Законодательство ужесточается (комментарий к Федеральному закону от 28.06.2013 N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»)

(Редакционный материал)

(«Налоги» (газета), 2013, N 33)

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЖЕСТОЧАЕТСЯ

(КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 28.06.2013 N 134-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

НЕЗАКОННЫМ ФИНАНСОВЫМ ОПЕРАЦИЯМ»)

Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» внес поправки в большое количество законодательных актов, в том числе и в те, которые имеют отношение к сфере налогообложения.

Сразу скажем, законодательство серьезно ужесточается. Приятных поправок нет вообще.

Информация для банков

В ст. 11 НК РФ внесено уточнение. Отныне счета — это расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. То, что это счета, «на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты», признано лишним, только усложняющим работу налоговых органов.

Но это, конечно, мелочи.

Самое главное, что с 1 июля 2014 г. налоговые органы получат доступ к информации о вкладах и депозитах, причем не только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, но даже в отношении обычных граждан, не являющихся предпринимателями.

Информация будет представляться в электронной форме в течение трех дней со дня открытия или закрытия вклада или депозита об этом факте, а также об изменении реквизитов вклада или депозита, о предоставлении права или прекращении права организации или предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.

Порядок сообщения, формы и форматы сообщений будут устанавливаться ФНС России.

Впрочем, конечно, произвольно налоговики указанную информацию получать не будут.

В ст. 86 НК определены условия, при которых они могут это сделать.

Справки о наличии вкладов или депозитов, об остатках средств, выписки по операциям, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены в случаях проведения налоговых проверок или истребования документов или информации в соответствии со ст. 93.1 НК РФ. В этой статье сказано, что должностное лицо налоговой инспекции, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами или информацией, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы или информацию.

Указанные выше справки, выписки и т. д. могут быть запрошены налоговиками только при наличии согласия руководителя вышестоящей налоговой инспекции или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России в случаях проведения налоговых проверок в отношении налогоплательщиков или истребования у них данных в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

Адрес из реестра

Статья 31 НК РФ дополнена п. 5, и теперь вопросы получения сообщений из налоговой инспекции должны волновать в первую очередь самих налогоплательщиков.

В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при исполнении своих обязанностей, по почте такие документы будут направляться ими:

— налогоплательщику — российской компании — по адресу места ее нахождения (или места нахождения ее филиала или представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ;

— налогоплательщику — иностранной компании — по адресу места осуществления ею деятельности на территории России, содержащемуся в ЕГРН;

— налогоплательщику — индивидуальному предпринимателю или обычному гражданину — по адресу места его жительства или места пребывания или по представленному в налоговую инспекцию адресу для направления указанных документов, содержащемуся в ЕГРН.

Форма заявления о представлении предпринимателями и гражданами налоговой инспекции адреса для направления по почте документов будет утверждаться налоговыми органами.

А то, что налогоплательщик может и не находиться по указанным выше адресам, — это его личное горе. Данное изменение вступило в силу с 30 июля 2013 г.

Шире круг

Поправки в пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ, вступившие в силу с 30 июля 2013 г., расширяют возможности налоговых органов по взысканию с налогоплательщиков недоимки, числящейся более трех месяцев.

Во-первых, недоимку зависимого общества налоговые органы вправе взыскать с основного общества — в случае если на его счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимого общества. И наоборот.

Во-вторых, если недоимка висит на зависимой компании, то ее взыщут с основной, если с момента, когда компания, за которой числится недоимка, узнала о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денег, иного имущества основной организации и если такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки. Этот механизм также имеет и обратную возможность: если недоимка висит на основной организации и свои активы она переводит в дочерние или зависимые, то активы взыщут с последних.

В-третьих, если налоговая инспекция узнает, что выручка должника находится на счетах нескольких компаний или его активы переводятся в несколько компаний, то взыскание недоимки будет производиться с соответствующих организаций пропорционально доле поступившей им выручки за реализуемые товары, работы, услуги или доле переданных активов.

В-четвертых, если должник начнет выводить свои активы через цепь организаций и налоговики установят, что перечисление выручки от реализации или передача активов третьим лицам были произведены через совокупность взаимосвязанных операций, в том числе даже в том случае, если участники указанных операций не являются основными или зависимыми компаниями, то взыскание будет произведено с конечных получателей.

Суд может признавать организации взаимозависимыми исходя из своего внутреннего убеждения. В этом случае к организациям, признанным взаимозависимыми по решению суда, налоговики смогут применить все вышеуказанные варианты.

При применении указанных положений взыскание может производиться в пределах поступивших основным или зависимым компаниям выручки или активов.

Стоимость имущества при этом определяется как остаточная стоимость имущества, отраженная в бухгалтерском учете организации на момент, когда она узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки.

Счета под ударом

Согласно п. 3 ст. 76 НК РФ налоговые органы вправе приостановить операции по счетам налогоплательщика в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговую инспекцию в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации. Но в какой срок они должны принять такое решение? Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 20.02.2009 N КА-А41/433-09 по делу N А41-6525/08 суд пришел к выводу, что налоговый орган обязан был вынести решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в случае непредставления налоговой декларации в течение 10 дней. С 1 января 2015 г. редакция этой нормы изменится: определен период вынесения решения о приостановлении операций — в течение трех лет со дня истечения этих 10 дней! Иными словами, у налоговых органов появляется время для маневра и блокировки счетов в наиболее удобный для них момент.

С приостановлением операций по счетам связан и новый п. 5.1 ст. 23 НК РФ, также вступающий в силу с 1 января 2015 г. Там сказано, что лица, которые обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме, должны обеспечить возможность получения от налоговой инспекции в электронной же форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота документов. Они обязаны передать налоговикам квитанцию о приеме таких документов в электронной форме в течение шести дней со дня их отправки налоговой инспекцией.

И если они этого не сделают, то налоговики могут приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи им квитанции о приеме документов, направленных ему налоговой инспекцией.

Решение будет отменено не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

— или днем передачи квитанции;

— или днем представления документов, истребованных налоговой инспекцией, — при направлении требования о представлении документов или явки представителя компании — при направлении уведомления о вызове в налоговую инспекцию.

С 1 января 2015 г. правила по приостановлению операций распространятся также на организации и индивидуальных предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками или налоговыми агентами, которые при этом обязаны представлять налоговые декларации в соответствии с частью второй НК РФ (п. 11 ст. 76 НК РФ).

Суровая «камералка»

Очевидно, что законодатели решили резко «закрутить гайки» в отношении налогоплательщиков НДС. Разумеется, есть и иные возможности экономическими методами уменьшить размер мошенничества при исчислении этого важного налога, но, очевидно, решено усилить именно административный нажим. В связи с этим очень важные изменения произошли в ст. 88 НК РФ.

Налогоплательщики по-прежнему будут обязаны давать пояснения при обнаружении ошибок и противоречий в представленных налоговых декларациях или расчетах.

Однако у налоговых органов с 1 января 2014 г. появляется еще несколько оснований требовать от налогоплательщиков пояснения.

Во-первых, если налогоплательщик представит уточненную декларацию или расчет, где уменьшит сумму ранее начисленного налога, то налоговая инспекция получает право потребовать представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения, почему это произошло.

Во-вторых, налоговики получили право требовать от налогоплательщиков доказательства размера убытка, если налоговая декларация или расчет были представлены с убытком.

С 1 января 2014 г. при проведении камеральной проверки на основе уточненной налоговой декларации, представленной по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной, налоговые органы получают право потребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после указанного изменения (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).

А с 1 января 2015 г. при выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в декларации по НДС, или при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в декларации по НДС, представленной другим налогоплательщиком, или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, если такие противоречия или несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, или о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению, налоговая инспекция также имеет право потребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

К указанным новациям можно добавить и дополнения в ст. 91 НК РФ о доступе должностных лиц налоговой инспекции на территорию налогоплательщика или в его помещение для проведения налоговой проверки и ст. 92 НК РФ об осмотре. С 1 января 2015 г. доступ и осмотр налоговым органам будет разрешен не только при проведении выездной налоговой проверки, но и при проведении камеральной налоговой проверки, относящейся к НДС.

К вопросу о налоговой ответственности

С 1 января 2014 г. изменяется редакция п. 1 ст. 119 НК РФ.

Напомним, что в настоящий момент непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговую инспекцию по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате или доплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

С нового года из данной нормы убрано указание на субъектный состав правонарушения. Иными словами, с нового года привлекаться к ответственности по ст. 119 НК РФ будут и налоговые агенты.

Налоговая декларация по НДС в электронной форме

С 1 января 2014 г. все налогоплательщики НДС, а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны будут представлять в налоговые органы налоговые декларации в электронной форме — п. 5 ст. 174 НК РФ.

Нагрузка на посредников

Пунктом 3.1 ст. 169 НК РФ на посредников, не являющихся налогоплательщиками НДС, с 1 января 2014 г. возложена обязанность при осуществлении ими предпринимательской деятельности в интересах третьего лица в случае выставления или получения в связи с этой деятельностью счетов-фактур вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.

Но основные неприятности ждут посредников с 1 января 2015 г. в ст. 174 НК РФ — п. п. 5, 5.1 и 5.2.

Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, обязаны представить в налоговую инспекцию по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Посредники, получающие или выставляющие счета-фактуры в интересах представляемого лица, будут обязаны представлять соответствующую налоговую декларацию по НДС в электронной форме. В этой налоговой декларации будут те сведения, которые содержатся в журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур, связанных с деятельностью в интересах представляемого лица. Состав сведений будет определять ФНС России.

При этом сам журнал также нужно будет в электронном виде передать в налоговую инспекцию по месту своего учета в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

——————————————————————