме того, суд посчитал некорректным сравнение зарплаты менеджера по продажам с зарплатой других работников, поскольку объем и характер выполняемых ими обязанностей различен и несопоставим.

ФАС ВСО в Постановлении от 18.12.2008 N А33-2170/08-Ф02-6389/08 не нашел ничего противозаконного в том, что должностной оклад главного бухгалтера, из которого рассчитывался размер пособия по беременности и родам, оказался выше зарплаты директора ООО. Судом было установлено, что директор ООО, являющийся его участником и получающий доходы от его деятельности, в повышении своей заработной платы был не заинтересован. Большую часть обязанностей вплоть до составления договоров он возложил на главного бухгалтера, поскольку, занимаясь иной предпринимательской деятельностью, приносившей ему основные доходы, не имел возможности достаточное время уделять делам общества.

Пособие для бизнес-леди

Больше всего не полюбились сотрудникам ФСС беременные женщины, которые являются одновременно учредителями и руководителями своих обществ.

По мнению Фонда, поскольку по действующему законодательству учредитель не вправе нанять себя на работу, отношения с учрежденной организацией не могут строиться по принципу найма по трудовому договору. Как следствие, на такие отношения, на взгляд ФСС, не распространяются социальные гарантии, предусмотренные для лиц, работающих по трудовым договорам. Поэтому расходы на выплату пособия по беременности и родам не могут быть приняты к зачету.

Вместе с тем ФАС ДО в Постановлении от 10.03.2009 N Ф03-654/2009 со ссылкой на ст. ст. 11, 273, 255, 256, 273 ТК РФ заключил, что рассматриваемые положения трудового законодательства распространяются на отношения между обществом и директором как его работником и не содержат норм, запрещающих применение общих положений ТК РФ к трудовым отношениям, когда происходит совпадение работника и работодателя в одном лице. В связи с этим суд решил, что такой работник имеет право на отпуск по беременности и родам с выплатой пособий по государственному социальному страхованию в установленном законом размере.

Крайности на Крайнем Севере

В завершение нельзя не упомянуть о самом массовом явлении ущемления прав беременных женщин на получение пособия.

Органы ФСС, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, полагают, что при расчете пособия по беременности и родам следует применять самый маленький районный коэффициент, который когда-либо вводился для данной территории.

Так, ФСС ссылается на информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 09.06.2003 N 1199-16, ПФР от 09.06.2003 N 25-23/5995 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке», в котором для Ханты-Мансийского автономного округа районный коэффициент определен в размере 1,5.

Стоит учесть, что все организации ХМАО при начислении заработной платы руководствуются п. 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 «О мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», Постановлением Правительства РФ от 17.04.2006 N 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями», положениями Закона ХМАО — Югры от 09.12.2004 N 76-ОЗ «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа». Согласно последнему документу лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа, учащимся, студентам, получающим стипендии за счет бюджета автономного округа, обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, находящихся в ведении автономного округа, и лицам, получающим ежемесячное пособие на ребенка (детей) из средств бюджета автономного округа, при исчислении заработной платы, стипендии и пособия установлен районный коэффициент в размере 1,7.

ФАС ЗСО в Постановлении от 02.04.2009 N Ф04-1870/2009(3448-А75-32) заявил, что ссылка ФСС на информационное письмо несостоятельна, так как данный документ не относится к нормативным актам и носит информационный характер.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 10 Закона от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в данных районах, а также пособий лицам, проживающим в таких областях, устанавливаются Правительством РФ.

С момента введения в действие ТК РФ и указанного Закона по настоящее время Правительством РФ не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в ХМАО — Югре. Поэтому суд в силу ст. 423 ТК РФ руководствовался нормами законодательства СССР, действующими в части, не противоречащей ТК РФ.

Суд решил, что общество справедливо выплачивало пособия в размере полного заработка с применением районного коэффициента 1,7, а формирование расходной части средств ФСС (на выплату социальных пособий) с применением районного коэффициента 1,5 является неправомерным, ведь заработная плата на территории ХМАО — Югры всем работникам на законных основаниях исчисляется с коэффициентом 1,7.

——————————————————————